Культура майя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2013 в 00:20, реферат

Описание работы

Только 35 тыс. лет назад (гипотетическая дата, которую новые находки постоянно углубляют) человек Старого Света открыл н стал обосновываться в Америке, которая для него, без сомнения, была Новым Светом, хотя он этого н не осознавал. Уже не оспаривается происхождение американского человека, его переход из Северо-Восточной Азии по проливу Беринга в ту эпоху, когда этот район был подо льдами н передвижение было легче, чем теперь. Алеутские острова тоже могли служить дорогой между двумя континентами. Считается, что миграции начались в ту эпоху и продолжались в бо¬лее или менее постоянной форме до 2-го тысячелетня до н. э. Пред¬полагается, что открытие осуществилось как следствие прогрес¬сивного отступания ледовой шапки и перемещения к северу азиат¬ской фауны, за которой шли группы людей, живших за счет нее.

Содержание работы

1. Население Американского континента.
2. Особенности культуры.
3. Область майя.
4. Особенности питания.
5. Особенности одежды.
6. Политическая, жреческая, судебная и военная организация.
7. Научные знания майя.
8. Кризис в центральной зоне.
9. Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Реферат на тему.docx

— 56.04 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

на тему: Культура майя

 

 

 

 

 

 

 

2012 г.

Содержание.

1. Население Американского  континента.

2. Особенности культуры.

3. Область майя.

4. Особенности питания. 

5. Особенности одежды.

6. Политическая, жреческая,  судебная и военная организация. 

7. Научные знания майя.

8. Кризис в центральной  зоне.

9. Список использованной  литературы.

1. Население Американского  континента

Только 35 тыс. лет назад (гипотетическая дата, которую новые находки постоянно  углубляют) человек Старого Света  открыл н стал обосновываться в Америке, которая для него, без сомнения, была Новым Светом, хотя он этого н не осознавал. Уже не оспаривается происхождение американского человека, его переход из Северо-Восточной Азии по проливу Беринга в ту эпоху, когда этот район был подо льдами н передвижение было легче, чем теперь. Алеутские острова тоже могли служить дорогой между двумя континентами. Считается, что миграции начались в ту эпоху и продолжались в более или менее постоянной форме до 2-го тысячелетня до н. э. Предполагается, что открытие осуществилось как следствие прогрессивного отступания ледовой шапки и перемещения к северу азиатской фауны, за которой шли группы людей, живших за счет нее.

Считалось, что первыми  пришельцами были охотники, но до настоящего времени наиболее древние каменные инструменты, найденные на Американском материке, соответствуют культуре собирателей. Наиболее вероятно, что они были собирателями и охотниками, выходцами из Восточной Азии. Их технологический уровень соответствовал уровню технологии нижнего палеолита.

Также из Азии (на этот раз  из Сибири) н тем же путем 10 тыс. лет спустя прибыли группы охотников с верхнепалеолитической культурой. Это были брахицефалы монголоидного типа. Охотники к собиратели сосуществовали в течение тысяч лет, при этом различие между ними было не хронологическое, а экологическое, так как в соответствии с районами н наличными ресурсами население занималось преимущественно охотой или собирательством, но во многих случаях — без сомнения, в большинстве — одинаково тем и другим.

На многих памятниках найдены  каменные предметы, бывшие орудиями этого  населения. От тех, кто занимались главным  образом охотой, известны различные наконечники копий н дротиков, давшие названия соответствующим культурам: Сандия (25— 15 тыс. лет до н. э.), Кловис (15—10 тыс. лет до н. э.), Фолсом (10— 7 тыс. лет до и. э.), Юма (7—5 тыс. лет до и. э.).

Позже, в течение нескольких тысяч лет, климат менялся, становясь  все более сухим и жарким, это  привело к тому, что жара и высыхание  пастбищ предопределили прогрессивное  исчезновение плейстоценовой фауны, а именно таких крупных млекопитающих, как мамонт, мастодонт, н более мелких, как верблюд н лошадь. Охотиться стали на мелких животных, н собирание растений (фрукты, клубни) приобретало все большее значение. Каменные орудия приспосабливались к новым потребностям, п кроме орудии, получаемых посредством простои оббивки или обтесывания камня, начали изготовлять новые предметы путем шлифования (топоры, стуны, терки и сосуды). Одна из известных культур этого периода — Кочисе в Аризоне. Группы людей обитали в пещерах, ведя полубродячий образ жизни.

Собиратели растений должны были наблюдать, что в некоторых  условиях зерна, брошенные в почву, прорастали н превращались в растения. От наблюдения природного явления до его намеренной реализации быт только один шаг, и возможно, что многие собиратели начали то, что превратилось позднее в явление, названное «неолитической революцией»,— производство пищи посредством возделывания растений.

Нет необходимости уточнять, что эта медленная культурная эволюция, являющаяся американской доисторией, охватила также территорию, которую  мы называем Мезоамерикой и о культурном развитии которой я теперь кратко расскажу.

