Культура Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 19:02, курсовая работа

Описание работы

Особенности возникновения и развития в древнем Китае государства и классового общества в значительной мере обусловили специфику развития древнекитайской идеологии и культуры. Сильные пережитки первобытнообщинных отношений, неравномерность общественного развития и особенности политического устройства затруднили и задержали вычленение собственно философии из мифологии.

Файлы: 1 файл

культ.doc

— 131.00 Кб (Скачать файл)

Утверждение в Китае  буддизма (что заняло около пятисот  лет), по существу, представляло собой  процесс "китаизации" буддизма, в  ходе которого индийская религия, неравномощная  потенциалу всего комплекса традиционной китайской культуры, претерпела существенные изменения, а в Китае появились направления буддизма, не имевшие индийских аналогов.

Как мировая религия, буддизм обладал как развитым этическим учением, так и четко  определенной сотериологической доктриной, заданной еще в "четырех благородных  истинах" раннего буддизма. Буддизм провозглашал неудовлетворительность (страдание) любого уровня профанического существования рождений-смертей (сансара, кит. лунь хуэй), определяемого для каждой отдельной жизни поступками индивида (карма, кит.е). Выходом из этой ситуации является религиозное спасение, освобождение (нирвана), важнейшим шагом на пути к которому оказывается отказ от веры в существование некой неделимой и вечной духовной субстанции — "я"(атман, кит. во).

Существенно, что в  Китай буддизм пришел в форме махаяны (кит. да чэн, "Великая колесница"), противопоставившей хинаянскому идеалу ар-хата (святого, достигшего личного спасения) более альтруистический идеал бодхисаттвы (кит. пуса) — святого, способного вступить в нирвану, но отказывающегося от этого во имя спасения всех живых существ. Махаянская доктрина обесценивала поиск сугубо индивидуального спасения, заявляя в соответствии со своей интерпретацией доктрины отсутствия индивидуального "я", что только спасение всех и есть спасение каждого в отдельности. А следовательно, надо стремиться не к хинаянской нирване, а к просветлению (бодхи, кит. пути) и к выполнению миссии бодхисаттвы, наделенного совершенной премудростью и великим состраданием. И именно доктрина всеобщего, универсального спасения явилась принципиально новым вкладом буддизма в религиозную жизнь не только древнего, но и средневекового Китая.

Другой важнейшей доктриной  буддизма, прочно укрепившейся в религиозном  сознании китайца и воспринятой  даже народными верованиями (причем, в качестве существенно важной составляющей), стало учение о карме. Это учение, во-первых, укрепляло идею личной ответственности за свое посмертное существование, заменяя безличную судьбу или предопределенность (мин) собственно китайских учений, а это способствовало дальнейшему движению по пути от общинной к индивидуальной религиозности.

Во-вторых, именно доктрина кармы предполагала учение о бесконечной  цепи существований и смертей, прерываемой  в момент освобождения и окончательно упраздняемой учением о всеобщем спасении. А всех этих важнейших положений не было в добуддийских религиозных представлениях Китая. И не влиянием ли установки на "великое сострадание" бодхисаттвы объясняется та активность буддийских миссионеров, с которой они уже в средневековье распространяли буддизм за пределами Китая по всей Восточной Азии, через посредство буддизма оказавшейся включенной в сферу культурного влияния китайской цивилизации?

Окончательное утверждение  буддизма в Китае завершило формирование традиционного для этой страны религиозного комплекса — так называемых трех религий (сань цзяо), взаимодействие которых определило всю последующую историю религий Китая.

Специфической чертой развития религиозных форм идеологии в  древнем (а также и средневековом) Китае является сосуществование  в этой стране развитых форм институциализированных религий (даосизм, буддизм) и религиозно-философских учений (конфуцианство) со всевозможными неорганизованными народными верованиями и культами, представлявшими типологически значительно более ранний стадиальный тип религиозных представлений. Эти верования названы выше народными в сугубо социологическом смысле, как противостоящие организованным, этически и индивидуально ориентированным религиям, а не как "простонародные" или "крестьянские", поскольку они были широко распространены во всех слоях общества, включая императорский двор. При этом они могли играть существенную роль даже на уровне государственного культа (культы Неба, Земли и т.д.), чему способствовала и установка конфуцианства не на отбрасывание, а на этически ориентированное перетолковывание их архаического содержания.

