Культура классического арабского Востока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 16:04, реферат

Описание работы

В истории великих культур классическая арабо-мусульманская культура занимает одно из важнейших мест. В свое время эта высокоразвитая, самобытная культура процветала на бескрайних просторах от Индии до Испании, включающих Ближний и Средний Восток и Северную Африку. Ее влияние ощущалось и ощущается сейчас во многих частях света; она явилась важным связующим звеном между культурами античности и средневекового Запада, уникальность этой культуры обусловлена особенностями ислама, который представляет собой не просто мировую религию, а целостную культуру - право и государство, философию и искусство, религию и науку, обладающих своей неповторимостью.

Файлы: 1 файл

Культура классического арабского Востока.docx

— 32.30 Кб (Скачать файл)

 

В области точных наук достижения арабских ученых были огромны. Общеизвестно, что арабская система счета, корни  которой уходят в Индию, была воспринята и распространена в Европе. Арабские ученые (Мухаммед аль-Хорезми и др.) внесли большой вклад в развитие алгебры, сферической тригонометрии, математической физики, оптики, астрономии и др. научных дисциплин. Астрономия и астрология были очень популярны среди арабов издавна, еще в домусульманскую эпоху; воспринятые исламом, они получили широкую поддержку у мусульманских властителей.

 

Высокого уровня развития у арабов достигла химия. Известность  получил Джабар Ибн Хайян из Куфы, создатель основ экспериментальной химии. Он занимался не только проблемами теории химии, но и в своих многочисленных экспериментальных исследованиях стремился получить данные для практического применения в процессах выплавки стали, окраски тканей и кожи, производства стекла и пр. В общем можно сказать, что арабские ученые в области химии открыли окись серы, окись азота, азотное серебро и другие соединения, а также дистилляцию и кристаллизацию.

 

Весьма высокий уровень  у арабов имела медицина, ее достижения в различных областях длительное время питали европейскую медицину. Один из первых знаменитых врачей ар-Рази (IX в.) был величайшим клиницистом в мире ислама, многие его труды являются настоящими медицинскими энциклопедиями. Крупную энциклопедию в области медицины представляет собой и «Канон медицины» знаменитого Ибн Сины (Авиценны). Величайший хирург арабского мира аз-Захрави поднял хирургию до ранга самостоятельной науки, его важнейший трактат «Ташриф» положил начало иллюстрированным трудам по хирургии. Он стал применять антисептические средства при лечении ран и накожных повреждений, изобрел нити для хирургических швов, а также около 200 хирургических инструментов, которые впоследствии использовались хирургами как в мусульманском, так и в христианском мире. Другим знаменитым пионером медицины был Ибн Зухр (Авен-зоар), один из крупнейших арабских врачей Испании (1094-1160). Он первым описал воспаление легких, рак желудка и др.; его считают предвестником экспериментальной медицины.

 

Арабским ученым мы обязаны  также созданием фармацевтики как  признанной профессии, фармакология стала  самостоятельной наукой, независимой  от медицины, хотя и связанной с  нею. Они придавали огромное значение химиотерапии, многие лекарственные  травы арабской фармакопеи до сих  пор используются в лечении: сенна, спорыш и др. Арабские географы и натуралисты обогатили зоологию и ботанику, изучая флору и фауну многих стран.

 

Арабское искусство врачевания знало водотерапию, психотерапию и лечебную диету. Следует обратить внимание на то, что в арабском мире было построено много госпиталей, в том числе и специальные госпитали для психически больных; часто эти госпитали были связаны с научными учреждениями. Обычно в соответствии с традицией арабо-мусульманского строительства в новом городе возводили мечеть, госпиталь и школу или другие общественные учреждения, которые способствовали физическому и духовному здоровью человека. Можно сказать, что арабские ученые пополнили сумму человеческих знаний новыми и оригинальными сведениями, открытыми в области естествознания и медицины, обогатив тем самым все человечество.

 

Представляет интерес  и философская традиция мусульманского Востока, которая имеет два компонента - эллинизм и ислам, что обусловливает  ее особые черты. Ведь все виды знания, все дисциплины, за которыми арабская классическая мысль признавала право  на существование, благодаря Корану получали религиозное осмысление. Ибо  ^оран не только утверждал единство Аллаха, судьи и творца, как говорится в откровениях пророка Мухаммеда, не только устанавливал религиозную связь между верующим и его творцом-благодетелем, но и 'давал также импульс к неутомимому творческому поиску во всех областях знания. Следует учитывать и то, что специализация в науке никогда не препятствовала арабским ученым и мыслителям соотносить друг с другом различные дисциплины и связывать разные области знания в единое целое.

