Культура Киевской Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 21:29, реферат

Описание работы

В 9 в. образовалась новая европейское государство - Киевская Русь. (Русская держава, Русь). Киевская, потому что центром восточнославянского государства был Киев, а вот название Русь имеет несколько версий происхождения.
Русь - от названия давней реки Рось на Днестре. От древних племен русов, живших между Днепром и Доном. Руськимы называл днепровские пороги (торговые места) в Х в. византийский император Константин.

Файлы: 1 файл

Культура Киевской Руси.doc

— 60.50 Кб (Скачать файл)

Культура  Киевской Руси

В 9 в. образовалась новая европейское государство - Киевская Русь. (Русская держава, Русь). Киевская, потому что центром восточнославянского  государства был Киев, а вот  название Русь имеет несколько версий происхождения. 
Русь - от названия давней реки Рось на Днестре. От древних племен русов, живших между Днепром и Доном. Руськимы называл днепровские пороги (торговые места) в Х в. византийский император Константин. 
Название Украина - Русь появилась в 19 веке в трудах историков диаспоры, а в Х в. Слово "Украина" не было собственным названием ни целого государства, ни какой ее части, конкретной ни народа в летописях это слово встречается трижды, в значении окраины земли, княжества. 
Древняя Русь имела значительное влияние на международную жизнь Европы, поддерживала и развивала политические и связях с культурные многими странами: Византией, Германией, Францией, Венгрией, Польшей, Чехией, Болгарией. Это подтверждает общность происхождения, языковую восточных, родство западных и южных славян. 
С принятием христианства Владимиром в 988 г. начинает развиваться и культура Руси. Сначала это были заимствованные культурные достижения Европы каменная архитектура, живопись, книгописание, образование Позже - собственный культурное развитие. 
В правление Владимира удалось объединить княжества под его руководство. Появляются многочисленные церковные книги, которые с болгарского языка переводят Кирилл и Мефодий. Открываются школы, где обучали детей иностранным языкам. 
Продолжателем политики Владимира стал его сын Ярослав (1019 - 1054), прозванный Мудрым. Он расширил границы государства, укреплял экономические связи (пошлюбував своих детей со многими королевскими дворами, например, брак Анны Ярославны с королем Генрихом-И, Франции). Организует школы, при Софии работают переписчики и переводчики книг, собирается первая в Украине библиотека. При нем началось кам "каменное строительство Софии Киевской, в подъездных ворот: польской, Еврейской, венгерской и Золотых ворот. Киев был расширен и обнесен валами. 
Ярославом был разработан в 1015 - 1016 гг. Первый отчет юридических законов. Дальнейшее развитие древнерусского законодательства связан с Владимиром Мономахом, Всеволодом и Изяславом. Завершилось составление законодательства в 13 в. 
При строительстве жилья и оборонительных сооружений слов "яны использовали дерево и глину, только в 10 веке в Киев с помощью византийских мастеров начали возводить каменные сооружения. Поэтому сразу же после крещения Руси первые появляются и церкви: Васильевская, построенная из дерева, и Десятинная, или Богородицкая-первая каменная церковь в Киеве. 
Интересна ее история. Мастеров для строительства были приглашены из Византии, ибо опыта работы с камнем отечественные зодчие не имели. Соответственно, приглашены не иностранцы знали местных условий, особенностей местных почв, так как всегда строили в горах, где не было нужды в крепком фундаменте. По тем же принципам в 996 г. было завершено строительство первого оплота христианства на Руси, на нужды которого князь Владимир выделял десятую своих часть доходов. Но грунт не выдержал давления гигантской каменной постройки. Дальнейшие реставрации и ремонтные работы не спасли храм, который сравнительно скоро превратился в груду строительного лома. 
Среди светских каменных зданий Киева знаменитой памятником является построены Ярославом Мудрым Золотые ворота. 
В Киевской Руси сформировалась собственная культура строительства, отличавшаяся от иностранных местной технологий. В архитектуре стали использовать глубокие (на 2 - 4 и метра) широкие фундаменты, преподаваемых из грубого камня, залитого цементом (так называемая Рустика. Стены мурувалися из тонких полос кирпича. Для улучшения акустики сооружения внутри в стенах оставались пустоты, образованные заложенными в их толщу глиняными кувшинами. 