2. Особенности  культуры

В своем классическом очерке Кирхгофф выделяет несколько подгрупп высших и низших земледельцев Северной и Южной Америки: высшие земледельцы андского региона и частично амазонские народы, низшие земледельцы Южной Америки и Антил, собиратели и охотники континента

В своей работе Кирхгофф делает вывод, что мезоамериканская культура — это лишь часть более обширной зоны американских культур, происшедших от более древних культур неземледельческих народов, и что элементы, отсутствующие в Мезоамерике, но существующие в Северной и Южной Америке, должны были существовать и в Мезоамерике, но в более раннюю эпоху.

Ранний этап. Хозяйственная  деятельность все еще основана главным образом на собирательстве, охоте и рыбной ловле, но с прогрессивным увеличением возделывания растений. Начало оседлой жизни небольшими семейными группами.

Средний этап. Выращивание  маиса как основы питания в  сочетании с фасолью, тыквой и  перцем. Формирование человеческих коллективов в небольших деревнях. Начало строительства церемониальных центров с земляными и каменными платформами в качестве фундаментов для святилищ. Появление специализированных групп для обрядовых церемоний. Поздний этап. Культурная дифференциация в разных областях. Возрастание значения церемониального центра. Строительство пирамид как оснований для храмов-хижин.

Протоклассический, или переходный, период.

Усиление процесса культурного  развития. Оформление собственных черт различных культур. Дифференциация жречества. Начало социального расслоения. Спланированные церемониальные центры. Впечатляющие культовые постройки. Настенная роспись в церемониальных и могильных конструкциях. Стелы с иероглифическими надписями и датами. Наличие в скульптуре важных персонажей. Сосуды на четырех ножках, подставки в виде женской груди и поли-хромная роспись.

Классический  период, или период расцвета

Ранний этап. Значительное техническое, научное и художественное развитие. Возведение крупных церемониальных центров. Изобретение ступенчатого свода, или «ложной арки», у майя. Храмы и резиденции правящего класса с каменными стенами.

Поздний этап. Наивысший  расцвет церемониальных центров, главным  образом майя, и закат других (Теотиуакан). Вершина культурного развития. Необычайный рост строительства церемониальных центров; увеличение разнообразия архитектурных построек (пирамиды, храмы, террасы, площади, дворы, дворцы, святилища, площадки для игры в мяч, гробницы, обсерватории и т. д.). Искусство не только религиозное, но и гражданское (область майя).

Постклассический период, или период распада

Ранний этап. Прекращение  культурной деятельности в крупных  классических церемониальных центрах. Давление варварских народов на северную границу Мезоамерики; этнические передвижения из центра Мексики к югу и юго-востоку; внутренняя дезинтеграция из-за социально-экономических причин.

Поздний этап. Продолжение  давления и вторжений на северной границе. Нашествие новых воинственных этнических групп. Постоянные войны. Создание ацтекской «империи». Укрепление городов. Учащение человеческих жертвоприношений. Войны из-за пленников. Расширение торговли. Упадок искусств. Приход испанцев.

Культура Севера

На северных границах Мезоамерики, образуя культурные островки на территории собирателей и охотников, существовали периферийные культуры. В них распознаются элементы, близкие культурам Центральной Мексики и Юго-Запада США. Среди главных центров этих периферийных культур выделяются Ла-Кемада и Чаль-чиуитес (Сакатекас) и Касас-Грандес (Чиуауа).

Культура Запада

Так называют культуры, существовавшие на территории современных штатов Синалоа, Наярит, Халиско, Колима, Мичоакан и частично Герреро и Гуанахуато. Известны многие предметы, происходящие большей частью из разграбленных захоронений. Это и небольшие фигурки, и настоящие статуи из глины. Их стилистическое разнообразие зависит от района их происхождения. Почти всегда они изображают людей, животных, хижины и даже макеты деревень и сценки из повседневной жизни. Искусство Запада реалистично как в «примитивных» проявлениях, так и в более разработанных стилях; во многих случаях наблюдается тенденция к карикатуре и всегда видны оригинальность и строгость манеры исполнения. Наиболее известная исторически культура — культура так называемых тарасков.

Культуры Центральной  Мексики

Именно эти культуры, сосредоточенные  во внутренних районах Мексиканского  нагорья, привлекли наибольшее внимание исследователей из-за того, что о них имелась информация не только археологическая, но и в значительной мере историческая. Основные культуры, расположенные в хронологическом порядке, мы назовем ниже. Мы исключим этапы, соответствующие доистории, и начнем с того, что считается началом протоистории, то есть с 2000 г. до н. э.

Историческое развитие центральной  зоны Мексики отмечено насильственным вторжением последовательных волн народов более низкого культурного уровня, находившихся еще на стадии развития охоты, рыболовства и собирательства. Эти народы прибывали с севера, захватывали и разрушали культурные центры, но, оценив преимущества цивилизованной жизни, они постепенно сами превращались в оседлых земледельцев, сливаясь с местным населением, воспринимая его культуру и создавая новую, которая в значительной мере была продолжением предыдущей, но уже с каким-то другим оттенком.

