Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 05:42, контрольная работа
Современная антропология не дает окончательного и достоверного представления о времени и причинах перехода от человека умелого к человеку разумному, равно как и об отправной точки его эволюции. Очевидно лишь, что человек прошел в своем биологическом и социальном развитии долгий и весьма извилистый путь. В недоступных нашему определению временах и эпохах происходило расселение людей на Земном шаре. Оно шло внутри ограниченных площадей, было бесконечно разбросанным, но вместе с тем носило всеобъемлюще единый характер.
Введение………………………………………………………………………………………….3
1. Начало истории человечества. Особенности жизни и деятельности первобытных людей. Роль труда и общения в возникновении и становлении культуры…………………………...4
2. Синкретизм как главный признак первобытной культуры. Проявления синкретизма в материальной культуре и первобытном мышлении…………………………………………..6
3. Генезис духовной культуры………………………………………………………………….7
первый формы дорелигиозных верований (магия, фетишизм, анимизм, тотемизм)…………………………………………………………………………………8
зарождение морали (табу и их социальный смысл)………………………………….11
зарождение искусства (первые формы художественного творчества в живописи, музыке, скульптуре)……………………………………………………………………11
мифотворчество первобытных людей (миф как первая форма мировоззрения)…...13
4. Заключение…………………………………………………………………………………...14
5. Список литературы…………………………………………………………………………..15
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Уральский государственный экономический университет
Кафедра ценных бумаг, корпоративных финансов и инвестиций
Контрольная работа
По дисциплине «Культурология»
Тема: «Культура первобытного общества»
Исполнитель:
Студент гр.фк-09
Переверзев А. В.
Руководитель:
Толкачев Ю.А.
Каменск-Уральский
2009
Содержание.
Введение…………………………………………………………
1. Начало истории человечества. Особенности жизни и деятельности первобытных людей. Роль труда и общения в возникновении и становлении культуры…………………………...4
2. Синкретизм как главный
3. Генезис духовной культуры……………
4. Заключение……………………………………………………
5. Список литературы…………………………………
Введение.
Истоки и корни нашей культуры находятся в первобытности.
Первобытность – детство человечества.
Большая часть истории
Американский этнограф Л. Г. Морган (1818- 1881) в периодизации истории человечества («Древнее общество», 1877) период первобытности называет «дикостью». У К. Ясперса в схеме мировой истории период первобытности назван «доисторией», «прометеевской эпохой».
Карл Ясперс (1883- 1969) – один из самых ярких представителей экзистенциализма. Он делает акцент на том, что человечество имеет единое происхождение и единый путь развития, вводит понятие осевое время.
Карл Ясперс характеризует его тем, что в это время происходит много необычайного. В Китае жили тогда Конфуций и Лао-Цзы, возникли все направления китайской философии. В Индии возникли Упанишады, жил Будда, в философии Индии, как и в Китае, была рассмотрены все возможности философского постижения действительности, вплоть до скептицизма, софистики, нигилизма и материализма; в Иране Заратустра учил о мире, где идет борьба добра со злом; в Палестине выступали пророки Илия. Исаия, Иеремия и Второисаия; в Греции – это время – Гомера, философов Парменида, Гераклита, Платона, трагиков, Фукидида и Архимеда. Все то, что связано с этими именами, возникло почти одновременно в течение немногих столетий независимо друг от друга.
Мы ничего не знаем о душе человека, который жил 20 000 лет тому назад. Однако знаем, что на протяжении известной нам истории человечества человек не изменился существенным образом ни по своим биологическим и психологическим свойствам, ни по своим первичным неосознанным импульсам (ведь с тех пор прошло около 100 поколений). Каково было становление человека доисторической эпохи? Что он пережил, открыл, совершил, изобрел до начала передаваемой историй? первое становление человека – глубочайшая тайна, до сих пор нам совершенно недоступная, непонятная.
Притязания, предъявляемые нашему познанию доисторией, находят свое выражения в вопросе без ответов.
Современная антропология не дает окончательного и достоверного представления о времени и причинах перехода от человека умелого к человеку разумному, равно как и об отправной точки его эволюции. Очевидно лишь, что человек прошел в своем биологическом и социальном развитии долгий и весьма извилистый путь. В недоступных нашему определению временах и эпохах происходило расселение людей на Земном шаре. Оно шло внутри ограниченных площадей, было бесконечно разбросанным, но вместе с тем носило всеобъемлюще единый характер.
