Культура Киевской Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 17:29, реферат

Описание работы

Исторические условия развития культуры. Значение принятия христианства для культурного развития Руси.

Культура - совокупность созданных обществом материальных и духовных ценностей.

Файлы: 1 файл

доклад по истории.docx

— 33.32 Кб (Скачать файл)


КУЛЬТУРА КИЕВСКОЙ РУСИ

 

Исторические условия развития культуры. Значение принятия христианства для культурного развития Руси.

 

Культура - совокупность созданных обществом  материальных и духовных ценностей. Принято в связи с этим говорить о материальной и духовной культуре. Однако это деление условно, поскольку  каждое произведение материальной культуры является результатом осознанной человеческой деятельности, и, в то же время, практически  любое произведение духовной культуры (литературное произведение, икона, картина, архитектурное сооружение и т.д.) выражается в конкретной вещественной форме.

Развитие древнерусской культуры проходило в непосредственной связи  с эволюцией восточнославянского  общества, становлением государства, укреплением  связей с соседними странами.

В домонгольский период культура Древней Руси достигла высокого уровня, создала основы для культурного развития последующих эпох.

Значение принятия христианства

Принятие христианства способствовало расцвету материальной культуры. Иконопись, фреска, мозаика, приемы кладки кирпичных  стен, возведения куполов, камнерезное  дело - все это пришло на Русь из Византии благодаря распространению христианства. Через Византию Русь познакомилась  с наследием античного мира.

С христианством пришла письменность на славянском языке, созданная болгарскими  просветителями Кириллом и Мефодием. Стали создаваться рукописные книги. При монастырях возникали школы. Распространилась грамотность.

Христианство повлияло на нравы  и мораль. Церковь запрещала жертвоприношения, боролась с работорговлей, стремилась ограничить рабство. Общество впервые  познакомилось с понятием греха, отсутствующим в языческом мировоззрении.

Христианство укрепило княжескую  власть. Церковь внушала подданным  необходимость беспрекословного повиновения, а князьям - сознание своей высокой  ответственности.

Приняв христианство, Русь перестала  быть для европейцев варварской страной. Она стала равной среди равных европейских держав. Укрепление ее международного положения выразилось в многочисленных династических  браках.

Правда, позднее из-за того, что  в Западной Европе господствовал  католицизм, а Русь была православной, Русское государство оказалось  изолированным от западного мира.

Принятие христианства способствовало сплочению восточнославянских племен в единую древнерусскую народность. На смену сознанию племенной общности пришло осознание общности всех русских  вообще.

Приобщение славяно-финского мира к ценностям христианства.

Создание условий для полнокровного  сотрудничества племен Восточно-европейской  равнины с другими христианскими  племенами и народностями.

Русь была признана как христианское государство, что определило более  высокий уровень отношений с  европейскими странами и народами.

Русская церковь, развивавшаяся в  сотрудничестве с государством, стала  силой объединяющей жителей разных земель в культурную и политическую общность. Перенесение на русскую  почву традиций монастырской жизни  придало своеобразие славянской колонизации северных и восточных  славян Киевского государства. Миссионерская деятельность на землях, населенных финоязычными и тюркскими племенами, не только вовлекла эти племена в орбиту христианской цивилизации, но и несколько смягчала болезненные процессы становления многонационального государства (это государство развивалось на основе не национальной и религиозной идеи. Оно было не столько русским, сколько православным. Когда же народ потерял веру-государство развалилось).

Приобщение к тысячелетней христианской истории ставило перед русским  обществом новые культурные, духовные задачи и указывало на средства их решения (освоение многовекового наследия греко-римской цивилизации, развитие самобытных форм литературы, искусства, религиозной жизни). Заимствование  становилось основой для сотрудничества, из осваиваемых достижении Византии постепенно вырастали ранее неведомые славянам каменное зодчество, иконопись, фресковые росписи, житийная литература и летописание, школа и переписка книг. Крещение Руси, понимаемое не как кратковременное действие, не как массовый обряд, а как процесс постепенной христианизации восточнославянских и соседствовавших с ними племен крещение Руси создало новые формы внутренней жизни этих сближавшихся друг с другом этнических групп и новые формы их взаимодействия с окружающим миром.