Внешне церковь почти не украшались. Главным структурным элементом храма был его центральный купол. Изнутри рисовался образ Христа. Окон в стенах древнерусских храмов было немного. Помещение освещалось лучами из-под центрального купола и свечами. Внутри церковные стены покрывали росписи или мозаика. Отделка чаще всего имело характер сюжетных рисунков и портретов святых. Храмовый пространство делился на три части. По вертикали верхняя часть принадлежала Богу, средняя - ангелам, ниже - числа святителям из людей. Посредником между мирами виделась Божья что Матерь, заступалась за грешное человечество перед своим Сыном. Этот образ приобрел большую популярность в древнерусских росписях. Типичное изображение Богоматери - с поднятыми на уровень головы руками - каноническая вне Оранты, украшали стены многих храмов Киевской Руси. Жемчужиной древнерусской архитектуры стала церковь Святой Софии, строительство которой было начато и 1037 продолжалось 5-7 лет подряд. Она также сводилась византийскими мастерами, хотя до строительства и привлекались местные силы. По задумке, Святая София имела Дом, символизирующий Премудрости Божией, Небесной Софии, которую олицетворяла христианская церковь. 
С конца XI в. в архитектуре наступает новый этап, который характеризуется отказом от грандиозных форм. Храмы становятся меньше по размерам. Распространенным становится кубический однокупольный храм. 
Развитие живописи в Киевской Руси вполне связан с распространением христианства. Отделка церквей осуществлялось сначала греческими и малоазийскими мастерами. Из Византии сначала завозились и иконы Так, известную теперь под названием Владимирской Божьей Матери икону, написанную якобы еще евангелистом Лукой, была подарена из Византии молодому тогда Великому князю киевскому Владимиру Мономаху в начале XII в. Потом этот (1155 г.) шедевр византийской иконописи были вывезены из Вышгорода до Владимира князем Андреем Боголюбским. Но уже со второй половины XI в. при древнерусских монастырях начинают плодотворно собственные работать и иконописные мастерские. И хотя в те времена живописцы не подписывали своих работ, а оставляли только знаки принадлежности иконы той или иной мастерской, до нас дошли имена русских иконописцев Григория и Алипия, живших на рубеже XI - XII вв. 
Искусство масштабных мозаичных композиций, как и само слово "мозаика" также пришли из Византии. Но поскольку мозаики были очень дорогими в исполнении, большинство изображений в храмах и в княжеских палатах выполнялись в виде росписей краской - Мастера фресок.фрескових росписей работали не только над религиозными сюжетами. Светским по характеру были фрески, украшавшие стены княжеских палат, а в церквях появились росписи, бытовые по тематике, например, сцены охоты и княжеского жизни в галереях Киевской Софии. 
Среди других рисунков здесь можно было встретить и изображения выступления скоморохов, и это неудивительно. Храм в то время был не только местом молитвы, сюда приходили как в клуб, проводить часы досуга. 
Археологические раскопки показывают, что на Украине  развивалась своя самобытная культура. Особенно поражают ювелирные изделия древних мастеров. Они свидетельствуют о высоком уровне техники обработки металлов, резьба по камню и дереву. Мастерство ювелиров росла от тяжелых, массивных браслетов из меди к тонким ажурных украшений из золота, драгоценных камней. С "является традиция украшать сложными рисунками оружие, кованые пояса, конскую сбрую. 
Развивается музыкальное искусство. Все ритуалы в Киевской Руси, связанные с обрядовой и календарной поэзией, сопровождались музыкой. Играли на свирели, гуслях, Рожко. Песни, музыка, танцы сопровождали древних русичей и во время развлечений. Распространяется такое слой актеров скоморохи, которых князья держали при дворах Некоторые ученые считают, что скомороство не русская явление, а заимствованное из Византии, равно как карнавалы. 
Литература и образование Киевского государства. ячейками образования, библиотеками, центрами создания художественных ценностей на Руси, как и вообще в Европе, были храмы и монастыри. Одним из самых известных центров культурной жизни был Софийский собор в Киеве - резиденция митрополита. Здесь был заключен первый древнерусский летописный свод 1037 - 1039 годах, а митрополит Иларион написал и провозгласил знаменитое "Слово о законе и благодати", которое поражает глубиной национального сознания и ораторским талантом. При Софийском соборе разработан основы первого сборника законов, который сохранился до сих пор - "Русская правда", "Изборник Святослава". Интересной памятником славянской письменности является "Влесова книга" написана алфавиту, близким к кириллице, в ней изложена история дохристианской Руси от 650 г. до н. э к временам Аскольда (конец XI века). Тексты "Влесовой книги" был скопирован с деревянных дощечек, на которых они были написаны. 
Вместе круг научных знаний в Киевской Руси не было широким. Естественные науки интересовали мало и ограничивались практическими потребностями. Среди произведений, в основном переводов с греческого и болгарского языков, есть произведения, посвященные природе: "Физиолог" - сборник коротких рассказов о реальных и фантастических животных и растения; сборник "Шестоднева", посвященный отдельным явлениям природы, согласно дней создания их. Есть некоторые сборники со статьями на природные темы. Можно констатировать зародыши медицинских знаний. При дворе Владимира Мономаха работал врач - армянин, который имел большую практику. Первым врачом - украинские считается монах Киево-Печерского монастыря Агапит, лечивший "зельем" и умел делать хирургические операции. 
 
