Культура Киевской Руси IX - XII

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 18:31, контрольная работа

Описание работы

Культура выражает духовную сущность народа, его взгляды на мир, природу, человеческие отношения. Долгие годы русская культура — устное народное творчество, искусство, архитектура, живопись, художественное ремесло — развивалась под влиянием языческой религии, языческого мировоззрения. Весь богатейший культурный опыт восточного славянства стал достоянием единой русской культуры, которая складывалась как культура всех восточных славян, сохраняя в то же время свои региональные черты — одни для

Файлы: 1 файл

контрольная по культурологии.doc

— 65.50 Кб (Скачать файл)


Введение  

 

 

         Культура выражает духовную  сущность народа, его взгляды  на мир, природу, человеческие  отношения. Долгие годы русская  культура — устное народное  творчество, искусство, архитектура, живопись, художественное ремесло — развивалась под влиянием языческой религии, языческого мировоззрения. Весь богатейший культурный опыт восточного славянства стал достоянием единой русской культуры, которая складывалась как культура всех восточных славян, сохраняя в то же время свои региональные черты — одни для Поднепровья, другие — для Северо - Восточной Руси и т.д. Особенностью развития культуры Киевское Руси было влияние соседних народов, с которыми Русь обменивалась производственными навыками, торговала, воевала, мирилась, - с угро-финскими племенами, балтами, иранскими племенами, другими народами и государствами. Еще одной особенностью культуры Древней Руси является то, что она  складывалась и развивалась на достаточно большой территории, где жили различные племена: поляне, северяне, радимичи, кривичи, вятичи и многие  другие.

Развитие древнерусской  культуры проходило в непосредственной связи с развитием восточнославянского  народа, становлением государства, укреплением  связей с соседними странами. Культура Руси складывается в те же века, что  и зарождение государства.        

 В пору своего государственного  становления Русь испытывала  сильное влияние соседней Византии, которая для своего времени  была одним из наиболее культурных  государств мира. Русь не копировала  и не заимствовала безоглядно  чужое наследие, она синтезировала его со своими культурными традициями. Открытость и синтетичность русской культуры во многом определили ее своеобразие и неповторимость. Причем влияние иноземных культурных традиции было сильнее в городах, которые являлись центрами культуры, а сельское население было в основном хранителем старинных культурных традиций, связанных с  глубинами исторической памяти народа.  

                           1.  Культура и верования восточных славян  

 

 

          Древние славяне были людьми ведической культуры, поэтому древнеславянскую религию правильнее было бы именовать не язычеством, а ведизмом. Это мирная религия высококультурного земледельческого народа, родственная другим религиям ведического корня – Древней Индии, Древней Греции.      

 Об уровне культуры славянских союзов племенных  княжеств известно мало. Сокровища славянского фольклора – народные песни, сказки, былины, загадки, погребальные плачи  - начинают интенсивно собирать и записывать в первой половине XIX в. О своеобразии и самостоятельности прикладного искусства восточных славян свидетельствуют археологические находки, относящиеся к VI-VII вв., среди которых выделяются серебряные фигурки коней с золотыми гривами и копытами (в районе р. Рось)[1]. По Велесовой книге (предположительно написанной новгородскими жрецами не позже IX в., посвященной богу богатства и мудрости Велесу и разрешающей спор происхождении славян) существовала архаическая Троица-Триглав: Сварог (Сварожич) – небесный бог, Перун – громовержец, Велес (Волос) бог разрушитель Вселенной. Существовали также материнские культы. Изобразительное искусство и фольклор древних славян были неразрывно связаны с язычеством. Главными божествами славян являлись: Сварог (бог неба) и его сын Сварожич (бог огня), Род (бог плодородия), Стрибог (бог скота), Перун (бог грозы). В честь этих богов ставились идолы, которым приносились жертвы. Божество солнца, провожаемого на зиму, называли Купала, Ярило и Кострома. Во время праздника соломенное чучело этих божеств или сжигали, или топили в воде. По мере усложнения социальной организации восточнославянского общества происходили изменения в языческом пантеоне: главным божеством военно-служилой знати стал Перун, превратившийся в бога войны. Вместо деревянных идолов появились каменные изваяния божеств, сооружались языческие святилища. При воцарении в Киеве Владимира Красное-Солнышко (980-1015), была проведена своего рода языческая реформа. Он стремился поднять народные верования до уровня государственной религии и рядом со своими теремами, на холме, приказал поставить деревянные кумиры шести богов: Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Семаргла и Мокоши.       

 Разложение родовых  отношений сопровождалось усложнением  культовых обрядов. Так, похороны  князей и знати превращались в торжественный ритуал, во время которого над умершими насыпали огромные холмы – курганы, сжигали вместе с покойником одну из его жен или рабыню, справляли тризну, т.е. поминки, сопровождавшиеся военными состязаниями. Архаические народные праздники: новогодние гадания, масленица сопровождались заклинательными магическими обрядами, которые были своего рода молениями богам об общем благополучии, урожае, избавлении от грозы и града.  