Летописание

Русские средневековые летописи представляют собой крупные памятники духовной культуры.

Летописи являются памятниками  общественной мысли, литературы и научных  знамений.

Наряду с политическими событиями  в летописи вошли явления природы  и литературные произведения проникнутые  исторической конкретностью.

Летопись была важнейшим политическим документом той современности и  являлась и являлась оружием в  политической борьбе.

Летопись велась при княжеских  дворах и епископских кафедрах.

Благодаря летописям нам сейчас известны события того времени.

 

Письменность и литература

 

Важнейшее место в культуре Киевской Руси занимала литература.

 

Создание славянской азбуки связывается  с именами византийских миссионеров  Константина (Кирилла) (827-869) и его  брата Мефодия (815-885)

 

Это событие связано с принятием  христианства, но дохристианская культура уже имела зачатки систем письма.

 

Об этом свидетельствует сказание черноризца Храбра «О письменах», относящееся к концу 9 - началу 10 в. В нем на основании показаний очевидцев повествуется о создании Константином Философом азбуки. Во времена язычества славяне применяли некоторые примитивные знаки, после же принятия христианства в практику вошло использование латинских и греческих букв, которые не были приспособлены к особенностям славянской речи.

 

В 862 г. в Константинополь прибыли  послы моравского князя Ростислава, который просил императора Михаила  и патриарха Фотия направить в Моравию проповедников для устроения там христианской религии, причем нужно было, чтобы это велось на наречии, которое будет понятно народу.

 

Оба брата были родом из македонского города Солуни. Константин (Кирилл) изучал богословие и был назначен позднее патриаршим библиотекарем, а также преподавал философию. Он владел несколькими языками, в том числе и местным славянским диалектом. Мефодий занимал пост управителя в одной из славянских провинций Византийской империи.

 

Вскоре после обращения послов к императору Кирилл создал славянскую азбуку, которая состояла из 38 букв. Поскольку ее нельзя было составить  механически, часть букв была взята  из греческого алфавита, а некоторые  были специально придуманы для правильной передачи звуков славянских диалектов. Кириллом же был сделан перевод Евангелия  и ряда других церковных книг.

 

Древнейшие памятники славянской письменности знают два алфавита - кириллицу и глаголицу. Во второй половине IX в. был создан глаголический  алфавит, на котором писались первые переводы церковных книг для славянского  населения Моравии и Паннонии. На рубеже IX-X в.в. на территории Первого Болгарского царства в результате синтеза издавна распространенного здесь греческого письма и тех элементов глаголицы, которые удачно передавали особенности славянских языков, возникла азбука, получившая позднее название «кириллица». В дальнейшем этот более легкий и удобный алфавит вытеснил глаголицу и стал единственным у южных и восточных славян.

 

Появление письменности обусловлено  внутренними потребностями общества на определенной стадии его развития - разложение первобытнообщинного строя, возникновение классового общества и государства. Это означало качественный скачок в развитии культуры, т.к. письменность является важнейшим средством закрепления и передачи во времени и в пространстве знаний, мыслей, идей, сохранения и распространения достижений культуры.

 

Развитие письменности на родном языке  привело к тому, что русская  церковь с самого начала не была монополистом в сфере грамотности  и образования. О распространении  грамотности среди демократических  слоев городского населения свидетельствуют  берестяные грамоты. Это письма, памятные записки, владельческие записи, учебные  упражнения и т.д. Письмо, таким образом, использовалось не только в создании книг, государственных и юридических  актов, но и в быту.

Музыка

Письменные источники свидетельствуют  о богатстве и разнообразии фольклора  Киевской Руси. Значительное место  в нем занимала календарная обрядовая  поэзия: заговоры, заклинания, обрядовые  песни. Существовали также и формы  фольклора, не связанные с языческим  культом, - пословицы, поговорки, загадки, сказки, трудовые песни.

