Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 19:40, доклад
Новое время (или новая история) — период в истории человечества, находящийся между Средневековьем и Новейшим временем. Понятие «новая история» появилось в европейской историко-философской мысли в эпоху Возрождения как элемент предложенного гуманистами трехчленного деления истории на древнюю, среднюю и новую. Критерием определения «нового времени», его «новизны» по сравнению с предшествующей эпохой был, с точки зрения гуманистов, расцвет в период Ренессанса светской науки и культуры, то есть не социально-экономический, а духовно-культурный фактор.
Вступление:
Новое время (или новая история) —
период в истории человечества, находящийся
между Средневековьем и Новейшим временем.
Понятие «новая история» появилось в европейской
историко-философской мысли в эпоху Возрождения
как элемент предложенного гуманистами
трехчленного деления истории на древнюю,
среднюю и новую.
Критерием
определения «нового времени», его
«новизны» по сравнению с
Буржуазно-демократическая революция - общественный переворот, в результате которого укрепляется власть буржуазии, проводятся широкие демократические преобразования. Победа революции укрепляет именно политические позиции буржуазии.
Столкновение
противоположных тенденций,
Культура XIX в. является культурой сложившихся буржуазных отношений. К концу XVIII в. капитализм как система полностью сформировался. Он охватил все отрасли материального производства, что повлекло соответствующие преобразования в непроизводственной сфере (политике, науке, философии, искусстве, образовании, быту и общественном сознании). Для культуры этого периода характерно отражение внутренних противоречий буржуазного общества.
Столкновение противоположных
тенденций, борьба основных классов
— буржуазии и пролетариата, поляризация
общества, стремительный взлет материальной
культуры и начавшееся отчуждение личности
определили характер духовной культуры
того времени. В XIX в. происходит коренной
переворот, связанный с появлением машины,
которая отдаляет человека от природы,
ломая привычные представления о его главенствующей
роли, и превращает человека в существо,
зависимое от машины. В условиях интенсивной
механизации, человек уходит на периферию
духовной жизни, отрывается от духовных
основ. Место ремесленного труда, связанного
с личностью и творчеством мастера, занял
монотонный труд.
Различные ценностные ориентации основывались
на двух исходных позициях: установлении
и утверждении ценностей буржуазного
образа жизни. Отсюда — появление столь
несходных явлений в культуре XIX в.: романтизма,
критического реализма, символизма, натурализма,
позитивизма и др.
2)Ренессансный индивидуализм
Пышным цветом расцветает ренессансный индивидуализм, сущность которого проявляется в чрезмерно преувеличенном ощущении своей самоценности, собственной созидательной функции. Важно то, что индивидуализм явился одним из важных условия развития возрожденческой культуры, потому что через индивидуализм деятели Ренессанса отстраняли себя от окружавшей их средневековой культуры, в рамках которой подобное творчество было бы невозможным. Ведь, с точки зрения средневековой системы ценностей, то, что совершали возрожденцы, их мысли и поступки являлись откровенной ересью. Процесс формирования новой культуры неминуемо должен был отринуть старое - для того, чтобы "выжить", стать новой культурой.
Ренессансный человек
подобен ребенку, который,
Уже в ранних формах индивидуализма наличествуют
противоречивые тенденции. Чтобы понять
суть этой противоречивости, следует не
ограничиваться абстрактным определением
индивидуализма как противопоставленности
личности обществу, а попытаться понять,
что стоит за этими понятиями в идеологии
индивидуализма.
Сущность человека рассматривается как
совокупность человеческих качеств, изначально
данных. Если понятие общества в индивидуализме
сводится лишь к одному его аспекту, то
и понятие человека, по существу, реально
говорит о человеке как представителе
"рода", как об "индивиде", одном
из многих; все оттенки смысла, все различия
между понятиями личности, индивидуальности,
человека здесь .
3)Время купцов
Следует отметить, что в эпоху
Возрождения, с ростом самосознания личности,
происходит открытие «личного времени»,
когда из собственности Бога время становится
собственностью человека. Деловые люди
ценили время по прозаическим причинам.