Наши предки в самый отдаленный из доступных нам периодов предстают перед нами группами, вокруг огня. Использование огня и орудий является существенным фактором в превращении человека в человека. «Живое существо, не имеющее ни того не другого, мы вряд ли сочли бы человеком».
Радикальные отличия человека от животных состоит в том, что окружающий предметный мир является объектом его мышления и речи.
Образование групп и сообществ, осознание его смыслового значения – еще одно отличительное качество человека. Только тогда, когда между первобытными людьми начинает возникать большая спаянность, вместо охотников на лошадей и оленей появляется оседлое и организованное человечество.
Возникновение искусства – закономерное следствие развития трудовой деятельности и техники палеолитических охотников, неотделимые отложения родовой организации, современного физического типа человека. Увеличился объем его мозга, появилось множество новых ассоциаций, возросла потребность в новых формах общения.
1. Начало истории
человечества. Особенности жизни
и деятельности первобытных
Зороастрийское поверье
Аристофан определил роль человека в животном мире по определенному комплексу особенностей, принципиально отделяющих Homo sapiens от животных: прямое перемещение, большой череп, потенциальная возможность к речи и душа. "Человек — животное коллективное", — полагал Аристотель. Бюффон утверждал высшее происхождение Homo sapiens, но даже этот творец первой научной схемы живого мира поставил Homo sapiens к числу приматов.
Великий Ламарк предложил систему взглядов об историческом развитии Homo sapiens, и вскоре ее с энтузиазмом развили известные авторы. Первые люди развились от высших обезьян посредством адаптационного изменения в течение геологического периода на разных уровнях эволюции. Известные прародители людей перешли от обитания на деревьях к равнинному типу жизни. Расположение их туловища стало вертикальным. Протекала и перестройка органов. Появились прямоходящие обезьяны, которые вели стайный тип жизни. В стаях образовалась необходимость в коммуникации между элементами сообщества. Первично коммуникация происходила с использованием мимики и движений руками. Со временем появилась членораздельная речь, вскоре — мыслительная деятельность и бессознательное. Ламарк учитывал главное значение прямохождения в становлении нашего вида. Он понимал, что эволюция туловища людей протекает по тем же законам, по которым эволюционирует и прочие млекопитающие.
Знаменитый эволюционист Чарльз Дарвин предложил собственный взгляд на происхождение человечества. По мнению ученого, человек разумный не результат божественного промысла, а процесс исторического развития живого мира. Ученый впервые в истории породил теорию о том, что настоящими прародителями человечества были человекообразные приматы, жившие в кайнозое. Ученый сделал попытку понять зону происхождения Homo sapiens. Он предполагал, что ныне обитающие в той или иной области звери весьма схожи с вымершими видами той же области и одной и той же биосистемы. В Африке сейчас существуют шимпанзе — виды, очень близкие к Homo sapiens. Поэтому Мыслитель предположил, что и наши вымершие прародители жили в Африке. Данное предположение было доказано в 20 веке. Особенность человечества, по Дарвину, прежде всего в его хождении на двух нижних конечностях и в использовании руками предметов собственного производства. Ученый блестяще обосновал близкое родство Homo sapiens с современными приматами. В то же время Англичанин был уверен, что никакая современная обезьяна не может быть предком Homo sapiens.
Из свидетельств, оставленных кроманьонцами и их потомками, ученые многое узнали об их повседневной жизни. Кроманьонцы сообща охотились, сажали растения, разводили коз и овец, строили жилища, хоронили умерших, по очереди присматривали за детьми. Яркие рисунки на стенах пещер свидетельствуют об их вере в духов – ранней форме религии.
По мере развития людям требовалось больше пищи и лучшие условия жизни, но, возможно, и просто любопытство заставляло их отправляться в дальние путешествия. Люди проложили пути во все уголки Африки, Европы, Азии, Австралии и Америки. Около 10 000 лет назад они перешли к новой ступени развития – созданию цивилизаций.
2. Синкретизм
как главный признак
Проявление синкретизма в
В первобытной культуре деятельность человека носила синкретический, нерасчлененный характер, что обусловливало формирование своеобразного образа природы. Синкретизм — в широком смысле этого слова — нерасчлененность различных видов культурного творчества, свойственная ранним стадиям его развития.
