Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 19:01, доклад
Передняя Азия с ее разноплеменным населением занимала в древности обширные пространства земли от Персидского залива между Средиземным, Черным и Каспийским морями. Она разделялась по диагоналям реками Евфратом и Тигром, текущими с северо-запада на юго-восток и впадающими в Персидский залив.Область между Тигром и Евфратом получила название Двуречья или Месопотамии.
Культура Месопотамии.
Введение.
Передняя Азия с ее разноплеменным населением занимала в древности обширные пространства земли от Персидского залива между Средиземным, Черным и Каспийским морями. Она разделялась по диагоналям реками Евфратом и Тигром, текущими с северо-запада на юго-восток и впадающими в Персидский залив.Область между Тигром и Евфратом получила название Двуречья или Месопотамии. В плодородной долине южной части Двуречья сложились такие ранние государства. как Шумер, Аккад и Вавилон. В северной части сформировалась Ассирия, расположенная по среднему течению Тигра. На восточном побережье Средиземного моря существовали Финикия и Палестина. В Малой Азии и Северной Сирии располагалась горная страна Хеттов и хурритское государство Митанни. В горных районах к северо-востоку от Тигра Находились Урарту и Иракское государство. Эти земли ныне принадлежат разным странам: северная часть Двуречья - Сирии, остальная ее часть - Ираку, а области Закавказья входили в бывший СССР.
Шумеро-Аккадская культура.
В целом раннюю
культуру Двуречья обозначают как Шумеро-Аккадскую.
Двойное название связано с тем,
что шумеры и жители Аккадского царства
говорили на разных языках и имели разную
письменность.
Культурному общению разных племен активно
содействовало изобретение шумерийцами
письменности, сперва пиктографии (основой
которой служило картинное письмо), а затем
и клинописи. Записи делались на глиняных
плитках или табличках острыми палочками
и обжигались на огне. Самые первые шумерские
клинописные таблички относятся к середине
4 тыс. до н.э. Это древнейшие письменные
памятники. Впоследствии принцип картинной
письменности стал заменяться принципом
передачи звуковой стороны слова. Появились
сотни знаков, обозначающих слоги, и несколько
алфавитных знаков, соответствующих гласным
буквам.
Письменность была великим достижением
шумеро-аккадской культуры. Она была заимствована
и развита вавилонянами и широко распространилась
по всей Передней Азии: клинописью пользовались
в Сирии, древней Персии и других государствах.
В середине 2 тыс. до н.э. клинопись стала
международной системой письменности:
ее знали и использовали даже египетские
фараоны. В середине 1 тыс. до н.э. клинопись
становится алфавитным письмом.
Шумеры создали первую в человеческой
истории поэму - "Золотой век"; написали
первые элегии, составили первый в мире
библиотечный каталог. Шумеры авторы древнейших
медицинских книг - сборников рецептов.
Они разработали и записали календарь
земледельца, оставили первые сведения
о защитных насаждениях.
Раннешумерские божества 4-3 тыс. до н.э.
выступали как податели жизненных благ
и изобилия - за это их почитали простые
смертные, строили им храмы и приносили
жертвы. Самыми могущественными из всех
богов были Ан - бог неба и отец других
богов, Энлиль - бог ветра, воздуха и всего
пространства от земли до неба (он изобрел
мотыгу и подарил ее человечеству) и Энки
- бог океана и пресных подземных вод. Другими
важными божествами были бог Луны - Нанна,
бог Солнца - Уту, богиня плодородия - Инанна
и др. Укрепление государственности в
Двуречье отразилось на религиозном представлении
древних жителей Месопотамии в целом.
Божества, которые раньше олицетворяли
только космические и природные силы,
стали восприниматься прежде всего как
большие "небесные начальники" и
уже потом - как природная стихия и "податели
благ".
В второй половине 4-го тыс. до н. э. в плодородных
равнинах Южного Двуречья возникли первые
города-государства, которые к 3-му тыс.
до н. э. заполнили всю долину Тигра и Евфрата.
Главными из них стали города - Ур, Урук
Аккад и др. Самым молодым из этих городов
был Вавилон. В них выросли первые памятники
монументального зодчества, расцвели,
связанные с ним, виды искусства - скульптура,
рельеф, мозаика, различного рода декоративные
ремесла.
В стране бурных рек и заболоченных равнин
необходимо было поднимать храм на высокую
насыпную платформу-подножие. Поэтому
важной частью архитектурного ансамбля
стали длинные, подчас проложенные в обход
холма, лестницы и пандусы по которым жители
города поднимались к святилищу. Медленное
восхождение давало возможность увидеть
храм с разных точек. По сохранившимся
развалинам видно, что это были строгие
и величественные здания. Прямоугольные
в плане, лишенные окон, со стенами, расчлененными
вертикальными узкими нишами или мощными
полуколоннами, простые по своим кубическим
объемам, сооружения четко вырисовывались
на вершине насыпной горы
В 3-м тыс. до н. э. в шумерских центрах Уре,
Уруке, Лагаше, Адабе, Умме, Эреду, Эшнуне
и Кише возникли более разнообразные типы
зодчества. Значительное место в ансамбле
каждого города занимали дворцы и храмы,
в декоративном оформлении которых проявилось
большое разнообразие. Из-за влажного
климата плохо сохранялись настенные
росписи, поэтому особую роль в украшении
стен, колонн, статуй стали играть мозаика
и инкрустация из самоцветов, перламутра
и раковин. В употребление вошла также
отделка колонн листовой медью, включение
рельефных композиций. Окраска стен также
имела немаловажное значение. Все эти
детали оживляли строгие и простые формы
храмов, придавали им большую зрелищность.
