Культура первобытного общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 05:42, контрольная работа

Описание работы

Современная антропология не дает окончательного и достоверного представления о времени и причинах перехода от человека умелого к человеку разумному, равно как и об отправной точки его эволюции. Очевидно лишь, что человек прошел в своем биологическом и социальном развитии долгий и весьма извилистый путь. В недоступных нашему определению временах и эпохах происходило расселение людей на Земном шаре. Оно шло внутри ограниченных площадей, было бесконечно разбросанным, но вместе с тем носило всеобъемлюще единый характер.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………….3
1. Начало истории человечества. Особенности жизни и деятельности первобытных людей. Роль труда и общения в возникновении и становлении культуры…………………………...4
2. Синкретизм как главный признак первобытной культуры. Проявления синкретизма в материальной культуре и первобытном мышлении…………………………………………..6
3. Генезис духовной культуры………………………………………………………………….7
первый формы дорелигиозных верований (магия, фетишизм, анимизм, тотемизм)…………………………………………………………………………………8
зарождение морали (табу и их социальный смысл)………………………………….11
зарождение искусства (первые формы художественного творчества в живописи, музыке, скульптуре)……………………………………………………………………11
мифотворчество первобытных людей (миф как первая форма мировоззрения)…...13
4. Заключение…………………………………………………………………………………...14
5. Список литературы…………………………………………………………………………..15

Файлы: 1 файл

первобытная культура.doc

— 99.50 Кб (Скачать файл)


Министерство образования и  науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Уральский государственный экономический  университет

Кафедра ценных бумаг, корпоративных  финансов и инвестиций

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

По дисциплине «Культурология»

Тема: «Культура первобытного общества»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель:

Студент гр.фк-09

Переверзев А. В.

Руководитель:

Толкачев Ю.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Каменск-Уральский

2009 

Содержание.

Введение………………………………………………………………………………………….3

1. Начало истории человечества. Особенности жизни и деятельности первобытных людей. Роль труда и общения в возникновении и становлении культуры…………………………...4

2. Синкретизм как главный признак  первобытной культуры. Проявления  синкретизма в материальной культуре  и первобытном мышлении…………………………………………..6

3. Генезис духовной культуры………………………………………………………………….7

  1. первый формы дорелигиозных верований (магия, фетишизм, анимизм, тотемизм)…………………………………………………………………………………8
  2. зарождение морали (табу и их социальный смысл)………………………………….11
  3. зарождение искусства (первые формы художественного творчества в живописи, музыке, скульптуре)……………………………………………………………………11
  4. мифотворчество первобытных людей (миф как первая форма мировоззрения)…...13

4. Заключение…………………………………………………………………………………...14

5. Список литературы…………………………………………………………………………..15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Истоки и корни нашей культуры находятся в первобытности.

Первобытность – детство человечества. Большая часть истории человечества приходится на период первобытности.

Американский этнограф Л. Г. Морган (1818- 1881) в периодизации истории человечества («Древнее общество», 1877) период первобытности называет «дикостью». У  К. Ясперса в схеме мировой истории период первобытности назван «доисторией», «прометеевской эпохой».

Карл Ясперс (1883- 1969) – один из самых ярких представителей экзистенциализма. Он делает акцент на том, что человечество имеет единое происхождение и единый путь развития, вводит понятие осевое время.

Карл Ясперс характеризует его  тем, что в это время происходит много необычайного. В Китае жили тогда Конфуций и Лао-Цзы, возникли все направления китайской философии. В Индии возникли Упанишады, жил Будда, в философии Индии, как и в Китае, была рассмотрены все возможности философского постижения действительности, вплоть до скептицизма, софистики, нигилизма и материализма; в Иране  Заратустра учил о мире, где идет борьба добра со злом; в Палестине выступали пророки Илия. Исаия, Иеремия и Второисаия; в Греции – это время – Гомера, философов Парменида, Гераклита, Платона, трагиков, Фукидида и Архимеда. Все то, что связано с этими именами, возникло почти одновременно в течение немногих столетий независимо друг от друга.

Мы ничего не знаем о душе человека, который жил 20 000 лет тому назад. Однако знаем, что на протяжении известной нам истории человечества человек не изменился существенным образом ни по своим биологическим и психологическим свойствам, ни по своим первичным неосознанным импульсам (ведь с тех пор прошло около 100 поколений). Каково было становление человека доисторической эпохи? Что он пережил, открыл, совершил, изобрел до начала передаваемой историй? первое становление человека – глубочайшая тайна, до сих пор нам совершенно недоступная, непонятная.

Притязания, предъявляемые нашему познанию доисторией, находят свое выражения в вопросе без ответов.

Современная антропология не дает окончательного и достоверного представления о  времени и причинах перехода от человека умелого к человеку разумному, равно  как и об отправной точки его  эволюции. Очевидно лишь, что человек прошел в своем биологическом и социальном развитии долгий и весьма извилистый путь. В недоступных нашему определению временах и эпохах происходило расселение людей на Земном шаре. Оно шло внутри ограниченных площадей, было бесконечно разбросанным, но вместе с тем носило всеобъемлюще единый характер.