 

Все это необходимо иметь  в виду при рассмотрении арабо-мусульманской  философии, которая явно отличалась от строго религиозного аспекта классического  ислама. Более того, она даже утверждала себя "как видимая противоположность  этому аспекту, о чем свидетельствуют  постоянные расхождения в воззрениях на соответствующую роль разума и  веры, деление на религиозное и  рациональное знание, на рациональные суждения и суждения канонического (религиозного) права. Однако философия  фактически переплеталась с теологией, когда дело касалось этики, политики и метафизики, точно так же, как  каноническое право использовало области  знания, которыми занимались философы: логику, математику, риторику, естественные науки.  Взаимопроникновение философии  и теологии можно наблюдать в  работах мутазилитов, сторонников разума во всех областях, включая и религию, а также в произведениях таких гуманистов, как ад-Джахиз. Эта Тренденция к синтезу еще более четко прослеживается в Х в. в трудах  грамматиков, правоведов-теологов, литераторов, медиков и таких энциклопедистов, как «Братья чистоты». Ярким примером такой тенденции к синтезу служат знаменитые сказки «Тысяча и одна ночь», в которых отражено мышление народа, раскрываются его желания, верования и представления. Эта связь между гуманитарными науками и литературой обнаруживается в произведениях ряда авторов, в частности в трудах  великого ученого аль-Бируни (ум. в 1048 г.), чья философия во многих отношениях удивительно напоминает философию XX в.

 

Процесс взаимопроникновения  философии и теологии вместе с  тем характеризовался постоянным столкновением  двух основных подходов - рационалистического, продолжавшего традиции греческой 1; мысли, и традиционного, заключавшегося в прямом толковании священных текстов (Корана и хадисов). И все же многие мыслители не придерживались в своем  поиске такого разграничения. Нередко это 1 были выдающиеся философы, например, Ибн Сина (Авиценна, ум. в 1 1037 г.), Ибн Рушд (Аверроэс, ум. в 1198 г.), Ибн Хальдун (ум. в 1 1406 г.). Философская мысль Ибн Сины оказала сильное влияние на ^ философию мусульманского Востока, тогда как философская мысль Аверроэса наложила глубокий отпечаток на средневековую европейскую философию, где аверроизм был весьма важным философским течением. В целом можно сказать, что арабские мыслители и ученые оказали громадное влияние на культуру Запада, особенно в таких областях знания, как математика, астрономия, медицина и философия.

 

Арабо-мусульманская культура не создала пластических искусств - живописи и скульптуры в европейском  или античном понимании искусства. Ведь ислам отрицательно относился  к изображению любого живого существа в живописи и скульптуре, поэтому  они были представлены орнаментальными, абстрактными мотивами. Иными словами, эквивалентами пластических искусств в арабо-мусульманской культуре были художественная каллиграфия и  миниатюрная живопись. Искусство  каллиграфии в мире ислама считалось  самым благородным искусством, а  каллиграфы имели свои «академии» и  пользовались большим почетом.

 

Необходимо отметить, что  абстрактность мусульманского искусства  далека от современного абстракционизма. Современные художники находят  в абстракции ответ на иррациональные подсознательные импульсы; для мусульманского же художника абстрактная живопись непосредственно отражает единство в многообразии. Мусульманское искусство  состоит в воспроизведении предметов  в соответствии с их природой, а  она насыщена красотой, поскольку  происходит от бога: не остается ничего другого, как выявить и выразить эту красоту. В исламской концепции  искусство в широком смысле является средством облагораживания материала. Для мусульманского искусства (ковроткачество, архитектура, живопись, каллиграфия) характерны повторение выразительных геометрических мотивов, неожиданная смена ритма и диагональная симметрия. Исламский строй ума включает в себя острое ощущение хрупкости мира, емкость мысли и действия, чувства ритма.

 

Другим типичным примером арабо-мусульманской культуры являются арабеска, специфический мусульманский  орнамент, в котором логика связана  с живой целостностью ритма. Элементы мусульманского Декоративного искусства  заимствованы из исторического прошлого, общего для народов Азии, Ближнего Востока и Северной Европы. Ислам  ассимилирует эти архаические элементы, сводя их к наиболее абстрактному и чистому определению, в известной  степени нивелирует их и таким  образом лишает всякого магического  характера. Как результат такого синтеза арабеска имеет аналогии в арабской риторике и поэзии, отличающихся ритмическим течением мысли, наполненным строго связанными параллелями и инверсиями. Для мусульман арабеска - не только возможность создания искусства без картин, но и средство рассеивания картины или того, что ей соответствует в мысли. В арабеске воспроизведение индивидуальной формы невозможно вследствие бесконечности полотна.

