Культура на пороге XXI века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 18:39, контрольная работа

Описание работы

На формирование российской культуры серьезное влияние оказали следующие факторы: Необходимость освоения огромной территории, на которой соединялись и взаимодействовали многочисленные этнические группы и народности. Утверждение православия как особой ветви христианства, сосредоточенной на духовности, приверженности традициям. Длительная изолированность от западноевропейских цивилизационных процессов и напряженная борьба за ее преодоление Преобладание идеологии приоритетности государственных интересов над личностными, подчинение интересов личности интересам государства. Основные этапы формирования отечественной культуры от начала становления до приобретения ею завершенных национальных форм наглядно иллюстрируют воздействие этих факторов.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………….3

Глава 1. Культура Древней Руси……………………………………………………….4

Глава 2. Русская культура в XVI века……………………………………………………13

Глава 3. Русская культура XVII века………………………………………………….…16

Глава 4. Культура и быт России в XVIII веке…………………………………….….…..22

Глава 5. Культура России XIX века………………………………………………...…….26

Глава 6. Культура Россия в XX веке или «Серебряный век» русской культуры……...31

Глава 7. Культура на пороге XXI века……………………………………………………34

Заключение…………………………………………………………………………………36

Используемая литература…………………………………………………………………37

Файлы: 1 файл

Культура Росии.doc

— 281.50 Кб (Скачать файл)

В этот период сложились устойчивые группы высококвалифицированных мастеров на различных предприятиях. Хотя в ряде случаев производство на этих предприятиях начиналось с приглашения иностранных мастеров, русские люди быстро овладевали необходимым мастерством и выполняли сложные технические работы с большим искусством.

 

Устное народное творчество

 

В XVII в. появились первые записи фольклора, дошедшие до нас, благодаря  чему мы имеем более конкретное представление  о народном творчестве того времени. Семнадцатый век с его острыми  социальными конфликтами и длительной борьбой России против внешних врагов был временем значительного подъема народного творчества. Характерно широкое распространение исторических песен, пронизанных чувством глубокого патриотизма. Были популярны различные былины, песни, сказки, сложенные еще в предыдущее время.

Весьма интересны пословицы, записанные в особых сборниках конца XVII века. В пословицах явно прослеживалась народная оценка человеческих качеств  и общественных отношений. Недаром  многие из них дожили до наших дней, как, например: "баснями соловья не кормят", "взялся за гуж не говори, что не дюж". Народные пословицы отразили критические отношения простых людей к церковникам и церковным обрядам: "из одного дерева икона и лопата". Для XVII века характерна насмешка над людьми, не желающими учиться грамоте: "Аз, буки, веди страшат, что медведи". В пословицах отражалось недоверие крестьян к феодалам: "в боярский двор ворота широки, а со двора узки", "обещать – по-дворянски, а слово держать по-крестьянски"; протест против притеснений властей: "наказал бог народ - послал воевод", лошадь любит овес, земля - навоз, а воевода - привоз"; возникающее в народе сознание своей силы: "холопье слово, что рогатка".

Одним из любимых героев произведений народного творчества стал вождь крестьянской войны Степан Тимофеевич Разин. Вокруг его имени уже в XVII веке стали складываться многочисленные легенды, песни сказания. Степан Разин наделялся богатырскими чертами, оказывался "заговоренным от смерти". Древние былины перерабатывались, и Степан Разин оказывался в одном кругу былинных героев, вместе с Ильей Муромцем.

Очевидно, народное творчество в XVII веке приобрело определенные и  антицерковные тенденции. Оно стало  сильнее оказывать влияние на письменную литературу. Народное творчество явилось настоящей основой развития демократического, светского направления в литературе XVII века.

Помимо значительно  расширявшейся письменности, все  большее распространение получали и рукописные книги. Несмотря на развитие книгопечатания, рукописные книги пользовались все более возраставшим спросом. Расширялось производство книг. Расширился круг потребителей книг.

Не только феодальная знать и духовенство, но и многие посадские люди хранили книги. Большое  распространение получали рукописные сборники, в которых содержались различные материалы духовного, и светского содержания, отрывки из летописей, сказания. В монастырях были специальные хранилища книг во главе с хранителями. Часть книг принадлежала монахам и хранилась в кельях. Значительно возросло письменное делопроизводство государственных учреждений – московских приказов, приказных изб в городах.

С 1671 г. для царя стали  изготовляться рукописные "Куранты" - своеобразные газеты, состоящие из переводных иностранных известий.

В середине века были предприняты попытки организации производства бумаги в России. В 60-70-х г.г. в Москве действовали две "бумажные мельницы", отданные правительством на оброк голландским предпринимателям. Бумаги своего производства, однако, не хватало, и в Россию по-прежнему привозили бумагу из-за границы - из Франции и Голландии.

