Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 19:14, реферат
Политическая культура являет собой совокупность позиций, ценностей и образцов поведения, которые касаются отношений между властью и гражданами.
Одним из факторов политической культуры является знание психологии межличностных затруднений, конфликтов, кризисов.
Реферат
по культурологии
на тему:
«Культура политического диалога»
Выполнила: студентка
1-го курса группы БиА 2-12
___________________________
Проверила: ________________
Бишкек 2012
Введение
В цивилизованном обществе политика не существует вне культуры вообще. Культура – это способ и результат человеческой деятельности, который создает личностную и общественную жизнь во всей гамме их составляющих. Давайте разберемся, что же такое политическая культура в целом. Термин «политическая культура» был введен немецким мыслителем И. И. Герднером, а понятие «политической культуры» ввели американские ученые Г. Алмонд и С.Верба.
Политическая культура являет собой совокупность позиций, ценностей и образцов поведения, которые касаются отношений между властью и гражданами.
Одним из факторов политической культуры является знание психологии межличностных затруднений, конфликтов, кризисов.
Культура политического диалога, консенсуса и согласия
Культура политического диалога – это умение не только говорить (что многие политики считают главным залогом успеха), но и умение слушать собеседника, будь то оппонент, группа людей или целая нация. Психологи утверждают, что средний человек говорит лишь 30% времени, а слушает 40-45%. И большую часть этого времени он делает это неправильно… Искренний интерес и участие к проблемам партнера – вот главное направление политического диалога. А умение даже в абсолютно противоположных точках зрения найти рациональное зерно и плоскости соприкосновения – это один из принципов культуры политического консенсуса. Умение вести дискуссию, спор – одно из необходимых умений любого политика. Это умение складывается из трех последовательных шагов: ограничения предмета дискуссии на первом этапе, конкретности предмета спора; контроля эмоциональной включенности дискутантов; учета уровня знаний предмета.
Как добиться продуктивного диалога — вопрос весьма сложный как в теоретическом, так и в практическом отношении. Факторов, затрудняющих диалог, очень много. Они относятся как к тоталитарному наследию, так и к реальностям нынешнего дня. Тоталитаризм оставил в наследство значительно деформированные политические отношения, которые не позволяют различным политическим субъектам взаимодействовать демократическим образом. В то же время задачи, которые необходимо решить политической организации для осуществления реформирования, противоречат, зачастую, устройству самой этой организации. Это обстоятельство в совокупности с бесчисленными неполитическими противоречиями служит серьезной причиной отсутствия диалога между различными политическими субъектами.
Рассмотрим несколько
В политическом диалоге с необходимостью
присутствуют противники, которые выступают
в качестве носителей противоположных
идеологий и интересов в рамках
единой социально-политической ситуации.
В условиях развитой демократии различие
в политических позициях естественно,
но существует достаточно разработанная
процедура политического
В России ситуация иная. Во-первых, демократия рождается в современной России в непримиримой борьбе с прошлой политической организацией. Направленность всей политической деятельности антидиалогична и конфликтна. Разрешение большинства политических противоречий современные политики пытаются осуществить за счет переструктурирования среды или за счет смены субъектов политики.
Такая ситуация, во-вторых, связана
с низким уровнем осознания всей
российской жизни, как при социализме,
так и после его падения. Тоталитаризм
установил государственную
Слабый уровень осознанности, в-третьих, порождает не только “молчаливость” действующих политических субъектов, но и абстрактность оппозиции. Абстрактность ее заключается в том, что принципиальной критике подвергается наличная политическая действительность, а в качестве положительного сознания предлагается очередная утопия, которая либо повторяет лозунги официальной политики, либо призывает вернуться к “светлому” прошлому. Такая идеологическая слабость оппозиции приводит к аморфности политической организации, поскольку ее деятельность в отношении результативности не меняется при смене элит. Фактически диалог лишается предметности, замыкаясь в сфере взаимодействий субъектов политики.
Недостаточный уровень осознанности
реформирования и абстрактность
политической позиции, как действующей
власти, так и оппозиции, в-четвертых,
влекут за собой безответственность
власти и оппозиции. К сожалению,
бесчисленные обещания наших политических
лидеров на всем протяжении XX столетия
не были воплощены в действительность.
Видимость успешности политической
деятельности достигалась, в лучшем
случае, подтасовками: “Жить стало
лучше, жить стало веселей”. Отсутствие
связи между политическими
Диалог среди политиков,
а также между населением и
политической элитой будет достижим
в том случае, если политическое
сознание в России из сферы спекуляций
различного рода переместится в сферу
реальности. Население России привыкло
жертвовать собой ради Отчизны, терпеливо
относясь к неадекватным действиям
политиков, которые обещают народу
золотые горы вместо прошлых страданий.
Всем понятно, что в ближайшем
будущем для основной массы народа
резких улучшений не предвидится. В
политическом бессознательном России
нет иллюзий. Поэтому политики, которые
обещают народу и друг другу много,
быстро теряют доверие, без которого
диалог сильно затрудняется. Политическое
сознание, которое адекватно осознает
реальность и предлагает идеологию,
понятную всем, выступит первой предпосылкой
возникновения основания для
диалога. Если эта идеология будет
достаточно приемлема, а ее реализация
будет совпадать с ней, то диалог
станет естественной формой разрешения
социально-политических противоречий,
поскольку появится доверие между
субъектами политического процесса
и необходимость в
ЛИТЕРАТУРА
Василенко И.А. Политический консенсус в гуманитарном диалоге культур // Вопросы философии. 1996. № 8.
Возможен ли пакт общественно-политических сил в России (Круглый стол) // Полис. 1998. №4.
Демидов А. Ценностные измерения власти // Полис. 1996. № 3.