 
 

Искусство Киевской Руси 

Истоки древнерусского искусства восходят к искусству  восточных славян, населявших в 1 тысячелетии  н. э. европейскую территорию России. Искусство Это было связано с  языческим культом, носило магически-анимистический характер и широко входило в повседневный быт древних славян. Начальные стадии искусства восточных славян пока еще мало изучены, но, вероятно, в своем становлении оно соприкасалось с искусством скифо-сарматов и античных колоний Северного Причерноморья.

Архитектура восточных  славян 1 тысячелетия н. э- стала известна по археологическим раскопкам и скудным литературным данным. Материалом для сооружения жилищ и храмов служило дерево. Араб Ибн Фадлан, описавший свое путешествие в начале 10 в. в Болгар на Волге, указывает, что купцы-русы рубили там «большие дома из дерева». Другой автор 10 в., Ибн Русте, сравнивает «остроконечные кровли» домов в Киеве с «кровлей христианских церквей».

Произведения  прикладного искусства — бронзовые  и серебряные украшения, расцвеченные эмалью застежки — фибулы, височные кольца — колты, бусы, гребешки с фигурками животных — отмечены развитым вкусом народных мастеров. В изделиях древних славян орнамент большей частью очень спокоен, а изображения не внушают человеку страха. Житель бескрайних дебрей, древний славянин видел в фантастических существах, населявших, как он верил, леса, воды и болота, не столько своих врагов, сколько покровителей. Они защищали, «берегли» его. Он чувствовал себя причастным к их жизни, а потому и в искусстве стремился подчеркнуть эту. нерасторжимую связь. В некоторых изображениях (бронзовая фибула из окрестностей Зенькова, 8 в.; бронзовая пластинка из Бело-горского кургана, 10—11 вв., и др.) слияние человеческих фигур с различными животными образует самые фантастические сочетания.

Сформировавшиеся  тогда художественные вкусы и навыки не исчезли со становлением феодализма и принятием христианства. Влияние древнеславянского творчества на древнерусское искусство сказалось не только в сохранении технических приемов, но и в слиянии традиционных языческих представлений с образами христианского пантеона. Магический смысл многих изображений был с течением времени забыт, но как мотивы они продолжали жить в скульптуре, миниатюре, резьбе, вышивках и ювелирном искусстве.

Процесс феодализации привел в 9 в. к образованию Киевской Руси, крупного государства, быстро получившего известность во всем тогдашнем мире. Не только соседи, испытавшие военную мощь нового славянского государства, должны были считаться с его интересами, но и в далеких странах Западной Европы, а также в Багдадском халифате возникло желание установить с Киевом экономические и культурные отношения. С киевскими князьями стали заключать договоры, направлять к ним дипломатов, ученых и миссионеров.

Для Киевской Руси прогрессивное значение имело принятие христианства. Оно способствовало более органичному и глубокому усвоению всего лучшего, чем обладала передовая для того времени Византия. С 10 по 15 в. древнерусское искусство имело очень тесные связи с византийским. Из Византии привозились иконы, ткани, ювелирные изделия и многое другое. Некоторые памятники византийского искусства стали подлинной русской святыней, например знаменитая икона Владимирской Богоматери. Греки принимали участие в украшении многих древнерусских храмов и часто находили на Руси свою вторую родину. Творчество этих художников обретало на русской почве черты, свидетельствующие о сильнейшем воздействии местных художественных вкусов. Большое значение в формировании искусства и культуры Киевской Руси на первых этапах имела и тесная связь с болгарским государством, переживавшим в начале 11 в. свой расцвет.

В 10—II вв. Киевское государство, став одним из самых  значительных, имело торговые и культурные сношения с Англией, Францией и другими  государствами Европы и со странами Востока. Очень быстро культура Киевской Руси достигла высокого уровня, соперничая с культурой не только Западной Европы, но и Византии. Блестящий расцвет переживал Киев — один из самых больших и богатых городов Европы 11 —12 вв. По словам Титмара Мерзе-бургского, немецкого писателя начала 11 в., в Киеве было несколько сот церквей и много рынков, что говорит об оживленной торговле и бурной строительной деятельности.

