Культура Киевской Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 22:05, реферат

Описание работы

Культура Древней Руси (или Культура Средневековой Руси) - культура восточно-славянских княжеств (позже - единого Московского царства) с момента первичного зарождения государственности в IX веке до XVII века включительно.

Содержание работы

1. Принятие христианства и его влияние на развитие русской культуры
2. Культура Древней Руси
2.1 Письменность и просвещение
2.2 Книгописание на Руси
2.3 Уровень грамотности населения
2.4 Темы и жанры литературы
2.5 Летописание
2.6 Архитектура и строительство
2.7 Живопись
2.8 Музыка
2.9 Декоративно-прикладное искусство
2.10 Материальная культура
Заключение
Список использованной литературы
Введение

Файлы: 1 файл

культура.docx

— 51.45 Кб (Скачать файл)

Введение

1. Принятие христианства и его  влияние на развитие русской  культуры

2. Культура Древней Руси

2.1 Письменность и просвещение

2.2 Книгописание на Руси

2.3 Уровень грамотности населения

2.4 Темы и жанры литературы

2.5 Летописание

2.6 Архитектура и строительство

2.7 Живопись

2.8 Музыка

2.9 Декоративно-прикладное искусство

2.10 Материальная культура

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Культура  Древней Руси (или Культура Средневековой  Руси) - культура восточно-славянских княжеств (позже - единого Московского царства) с момента первичного зарождения государственности в IX веке до XVII века включительно.

Русский народ внес ценный вклад  в мировую культуру, создав уже  сотни лет назад немеркнущие  в веках произведения литературы, живописи и зодчества. Знакомство с  культурой Киевской Руси убеждает нас  в ошибочности существовавшего  некогда мнения об исконной отсталости Руси. Русская средневековая культура заслужила высокую оценку как современников, так и потомков. Восточные географы указывали пути к русским городам, восхищались искусством русских оружейников, готовивших особенную сталь (Бируни). Западные хронисты называли Киев украшением Востока и соперником Константинополя (Адам Бременский). Теофил из Падерборна в своей технической энциклопедии XI в. восхищался изделиями русских златокузнецов - тончайшими эмалями на золоте и чернью на серебре.

Древнерусская культура развивалась  в определенных историко-этнических, природно-географических и социальных условиях. Ее истоки уходят в V-VII в., когда  в результате Великого переселения  народов шло формирование южных, восточных и западных славян. Дальнейшие процессы ассимиляции восточных  славян с финно-уграми и балтами привели в IX-X в. к образованию древнерусской народности. На географический фактор ("месторазвитие" русской культуры), обусловивший особенности культуры восточных славян, указывали В.О. Ключевский, Г.В. Вернадский, Г.П. Федотов, П.Н. Милюков и др. Философ Н.А. Бердяев считал, что в развитии древнерусской культуры постоянно "сталкивались два элемента: дохристианская природная широта, особый темперамент, сформировавшийся в необъятных лесных и степных просторах русской земли, языческие верования, не искорененные христианством, и православный, из Византии наследованный аскетизм". Но при этом учитывается и факт, что государственность и культура восточных славян формировалась под воздействием не только христианской Византии, но также Хазарского каганата и язычников-варягов.

Киевский князь Владимир упорно стремился объединить земли Руси в единое государство на основе единой веры. Выбор веры для Руси имел принципиальное значение: единое государство могло  быть создано на едином духовном пространстве. Владимир остановил свой выбор на византийском православии, и в 988 году крестил Русь византийским крестом. Ко времени принятия христианства Русь уже была страной с самобытной культурой. Высокого уровня достигли ремесла, техника деревянного строительства, однако принятие христианства многие исследователи считают началом  собственно древнерусской культуры.

Целью данной работы является всестороннее изучение и обобщение основных моментов в развитии и становлении культуры Древней Руси.

Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.

1. Принятие христианства  и его влияние на развитие  русской культуры

Долгие годы русская культура - устное народное творчество, искусство, архитектура, живопись, художественное ремесло - развивалась под влиянием языческой религии, языческого мировоззрения. С принятием Русью христианства положение резко изменилось. Крещение Руси в 988 года по своему влиянию на сознание человека того времени было подлинной революцией, принесшей  совершенно новые ценности, новые  формы жизни. Митрополит Иларион, автор "Слова о законе и благодати" расценил этот акт, как пришествие на Русь благодати и истины, давших "народу надежду…жизни вечной". Христианский идеал, внесенный в языческую среду, стимулировал духовное развитие, очеловечивал эту среду.

Однако христианство, оказав сильнейшее воздействие на русскую культуру, так и не смогло преодолеть народных истоков русской культуры. Долгими  годами на Руси сохранялось двоеверие: официальная религия, которая преобладала  в городах, и язычество, которое  ушло в тень, но по-прежнему существовало в отдаленных частях Руси, особенно на северо-востоке, сохраняло свои позиции  в сельской местности, развитие русской  культуры отразило эту двойственность в духовной жизни общества, в народном быту. Языческие духовные традиции, народные в своей основе, оказывали глубокое воздействие на все развитие русской культуры раннего средневековья.

