Культура как знаковая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 09:32, доклад

Описание работы

О культуре можно говорить как о живом развивающемся организме, имеющем свои закономерности существования, подверженном перепадам расцвета и упадка. Это сложная система ценностей и способов, посредством культуры превращаются из противника в сотрудника по созданию гармонии. Наука и культура неотделимы от понятия знака, поскольку они дают в распоряжение людей нужные им знаки и представляют свои результаты в форме знаковых систем

Содержание работы

Введение 2
1.Типология знаковых систем культуры 3
2. Естественные знаки 4
3. Функциональные знаки 5
4. Иконические знаки и символы 6
5. Конвенциональные знаки 9
6. Вербальные знаковые системы – естественные языки 10
7. Знаковый характер языка 12
8. Естественные и искусственные языки 14
Заключение 17
Список использованной литературы 18

Файлы: 1 файл

культурология реферат 2.doc

— 107.00 Кб (Скачать файл)

     Естественный язык – открытая система. Он (в отличие от строгих формализованных систем, о которых разговор пойдет ниже) способен к неограниченному развитию. История развития культуры отражается в истории развития языка. Но эволюция языка не является просто следствием перемен в общественной жизни. Несмотря на изменения, происходящие в языке, он остается одним и тем же в течение столетий, и дети понимают своих предков, а деды – внуков и правнуков. Дело в том, что наряду с быстро изменяющимся слоем лексики в языке имеется основной словарный фонд – лексическое «ядро» языка, которое сохраняется веками. Сюда входят все корневые слова. Они понятны всем носителям данного языка, отличаются высокой частотностью употребления и служат источником для новых словообразований. Это, например, такие слова, как «вода», «дом», «мать», «работа», «десять», «я», «твой» и т.п. Основной словарный фонд со временем тоже изменяется (так, наши предки говорили не «пахать землю», а «орать землю»). Но эти изменения совершаются очень медленно – иначе люди разных поколений не могли бы понять друг друга и опыт прошлого не накапливался бы в культуре. [4]

7. Знаковый характер языка

     Язык, которым пользуется человек в повседневном общении, является не только исторически сложившейся формой культуры, объединяющей человеческое общество, но и сложной знаковой системой. Понимание знаковых свойств языка необходимо для того, чтобы лучше представлять себе устройство языка и правила его употребления.

     Слова человеческого языка являются знаками предметов и понятий. Слова - это самые многочисленные и главные знаки в языке. Другие единицы языка также являются .Знак обладает следующими свойствами:

знак должен быть материальным, доступным восприятию;

знак направлен на значение;

содержание знака не совпадает с его материальной характеристикой, в то время как содержание вещи исчерпывается её материальными свойствами;

содержание и форма  знака определяются различительными  признаками;

знак - всегда член системы, и его содержание во многом зависит  от места данного знака в системе.

Указанные выше свойства знака обуславливают ряд требований культуры речи.

     Во-первых, говорящий (пишущий) должен заботиться о том, чтобы знаки его речи (звучащие слова или знаки письма) были удобны для восприятия: достаточно отчётливо слышимы, видимы.

     Во-вторых, необходимо чтобы знаки речи выражали некоторое содержание, передавали смысл, причём таким образом, чтобы форма речи помогала легче понять содержание речи.

     В-третьих, необходимо иметь в виду, что собеседник может быть менее осведомлён о предмете разговора, а значит, необходимо предоставить ему недостающие сведения, которые лишь по мнению говорящего уже содержатся в сказанных словах.

     В-четвёртых, важно следить за тем, чтобы звуки устной речи и буквы письма достаточно четко отличались друг от друга.

     В-пятых, важно помнить о системных связях слова с другими словами, учитывать многозначность, использовать синонимию, иметь в виду ассоциативные связи слов.

Таким образом, знания из области семиотики (науки о знаках) способствуют повышению речевой культуры.

     Языковой знак может знаком кода и знаком текста.

Знаки кода существуют в  виде системы противопоставленных  в языке единиц, связанных отношением значимости, которое определяет специфическое  для каждого языка содержание знаков.

Знаки текста существуют в виде формально и по смыслу связанной  последовательности единиц. Культура речи предполагает внимательное отношение  говорящего к связности произносимого  или письменного текста.

Значение - это содержание языкового знака, образующееся вследствие отображения внеязыковой действительности в сознании людей. Значение языковой единицы в системе языка виртуально, т.е. определяется тем, что данная единица может обозначать. В конкретном высказывании значение языковой единицы становится актуальным, поскольку единица соотносится с конкретным объектом, с тем, что она реально обозначает в высказывании. С точки зрения культуры речи для говорящего важно четко направить внимание собеседника на актуализацию значения высказывания, помочь ему в соотнесении высказывания с ситуацией, а для слушающего важно проявить максимум внимания к коммуникативным намерениям говорящего.

Различают предметное и  понятийное значение.

Предметное значение состоит в соотнесении слова  с предметом, в обозначении предмета.

Понятийное значение служит для выражения понятия, отражающего предмет, для задания класса предметов, обозначаемых знаком. [5;6]

8. Естественные и искусственные языки

     Знаки, входящие в состав языков как средств коммуникации в обществе называются знаками общения. Знаки общения делятся на знаки естественных языков и знаки искусственных знаковых систем (искусственных языков).

