Культура, наука и образование в условиях рынка в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 19:32, реферат

Описание работы

Цель моей работы – показать насколько изменились сферы культуры, науки и образования с переходом России к рынку.
Задачи контрольной работы состоят в следующем:
- рассказать об изменении в культурной сфере Российской Федерации после принятия рыночной системы.
- показать, какие реформы принимались для развития научной сферы рыночной России;
- проследить, как изменилась система образования в связи с переходом к рынку.

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 44.83 Кб (Скачать файл)

Один из главных факторов понижения качества системы российского  образования – это неолиберальная установка образовательных реформ в России, исходящая из того, что, дескать, все решит рынок. А поскольку  экономика России под воздействием мирового рынка (мировых цен на энергоресурсы, и топливо и транспорт) уничтожается, особенно сектор наукоемкой, интеллектоемкой и образованиеемкой «экономики высоких технологий» (в том числе в ВПК), то по законам рынка должно быть сокращено и высшее образование. Для этого и создался «псевдорынок высшей школы» с помощью единого государственного экзамена и адресного финансирования абитуриентов, в соответствие с которым финансирование вузов становится неустойчивым, зависящим от притока студентов с ГИФО.

К сожалению, логика реформ образования в России за последние 10 лет и планов модернизации до 2010 года показало, что качество образования резко снизилось. Под лозунгом качества образование прячется низкое качество его реформ, ведущих к понижению качества образованности населения. И это не замедлило сказаться: 4 миллиона детей вне школы, почти 10% призывников в армию не имеют даже начального образования, появилась целая когорта подростков и молодежи, не умеющая читать и считать. И это происходит в стране, которая в 20-х – 30-х годах провела культурную революцию, избивалась от безграмотности, перешла затем к всеобщему обязательному 10-летнему образованию, создала современную научно-техническую интеллигенцию, которая обеспечила прорыв СССР — России в космос, создание ракетно-ядерного щита страны, высокий уровень развития культуры, искусства, науки, массового физкультурного движения.

Развитие рыночных отношений  в России обусловило тот факт, что  образование из бесплатной привилегии, оплачиваемой государством, превратилось в товар, а точнее услугу. За достаточно короткий промежуток времени в России сложился рынок образовательных  услуг, предложение которых за последние 5-7 лет сделало колоссальный скачок. Во многих случаях предложение даже превышает спрос. Образование и коммерция еще недавно воспринимались общественным мнением как антагонистические понятия. Поэтому в сфере образования маркетинговые и рыночные инструменты управления использовались и используются в недостаточной степени.

Бесспорным и громаднейшим достижением социализма было то, что  он превратил образование в общественное благо для всех.

По сравнению с 1980-1981 учебным  годом (СССР) численность приема студентов  в вузы России к 2002-2003 учебному году выросла в 2,4 раза. По сравнению с 1994-1995 годом количество студентов  в вузах РФ составило в 2002 году 5 млн. 947 тыс. человек, т. е. также увеличилось  более чем в 2,5 раза. При этом доходы государства, в полной собственности  которого остались 4,1% из 3 млн. 648 тыс. предприятий  и организаций, сократились в  несколько раз. Совершенно очевидно, что нынешнее государство не в состоянии обеспечить бесплатное обучение всем желающим стать студентами. Образование перестало быть общественным благом для всех.1

Россия – первая в мире и в истории человечества страна, совершившая реальный прорыв к социализму и создавшая самую лучшую в  мире систему образования. Россия –  родина удивительной духовной культуры, создавшей такие феномены как  «русский космизм» и «русская философия». Россия – не Запад, не Европа, и не Восток, не Азия. Она есть уникальная, евразийская, общинная, самая холодная в мире, с большим «пространством – временем», цивилизация, имеющая свои законы социально-экономического развития. Качество реформ в образовании приобретает истинные основания, если они будут исходить не из подражания, из западнопоклонства, а из собственных оснований бытия и выживания. Россия должна стать ноосферным, образовательным обществом.

Заключение.

Переход на рыночные механизмы  финансирования в 1990-е годы для учреждений искусства и культуры был достаточно болезненным: резкое сокращение государственных  субсидий в условиях еще только формирующейся  многоканальной системы финансирования привело к кризису финансов и  резкому росту цен на их услуги. Диверсификация источников финансирования в данной сфере сопровождалась и  реорганизацией в системе государственного управления.

Развитие сферы культуры в России в период рыночных реформ происходило весьма противоречиво. С одной стороны, предоставление творческой свободы, экономические  реформы и демократические преобразования способствовали расширению и многообразию культурной деятельности. Произошли  изменения в организационно-управленческой структуре учреждений культуры и  искусства и в их финансировании, а также в области государственного управления; принято немало законов, регулирующих культурную деятельность. С другой стороны, реформы в сфере  культуры протекали на фоне резкого  сокращения бюджетного финансирования. Перспективы ее развития будут зависеть как от ликвидации пробелов в законодательной  базе, так и от объемов государственной  поддержки и более вдумчивого отношения и власти, и общественности к выработке направлений культурной политики.