Суровое аскетическое христианство Византии на русской языческой почве с  ее культом природы, поклонением  солнцу, свету, ветру, с ее жизнерадостностью, жизнелюбием, глубокой человечностью существенно преобразилось, что нашло отражение во всех тех областях культуры, где византийское, христианское в своей основе культурное влияние было особенно велико. Под влиянием народных традиций, устоев, привычек, под влиянием народного мировосприятия новым содержанием наполнялась и сама церковная культура, религиозная идеология.

Христианизация Руси проявилась во всех сферах жизни:

была создана особая форма обряда возведения на престол князя: если раньше он был просто главой племенного союза, то теперь княжеская власть была освящена Богом. Князь должен был осознавать свою ответственность перед подданными, обусловленную высокой божественной ролью;

открылись новые возможности для  торговли с внешним миром: Византия и Европа с большей охотой шли  на контакт не с прежними "варварами" или "скифами", а с единоверцами;

церковь обогатила социальным и  политическим опытом древнерусское  публичное право, выступала против рабства и работорговли, запрещала  человеческие жертвоприношения, осуждала кровную месть и полигамию. Воровство, убийство, разбой стали рассматриваться  как преступления, были введены телесные наказания, что ранее считалось  большим оскорблением для свободного человека;

после крещения на Руси активно начали развиваться письменность и "учение книжное". Христианство приобщило  страну к византийской и западноевропейской культурам. Образованность стала рассматриваться  как христианская добродетель.

Началось активное строительство  храмов на средства частных лиц, народных общин и православного духовенства. В Киеве к началу XII в. насчитывалось  до 600 церквей, во Владимире - более 30. Культурными  центрами христианской Руси становились  монастыри, которых к первой половине ХШ в. было построено около 70. Центром православной культуры стал Киево-Печерский монастырь. Постепенно здесь была собрана крупнейшая коллекция древнерусских произведений: иконы, изделия из драгоценных металлов, шитье.

До монгольского нашествия православная церковь на Руси не смогла окончательно решить задачу распространения своего влияния на территорию всей страны. Ее структура находилась в состоянии  оформления. Но за время, прошедшее  с официального акта крещения, православная вера все более становилась неотъемлемой частью культуры и духовной основой  Руси. Сформировалось единство языка, веры и власти, без чего впоследствии было бы невозможно создание единого  государства, а также его сохранения в ходе колонизации земель. Эта  открытость и синтетичность древнерусской  культуры, ее мощная опора на народные истоки и народное восприятие, выработанные всей многострадальной историей восточного славянства, переплетение христианских и народно-языческих влияний привело к тому, что в мировой истории называют феноменом русской культуры. 2

Ее характерными чертами являются стремление к монументальности, масштабности, образности в летописании; народность, цельность и простота в искусстве; изящество, глубоко гуманистическое  начало в архитектуре; мягкость, жизнелюбие, доброта в живописи; постоянное биение пульса исканий, сомнений, страсти в  литературе. И над всем этим господствовала большая слитность творца культурных ценностей с природой, его ощущение сопричастности всему человечеству, переживания за людей, за их боль и  несчастья. Не случайно одним из любимых  образов русской церкви и культуры стал образ святых Бориса и Глеба, человеколюбцев, непротивленцев, пострадавших за единство страны, принявших муку ради людей. Эти особенности и  характерные черты культуры Древней  Руси проявились не сразу. В своих  основных обличьях они развивались  в течение столетий. Но потом, уже  облившись в более или менее  устоявшиеся формы, долго и повсеместно  сохраняли свою силу. И даже тогда, когда единая Русь политически распалась, общие черты русской культуры проявлялись в культуре отдельных  княжеств, и несмотря на политические трудности, на местные особенности, это все равно была единая русская  культура.

2. Культура Древней Руси

2.1 Письменность и просвещение

Письменность существовала на Руси еще в дохристианский период. Сохранились  упоминания о "чертах и резах" в сказании "О писменех" (рубеж IX-X вв). Автор, черноризец Храбр, отмечал, что славяне-язычники используют рисуночные знаки, при помощи которых они "читаху и гадаху" (читали и гадали). Доказательством наличия дохристианской письменности у славян является обнаруженная в 1949 г. в Гнездовских языческих курганах под Смоленском разбитая глиняная корчага, на которой сохранилась надпись "гороухща" ("горушна"). Помимо гнездовской, обнаружены фрагменты надписей и цифровых расчетов на амфорах и других сосудах X в. в Тамани (древней Тмутаракани), Саркеле и причерноморских портах. Письменность на основе различных алфавитов (греческого, кириллического, рунического) использовало разноплеменное население древнейших городов и протогородов, находившихся на важных торговых путях. Торговля стала той почвой, которая способствовала распространению по всей территории Руси приспособленной для славянской речи и удобной для письма кириллицы. Кириллица была разработана в IX в. Кириллом-Философом (827-869 гг.). Кирилл взял за основу греческий алфавит, состоящий из 24 букв, дополнил его шипящими звуками древнееврейского алфавита и некоторыми буквами, созданными индивидуально (б, ж, ь, ы). Кириллический алфавит первоначально состоял из 43 букв, близких по написанию к греческим. Буквы обозначали не только звуки, но и цифры. "А" - цифру 1, "В" - 2, "Р" - 100. И только в XVIII в. арабские цифры вытеснили "буквенные". 3