Так, в сочинении назидательного жанра
– «Книге о добрых нравах» Паоло да Чертальдо
фиксирует сроки, когда рекомендуется
покупать и продавать те или иные продукты.
Время субъективируется, «очеловечивается»,
и потребность «присвоить себе время»
испытывают как деловые люди, так и другие
слои городского социума. «Время купцов»
решительно заявляет о своей автономии
по отношению ко «времени церкви». Так,
деловых людей уже не устраивает церковный
календарь с подвижными праздниками и
началом года, колеблющимся между 22 марта
и 25 апреля, им необходима форма для более
точных расчетов времени. В связи с этой
потребностью начало года устанавливается
1 января. Купцы также нуждаются в точном
и равномерном измерении малых отрезков
времени. Изобретенные в конце XIII в. механические
часы, устанавливаются на башнях городских
ратуш и соборов. Во Флоренции это событие,
символизировавшее переход времени на
службу патрициям, светским властям, купцам,
состоялось в 1325 г.
Обостренное чувство времени в
эпоху Возрождения побуждает человека
больше заботиться о смысле и направленности
своего земного бытия. Не случайно, торговец
Джованни Морелли, в своих записках постоянно
делает наставления, как «лучше использовать
то небольшое количество времени, которое
отпущено на земную жизнь»
4) Формирование новых ценностей в раннекапиталистическую эпоху
Изменения, произошедшие приблизительно
с начала XIX столетия, повлекли за собой
изменения в хозяйственном
Как отмечает В. Зомбарт (немецкий экономист, социолог и историк, философ культуры), деятельность современного человека подчиняется наивысшей, по возможности, абсолютной рационализации. В отличие от традиционной, современная абсолютная рациональность - это строгое, последовательное, безусловное проведение рациональных деловых принципов во всех областях. Возникло разделение понятия «добродетели» - бережливости, прилежания, рациональности, экономизма - относительно частного ведения хозяйства предпринимателя (дом) и ведения хозяйства его предприятия (работа). Происходит отстранение человека от человека, вытеснение личного - человеческого - абстрактными понятиями.
5)Утилитаризм, эгоцентризм и рационализм как смысловые основания жизни в эпоху капитализма
а) Утилитаризм - теория, отразившая интересы и умонастроения британской либеральной буржуазии эпохи расцвета капитализма в Англии XIX в., продолжавшая традицию гедонизма и эвдемонизма в этике. Основноые представители – Бентам, Джеймс Миллъ, Джон Ст. Милль. Источник нравственности сторонники утилитаризма видят не в социально-исторических законах, а в «природе человека» как такового, в его естественном стремлении испытывать наслаждение и избегать страдания. В основе этики утилитаризма лежит выдвинутый Бентамом принцип полезности, провозглашавший единственной целью моральной деятельности достижение наибольшего количества счастья для наибольшего числа людей. Утилитаристы не видят того, что противоположность классовых интересов и капиталистическая конкуренция приводят к положению, при котором счастье одного человека строится на несчастье другого.
б) Эгоцентризм - позиция личности, характеризующаяся сосредоточенностью на собственных ощущениях, переживаниях, интересах а также неспособностью принимать и учитывать информацию, противоречащую собственному опыту, в частности исходящую от другого человека. В основе эгоцентризма лежит непонимание человеком того, что возможно существование других точек зрения, а также уверенность, что психологическая организация других людей тождественна его собственной.
в) Рационализм новоевропейской культуры проявился:
– в рационализации социально-экономической жизни, то есть в зарождении и развитии капитализма, индустриального общества;
– в процессах десакрализации (лишении святости) культуры, в результате которых религия к концу Нового времени утратила своё господствующее положение в общественном сознании;
– в зарождении и бурном развитии науки (в её современном виде), которая к концу Нового времени заняла лидирующее положение среди других форм духовной деятельности человека. Начало научной революции было положено открытиями Н. Коперника, И. Кеплера, Т. де Браго, Г. Галилея, завершилось созданием классической механики И. Ньютона.