      Ни одна культура духовно развитого народа не может существовать без письменности До сих пор считалось, что славяне до миссионерской деятельности Кирилла и Мефодия не знали письменности, но целый ряд учёных (С.П.Обнорский, Д.С.Лихачёв и др.) указывали, что имеются неоспоримые свидетельства о наличии письменности у восточных славян задолго до крещения Руси. Было высказано мнение, что славяне имели свою оригинальную систему письма: узелковую письменность, ее знаки не записывались, а передавались с помощью узелков, завязанных на нитях, которые заматывались в книги-клубки. Память об этом письме осталась в языке и фольклоре: например, мы до сих пор говорим о «нити повествования», «хитросплетении сюжета», а также завязываем узелки на память. Узелково-языческая письменность была очень сложна и доступна лишь избранным – жрецам и высшей знати. Очевидно, что узелковая письменность не могла соперничать с более простой  логически совершенной системой письма, основанной на кириллице[2]. 

 

 

 

2. Принятие Русью христианства и его значение в развитии русской культуры       

  Принятие Русью христианства является важнейшим событием культурной жизни того периода. Характер исторического выбора, сделанного в 988 г. князем Владимиром, был не случайным. В летописи «Повесть временных лет» приводится большой рассказ о сомнениях Владимира и его бояр при выборе веры. Однако князь сделал свой выбор в пользу греческого православного христианства. Решающим фактором обращения к религиозно-идеологическому опыту Византии явились традиционные политические, экономические, культурные связи Киевской Руси с Византией.  Около 988 г. Владимир крестился сам, крестил свою дружину и бояр и под страхом наказания заставил креститься киевлян и всех русских вообще. Крещение остальной Руси заняло длительное время. На Северо-Востоке обращение населения в христианство завершилось лишь к концу XI в. Крещение не раз встречало сопротивление. Наиболее известное восстание произошло в Новгороде. Новгородцы согласились креститься лишь после того, как княжеские дружинники подожгли непокорный город. Многие древние славянские верования вошли на Руси в христианский канон. Громовержец Перун стал Ильей-пророком, Велес - Св. Власием, праздник Купалы превратился в день св. Иоанна Крестителя, масленичные блины являются напоминанием о языческом поклонении Солнцу. Сохранилась вера в низшие божества - леших, домовых, русалок и тому подобное. Однако все это - лишь пережитки язычества, не делающие православного христианина язычником.     

 Принятие христианства Русью  имело прогрессивное значение, оно способствовало развитию феодальных отношений в древнерусском обществе, освящая отношения господства-подчинения («да убоится раб господина своего», «нет власти не от Бога»); сама церковь превратилась в крупного землевладельца[3]. Христианство привнесло в мораль и нравы древнерусского общества гуманистические ценности («не убей», «не укради», «возлюби ближнего своего как самого себя»). Принятие христианства укрепило единство страны и центральную власть. Качественно изменилось международное положение Руси -  из языческой варварской державы она превратилась в европейское христианское государство. Мощный импульс получило развитие культуры: появляются богослужебные книги на славянском языке, иконопись, фресковая живопись, мозаика, расцветает каменное зодчество, при монастырях открываются первые школы, распространяется грамотность.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Древнерусская литература         

 Русская литература родилась  в первой половине XI в. в среде господствующего класса и была элитарной. Ведущую роль в литературном процессе играла церковь, поэтому наряду со светской большое развитие получила церковная литература. Материалом для письма служили пергамент, телячья кожа особой выделки, береста. Бумага окончательно вытесняет пергамент только в XV-XVI вв. Писали чернилами и киноварью, используя гусиные перья. Древнерусская книга  - это объемная рукопись, составленная из тетрадей, сшитых в деревянный переплет, обтянутый тесненной кожей.[4] В 11 в. на Руси появляются роскошные книги с киноварными буквами и художественными миниатюрами. Их переплет оковывался золотом или серебром, украшался жемчугом, драгоценными камнями. Таково «Остромирово Евангелие», написанное  дьяконом Григорием для новгородского посадника Остромира в 1057 г.      

 В основе литературного языка  – живой разговорный язык Древней  Руси, вместе с тем в процессе  его формирования большую роль  сыграл близкородственный ему,  хотя и иноземный по происхождению, язык старославянский или церковнославянский. На его основе развивалась на Руси церковная письменность, и велось богослужение.     

 Одним из жанров древнерусской  литературы была летопись –  погодное изложение событий. Летописец не только описывал исторические события, но и должен был дать им оценку, отвечающую интересам князя-заказчика. Древнейшая дошедшая до нас летопись датируется 1113 г. Она вошла в историю под названием «Повесть временных лет», как принято считать, была создана монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. «Повесть» отличается сложностью состава и многообразием включенных в нее материалов.       

 Одним из древнейших памятников  древнерусской литературы является  знаменитое «Слово о Законе  и Благодати» (1037-1050 гг.) княжеского священника в Берестове и будущего первого киевского митрополита Иллариона. Содержанием «Слова»  стало обоснование государственно идеологической концепции Древней Руси, определение ее места среди других народов и государств, ее вклада в распространение христианств.     