Христианские  храмы появились на Руси еще в 10 в. Сначала они были деревянными, что связано с давними традициями архитектуры, особенно северной. Не случайно древняя летопись отметила деятельность вышгородских зодчих 11 в., мастеров деревянной архитектуры — Миронега и Ждан-Николы. В конце 10 в. в Новгороде была срублена церковь св. Софии «о тринадцати верхах», и была она «честно устроена и украшена». В 1049 г. церковь сгорела, как сгорали многие десятки тысяч деревянных зданий, возведенных русскими зодчими в 11 и последующих столетиях.

Не сохранились  и древнейшие каменные храмы. Однако раскопки позволили установить план первого городского киевского собора — Десятинной церкви Успения Богоматери, сооруженной по желанию князя Владимира (989—996). Сначала Это был трехнефный крестовокупольный храм; в 1039 г., при князе Ярославе, он был расширен и стал пятинефным. Внешний облик его представить невозможно. Результаты раскопок позволяют, впрочем, утверждать, что внутри он был богато декорирован фресками и мозаиками. Близ собора находились каменные дворцовые сооружения, также богато украшенные мрамором, мозаикой, майоликовыми плитками.

При сооружении самого значительного памятника  того времени — Софийского собора в Киеве (11 в.) (рис. на стр. 127 и 129) —  древнерусская архитектура уже  обладала своими приемами монументального  зодчества. Византийская система крестово-купольной  церкви, с ясностью ее основных членений и логичностью композиции внутреннего пространства, легла в основу пятинефного киевского собора Софии. Однако здесь был использован не только опыт строительства Десятинной церкви. От всех византийских храмов собор отличается числом куполов: их тринадцать, то есть столько, сколько было в несохранившемся деревянном храме Софии в Новгороде. Характерна также конфигурация внешних объемов, которые плавно повышаются к центру, к главному куполу. Принцип постепенного, как бы ступенчатого нарастания массы здания стал с 11 в. последовательно проводиться в древнерусском зодчестве.

София, как и  другие большие городские соборы 11 в. и более поздние, во многом, определяет характер всей древнерусской архитектуры. Это объясняется значением собора в жизни города. Русские храмы, как и соборы Запада, были местом не  только  церковных  служб, но и  торжественных собраний горожан. Здесь обсуждались и решались самые лшвотрепещущие вопросы, здесь принимали послов.  В  храмах,  построенных  отдельными торговыми общинами, как это было в Новгороде и Пскове, происходили собрания членов торговых объединений. Таким образом, облик храма, его размеры, его интерьер отвечали не только культовым, но и светским целям. Храм отличался массивностью, даже тяжеловесностью своих форм. Грандиозность, представительность, торжественность определялись ролью Софийского собора как главного архитектурного сооружения города. Архитектурный образ постройки воплощал идею силы и величия киевской державы.

Первоначальный  вид собора значительно отличался от современного. С севера, запада и юга его опоясывала открытая галлерея, проемы которой впоследствии были заложены; стены не были побелены, и ряды кирпича, чередующиеся с широкими полосами розоватой цемянки, придавали храму живописный и нарядный вид.

Пять нефов  Софии четко выделены, но все они  тяготеют к центральному подкупольному  помещению. Внутренние деления выражены во внешних объемах собора и прежде всего в куполах, среди которых  массивный центральный купол  подчиняет себе остальные. Различные размеры куполов, волнистые и живые линии закомар (полукруглых завершений фасадов), обширная внешняя галлерея — все это создает довольно сложное и в то же время гармоничное сочетание объемов и линий. Первоначальный облик храма сохранился лишь с восточной стороны. Декорированные глухими ступенчатыми арочками стены пяти абсид не искажены здесь позднейшими пристройками.

Внутреннее пространство собора членится двенадцатью мощными  крестчатыми столбами на обособленные части. Впечатление динамичности пространства возникает благодаря обилию самых неожиданных точек зрения, богатой и сложной игре света и тени. Входящий в храм прежде всего обращает внимание на огрозх-ную алтарную арку, на обширное помещение центральной абсиды; таинственный сумрак боковых помещений еще более утверждает главенствующее положение подкупольного пространства.

Внутри Софии  все стены, своды, абсиды, столбы и  купол покрыты мозаиками и  фресками (илл. 87). Как и в византийских церквах, изображения в Киевской Софии должны были раскрывать основные догматы православия. Эти цели служили изображения Христа Вседержителя (Пантократора) и четырех архангелов — в центральном куполе, апостолов — в простенках барабана, евангелистов — в парусах свода, Богоматери-оранты — в центральной абсиде, таинства причащения апостолов и изображения святителей — на стене абсиды, а также многочисленные евангельские сцены и фигуры монахов-аскетов и святых-воинов — на стенах, столбах и сводах остальных частей храма.


Информация о работе Культура Киевской Руси