Наши предки в самый отдаленный из доступных нам периодов предстают  перед нами группами, вокруг огня. Использование  огня и орудий является существенным фактором в превращении человека в человека. «Живое существо, не имеющее ни того не другого, мы вряд ли сочли бы человеком».

Радикальные отличия человека от животных состоит в том, что окружающий предметный мир является объектом его  мышления и речи.

Образование групп и сообществ, осознание его смыслового значения – еще одно отличительное качество человека. Только тогда, когда между первобытными людьми начинает возникать большая спаянность, вместо охотников на лошадей и оленей появляется оседлое и организованное человечество.

Возникновение искусства – закономерное следствие развития трудовой деятельности и техники палеолитических охотников, неотделимые отложения родовой организации, современного физического типа человека. Увеличился объем его мозга, появилось множество новых ассоциаций, возросла потребность в новых формах общения.

 

 

 

1. Начало истории  человечества. Особенности жизни  и деятельности первобытных людей.  Роль труда и общения в возникновении  и становлении культуры.

 

Зороастрийское поверье повествовало, что первобытные племена сотворились  из глины, как и божества и для молитв высшим силам. Библия сообщает: "И создал Господь человека по образу своему, по образу Божию сотворил его, мужчину и женщину сотворил их". В Древней Иудеи считали, что божество Лекс вылепил древних людей из глины. В Древней Греции считалось, что божество Вавилоний создал людей тоже из грязи (отголосок персидской мифологии), а богиня силы Афина вдохнула в них разум. Однако вскоре в "первых буддийских текстах" было объявлено, что Homo sapiens ведет свой род от обезьян 16 миллионов лет назад. Аристотель (V-IV вв. до нашей эры) считал, что человек есть высшее из животных потому, что он имеет руки.

Аристофан определил роль человека в животном мире по определенному  комплексу особенностей, принципиально  отделяющих Homo sapiens от животных: прямое перемещение, большой череп, потенциальная возможность к речи и душа. "Человек — животное коллективное", — полагал Аристотель. Бюффон утверждал высшее происхождение Homo sapiens, но даже этот творец первой научной схемы живого мира поставил Homo sapiens к числу приматов.

Великий Ламарк предложил систему  взглядов об историческом развитии Homo sapiens, и вскоре ее с энтузиазмом  развили известные авторы. Первые люди развились от высших обезьян  посредством адаптационного изменения  в течение геологического периода на разных уровнях эволюции. Известные прародители людей перешли от обитания на деревьях к равнинному типу жизни. Расположение их туловища стало вертикальным. Протекала и перестройка органов. Появились прямоходящие обезьяны, которые вели стайный тип жизни. В стаях образовалась необходимость в коммуникации между элементами сообщества. Первично коммуникация происходила с использованием мимики и движений руками. Со временем появилась членораздельная речь, вскоре — мыслительная деятельность и бессознательное. Ламарк учитывал главное значение прямохождения в становлении нашего вида. Он понимал, что эволюция туловища людей протекает по тем же законам, по которым эволюционирует и прочие млекопитающие.

Знаменитый эволюционист Чарльз Дарвин предложил собственный взгляд на происхождение человечества. По мнению ученого, человек разумный не результат божественного промысла, а процесс исторического развития живого мира. Ученый впервые в истории породил теорию о том, что настоящими прародителями человечества были человекообразные приматы, жившие в кайнозое. Ученый сделал попытку понять зону происхождения Homo sapiens. Он предполагал, что ныне обитающие в той или иной области звери весьма схожи с вымершими видами той же области и одной и той же биосистемы. В Африке сейчас существуют шимпанзе — виды, очень близкие к Homo sapiens. Поэтому Мыслитель предположил, что и наши вымершие прародители жили в Африке. Данное предположение было доказано в 20 веке. Особенность человечества, по Дарвину, прежде всего в его хождении на двух нижних конечностях и в использовании руками предметов собственного производства. Ученый блестяще обосновал близкое родство Homo sapiens с современными приматами. В то же время Англичанин был уверен, что никакая современная обезьяна не может быть предком Homo sapiens.

Из свидетельств, оставленных кроманьонцами  и их потомками, ученые многое узнали об их повседневной жизни. Кроманьонцы  сообща охотились, сажали растения, разводили  коз и овец, строили жилища, хоронили умерших, по очереди присматривали  за детьми. Яркие рисунки на стенах пещер свидетельствуют об их вере в духов – ранней форме религии.

 

По мере развития людям  требовалось больше пищи и лучшие условия жизни, но, возможно, и просто любопытство заставляло их отправляться в дальние путешествия. Люди проложили пути во все уголки Африки, Европы, Азии, Австралии и Америки. Около 10 000 лет назад они перешли к новой ступени развития – созданию цивилизаций.