 В начале 12 в. в древнерусской  культуре формируются новее литературные  жанры: поучения и хождения (путевые  заметки). Наиболее яркими примерами  служат «Поучение детям», составленное  на склоне лет киевским великим  князем Владимиром Мономахом, а также созданное одним из его сподвижников, игуменом Даниилом, знаменитое «Хождение», описывающее его путешествие по святым местам через Константинополь и о.Крит в Иерусалим.      

 В конце 12 в. было создано  самое знаменитое из поэтических произведений древнерусской литературы – «Слово о полку Игореве» (дошло до нас в единственном списке, который погиб во время пожара 1812г. в Москве), основой сюжета которого стало описание неудачного похода против половцев новгород-северского князя Игоря Святославича (1185)[5]. Неизвестный автор «Слова» принадлежал, видимо, к дружинной знати. Главной идее произведения стала необходимость единства русских князей перед лицом внешней опасности, его призыв направлен к прекращению междоусобец и княжеских распрей.       

 Правовым кодексом Руси была  «Русская правда», которая содержит  в себе, прежде всего, нормы уголовного, наследственного, торгового и процессуального законодательства и является главным источником правовых, социальных и экономических отношений восточных славян. Большинство современных исследователей связывают Древнейшую Правду с именем киевского князя Ярослава Мудрого. Примерный период ее создания 1019—1054 гг. Нормы Русской Правды были постепенно кодифицированы киевскими князьями.

 

 

 

4. Строительство и архитектура. 

       С приходом на Русь христианства широко начинается строительство культовых зданий и монастырей. К сожалению, памятники древнерусского деревянного зодчества до наших дней не сохранились. Одним из первых центральных монастырей был Киево-Печерский, основанный в сер. 11 в. Антонием и Феодосием Печерскими. Печеры, или пещеры – это места, где первоначально селились христианские подвижники, и вокруг которых возникало поселение, превращавшееся в общежительный монастырь. Монастыри становились центрами распространения духовных знаний.    

 В конце 10 в. на Руси  началось каменное строительство.  Одним из первых каменных строений Киева была Десятинная церковь Успения Богородицы, возведенная греческими мастерами и разрушенная во время нашествия Батыя в 1240г. Раскопки позволили выяснить, что это было мощное сооружение из тонкого кирпича, украшенное резным мрамором, мозаикой, фресками. Византийский крестово-купольный храм стал в Древней Руси основной архитектурной формой. Археологические раскопки этого древнейшего храма Руси позволили установить, что эта постройка площадью около 90 кв.м. увенчанная, по словам летописи, 25 верхами, т.е. главами, была грандиозной по замыслу и исполнению.  В 30-е годы XI в. были построены каменные  Золотые ворота  с надвратной церковью Благовещения[6].     

 Выдающемся произведением зодчества Киевской Руси стал Софийский собор в Новгороде. Он значительно строже киевского, имеет 5-ть куполов, гораздо мощнее и суровее сложенные из местного известняка стены. В интерьере нет ярких мозаик, а только фрески, но не такие динамичные как в Киеве, и избыток орнаментных украшений языческой древности с ясно проглядывающимся рисунком узелкового письма.[7]

 

 

5. Ремесла.        

 В Киевской Руси были высоко  развиты ремесла: гончарное, металлообработка, ювелирное, бортничество и др. В X в. появляется гончарный круг. К середине XI в. относится первый известный меч с русской надписью: «Людота ковал». С этого времени русские мечи встречаются в археологических раскопках в Прибалтике, Финляндии, Скандинавии.    

 Ювелирная техника  русских мастеров была очень сложной, а изделия Руси пользовались большим спросом на мировом рынке того времени. Многие украшения выполнены в технике зерни: на изделие напаивался узор, состоящий из множества шариков. До сих пор вызывают восхищение сделанные киевским ремесленником серьги (XI—XII вв.): кольца с полукруглыми щитами, к которым припаяны по шесть серебряных конусов с шариками и 500 колечками диаметром 0,06 см из проволоки диаметром 0,02 см. На колечках закреплены крошечные зернышки серебра диаметром 0,04 см. Как делали это люди, не располагая увеличительными приборами, представить себе трудно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение      

 Киевская Русь в домонгольское  время превратилась в страну  высокоразвитой культуры. Уже в  XI в. она достигла уровня передовых стран Европы и насчитывала два столетия своей государственности. Начинает складываться общность древнерусского народа, которая  выражалась в выработке литературного языка, покрывающего собой местные племенные диалекты, в национальном самоощущении единства всего народа, в формировании общей культуры. Высокий по тем временам уровень развития общественной мысли, национального самообразования демонстрируют русские летописи. В эпоху киевской Руси был задан тип культурно-исторического развития русского народ, в котором тесно переплеталось христианство и язычество.   

 

Тест

       Назовите собор  в Киевской Руси, считающийся  вершиной русской архитектуры   XI века:

        1. Спасо-преображенский собор
        2. Софийский собор в Новгороде                           +
        3. Собор Василия Блаженного

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы:

Информация о работе Культура Киевской Руси IX - XII