Народная музыка, возникшая задолго  до профессионального музыкального искусства, играла в общественной жизни  языческой Руси гораздо большую роль, нежели в более поздние эпохи. Народные песни были плодом коллективного устного творчества и имели много вариантов. Фольклор обладал сложившейся стройной системой жанров и средств музыкальной выразительности.

В числе самых древних свидетельств музыкальной одаренности русского народа - календарно-обрядовые песни. Они создавались в соответствии с календарем, отражающим этапы сельскохозяйственных работ в течение года. В содержании календарно-обрядового фольклора отразились самые разнообразные верования  наших предков, представления о  круговороте природы и устройстве мироздания. Песни входили в весенние, летние, осенние и зимние обряды, поскольку люди верили, что их действия и заклинания будут услышаны могучими силами матери-Земли, Солнца, Воды, небесных светил.

Совсем иной была сфера семейно - бытового фольклора. В Древней Руси события, связанные с рождением  человека, вступлением в брак, его  смертью, отразились в прекрасных народных песнях.

Наиболее развитым был обряд  русской свадьбы. Также были распространены плачи-причитания: «причет», «вопль», «голошение».

Синтетическим жанром, в котором  с особой яркостью воплотился музыкально-поэтический  дар русского народа, была былина (или  старина). В ней рассказывалось о  том, что «было» и одновременно велось повествование о небылицах, сказочных  героях, фантастических образах. Большинство  персонажей киевских былин (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич) - бесстрашные богатыри, защитники  родной земли, совершающие подвиги  в самых необычных ситуациях.

 

С принятием христианства смысл  языческих верований породивших те или иные жанры музыкального фольклора, стал забываться. Однако внешние формы  обрядов остались. Церковь Древней  Руси не отвергла традиционные народные праздники, но лишь придала им новый  духовный смысл.

 

В храмовой музыки стали распространены псалмы, кондаки, стихиры, тропари, входящие в Литургию, Всенощное бдение и  другие службы.

Театр

Театр того времени – скоморохи. Часто их юмор был бытовым, не поднимался выше пояса (что, впрочем, было присуще  и Европе), и главное – скоморохи  не пользовались институализированной поддержкой. Это касалось и т.н. “оседлых скоморохов”, которые пристраивались к княжеским или царским дворам, домам богатых и знатных бояр. Это были по большей части музыканты, но среди их песен были как “кривляния и бесстыдные песни”, так и “позоры”. Защита на них не очень распространялась, особенно на верху.

Живопись

Расцвет зодчества естественно  стимулировал развитие изобразительного искусства. С принятием христианства из Византии на Русь пришли новые для  нее виды монументальной живописи - мозаика и фреска, а также станковая  живопись (иконопись). С принятием  христианства из Византии на Русь пришли новые для нее виды монументальной живописи - мозаика и фреска, а  также станковая живопись (иконопись). Византия не только познакомила русских  художников с новой для них  техникой живописи, но и дала им иконографический канон, неизменность которого строго оберегалась  церковью.

Самые ранние из сохранившихся произведений древнерусской живописи были созданы  в Киеве. В киевских храмах было много  икон. Создавались они не только греческими, но и русскими мастерами. Суровой красотой и монументальностью  отличаются мозаики и фрески Софийского собора. Они выполнены в строгой  и торжественной манере, свойственной византийской монументальной живописи. Их исполнители мастерски использовали разнообразие оттенков смальты, искусно  объединили мозаику с фреской.

Мозаики собора Михайловского Златоверхого монастыря отличаются довольно свободной  композицией, живостью движений и индивидуальными  характеристиками отдельными персонажей.

В XII - XIII вв. в живописи отдельных  культурных центров все заметнее становятся местные особенности. Во второй половине XII в. формируется специфически новгородский стиль монументальной живописи, который достигает наиболее полного выражения в росписях церквей Георгия в Сиарой Ладоге, Благовещения в Аркажах и особенно Спаса - Нередицы. В этих фресковых циклах в отличие от киевских заметно стремление к упрощению художественных приемов, к экспрессивной трактовке иконографических типов, что диктовалось желанием создать искусство, доступное для восприятия не искушенного в теологических тонкостях человека, способное непосредственно воздействовать на его чувства.

Информация о работе Культура Киевской Руси