Кроме того, в XVII веке писали также  на бересте – сохранились берестяные грамоты и даже целые книги  сбора ясака в Сибири.

Как и прежде, писали специально приготовленными  чернилами, присыпая написанный текст  песком для просушки. В московские приказы возили песок целыми возами. Особенно ценился чистый и сухой песок с Воробьевых гор.

Книги "одевали" в деревянные, обитые кожей доски. На коже выделывались различные металлические украшения. В виде украшений выполнялись и обычно массивные застежки на книге, нередко переплеты покрывались тканями - бархатом, атласом. Искусство изготовления рукописных книг в XVII веке достигло наивысшего расцвета.

Большим совершенством отмечена книжная  миниатюра семнадцатого века. Так  называемый растительный "травный орнамент" получил в этот период широкое распространение наряду со старопечатным орнаментом.

Со второй половины столетия стал заметен переход к новому стилю  книжной миниатюры - так называемому "прусскому барокко", характерной  чертой которого было сочетание изображения растительного мира с геометрическими фигурами - эллипсами и спиралями. Особенно богато украшались орнаментами, заставками, инициалами царские грамоты, писавшиеся на пергаменте.

Наряду с рукописными книгами  и грамотами все более распространялись печатные книги. Московский Печатный двор представлял собой в середине XVII века крупное предприятие, на котором работало 165 человек. В первой половине столетия было издано около 200 названий книг. В больших количествах распространялась переводная литература. Стали составлять обширные библиотеки. Большие собрания книг на русском, латинском, польском, греческом языках были у патриарха Никона, князя В.В. Голицина, А.С. Матвеева. Большая библиотека была в царском дворце.

Дальнейшее распространение рукописи печатной литературы выдвигало потребность более организованного обучения грамоте и письму.

Обычно дети и подростки обучались  грамоте у духовных лиц, подьячих или родителей, причем женщины, как  правило, даже в семьях знати оставались неграмотными. Возможность печатного издания учебных пособий значительно улучшала условия обучения грамоте. Характерно, что печатавшиеся в Москве дешевые (по 1 копейке) буквари пользовались широким спросом. Изданные в 1651 году 2400 экземпляров "Азбуки" патриаршего дьякона Василия Бурцева были распроданы за один день.

Первые частные школы в Москве подготовили основание в 1687 г. Славяно-греко-латинского училища (академии) во главе с учеными  греками Иоанием и Софронием  Лихудами. Это было первое учебное  заведение, ставившее своей целью широкое образование. Славяно-греко-латинская академия открывалась для людей "всякого чина, сана и возраста" и предназначалась для подготовки высшего духовенства и чиновников государственной службы. Академия сыграла большую роль в развитии русского просвещения в конце XVII в. и первой половины XVIII века.

Распространение грамотности и  просвещения в России подрывало  вековое господство религии и  церкви, все более расходилась  по рукам светская литература и иностранных  сочинений. XVII в. занял важное место в истории русского просвещения.

 

Зодчество

 

Как и в истории всей русской  культуры, XVII в. занимает особое место  в развитии русского зодчества. И  в этой области с большой силой  проявилась стремление к отказу от вековых канонов.

По-прежнему подавляющее большинство построек не только в деревнях, но и в городах возводилось из дерева. Каменные храмы и отдельные светские здания были в городах окружены морем деревянных строений. Частые пожары, среди которых были также громадные, как пожар 1626 года, уничтоживший значительную часть Москвы, опустошили города и села. Но взамен погибших деревянных строений быстро возводились новые. Веками сложившиеся искусство строительства из дерева достигло в XVII в. высокого технического и художественного уровня. Выдающимся произведением деревянного зодчества был знаменитый дворец в Коломенском, построенный в 1667-1678 г.г. под руководством плотничного старосты Семена Петрова и стрельца Ивана Михайлова.

В деревянном зодчестве с большой  силой проявилась народная художественная культура. Светские элементы проникали все более и в каменное зодчество. Важнейшим фактором, определившим подъем каменного зодчества, было развитие производительных сил. Ремесленное производство поднялось на более высокий уровень. Каменные постройки появились теперь не только в городах, но иногда и в селах.