На протяжении многих веков постепенно
сложились разнообразные виды и формы
скульптуры. Скульптура в виде статуй
и рельефов с древнейших времен составляла
неотъемлемую принадлежность храмов.
Скульптурными формами были украшены
каменные сосуды и музыкальные инструменты.
В металле и камне были выполнены первые
монументальные портретные статуи всевластных
правителей государств Двуречья, а в рельефах
стел были запечатлены их деяния и победы.
Особую внутреннюю силу скульптурные
образы Двуречья обрели во второй половине
3 тыс. до н.э., когда в результате борьбы
за власть между городами - государствами
победу одержал Аккад.
В литературе и искусстве Аккада проявились
новые веяния, образы и темы. Важнейшим
памятником шумерской литературы был
цикл сказаний о Гильгамеше, легендарном
царе города Урука, который правил в 18
в. до н.э. В этих сказаниях герой Гильгамеш
представлен как сын простого смертного
и богини Нинсун, подробно описываются
его странствия по миру в поисках тайны
бессмертия. Предания о Гильгамеше и предания
о всемирном потопе оказали очень сильное
влияние на мировую литературу и культуру
и на культуру соседних народов, которые
приняли и адаптировали легенды к своей
национальной жизни.
Культура Старовавилонского царства.
Наследницей Шумеро-Аккадской
цивилизации была Вавилония, Центром
ее был город Вавилон (Ворота Бога),
цари которого во 2 тыс. до н.э. смогли объединить
под своим главенством все области Шумера
и Аккада.
Важным новшеством в религиозной жизни
Месопотамии 2 тыс. до н.э. стало постепенное
выдвижение среди всех шумеро-вавилонских
богов городского бога Вавилона - Мардука.
Он повсеместно стал считаться как царь
богов.
Согласно учению вавилонских жрецов, именно
боги определяли судьбы людей и только
жрецы могли знать эту волю - одни они умели
вызывать и заклинать духов, беседовать
с богами, определять будущее по движению
небесных светил. Культ небесных светил
становится исключительно важным в Вавилонии.
Внимание к звездам и планетам способствовало
быстрому развитию астрономии и математики.
Была создана шестидесятеречная система,
которая существует по сей день в исчислении
времени. Вавилонские астрономы высчитали
законы обращения Солнца, Луны, повторяемость
затмений.
Религиозные верования обитателей Двуречья
отразились в их монументальном искусстве.
Классической формой храмов Вавилонии
была высокая ступенчатая башня - зиккурат,
опоясанная выступающими террасами и
создающая впечатление нескольких башен,
которые уменьшались в объеме уступ за
уступом. Таких уступов-террас могло быть
от четырех до семи. Зиккураты были раскрашены,
террасы - озеленены. Самым известным в
истории зиккуратом считается храм бога
Мардука в Вавилоне - знаменитая Вавилонская
башня, о строительстве которой говорится
в Библии. Озелененные террасы Вавилонской
башни известны как седьмое чудо света
- "висячие сады Семирамиды".
Архитектурных памятников вавилонского
искусства до нас дошло не много, что объясняется
отсутствием прочного строительного материала,
но стиль зданий -прямоугольная форма
и массивные стены- и использованные архитектурные
элементы - купола, арки, сводчатые потолки
- явились теми архитектурными формами,
которые стали основой строительного
искусства Древнего Рима, а затем и Средневековой
Европы.
Для вавилонского изобразительного типичным
было изображение зверей - чаще всего льва
или быка.
Культура Ассирии.
Культуру, религию
и искусство Вавилонии
Искусство Ирана 6-4 вв. до н.э. еще более
светское и придворное, чем искусство
его предшественников. Оно более спокойное:
в нем нет той жестокости, которая была
свойственна искусству ассирийцев, но
в то же время преемственность культур
сохраняется. Важнейшим элементом изобразительного
искусства остается изображение животных
- прежде всего крылатых быков, львов и
грифов. В 4 в. до н.э. Иран был завоеван
Александром Македонским и включен в сферу
влияния эллинистической культуры.
Заключение.
Древнейшими обитателями Двуречья
была создана высокая культура, которая
оказала исключительно сильное влияние
на дальнейшее развитие всего человечества,
став достоянием многих стран и народов.
На территории Месопотамии возникли и
получили оформление многие черты материальной
и духовной культуры, надолго определившей
весь последующий ход всемирной истории.
Здесь появились первые города-государства,
возникли письменность и литература, зародилась
наука. Цивилизация Древнего Двуречья
оказала огромное влияние на античную,
а через нее - и на средневесковую культуру
Европы, на Средний Восток, в конечном
итоге - на мировую культуру Нового и Новейшего
времени.
Величайшим достижением культуры Древней
Месопотамии было изобретение письменности
(именно шумерская письменность была самой
ранней в истории человечества - она относится
к 4 тыс. до н.э.).
Здесь же возникли сложные системы счета,
положено начало развитию научной мысли
- астрономии и математики.
Древнейшие мифы Двуречья оказали сильнейшее
влияние на последующее развитие мировых
религий: это мифы о сотворении мира, о
всемирном потопе.
Велики и бесспорны культурные достижения
древних народов Двуречья: ими созданы
первые в истории поэмы, элегии; составлен
первый в мире библиотечный каталог, собрана
Ашшурбанипалом (царь Ассирии) знаменитая
библиотека клинописных текстов. Архитектурные
формы, воплощенные в храмах, зиккуратах,
башнях вавилонскими зодчими, впоследствии
стали основой строительного искусства
Древнего Рима, а затем Средневековой
истории.