Вследствие этого картина  религиозной жизни древнего Китая  являла собой сочетание и переплетение стадиально различных представлений, что усугублялось тенденцией к синкретизации  религиозных течений, основанной на отсутствии установки на догматическую исключительность у всех религий традиционного Китая.  

 

Развитие  науки в древнем Китае

Наиболее древним  периодом китайской цивилизации  считается эпоха существования  государства Шан, которая расположилась в долине реки Хуанхэ. Ее столицей стал город Шан. В эпоху Шан была открыта идеографическая письменность, которая впоследствии превратилась в иероглифическую каллиграфию. В ранную эпоху развития Китая были уж изобретены компас, сейсмограф, позже книгопечатание и порох, изобретены механические часы и создана техника шелкоткатства. Поскольку древнекитайское общество было аграрным, централизованная бюрократия должна была решать сложные технические вопросы, связанные с использованием и охраной водных ресурсов, поэтому высокого развития достигли астрономия, математика, физика и гидротехника. Китайские строители прославились грандиозными сооружениями — Великой китайской стеной.

Наука древнего и средневекового Китая так же необычна для европейца, как и  вся древнекитайская культура. Однако если, ведя разговор о Месопотамии или Египте, мы могли говорить лишь о "преднауке", "протонауке", т.е. об обрывках полуэмпирических знаний в различных областях, не объединенных в единую систему, то китайскую науку можно уже рассматривать как науку в полном смысле этого слова, т.е. как четко структурированную систему знаний, подчиняющуюся единой методологии. Интересно сопоставить структуру древнекитайской науки со структурой науки средневековой Европы. Средневековье, следуя античной традиции, выделяло семь научных дисциплин, семь "свободных искусств": гуманитарный "тривиум", состоящий из грамматики, диалектики и риторики, и математический "квадривиум", включающий в себя арифметику, музыку, геометрию и астрономию (Интересно, что музыка в средневековье относилась к математическим дисциплинам, и подлинным музыкантом считался не тот, кто умел играть на каком-либо инструменте, а тот, кто мог связать законы музыкальной гармонии с числовыми закономерностями). Методом, превращающим все эти дисциплины в единое целое, была формальная логика, созданная Аристотелем и транспортированная на средневековое сознание. Науки в древнем Китае подчинялись несколько иной классификации. Они подразделялись на качественные и количественные. К качественным наукам относились медицина, алхимия, являющаяся в своей основе наукой о бессмертии, астрология, объясняющая социальные явления исходя из космических процессов, геомантия, связывающая благоприятное расположение жилищ и могил с особенностями ландшафта, и физика, напоминающая античную натурфилософию и использующая магические схемы, а также идею соответствия микро- и макрокосма для анализа природных явлений. К количественным наукам относилась математика, носившая, в отличие от античности, не геометрический, а алгебраический характер, математическая гармоника - наука пифагорейского типа, исследующая числовые закономерности строения музыкальных ладов, и математическая астрономия, также подчиняющая астрономические явления определенным числовым соответствиям. Стержнем, связывающим все эти науки в единое целое, была для китайской культуры очень необычная дисциплина - нумерология, заменившая в этом статусе аристотелевскую логику.

Характерную особенность  древнекитайской цивилизации составлял  культ образованности и грамотности. Основные направления философско-теоретического мышления древнего Китая придавали исключительную важность гуманитарному фактору, признавали человека венцом природы и ставили его вровень с небом и землей; в этой космической триаде человек, как связующее звено, обусловливал единство мира. Наиболее важное место в этом направлении занимает конфуцианство — этико-политическое учение философа-идеалиста Конфуция. Его идеалом есть высокоморальный человек (учение об изначальной доброте человеческой природы), опирающийся на традиции мудрых предков.

