Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 19:32, реферат
Цель моей работы – показать насколько изменились сферы культуры, науки и образования с переходом России к рынку.
Задачи контрольной работы состоят в следующем:
- рассказать об изменении в культурной сфере Российской Федерации после принятия рыночной системы.
- показать, какие реформы принимались для развития научной сферы рыночной России;
- проследить, как изменилась система образования в связи с переходом к рынку.
Один из главных факторов
понижения качества системы российского
образования – это
К сожалению, логика реформ образования в России за последние 10 лет и планов модернизации до 2010 года показало, что качество образования резко снизилось. Под лозунгом качества образование прячется низкое качество его реформ, ведущих к понижению качества образованности населения. И это не замедлило сказаться: 4 миллиона детей вне школы, почти 10% призывников в армию не имеют даже начального образования, появилась целая когорта подростков и молодежи, не умеющая читать и считать. И это происходит в стране, которая в 20-х – 30-х годах провела культурную революцию, избивалась от безграмотности, перешла затем к всеобщему обязательному 10-летнему образованию, создала современную научно-техническую интеллигенцию, которая обеспечила прорыв СССР — России в космос, создание ракетно-ядерного щита страны, высокий уровень развития культуры, искусства, науки, массового физкультурного движения.
Развитие рыночных отношений в России обусловило тот факт, что образование из бесплатной привилегии, оплачиваемой государством, превратилось в товар, а точнее услугу. За достаточно короткий промежуток времени в России сложился рынок образовательных услуг, предложение которых за последние 5-7 лет сделало колоссальный скачок. Во многих случаях предложение даже превышает спрос. Образование и коммерция еще недавно воспринимались общественным мнением как антагонистические понятия. Поэтому в сфере образования маркетинговые и рыночные инструменты управления использовались и используются в недостаточной степени.
Бесспорным и громаднейшим
достижением социализма было то, что
он превратил образование в
По сравнению с 1980-1981 учебным годом (СССР) численность приема студентов в вузы России к 2002-2003 учебному году выросла в 2,4 раза. По сравнению с 1994-1995 годом количество студентов в вузах РФ составило в 2002 году 5 млн. 947 тыс. человек, т. е. также увеличилось более чем в 2,5 раза. При этом доходы государства, в полной собственности которого остались 4,1% из 3 млн. 648 тыс. предприятий и организаций, сократились в несколько раз. Совершенно очевидно, что нынешнее государство не в состоянии обеспечить бесплатное обучение всем желающим стать студентами. Образование перестало быть общественным благом для всех.1
Россия – первая в мире и в истории человечества страна, совершившая реальный прорыв к социализму и создавшая самую лучшую в мире систему образования. Россия – родина удивительной духовной культуры, создавшей такие феномены как «русский космизм» и «русская философия». Россия – не Запад, не Европа, и не Восток, не Азия. Она есть уникальная, евразийская, общинная, самая холодная в мире, с большим «пространством – временем», цивилизация, имеющая свои законы социально-экономического развития. Качество реформ в образовании приобретает истинные основания, если они будут исходить не из подражания, из западнопоклонства, а из собственных оснований бытия и выживания. Россия должна стать ноосферным, образовательным обществом.
Заключение.
Переход на рыночные механизмы финансирования в 1990-е годы для учреждений искусства и культуры был достаточно болезненным: резкое сокращение государственных субсидий в условиях еще только формирующейся многоканальной системы финансирования привело к кризису финансов и резкому росту цен на их услуги. Диверсификация источников финансирования в данной сфере сопровождалась и реорганизацией в системе государственного управления.
Развитие сферы культуры
в России в период рыночных реформ
происходило весьма противоречиво.
С одной стороны, предоставление
творческой свободы, экономические
реформы и демократические
Предпринимавшиеся в последние годы государством меры в области науки были направлены в основном на защиту интересов производителей научного продукта, сохранение структуры и организаций, действующих в этой сфере, а не на развитие рынка научных услуг. В такой политике прослеживается определенное противоречие, так как нет смысла защищать производителя, у которого отсутствует стимул для производства, нет заказчика. Представляется, что политика государства была бы гораздо эффективнее, если бы она нацеливалась на формирование платежеспособного спроса на услуги науки.
Россия – первая в мире и в истории человечества страна, совершившая реальный прорыв к социализму и создавшая самую лучшую в мире систему образования. Россия – родина удивительной духовной культуры, создавшей такие феномены как «русский космизм» и «русская философия». Россия – не Запад, не Европа, и не Восток, не Азия. Она есть уникальная, евразийская, общинная, самая холодная в мире, с большим «пространством – временем», цивилизация, имеющая свои законы социально-экономического развития. Качество реформ в культуре, науке, а главным образом в образовании приобретает истинные основания, если они будут исходить не из подражания, из западнопоклонства, а из собственных оснований бытия и выживания. Россия должна стать ноосферным, образовательным обществом.
Список используемой литературы.
1 Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. – Москва, изд. АСТ, 2005г, стр. 136-148.
1 Гасратян К. «Проблема развития сферы культуры в России»// Вопросы истории, Москва, №4, 2006г., стр. 117-129.
1 Иванов Г. Проблемы развития сферы культуры в рыночной экономике //Вестник МГУ. Серия история, 2004, N 6, с. 48.
1 «Художественная жизнь современного общества», т. 4. Отв. ред. Сорочкин Б. С.-Петербург, Издательство "Дмитрий Буланин", 2005, с. 516.
1 Зезина М.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.С. «История русской культуры», М., изд. Алгоритм, 2006г, стр. 48.
1 Иванов Г. Проблемы развития сферы культуры в рыночной экономике //Вестник МГУ. Серия история, 2004, N 6, с. 48.
1 Справочник “Социально-
2 Г.А. Лахтин, Л.Э. Миндели. Наука в обновленной стране. – Вестник Российской академии наук, том 71, № 11, с. 984.(2001)
1 Гордей В.Н. «Состояние
кадрового потенциала и
1 С.М. Никольский «Образование, которое мы можем потерять», МГУ, 2002, с. 83, 84
1 Гордей В.Н. «Состояние
кадрового потенциала и
Информация о работе Культура, наука и образование в условиях рынка в России