Культура профессионального
общения
Семинар
№1. Протокол и этикет
1. Организация приема зарубежной делегации.
Деловое общение с представителями других
государств требует особого внимания
к вопросам протокола и этикета, неукоснительного
соблюдения общепринятых правил и норм.
Соблюдение правил протокола повышает
эффективность контактов и при общении
с деловыми партнерами внутри страны.
Деловой протокол, как и протокол дипломатический,
регламентирует порядок проведения деловых
встреч, переговоров и бесед, приема делегаций,
подписания договоров и соглашений, ведения
деловой переписки, организации представительских
мероприятий и т.д. Он включает в себя и
необходимость соблюдения требований деловой этики, определяющей
и регламентирующей внешнюю сторону деловых
контактов.
Основные этапы организации мероприятия
- Подготовительная работа к приему делегации (сроки, цели и формат предстоящего визита, состав и статус членов делегации, предложения по программе пребывания, темы встреч и переговоров, подготовка предложений о памятных подарках)
- Организация визовой поддержки (Прием заявок на приглашение и сбор информации о приглашаемых специалистах с целью оформления и отправки приглашений)
- Информационное обеспечение (Информирование о предстоящем визите всех ответственных лиц (по приказу), рассылка приглашений, размещение анонса мероприятия, а также отчета о ходе проведения мероприятия и его результатах на веб-страницах СФУ (русскоязычная и англоязычная версии); подготовка и рассылка программы мероприятий всем заинтересованным лицам; организация работы СМИ, фотографов на мероприятии, формирование и отслеживание информации о мероприятии в СМИ)
- Полиграфия (Подготовка печатных раздаточных материалов, буклетов и т.п. Печать, оформление информационных стендов, табличек и указателей; подготовка карточек с именами гостей для официальных мероприятий, схемы рассадки. Подготовка специальных карточек для гостей с информацией о номере в гостинице, номере автомашины, а также необходимых адресах и телефонах СФУ и ответственных за проведение визита лиц).
- Транспортное обеспечение (определение кол-ва и типа транспортных средств, необходимых для обслуживания делегации; согласование графика движения (встреча, проводы, доставка из/в гостиницу, движение между объектами по плану мероприятий)
- Размещение в гостинице (Для оформления заявки на проживание в гостинице необходимо сообщить следующую информацию:
- дата и время прибытия, и сроки пребывания официальных гостей;
- количество и категории требуемых номеров;
- количество, вместимость и оснащенность представительских помещений, в которых будут проходить переговоры, встречи, совещания и т.п. (при необходимости)
- место и порядок организации питания прибывающих гостей с указанием меню, специальных блюд и напитков;
- планируемые официальные приемы, банкеты, фуршеты и т.п.;
- особые запросы и пожелания гостей;
- охрана, порядок допуска и пропуска, другие меры безопасности во время нахождения делегации в гостинице. (Приложение №7 (A))
Для осуществления контроля за размещением
гостей назначается ответственное лицо).
- Организация питания
(Завтраки, обеды, ужины:
- формирование бюджета (служебная записка)
- выбор и подготовка места проведения официального приема;
- разработка меню;
- обеспечение контроля за качеством блюд и обслуживания;
- составление плана рассадки гостей.
Кофе-брейки (в СФУ):
- формирование бюджета (служебная записка)
- оформление помещения, расстановка и сервировка столов (посуда))
- Организация проведения мероприятия
(а. Подготовка помещений для проведения официальных мероприятий:
- подготовка конференц-зала (переговорной комнаты) с необходимым количеством посадочных мест, оформление помещений
- изготовление и расстановка информационных стендов, указателей
- техническое оснащение:
проекторы, канцелярия (маркеры, бумага,
лазерная указка), микрофоны, настройка
звука и освещения, система
вентиляции и кондиционирования
воздуха;
- Обеспечение раздаточным материалом: список гостей, программа мероприятия, информационные брошюры, канцелярские принадлежности и т.п.
- Обеспечение сувенирной продукцией (календарь, блокнот, авторучка)
- вода на столах, национальные флаги.
б. Проведение церемонии открытия
и закрытия мероприятия:
- концепция, сценарий проведения (режиссерско-постановочные работы, репетиции, ведущие)
сценическое, звуковое и световое
оборудование)
- Организация культурной программы (Подготовка и согласование культурной программы в соответствии с высказанными пожеланиями и требованиями норм протокола:
- посещение театров, музеев
- осмотр достопримечательностей
- транспортное обеспечение
- организация питания
- участие переводчиков
назначение ответственных лиц,
переводчиков, сопровождающих)
2. Правила этикета на
официальных приемах.