В оппозиции к конфуцианству  находился даосизм. Древние даосы  признавали объективность мира, выступали  против обожествления неба, учили, что  небо, так же как и земля, - часть  природы. Однако не отрицали существование  богов, считая их порождением дао. Мир, в представлении даосов, состоит из мельчайших неделимых материальных частиц ци и находится в состоянии постоянного изменения. Возникновение материалистических и антирелигиозных идей в Древнем Китае тесно связано с развитием науки, особенно астрономии. Установленная астрономами периодичность движения светил сыграла важную роль в выдвижении идеи объективной закономерности - дао, управляющей всем происходящим в природе. Уже в XI вв. до н. э. в Китае было выдвинуто положение: „Высшее существо не может существовать! Мир образован из пяти первоэлементов: из металла, дерева, воды, огня и земли”.

Материалистические и  антирелигиозные идеи получают развитие у Сунь Цзы (III в до н. э.), отрицавшего  существование бога или какой-нибудь иной сверхъестественной силы. Философ Ван Чун (I в. н. э.) провозглашает, что мир вечен, его основу образует субстанция (ци), из которой все вещи возникают и в которую они превращаются. Вселенная не имеет никакой цели. Вещи возникают сами собой, они не суть творение какого-нибудь духа Все совершается по естественному закону, в соответствии с которым все возникающее рано или поздно гибнет. В центре философии Ян Чжу (440-334). стоит наивно-материалистическое учение о человеке. Он считал, что природа и человек как ее составная часть подчинены необходимости, заложенной в самих вещах. В объективно существующем мире “все совершается само собой”, поэтому “все следует предоставить естественному течению”. Человек должен постичь дао (экологический закон природы) и не действовать вопреки ему. Рассматривая человека как элемент природы, Ян Чжу принципиально не выделяет его из остальных существ. Человек состоит из тех же “пяти элементов”, что и вся природа, отличаясь от других живых организмов лишь разумом.

Прогресс науки  Древнего Китая определялся ее прикладным характером, в отличие от Древней  Греции, где наука противопоставлялось  технике. Больших успехов достигла математика, так в II в. до н. э. был  составлен трактат «Математика  в девяти книгах». Это своего рода руководство для землемеров, астрономов, чиновников и т. д. В книге помимо чисто научного знаний, были представлены цены на различные товары, показатели урожайности земледельческих культур и т. д. С развитием математики были тесным образом связаны значительные достижения древних китайцев в области астрономии и календаря. Солнечно-лунный календарь древних китайцев был приспособлен к нуждам сельскохозяйственного производства.

В ремесле и  земледелии усовершенствовался плуг, созданы механические двигатели, использующий силу падающей воды, создан водоподъемного насоса. В ранних сочинениях содержатся описания грядковых культур полеводства, системы переменных полей и чередования посевов, описаны различные способы удобрения почвы и предпосевной пропитки семян, имелись специальные руководства по орошению и мелиорации.

Вершиной древнекитайского научного знания в области биологии было разведение шелковичных червей и создании техники шелководства. На основе которого, была изобретена бумага (из отходов коконов шелка), что впоследствии привело к ее созданию из древесного волокна.

Весьма значительное развитие получила в Древнем Китае  медицина. Древнекитайские врачи  еще в IV—III вв. до н. э. стали применять  иглоукалывание, метод прижиганий, разработали руководства по диетологии и лечебной гимнастике, пособие по лечению методом прижиганий, сборник различных рецептов, который содержал 280 предписаний, предназначенных для лечения 52 болезней. Среди рекомендуемых средств наряду с лекарствами, упоминаются и некоторые магические приемы. Однако в более поздних сочинениях магические приемы лечения полностью отсутствовали. К III в. относится применение знаменитым врачом Хуа То местной анестезии при полостных операциях.Научное знание, достижения и открытия Древнего Востока задолго опередили научную мысль Запада. Ключом такого успеха многие учение считают особого взгляда на природу, научная мысль Востока искала гармоничный синтез деятельности человека и природы, что выражалось в особом, высоконравственном восприятии окружающего мира.