Культуры побережья  Мексиканского залива

Вдоль Мексиканского залива, за исключением побережья полуострова Юкатан, развивались значительные культуры. Самой древней была культура, называемая ольмекской, или Ла-Вента. Она существовала большую часть доклассического периода и располагалась на юге нынешнего штата Веракрус и на севере Табаско. Эта культура, очевидно первая выделившаяся в Мезоамерике, сыграла, без сомнения, решающую роль в формировании остальных культур.

В центре нынешнего штата  Веракрус размещалась культура, называемая тотонакской, наиболее важным центром которой, по-видимому, был Эль-Тахин.

Культуры юга

Относительно культур  Оахаки мы располагаем обильной археологической информацией. Наиболее значительными из них были сапо-текская, у которой удалось проследить длительное развитие и определить основные ее этапы благодаря раскопкам ее крупнейшего центра—Монте-Альбан, и миштекская, развивавшаяся более или менее одновременно с сапотекской, но в горных районах, в то время как сапотекская располагалась в долинах. В постклассический период миштеки захватили эти долины и подчинили сапотеков. Одним из их наиболее известных центров была Митла.

Культура Юго-Восточной  Мексики и Центральной Америки

Имеется в виду культура майя, занимавшая огромное пространство — более 400 тыс. км 2 и охватывавшая нынешние мексиканские штаты Юкатан, Кампече, Кинтана-Роо, часть Табаско и Чья-паса, а также территории современной Гватемалы, Белиза и западную часть Сальвадора и Гондураса. Этой культуре посвящены следующие разделы работы.

3. Область майя

В начале я хотела бы уточнить, что под областью майя мы понимаем всю территорию, на которой жили до конкисты — и живут сейчас — лингвистически родственные народы, образующие группу, называемую маняской; исключение составляют уастеки, которые хотя и относятся к той же языковой семье, но отделились от общего ствола еще до образования единой культуры майя и находятся в области, очень удаленной от них.

Люди майя

Этнолингвистические группы

Убеждение, что майя уникальный, независимый и изолированный от остального мира феномен, привело известных ученых-майянистов к утверждению, что язык майя не имеет никакого родства с другими языками Мексики и Центральной Америки. Другие авторы, как, например, Томпсон, также согласны, что язык майя не имеет связей с языками Мексики и Центральной Америки. Они допускают существование двух языков майя (язык высокогорий и язык равнин) плюс 15 диалектов.

Согласно методам сравнительной  лингвистики (лексикостати-стики), удалось установить вероятный момент, в который каждый из майяских языков отделился от общего ствола. Результаты этого трудоемкого исследования (глоттохронологии) дают следующую картину, в которой указаны приблизительные даты, когда началось отделение основных языков, начиная от гипотетического протомайя.

В пределах области майя — на юге Гватемалы и в Сальвадоре — встречаются группы пипиль, относящиеся к языковой группе науа. Вне названной области находится, как говорилось, уастекская группа майяской семьи.

Физические черты

Описывая физический тип  древних майя, С. Г. Морли основывался главным образом на исследованиях М. Стеггерды среди современных юкатеков, сожалея при этом, что не были проведены сходные исследования среди остальных групп. Хотя он сам указывал, что «майя высокогорий имеют кожу более красную и блестящую, чем майя Юкатана, и биологически кажутся более чистого происхождения», он заключил: «Тем не менее, если их исследовать по основным критериям: росту, цвету кожи, форме головы и волос, можно заметить, что все группы, говорящие на языке майя, кажутся происшедшими первоначально от одного и того же древнего ствола». Найденные в крови при серологических исследованиях некоторые элементы указывают на существенные различия; дерматоглифические исследования и изучение отпечатков пальцев и линий ладоней говорят о различиях между группами северных высокогорий и группами южных высокогорий, а также между юкатанскими группами. Несмотря на небольшое число изученных серий, костные остатки, обнаруженные при археологических раскопках, тоже дают вариации, особенно в черепных и лицевых индексах.

Учитывая эти различия, нельзя говорить о едином физическом типе майя для всей области и считать  его целиком отличным от остальных мезоамериканских групп. Некоторые группы майя имели и все еще имеют такие специфические черты, как узкий нос, складка эпикантуса (закрывающая внутренний угол глаза) и монгольское пятно (у основания позвоночника). Две последние черты характерны для азиатского населения, конкретно монгольского. На Юкатане также часто встречаются широко поставленные глаза, другое наследие дальнего азиатского прошлого коренных американских народов. Примечательна и относительная длина рук в сравнении с ростом. Так, у майя более длинные руки, чем у других мезоамериканских групп.

Большая- часть физических черт населения майя, рассматриваемая в комплексе, уже известна у остальных мезоамериканских народов и у других народов севера, центра и юга материка, а именно: низкий рост, темный (бурый или медный) цвет кожи, глаза цвета темного кофе или черные, волосы гладкие и черные, редкая растительность на лице и теле, плечи широкие, грудная клетка развитая, ноги мускулистые.

Информация о работе Культура майя