Организация приемов
- Любой прием должен быть предварительно подготовлен самым тщательным образом. В подготовку приема входят: выбор вида приема, составление списка приглашаемых лиц, рассылка приглашений, составление плана рассадки за столом на завтраке, обеде или ужине. Составление меню, сервировка стола и обслуживание гостей.Подготовка тостов или речей, составление схемы (порядка проведения) приема.
- При определении даты приема следует исходить из того, что приемы не проводятся' в праздничные дни, а в мусульманских странах — в религиозный праздник "рамазан". Не проводятся приемы и в дни национального траура, а назначенные ранее отменяются.
Выбор вида приема
- В зависимости от случая, по которому необходимо устроить прием, избирается вид приема. При этом следует учитывать международную дипломатическую практику, согласно которой наиболее торжественными, а следовательно, и наиболее почетными видами приемов являются обед или вечерний прием.
- Если речь идет о гостящих в стране главе государства или премьер-министре, министре иностранных дел, других членах правительства страны пребывания, то целесообразно избрать обед. В менее важных случаях следует воспользоваться другими из вышеперечисленных видов приемов. При этом всегда необходимо учитывать протокольные традиции и обычаи, установившиеся в данной стране. Эти традиции помогут в выборе вида приема.
Составление списка приглашенных
- Одним из важнейших моментов организации приема является составление списка гостей. Приглашение на дипломатический прием всегда носит политический характер, поэтому составление списков должно поручаться ответственному работнику и утверждаться руководителем учреждения, устраивающего прием. Составитель списка прежде всего должен определить общее количество гостей, которое пред-' полагается пригласить на прием. Это количество не должно превышать нормальных возможностей обслуживания и помещений, где будет проходить прием, при этом необходимо учесть определенный процент гостей, которые в силу разного рода причин не смогут или откажутся быть на приеме.
- В список гостей с/иностранной стороны прежде всего включаются представители официальных властей, дипкорпуса, если он приглашается, и представители общественности. На приемы (завтраки, обеды, ужины, коктейли, фуршеты), проводимые в узком составе, не рекомендуется приглашать лиц с резко противоположными взглядами и позициями. Чтобы такие приемы прошли успешно, на них целесообразно приглашать лиц одинаковой партийной принадлежности или связанных взаимной дружбой и интересами.
Приглашения и их рассылка
- Приглашения на прием направляются на бланке, отпечатанном типографским способом. Имя, фамилия приглашенного и его должность пишутся от руки или на машинке. Для приемов по случаю национального праздника или в честь какого-либо государственного деятеля или делегации заказываются специальные бланки, на которых указано, по какому случаю проводится прием,
- При организации завтраков, обедов и других приемов с рассадкой гостей за столом в приглашении содержится просьба ответить (R.S.V.P. или "Просьба ответить"). В случае, когда завтрак или обед дается в честь премьер-министра или министра иностранных дел страны пребывания или другого высокопоставленного лица, приглашение ему высылается только после того, как ему сделано устное приглашение и оно им принято. В этом случае R.S.V.P. на письменном бланке зачеркиваются и над ними пишутся буквы "p.m." или "pour memoire", или "to remind" (для памяти),
- Когда под буквами R.S.V.P. ("Просьба ответить") написано regrets only ("Только в случае отказа"), то ответ следует давать в том случае, если по каким-либо причинам Вы не можете присутствовать на данном мероприятии.
- Приглашения рассылаются в зависимости от местной практики не позднее, чем за одну-две недели до приема. В зависимости от конкретных обстоятельств приглашения рассылаются с курьером или почтой. Приглашение официальным лицам и видным деятелям рекомендуется всегда рассылать с курьером,
Рассадка
- Рассадка за столом на официальных завтраках, обедах или ужинах осуществляется в соответствии с общепринятыми протокольными правилами.
- Рассадка требует строгого соблюдения признанного служебного или общественного положения гостей. Нарушение этого основного правила рассадки может быть истолковано, как сознательное нанесение ущерба (как лично гостю, так и стране, им представляемой, что может привести к неприятным последствиям или осложнениям в отношениях. В качестве примера можно привести такой случай, ставший уже широко известным. Французский посол в США Альфан был приглашен на обед к американскому сенатору. Когда он пришел и увидел план рассадки за столом, то заявил, что за стол не сядет, так как считает, что ему неправильно отведено место. Он сказал: "Как Альфан, я могут сидеть хоть под столом, но как посол, как представитель Франции я должен занять место, подобающее представляемой мною стране". Сенатору пришлось срочно изменить план рассадки.
- Чтобы избежать трудностей в рассадке, необходимо еще до рассылки приглашений иметь точное представление о том, на какие места будут посажены гости. С этой целью заранее составляется примерный план рассадки и, в случае обнаруживающихся затруднений с рассадкой, вносятся поправки в намечаемый список приглашаемых на завтрак, обед или ужин.
- Сложилась определенная практика обозначения мест за столом: печатаются рассадочные и кувертные карточки — небольшие белые прямоугольники из плотной бумаги с написанными от руки или напечатанными на машинке фамилиями всех участников приема.