Совершенствование является сутью ортодоксальной китайской  культуры, и поэтому общество Древнего Китая придавало особое значение совершенствованию тела и сознания. Но не следует забывать, что само по себе совершенствование опирается  также на глубокие научные принципы. В этом кроются коренные причины того, почему цивилизация древнего Китая была такой выдающейся. Тем, кто не верит в Богов и не совершенствуется, не разрешается узнать тайны Вселенной. Так же, как государственные секретные материалы недоступны для обычных людей, так и тайны, связанные со Вселенной, не открываются простым людям. Если ученые хотят исследовать Вселенную, они сначала должны изменить свое мышление. 

Зачем же нужна  нравственная дисциплина и другие, связанные с этим духовные понятия, изложенные в древних трудах? Греческий философ Сократ сказал, что цель философии состоит не в том, чтобы понять природу, а в том, чтобы понять себя или свое сознание. Однако, современная наука изучает только внешние проявления природы, которые не могут привести к познанию себя.

В Китае жили поколения выдающихся ученых. Науки, которыми они занимались, содержали  систематичные теории и практику, однако, в отличие от методов современной  науки, их нельзя было передавать кому угодно, потому что существовали определенные требования к уровню нравственности. Ортодоксальная китайская культура также, как и наука, содержит обязательное требование – почтение к Богам. Ученым необходимо было повышать свой нравственный уровень. Научные направления были просты и благородны, а общественные устои были хорошими. Когда атеизм проник в культуру общества, врачи предпочли вообще не передавать знания, чем передавать их человеку с низким уровнем морали. Даже собственные дети не были исключением. Поэтому имеем то, что имеем: многие хорошие вещи сейчас уже похоронены, а суть древней китайской науки в обществе потеряна. 

Развитие  технических наук в Китае

Китаю принадлежит  приоритет во многих технических  открытиях и изобретениях. В частности, высокого совершенства достигла технология плавки медной руды, руд цветных металлов, в получении сплавов, например, бронзы. С I тыс. до н.э. китайцы знали обработку железа. В IV в. до н.э. делали специальные печи для плавки железной руды и умели получать чугун; китайцы ранее других народов мира подошли к плавке стали. Высокого уровня достигло кораблестроение, и китайцы по праву принадлежат к самым развитым морским народам древности. Китайские мореходы совершали плавания на своих судах в Тихом и Индийском океанах.

В Китае значительное внимание уделялось строительству ирригационной системы. Наиболее выдающимся гидротехническим сооружением является Великий Китайский канал, построенный в Циньскую эпоху. Этот канал достигал 32 километра и соединял реки Хуанхэ и Янцзы. По нему осуществлялось круглогодичное судоходство по внутренним водным путям суммарной протяженностью более 2000 километров.

 

Своеобразие искусства Китая: триединство каллиграфии, поэзии и живописи

Уникальна ведущая  роль каллиграфии среди прочих пластических искусств Китая и ее неизменно  высокий социальный статус. Видный исследователь XX в. и пропагандист китайской культуры на Западе Чэнь Чжи-май писал: «Понимание китайского искусства во всех его многообразных проявлениях должно начинаться с каллиграфии. Она - основа китайской эстетики» [1]. Искусство каллиграфии сформировало особое каллиграфическое видение, которое предопределяет восприятие художественной формы не только китайскими живописцами, но и архитекторами, скульпторами, фотографами, кинорежиссерами и дизайнерами. Критерии каллиграфического видения позволяют представителям китайской культуры с первого взгляда отличать китайские произведения от работ, аналогичных по технике и стилю, но созданных корейскими, вьетнамскими и японскими мастерами. Искусство китайской каллиграфии наиболее полно выражает присущую китайской ментальности установку на процессуальность бытия, обеспечиваемую энергетическими циркуляциями, динамикой которых охвачены все уровни китайского космоса.

Информация о работе Культура Китая