С принятием христианства начался  письменный период культуры древней  Руси. После крещения киевский князь  Владимир приказал "собирать у лучших людей детей и отдавать их в  обучение книжное". Первые известные  нам школы на Руси были созданы  князем Владимиром для обучения детей  как из семей знатных и средних  состояний, так и детей "убогих и неимущих родителей". Из жизнеописания  игумена Киево-Печерской обители  Феодосия известно, что в 1023 г. существовала школа для подготовки священнослужителей в Курске. Около 1030 г. сын князя  Владимира Ярослав Мудрый открыл в Новгороде школу "собра от старост и от пресвитеров детей 300 и повеле учить книгам". В 1086 г. княгиня Анна Всеволодовна открыла при Андреевском монастыре в Киеве первую известную нам женскую школу на Руси, где ученицы обучались "писанию, ремеслам, пению, швению". В домонгольской Руси существовали школы во Владимире-на-Клязьме, Ростове, Полоцке, Галиче. В них изучали богословие, философию, риторику, грамматику на основе произведений античных авторов, византийской литературы, болгарских источников. Для "учения книжного" использовались переводные книги: жизнеописание Александра Македонского "Александрия", "История Иудейской войны" Иосифа Флавия, трактаты о шести днях Творения, сборники поучительного содержания - "Златоструй", "Маргарит", "Измарагд"; рассказы (патерики) о видениях загробного мира ("Хождение Богородицы по мукам"), о "подробностях" сотворения мира, Синайский патерик и другие сочинения. Разнообразным был спектр и переводной литературы - от церковно-богословской до исторической, естественнонаучной и апокрифической.

2.2 Книгописание на Руси

Первое упоминание о книгописании на Руси относится лишь ко второй четверти XI в. Под 1037 г. "Повесть временных лет" сообщает об организации Ярославом Мудрым при киевском Софийском соборе работ по переводу богослужебных книг с греческого на старославянский язык и их переписке. Из рукописных книг XI-XII вв. сохранились единицы. Сенсационная находка в Новгороде фрагмента древнерусской Псалтыри, написанной на восковых дощечках (кодексах), историками датируется началом 990-х - концом 1010-х г., хотя сама не содержит прямых данных о времени ее изготовления. Весьма скупы и сведения о производстве пергаменных книг. Самая ранняя из датированных пергаменных книг на 294 листах - Остромирово евангелие - была переписана дьяконом Григорием в 1056-1057 гг.

Переписка книг, по крайней мере, до середины XVI в., оставалась исключительной прерогативой церкви. В XI-XIII вв. "книжным  делом" занимались в основном представители  среднего и низшего звена духовенства  и их дети. Частое употребление в  источниках конца XIII в. слова "писец" может свидетельствовать о том, что в это время происходило оформление книгописания как ремесленной специальности. Материалом для письма, книг и грамот на Руси в тот период служил пергамент - специально выделанная коровья, телячья или свиная кожа. Поскольку на изготовление одного пергаменного листа уходила одна шкура, производство книг, объем которых нередко превышал 200 листов, было делом весьма дорогостоящим.

Рукописные книги нарядно оформлялись. Перед текстом обязательно делали заставку - небольшую орнаментальную композицию в форме рамки вокруг названия главы или раздела. Первую, заглавную букву в тексте - "инициал" - украшали орнаментом, а иногда в  виде фигуры человека, животного, птицы  или фантастического существа. Обычно инициал был красным. С тех  пор говорят - "писать с красной  строки". Завершался раздел "концовкой" - небольшим рисунком, например, изображением двух птиц, похожих на павлинов. Самым  сложным видом иллюстрирования  книги были миниатюры. Миниатюры  писали художники на свободных от текста листах книги кистью. Чаще всего  это были портреты заказчиков или  авторов книги, иллюстрации к  тексту. В XI-XIII вв. на Руси в обращении  находилось около 130-140 рукописных книг, до нашего времени дошло около 80. 5

2.3 Уровень грамотности  населения

После принятия христианства письменность начинает быстро распространяться в  древней Руси. Уже через несколько  десятков лет появляются не только собственные "книжники", но и грамотные  иконописцы, оружейники, гусляры, дружинники, сборщики налогов, женщины из княжеских  семей. Позднее, во второй половине XI и  особенно в XII-XIII вв., грамота постепенно проникает и в более широкие  слои городского населения. Обнаруженные археологами в 1951 г. в Новгороде  берестяные грамоты свидетельствовали  об уровне грамотности населения. На бересте велась деловая переписка, записи долгов и повинностей, писались челобитные и учебные задания. О  грамотности населения свидетельствуют  также надписи, сделанные на различных  предметах. Их исполняли люди разных социальных слоев - от князя до отрока (младшего дружинника), от епископа до дьячка, от профессионального писца  до едва владевшего грамотой ребенка.

Информация о работе Культура Киевской Руси