Допонятийное мышление является одной из характеристик древнего человека. Допонятийное мышление имеет отличную от понятийного логику и организацию. Древний человек в своих поступках, по мнению многих ученых, руководствовался определенной логикой, в соответствии с ней была выстроена картина мира. Для допонятийного мышления, особенно на ранних его стадиях, характерна почти полная идентификация вспоминаемого, представляемого и воспринимаемого.
Синкретизм – одна из
важнейших характеристик
Так, первобытные люди полагали, что сходные предметы обладают сходными свойствами (большие вещи должны быть тяжелыми, а маленькие — легкими). Таким образом, получается, что дождь идет, потому что деревья мокрые, а луна светит, потому что желтая — все оказывается взаимосвязанным в мире ребенка. Исходя из этого, можно сделать вывод, что синкретизм является основополагающей чертой культуры первобытности.
М.С. Каган в своей монографии «Введение в историю мировой культуры» дал такое определение синкретизму и его значению в жизни первобытных людей: «Синкретизм — ключевое слово для характеристики первобытной культуры, в том виде, в каком она сформировалась в итоге длительного процесса перехода от биологической формы бытия животных к социокультурной форме существования «человека разумного». Синкретизм этого первого исторического состояния культуры естествен и закономерен — именно потому, что оно было первым: по-видимому, общая закономерность становления всех сложных и развивающихся систем состоит в том, что их подсистемы и элементы еще не развились в такой мере, чтобы они могли обособиться друг от друга, обрести относительную самостоятельность и вступить друг с другом в определенные отношения. На этом уровне своего существования целостность системы проявляется скорее в ее аморфности, нежели в четкой структурной организованности».
Одним из примеров синкретизма допонятийного мышления является магия, и проявляется он в понимании древними магических законов.
3. Генезис духовной культуры.
Вопрос о происхождении, генезисе культуры - ключевой вопрос культурологии. От того или иного его решения зависит и вопрос о понимании самой культуры, её сущности, а значит, и тенденциях её развития в будущем. Но здесь есть и другая особенность: в зависимости от понимания культуры решается и вопрос о её порождении, возникновении, генезисе.
Мы можем выделить ряд представлений о генезисе культуры. Например, для некоторых авторов культура связывается с речью, со словом, с вербальными формами её выражения. Здесь присутствует примерно такая логика рассуждений: слово, речь - всегда осознаны, сознательны, духовны. Если существует речь, значит, существует сознание, а раз существует сознание, то существует и духовная культура. А культура - это только духовное явление. В таком случае, начало возникновения культуры должно относиться к 40-50 тысячелетиям до н. э., когда у человека появляется речь и он начинает членораздельно выражать свою мысль. Но здесь возникает ряд возражений: мы не должны слово напрямую связывать с мышлением. Мышление может выражаться и в иных формах, например, в жестовой деятельности или в ритуалах. Тогда появление культуры, а здесь речь идёт о духовной культуре, надо относить к более ранним началам человечества, когда появляются продукты духовной деятельности человека: наскальный рисунок , протоскульптура, захоронения. Тогда момент появления культуры относится к периоду, отстоящему от нас примерно на 200 тысяч лет. Но и на такое понимание генезиса культуры можно возразить: ведь "сознание" сопровождает любую трудовую деятельность человека. Труд - это целесообразный процесс, который осуществляет человек в его воздействии на природу для её преобразования. Поэтому культуру надо связывать с появлением труда, производства орудий. Момент начала производства орудий и есть момент становления человека и его культуры. Процесс порождения человека называется антропогенез. Соответственно, процесс становления культуры получил название культурогенеза. В современной науке всё большее количество сторонников получает концепция, согласно которой появление человека и появление культуры совпадают во времени, хотя и имеют различную природу. Но человек - это существо социальное, общественное, каковыми не являются другие живые существа. Значит, появление человека связано и с появлением общества. Таким образом, мы имеем три одновременно происходящих процесса, и кроме уже отмеченных двух необходимо говорить и о социогенезе.
Антропо-социо-культурогенез - это единый во времени, в сущности, в целом, но различающийся в частях, коэволюционный, самоорганизующийся, взаимосвязанный процесс порождения человека, общества и культуры. Значит, ответить на вопрос, когда появилась культура, можно, только ответив на вопрос о времени появления человека и общества, то есть осветив проблемы антропогенеза и социогенеза.