 

Каллиграфия, наиболее благородное  визуальное искусство ислама, имеет  функцию, аналогичную функциям икон в христианском искусстве, так как  представляет видимое тело божественного  Слова. Арабские слова в священных письменах соотносятся с арабесками, прежде всего с растительным орнаментом, связанным с азиатским символом древа мира, листья которого отвечают словам святой книги.

 

В арабо-мусульманском мире каллиграфия широко использовалась в архитектуре и как средство передачи текста, и просто для украшения. Архитекторы порой покрывали  целые стены дворцов и мечетей  затейливой арабской вязью, стилизованными мотивами из растительного мира и  геометрическими узорами. Знаменита  и сама архитектура, шедеврами которой  являются Тадж-Махал, голубая мечеть в Стамбуле, в основе которой лежит христианский храм, голубые купола самаркандских и исфаганских мечетей, дворец Альгаморы в Гранаде, дворцы и мечети Кордовы. Нужно вспомнить и узорные изразцы мусульманской архитектуры, орнаменты которых впоследствии принесли известность персидским коврам.

 

Многие примеры исламского искусства можно увидеть в  западном полушарии благодаря конкистадорам. В мексиканском городе Пуэбло стены  старинных католических церквей  покрыты изразцовой мозаикой с растительным орнаментом. Оказывается, что взаимно  соперничающие культуры и религии  взаимно обогащают друг друга.

 

Своеобразие присуще- и мусульманскому пониманию морали и права, ибо считается, что следование исламской морали и законам шариата с верой в Аллаха дает возможность высшего нравственного совершенствования личности.

 

Наряду с принципом  этического абсолютизма ислам утверждает принцип морального догматизма, требуя тем самым от приверженцев религии  безусловного выполнения коранических моральных норм как данных богом  и поэтому не подлежащих разумному  обоснованию, независимо от социальных последствий такого поведения. Это  значит, что человек должен вести  себя строго определенным образом, не потому, что разумно и целесообразно, а в силу того, что так предписано аллахом. Последовательное внедрение  принципов исламской морали в  сознание индивида, требование неукоснительного следования им ведет к утверждению  среди адептов ислама слепой, некритической  приверженности нормам этой морали, воинственной нетерпимости к инакомыслию и  инакомыслящим. Такой религиозный  фанатизм в истории неоднократно оборачивался массовым физическим уничтожением идейных противников под флагом «борьбы с неверными», так как, подчеркивает известный французский  востоковед А. Массэ, «распространение ислама с оружием в руках являлось религиозным долгом», а война «считалась справедливой, если она была предпринята с целью обратить людей в истинную веру. Такой способ обращения в истинную веру не раз приводил к пролитию безвинной крови «неверных», да и правоверных тоже.

 

В убеждении мусульман  вся организация халифата - его  власть и законы - происходят от аллаха, что выражает специфическую оппозицию  исламского мышления: противопоставлено  божественное человеческому или «небесное» противопоставлено «земному», но вместе с тем не было оппозиции между религиозным и светским. Так как социальная жизнь людей, в том числе и их мораль, подчинена божественному закону, то нельзя говорить о существовании светских законов, противостоящих религиозным законам, светской власти, находящейся в оппозиции религиозной власти. Ведь существовала единая мусульманская власть, источником которой является бог, т.е. перед нами картина весьма специфической теократии. Таким образом, цивилизация ислама организована вокруг весьма простых исходных концепций - религиозных догматов и законов, вытекающих из Корана и сунны - традиции, которую оставил после себя пророк. Мухаммед. В целом можно сказать, что ислам - это образ жизни.

 

Вклад арабо-мусульманской  культуры в сокровищницу мировой  культуры весьма значителен. О достижениях  арабской науки в мировом масштабе уже говорилось выше. Существующее свыше тысячи лет, от Испании до Индии, искусство ислама играет в искусстве  мира важную роль, особенно произведения художественного ремесла и ткани. Запад использовал его в качестве образца, перенимая мотивы из мусульманской  Испании; в архитектуре Сицилии  и Венеции, в тканях из Лукки и Флоренции видно сильное влияние искусства ислама. В XVII в. на Западе возникла мода на культуру и украшения мусульманского Востока. Поэзия поэтов-жизнелюбцев средневековья - Низами, Хафиза, Джами, Омара Хайяма, Руми и многих других - вдохновляла европейских и американских поэтов на создание шедевров мировой поэзии. Действенность арабо-мусульманской культуры проявляется в наше время в феномене сильного противостояния мира ислама вестер-низации, идущей из круга западных культур.


Информация о работе Культура классического арабского Востока