Знаки естественных языков состоят как из звуковых знаков, так и соответствующих им знаков письма (рукописных, типографских, машинописных, принтерных, экранных).

     В естественных языках общения - национальных языках - в более или менее явной форме существуют правила грамматики, а правила смысла и употребления - в неявной форме. Для письменной формы речи существуют также закрепленные в сводах и справочниках правила орфографии и пунктуации.

В искусственных языках, как правила грамматики, так и правила смысла и употребления задаются в явной форме в соответствующих описаниях этих языков.

Искусственные языки  возникли в связи с развитием  науки и техники, они применяются  в профессиональной деятельности специалистов. К искусственным языкам относятся системы математических, химических символов. Они служат средством не только общения, но и выведения нового знания.

Среди искусственных  знаковых систем можно выделить кодовые  системы, предназначенные для кодирования обычной речи. К ним относятся азбука Морзе, морская флажковая сигнализация букв алфавита, различные шифры.

Особую группу составляют искусственные языки, предназначенные  для управления работой компьютерных систем, - языки программирования. Они  имеют строгое системное устройство и формализованные правила соотнесения кодовых знаков и смысла, предусматривающие выполнение компьютерной системой именно тех операций, которые требуются.

Знаки искусственных  языков могут сами составлять тексты или включаться в состав письменных текстов на естественном языке. Многие искусственные языки имеют международное употребление и включаются в тексты на разных естественных национальных языках. Разумеется, что знаки искусственных языков уместно включать только в тексты, адресованные специалистам, знакомым с этими языками.

      Естественный звуковой язык людей является самой полной и совершенной из всех систем общения. Другие знаковые системы, созданные человеком воплощают лишь некоторые из свойств естественного языка. Эти системы могут значительно усиливать язык и превосходить его в каком-либо одном или нескольких отношениях, но одновременно уступать ему в других (Ю. С. Степанов. Язык и метод. - М.: 1998. С. 52).

Так, например, система  математических символов превосходит  естественный язык краткостью записи информации, минимальностью знаков кода. Языки программирования характеризуются четкостью правил и однозначным соответствием смысла и формы.

В свою очередь естественный язык отличается значительно большей  гибкостью, открытостью и динамичностью.

Естественный язык применим для описания любых ситуаций, в  том числе тех, которые ещё  не были объектом описания с помощью  данного языка.

Естественный язык позволяет  говорящему порождать новые и  при этом понятные для собеседника  знаки, а также использовать существующие знаки в новых значениях, что невозможно в искусственных языках.

Естественный язык известен в рамках всего национального  общества, а не только узкому кругу  специалистов.

Естественный язык быстрее  приспосабливается к многообразным потребностям межличностного взаимодействия людей и потому является основным и в целом незаменимым средством человеческого общения. [7]

 

Заключение

     Из всего вышеизложенного можно сделать вывод. Культура – знаковая система, определенным образом организованная. В качестве определяющего признака культуры выступает именно момент организации, проявляющейся как некая сумма правил, ограничений, наложенных на систему.

     Наука и  культура неотделимы от понятий  знака, поскольку они дают в распоряжение людей нужные им знаки и представляют свои результаты в форме знаковых систем. Как человеческая цивилизация, так и человеческий разум, невозможны без знаков и знаковых систем, и интеллект вообще следует отождествлять именно с функционированием знаков.

    Культура неизбежно  принимает характер вторичной  системы, надстраиваемой над тем или иным, принятым в данном коллективе, естественным языком, и по  своей внутренней организации воспроизводит структурную схему языка. Наличие различно организованных структур и разных степеней организованности - необходимое условие работы механизма культуры. По утверждению М.Ю.Лотмана « с потребностью структурного разнообразия, видимо связано то, что каждая культура, помимо в некультурного фона, расположенного ниже ее уровня, выделяет специальные сферы, иначе организованные, которые оцениваются в аксиологическом отношении весьма высоко, хотя и стоят вне общей системы. Таков монастырь в средневековье, поэзия в концепции романтизма, театр для обывателя и многие островки “другой культуры”.

Итак, культура – исторически сложившийся пучок семиотических систем (языков), который может складываться в единую иерархию, но может представлять собой и симбиоз самостоятельных систем. Культура выражает себя через мир символических форм, передаваемых от поколения к поколению. Символические формы сами по себе – лишь внешняя сторона культуры. Только благодаря творческой активности человека символический мир наполняется глубоким содержанием. Поэтому определить понятие культуры только посредством символов, т.е. отождествлять культуру и мир символов, нельзя. [8]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Васин А.С. Культурология.  – М.: Фобос, 2004

2. Романов Ю.М. Культурология. – С-П.: Юристь, 2006

3. Соколова А.Т. Культурология.  – М.: Феникс, 2000

4.Головин Б.Н. Основы культуры речи. М: Высшая школа, 1998, 320стр.

 

5. Калинин А.В. Культура русского слова. М: МГУ, 1984,

 

6. Колесов В.В. Культура речи. СП б: Лениздат, 1988,

 

7. Сборник статей «О культуре речи». М: Знание, 1981, 234 стр.

 

8.http://yaneuch.ru/cat_07/kultura-kakznakovayasistema/34248.1238464.page1.html

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Культура как знаковая система