Рационализм в философии этого периода получил своё выражение в культе Разума, достигшем своего пика в эпоху Просвещения (XVIII в.). Философия Нового времени строится на уверенности в безграничных возможностях человеческого разума в познании мира, в преобразовании этого мира и преобразовании самого человека. С прогрессом разума, то есть с прогрессом познания, образования и просвещения, связывается надежда на решение всех социальных и нравственных проблем. Чем разумней человек, тем он нравственней и счастливей, – такую идею разделяет большинство философов Нового времени.
6) а) Разделением труда совокупной деятельности обладает одним существенным для социального строительства свойством, которое проявляется в способности соединять людей, делать их необходимыми друг другу. Если угодно, делать принудительным совместное их существование и порождать общий интерес в совместном же совершенствовании всех сторон общественной жизни. Известно, что этому способствуют и один язык, и одни обряды, и один уклад жизни, но действие этих факторов требует столетий, разделение же труда обладает свойством ферментировать интеграционные процессы. Социальное строительство идет куда быстрее именно там, где ничем не сдерживается порождающее всеобщую зависимость друг от друга разделение труда и развиваются производительные силы общества: «Уровень развития производительных сил нации обнаруживается всего нагляднее в том, в какой степени развито у нее разделение труда».
б) Овеществление общества отнюдь не сводится к умножению артефактов,
"обрастанию" человеческого сообщества вещами. Термин "овеществление" со
времен К.Маркса используется для обозначения того, что отношения между
людьми принимают форму отношений между вещами. Речь, таким образом, идет о
роли вещей в бытии человека, а не об их количестве. Вещь - это всегда нечто,
чем можно располагать, нечто управляемое и отчуждаемое. Человек на всем
протяжении истории, воплощая
в результатах своей
энергию, фантазию, силу, знания, неизменно отчуждал себя в вещи. Но в эпоху
модернизации люди, ориентированные господствующими ценностями на то, что
именно в вещах сосредоточена сущность человеческой деятельности, стремятся
произвести, приобрести и удержать как можно больше вещей. Отчуждение
приобретает тотальный характер. Посвящение себя вещам ведет к превращению
отношений между людьми в отношения между вещами. Люди строят свои отношения
с себе подобными в зависимости от того, чем они располагают. При этом в один
ряд с материальными объектами становятся неотъемлемые свойства человека -
красота, искусность, ум. Они становятся вещами, то есть чем-то
располагаемым. Однако еще Э.Фромм показал, что располагать красотой,
искусностью, умом, располагать собой - это совсем не то же самое, что быть
красивым, искусным, умным, быть собой.
7) По мере развития культуры все более актуальными становились инструментальные знания о природе. Для Аристотеля образцом знания является не столько жизненная мудрость, сколько наука, которую он определяет как систему всеобщего и доказательного знания, опирающуюся на небольшое число общезначимых утверждений - аксиом. Истина у Аристотеля оказывается свойством знания и характеризуется как соответствие того, о чем говорится в высказывании, объективному положению дел. В основе такого идеала знания лежала эвклидова геометрия, являющаяся образцом и для науки Нового времени. Исходные положения геометрии относятся к идеальным фигурам, которые являются неизменными в отличие от эмпирических объектов, и поэтому имеют всеобщий и необходимый характер. При этом геометрические фигуры могут быть выполнены при помощи циркуля и линейки, например, в чертежах и далее при строительстве зданий и благодаря этому теоретические положения оказываются применимыми к реальности. Вера в возможности теории связана с таким привычным для нас, но на самом деле удивительным фактом, что возможен перенос знаний, полученных при анализе идеальных моделей на реальные объекты, что математические расчеты и вычисления подтверждаются наблюдениями и измерениями. Это обстоятельство объяснялось древними философами на основе допущения невидимых чувственному зрению пропорций и закономерностей, которые постижимы лишь умом.
8) Искусство
Как известно, история искусств с наступлением Нового времени насчитывает определенное количество этапов в своем развитии. Начиная с эпохи Возрождения, мы говорим о маньеризме, барокко, классицизме, рококо, неоклассицизме, романтизме, импрессионизме, постимпрессионизме, реализме, модернизме, символизме, авангардизме, экспрессионизме, сюрреализме, конструктивизме, абстракционизме и социалистическом реализме.