Значительной перестройке подвергся  Московский Кремль. В 1624-1625 г.г. англичанин Фристофор Галовей вместе с Баженом  Огурцовым возвели Спасскую башню  в ее теперешнем виде. Новая башня создала парадный въезд в Кремль и связала своей вертикалью кремлевские соборы с Храмом Василия Блаженного на Красной площади в единый ансамбль. Перестройка кремлевских башен придала Кремлю совершенно новый вид. Строго крепостной его облик уступил место торжественному ансамблю, воплотившему в себе величие и мощь Российского государства. Замечательные постройки появились в Ярославле, Толчкове - церковь Иоанна Предтечи, Воскресенские церкви в Костроме и Романове и другие. Строгая церковная регламентация оказалась, в конечном счете, бессильна воспрепятствовать развитию народного, светского начала в зодчестве. Как и в других сферах культуры, влияние религии и церкви в зодчестве оказалось в XVII в. заметно подорванным. Последние два столетия XVII в. ознаменовались новым, высоким подъемом зодчества.

 

 

 

Скульптура и резьба

 

Общее для русского искусства XVII в. стремление к нарядности и декоративности проявилось и в усиленном развитии резьбы по дереву, камню, а также скульптуры. Высоким образом искусства по дереву является многочисленные разные иконостасы, "царские врата" и другие детали церквей. Богатейшей резьбой украшен Коломенский дворец.

Резьба по дереву, украшавшая дворцы и храмы, была ярким воплощением этого глубокого народного искусства. Деревянной резьбой украшались дома простых людей. Разные наличники и карнизы, обработка резьбой крылец и других частей здания, своеобразие приемов этой обработки и ее рисунков в разных местах составляют одну из характерных особенностей русской национальной культуры.

Искусство резьбы, веками развивавшееся в народе, было использовано феодальной знатью для украшения  воздвигавшихся по ее заказу строений. Резчиков собирали в Оружейной палате для выполнения государственных заказов.

Дальнейшее развитие получила и скульптура, хотя в ней  сохранилось много архаических  черт. Скульптуры были обычно раскрашены и по большей части выполнялись  в плоскостной манере, как горельефы.

Скульптурные детали помещались на многих предметах, в т.ч. и на оружии.

В целом развитие скульптуры шло в направлении придания изображению  более округлых форм, горельеф вытеснял барельеф, лица становились более  индивидуализированными. Реалистические тенденции определились и в этой области искусства.

 

Живопись

 

Церковь прекрасно понимала огромную силу воздействия искусства  на народные массы и, как и в  других областях культуры, всеми силами старалась обеспечить сохранение контроля над живописью, проповедовала глубоко консервативные идеи с целью полного подчинения ее строго религиозной догматике.

Церковь особенно гневно преследовала распространение в  селах и городах произведений народных мастеров-иконописцев, которые  далеко отходили от установленных канонов. Среди этих мастеров было немало живописцев, наделенных большим талантом.

Реалистические тенденции  в живописи XVII в. развивались еще  очень медленно. Большое место  занимала унаследованная от XVI в. традиция отвлеченно-догматического и аллегорического  изображения. Хорошо прорабатывались детали, но обобщенного реалистического изображения художники XVII в. еще не могли дать. Росписи и иконы были перегружены мелкими сценами и предметами, вокруг главных изображений нанизывалась масса клейм со всеми подробностями жития. Помимо этого делались еще пояснительные надписи. Внутренний мир человека, как правило, не умели раскрыть, главное внимание уделялось изображению внешних поступков и действий. Эмоциональность отступала перед описанием.

Высшая ступень развития живописного искусства в XVII веке связана с деятельностью выдающегося художника Симена Ушакова (1626-1686). Его знаменитые произведения "Спас нерукотворный", в котором художник изобразил классически правильное лицо, а также большая икона "Насаждение древа государства Российского". В 1671 г. С.Ушаков создал икону на традиционный сюжет "Троицы".

Примечательным явлением в живописи, отразившим возросший, как  и в литературе того времени, интерес  к человеческой личности, было распространение  портретных изображений. Это оказалось не только в направлении творчества С.Ушакова. Многие представители знати стали заказывать свои портреты за границей, но и в самой России тоже появились попытки создания портретов.

Таким образом, русская  живопись XVII в. вступила в переломную эпоху, все более выявляя новые тенденции, ведшие ее по пути становления реалистического начала и освобождения от церковно-иконаических традиций.

 

Музыка и  театр

 

К XVII в. русская музыкальная  культура имела устойчивые многовековые традиции. Как и другие области  народного творчества, она была безымянна. Существовали местные певческие школы со своими особенностями "распевов". Но повсюду господствовало хоровое многоголосье, столь характерное для русской народной музыки. Народные песни были богаты и жанровым разнообразием, и мелодичностью, и глубокой выразительностью, с огромной силой, передающей самые различные психологические состояния человека. Особенности народного хорового творчества были восприняты в немалой степени и церковной музыкой.

Большой популярностью, как и в предыдущее время, пользовался народный театр. По всей России бродили скоморохи. Народ любил традиционный театр Петрушки с его веселыми и меткими выступлениями.

Информация о работе Культура на пороге XXI века