Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 17:29, реферат
Исторические условия развития культуры. Значение принятия христианства для культурного развития Руси.
Культура - совокупность созданных обществом материальных и духовных ценностей.
КУЛЬТУРА КИЕВСКОЙ РУСИ
Исторические условия развития культуры. Значение принятия христианства для культурного развития Руси.
Культура - совокупность созданных обществом материальных и духовных ценностей. Принято в связи с этим говорить о материальной и духовной культуре. Однако это деление условно, поскольку каждое произведение материальной культуры является результатом осознанной человеческой деятельности, и, в то же время, практически любое произведение духовной культуры (литературное произведение, икона, картина, архитектурное сооружение и т.д.) выражается в конкретной вещественной форме.
Развитие древнерусской
В домонгольский период культура Древней Руси достигла высокого уровня, создала основы для культурного развития последующих эпох.
Принятие христианства способствовало
расцвету материальной культуры. Иконопись,
фреска, мозаика, приемы кладки кирпичных
стен, возведения куполов, камнерезное
дело - все это пришло на Русь из Византии
благодаря распространению
С христианством пришла письменность на славянском языке, созданная болгарскими просветителями Кириллом и Мефодием. Стали создаваться рукописные книги. При монастырях возникали школы. Распространилась грамотность.
Христианство повлияло на нравы
и мораль. Церковь запрещала
Христианство укрепило княжескую власть. Церковь внушала подданным необходимость беспрекословного повиновения, а князьям - сознание своей высокой ответственности.
Приняв христианство, Русь перестала быть для европейцев варварской страной. Она стала равной среди равных европейских держав. Укрепление ее международного положения выразилось в многочисленных династических браках.
Правда, позднее из-за того, что в Западной Европе господствовал католицизм, а Русь была православной, Русское государство оказалось изолированным от западного мира.
Принятие христианства способствовало сплочению восточнославянских племен в единую древнерусскую народность. На смену сознанию племенной общности пришло осознание общности всех русских вообще.
Приобщение славяно-финского мира к ценностям христианства.
Создание условий для
Русь была признана как христианское государство, что определило более высокий уровень отношений с европейскими странами и народами.
Русская церковь, развивавшаяся в сотрудничестве с государством, стала силой объединяющей жителей разных земель в культурную и политическую общность. Перенесение на русскую почву традиций монастырской жизни придало своеобразие славянской колонизации северных и восточных славян Киевского государства. Миссионерская деятельность на землях, населенных финоязычными и тюркскими племенами, не только вовлекла эти племена в орбиту христианской цивилизации, но и несколько смягчала болезненные процессы становления многонационального государства (это государство развивалось на основе не национальной и религиозной идеи. Оно было не столько русским, сколько православным. Когда же народ потерял веру-государство развалилось).
Приобщение к тысячелетней христианской
истории ставило перед русским
обществом новые культурные, духовные
задачи и указывало на средства их
решения (освоение многовекового наследия
греко-римской цивилизации, развитие
самобытных форм литературы, искусства,
религиозной жизни). Заимствование
становилось основой для
Летописание
Русские средневековые летописи представляют
собой крупные памятники
Летописи являются памятниками общественной мысли, литературы и научных знамений.
Наряду с политическими
Летопись была важнейшим политическим документом той современности и являлась и являлась оружием в политической борьбе.
Летопись велась при княжеских дворах и епископских кафедрах.
Благодаря летописям нам сейчас известны события того времени.
Письменность и литература
Важнейшее место в культуре Киевской Руси занимала литература.
Создание славянской азбуки связывается с именами византийских миссионеров Константина (Кирилла) (827-869) и его брата Мефодия (815-885)
Это событие связано с принятием христианства, но дохристианская культура уже имела зачатки систем письма.
Об этом свидетельствует сказание черноризца Храбра «О письменах», относящееся к концу 9 - началу 10 в. В нем на основании показаний очевидцев повествуется о создании Константином Философом азбуки. Во времена язычества славяне применяли некоторые примитивные знаки, после же принятия христианства в практику вошло использование латинских и греческих букв, которые не были приспособлены к особенностям славянской речи.
В 862 г. в Константинополь прибыли послы моравского князя Ростислава, который просил императора Михаила и патриарха Фотия направить в Моравию проповедников для устроения там христианской религии, причем нужно было, чтобы это велось на наречии, которое будет понятно народу.
Оба брата были родом из македонского города Солуни. Константин (Кирилл) изучал богословие и был назначен позднее патриаршим библиотекарем, а также преподавал философию. Он владел несколькими языками, в том числе и местным славянским диалектом. Мефодий занимал пост управителя в одной из славянских провинций Византийской империи.
Вскоре после обращения послов к императору Кирилл создал славянскую азбуку, которая состояла из 38 букв. Поскольку ее нельзя было составить механически, часть букв была взята из греческого алфавита, а некоторые были специально придуманы для правильной передачи звуков славянских диалектов. Кириллом же был сделан перевод Евангелия и ряда других церковных книг.
Древнейшие памятники
Появление письменности обусловлено
внутренними потребностями
Развитие письменности на родном языке
привело к тому, что русская
церковь с самого начала не была
монополистом в сфере грамотности
и образования. О распространении
грамотности среди
Музыка
Письменные источники
Народная музыка, возникшая задолго до профессионального музыкального искусства, играла в общественной жизни языческой Руси гораздо большую роль, нежели в более поздние эпохи. Народные песни были плодом коллективного устного творчества и имели много вариантов. Фольклор обладал сложившейся стройной системой жанров и средств музыкальной выразительности.
В числе самых древних
Совсем иной была сфера семейно - бытового фольклора. В Древней Руси события, связанные с рождением человека, вступлением в брак, его смертью, отразились в прекрасных народных песнях.
Наиболее развитым был обряд русской свадьбы. Также были распространены плачи-причитания: «причет», «вопль», «голошение».
Синтетическим жанром, в котором с особой яркостью воплотился музыкально-поэтический дар русского народа, была былина (или старина). В ней рассказывалось о том, что «было» и одновременно велось повествование о небылицах, сказочных героях, фантастических образах. Большинство персонажей киевских былин (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич) - бесстрашные богатыри, защитники родной земли, совершающие подвиги в самых необычных ситуациях.
С принятием христианства смысл языческих верований породивших те или иные жанры музыкального фольклора, стал забываться. Однако внешние формы обрядов остались. Церковь Древней Руси не отвергла традиционные народные праздники, но лишь придала им новый духовный смысл.
В храмовой музыки стали распространены псалмы, кондаки, стихиры, тропари, входящие в Литургию, Всенощное бдение и другие службы.
Театр
Театр того времени – скоморохи.
Часто их юмор был бытовым, не поднимался
выше пояса (что, впрочем, было присуще
и Европе), и главное – скоморохи
не пользовались институализированной
поддержкой. Это касалось и т.н. “оседлых
скоморохов”, которые пристраивались
к княжеским или царским