Предпринимавшиеся в последние годы государством меры в области науки были направлены в основном на защиту интересов производителей научного продукта, сохранение структуры и организаций, действующих в этой сфере, а не на развитие рынка научных услуг. В такой политике прослеживается определенное противоречие, так как нет смысла защищать производителя, у которого отсутствует стимул для производства, нет заказчика. Представляется, что политика государства была бы гораздо эффективнее, если бы она нацеливалась на формирование платежеспособного спроса на услуги науки.

Россия – первая в мире и в истории человечества страна, совершившая реальный прорыв к социализму и создавшая самую лучшую в  мире систему образования. Россия –  родина удивительной духовной культуры, создавшей такие феномены как  «русский космизм» и «русская философия». Россия – не Запад, не Европа, и не Восток, не Азия. Она есть уникальная, евразийская, общинная, самая холодная в мире, с большим «пространством – временем», цивилизация, имеющая свои законы социально-экономического развития. Качество реформ в культуре, науке, а главным образом в образовании приобретает истинные основания, если они будут исходить не из подражания, из западнопоклонства, а из собственных оснований бытия и выживания. Россия должна стать ноосферным, образовательным обществом.

Список используемой литературы.

  1. Гасратян К. «Проблема развития сферы культуры в России»// Вопросы истории, Москва, №4, 2006г., стр. 117-129.
  2. Гордей В.Н. «Состояние кадрового потенциала и проблемы реформирования сферы науки и образования» // Москва, изд. ВИНИТИ, 2005г., стр. 252.
  3. Зезина М.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.С. «История русской культуры», М., изд. Алгоритм, 2006г, стр. 48.
  4. Иванов Г. «Проблемы развития сферы культуры в рыночной экономике» //Вестник МГУ. Серия история, №6, 2004г., стр. 48.
  5. Кондаков И.В. «Введение в историю русской культуры», Москва, изд. АСТ, 2005г, стр. 136-148.
  6. Лахтин Г.А., Миндели Л.Э. «Наука в обновленной стране» //Вестник Российской академии наук, том 71, № 11, 2001г., стр. 984.
  7. Никольский С.М. «Образование, которое мы можем потерять», МГУ, 2002, стр. 83-84.
  8. Сорочкин Б. С. «Художественная жизнь современного общества», т. 4. Санкт-Петербург, изд. "Дмитрий Буланин", 2005, стр. 516.
  9. Справочник “Социально-экономические проблемы России”, Санкт-Петербург, 2001 г., раздел “Новые формы в научной сфере”, стр. 47-50.
  10. Харичев И. «Культура и будущее России» // интернет-газета «Протестант», от 23.09.2009г., стр. 18-22.

1 Кондаков И.В. Введение  в историю русской культуры. –  Москва, изд. АСТ, 2005г, стр. 136-148.

1 Гасратян К. «Проблема развития сферы культуры в России»// Вопросы истории, Москва, №4, 2006г., стр. 117-129.

1 Иванов Г. Проблемы  развития сферы культуры в  рыночной экономике //Вестник  МГУ. Серия история, 2004, N 6, с. 48.

1 «Художественная жизнь  современного общества», т. 4. Отв.  ред. Сорочкин Б. С.-Петербург, Издательство "Дмитрий Буланин", 2005, с. 516.

1 Зезина М.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.С. «История русской культуры», М., изд. Алгоритм, 2006г, стр. 48.

1 Иванов Г. Проблемы  развития сферы культуры в  рыночной экономике //Вестник  МГУ. Серия история, 2004, N 6, с. 48.

1 Справочник “Социально-экономические  проблемы России”. Санкт-Петербург, 2001 г., раздел “Новые формы в  научной сфере”

2 Г.А. Лахтин, Л.Э. Миндели. Наука в обновленной стране. – Вестник Российской академии наук, том 71, № 11, с. 984.(2001)

1 Гордей В.Н. «Состояние  кадрового потенциала и проблемы  реформирования сферы науки и  образования» // М., изд. ВИНИТИ, 2005. –стр. 252.

1 С.М. Никольский «Образование, которое мы можем потерять»,  МГУ, 2002, с. 83, 84

1 Гордей В.Н. «Состояние  кадрового потенциала и проблемы  реформирования сферы науки и  образования» // М., изд. ВИНИТИ, 2005. –стр. 252.


Информация о работе Культура, наука и образование в условиях рынка в России