 

 

 

2. Синкретизм  как главный признак первобытной  культуры. Проявления синкретизма  в материальной культуре и первобытном мышлении.

 

Проявление синкретизма в материальной культуре и первобытном мышлении

В первобытной культуре деятельность человека носила синкретический, нерасчлененный характер, что обусловливало  формирование своеобразного образа природы. Синкретизм — в широком смысле этого слова — нерасчлененность различных видов культурного творчества, свойственная ранним стадиям его развития.

Допонятийное мышление является одной из характеристик  древнего человека. Допонятийное мышление имеет отличную от понятийного логику и организацию. Древний человек в своих поступках, по мнению многих ученых, руководствовался определенной логикой, в соответствии с ней была выстроена картина мира. Для допонятийного мышления, особенно на ранних его стадиях, характерна почти полная идентификация вспоминаемого, представляемого и воспринимаемого.

Синкретизм – одна из важнейших характеристик допонятийного  мышления, нерасчлененность и неразделимость сложного явления на отдельные компоненты, связанность всего со всем.

Так, первобытные люди полагали, что сходные предметы обладают сходными свойствами (большие вещи должны быть тяжелыми, а маленькие — легкими). Таким образом, получается, что дождь идет, потому что деревья мокрые, а луна светит, потому что желтая — все оказывается взаимосвязанным в мире ребенка. Исходя из этого, можно сделать вывод, что синкретизм является основополагающей чертой культуры первобытности.

М.С. Каган в своей  монографии «Введение в историю  мировой культуры» дал такое  определение синкретизму и его  значению в жизни первобытных людей: «Синкретизм — ключевое слово для характеристики первобытной культуры, в том виде, в каком она сформировалась в итоге длительного процесса перехода от биологической формы бытия животных к социокультурной форме существования «человека разумного». Синкретизм этого первого исторического состояния культуры естествен и закономерен — именно потому, что оно было первым: по-видимому, общая закономерность становления всех сложных и развивающихся систем состоит в том, что их подсистемы и элементы еще не развились в такой мере, чтобы они могли обособиться друг от друга, обрести относительную самостоятельность и вступить друг с другом в определенные отношения. На этом уровне своего существования целостность системы проявляется скорее в ее аморфности, нежели в четкой структурной организованности».

Одним из примеров синкретизма  допонятийного мышления является магия, и проявляется он в понимании  древними магических законов.

 

 

 

3. Генезис духовной культуры.

 

Вопрос о происхождении, генезисе культуры - ключевой вопрос культурологии. От того или иного его решения зависит и вопрос о понимании самой культуры, её сущности, а значит, и тенденциях её развития в будущем. Но здесь есть и другая особенность: в зависимости от понимания культуры решается и вопрос о её порождении, возникновении, генезисе.

Мы можем выделить ряд  представлений о генезисе культуры. Например, для некоторых авторов  культура связывается с речью, со словом, с вербальными формами  её выражения. Здесь присутствует примерно такая логика рассуждений: слово, речь - всегда осознаны, сознательны, духовны. Если существует речь, значит, существует сознание, а раз существует сознание, то существует и духовная культура. А культура - это только духовное явление. В таком случае, начало возникновения культуры должно относиться к 40-50 тысячелетиям до н. э., когда у человека появляется речь и он начинает членораздельно выражать свою мысль. Но здесь возникает ряд возражений: мы не должны слово напрямую связывать с мышлением. Мышление может выражаться и в иных формах, например, в жестовой деятельности или в ритуалах. Тогда появление культуры, а здесь речь идёт о духовной культуре, надо относить к более ранним началам человечества, когда появляются продукты духовной деятельности человека: наскальный рисунок , протоскульптура, захоронения. Тогда момент появления культуры относится к периоду, отстоящему от нас примерно на 200 тысяч лет. Но и на такое понимание генезиса культуры можно возразить: ведь "сознание" сопровождает любую трудовую деятельность человека. Труд - это целесообразный процесс, который осуществляет человек в его воздействии на природу для её преобразования. Поэтому культуру надо связывать с появлением труда, производства орудий. Момент начала производства орудий и есть момент становления человека и его культуры. Процесс порождения человека называется антропогенез. Соответственно, процесс становления культуры получил название культурогенеза. В современной науке всё большее количество сторонников получает концепция, согласно которой появление человека и появление культуры совпадают во времени, хотя и имеют различную природу. Но человек - это существо социальное, общественное, каковыми не являются другие живые существа. Значит, появление человека связано и с появлением общества. Таким образом, мы имеем три одновременно происходящих процесса, и кроме уже отмеченных двух необходимо говорить и о социогенезе.

Антропо-социо-культурогенез - это единый во времени, в сущности, в целом, но различающийся в частях, коэволюционный, самоорганизующийся, взаимосвязанный процесс порождения человека, общества и культуры. Значит, ответить на вопрос, когда появилась культура, можно, только ответив на вопрос о времени появления человека и общества, то есть осветив проблемы антропогенеза и социогенеза.

Информация о работе Культура первобытного общества