- В зале или холле, где собираются гости на небольшом столике выставляется план рассадки. Строго в соответствии с планом каждое место за столом обозначено кувертной карточкой. Приглашенные на прием знакомятся с планом рассадки, находят свое мес-то, •уточняют фамилии соседей справа и слева. На приемах с большим количеством приглашенных используются специальные карточки с указанием места за столом.
- Во избежание ошибок в рассадке старшинство гостей проверяется в протокольной службе министра иностранных дел.
- Соблюдаются следующие правила рассадки: первым считается место справа от хозяйки дома, вторым — справа от хозяина дома; в отсутствии женщин первым считается место справа от хозяина дома, вторым — слева от него; гость особо высокого ранга может быть посажен напротив хозяина дома, в этом случае вторым будет место справа от хозяина дома; если хозяйка дома отсутствует, на ее место может быть посажена одна из приглашенных женщин (с ее согласия) или же, как сказано выше, мужчина самого высокого ранга; женщина не сажается рядом с женщиной, муж с женой; женщина не сажается на концы столота,] учитывается знание языков рядом сидящих гостей; в доме иностранного дипломата предпочтение оказывается представителям местных гостей перед иностранными дипломатическими представителями и наоборот; после (или во время) какого-либо двустороннего совещания или конференции возможна рассадка на завтраке, обеде или ужине одной делегации напротив другой; почетным является место напротив входной двери, а если дверь находится сбоку, на стороне стола, обращенной к окнам, выходящим на улицу; в случае необходимости, переводчики могут сажаться сзади гостей.
Составление меню
При составлении меню рекомендуется
учитывать вкусы гостей, их национальные
и религиозные традиции и другие
моменты. Было бы упущением включать
в меню дичь в то время, когда охота
на нее в стране запрещена, или
мясо в постные дни, или свинину,
когда на приеме среди гостей находятся
мусульмане и т.д. С другой стороны,
гостю-вегетарианцу будет приятно,
если ему подадут вегетарианское
блюдо.
Тосты
На приемах, организуемых по официальному
поводу, может иметь место обмен
тостами. На завтраках, обедах и ужинах
тосты произносятся после десерта
(когда он съеден всеми гостями) и
когда всем гостям налито шампанское.
На других видах приемов тосты
произносятся не ранее чем через
10—15 минут после начала приема.
Произносить тосты за закуской на официальных
завтраках, обедах и ужинах не принято.
Курить за завтраком или обедом можно
только после десерта.
О порядке проведения приема
Для того, чтобы прием прошел четко и
организованно, заранее продумывается
схема проведения его. Предусматривается
время и место встречи гостей хозяином,
время приглашения к столу, провозглашения
тостов и т.д. Составляется распределение
обязанностей на приеме для дипломатических
работников (оказание внимания определенным
гостям, наблюдение за залом и т.п.). Иногда
на больших приемах для наиболее видных
гостей отводится отдельный зал, который,
однако, не должен быть изолирован от остальных
гостей, или место в зале. Хозяину дома
(приема) следует выбрать время, чтобы
обойти все залы и оказывать внимание
всем приглашенным.
Об одежде на приемах
Внешнему виду придается большое значение.
Обычно форма одежды указывается в письменном
приглашении на прием. Если в приглашении
указана форма одежды, то офицеры посещают
прием в парадной форме, а гражданские
лица в вечернем костюме (фрак, смокинг),
женщины в вечерних платьях.
3. Виды приемов. Этикет на приемах
без рассадки.
Основными видами приема являются:
«Завтрак», «Обед», «Обед-буфет», «Ужин»,
приемы типа «А-ля фуршет», «Коктейль»,
а также маленькие приемы - кофейный или
чайный стол.
Приемы подразделяются на дневные и вечерние,
а также приемы с рассадкой за столом и
без нее.
Дневные приемы: «Бокал вина с сыром» или
«Завтрак». Все остальные приемы относятся
к вечерним.
Приемы с рассадкой за столом: «Завтрак»,
«Обед» и «Ужин».
Согласно международной практике, наиболее
почетными видами приемов являются «Завтрак»
и «Обед».
Такие приемы, как бранч, ужин после театра,
пикник, фондю, пивной стол и т. п. по методам
их организации являются комбинацией
основных видов приемов.
Самыми распространенными видами приемов
без рассадки считаются «Бокал шампанского»,
«Бокал вина», «Коктейль» и «Фуршет».
Большинство деловых людей ценят демократичность,
мобильность общения, менее официозную
атмосферу, которые характеризуют правила,
регламент этой формы приема. Сотрудники,
не связанные рассадкой за столом, ее иерархичностью,
как на официальных торжествах, свободны
в своем выборе места расположения, интересных
собеседников.
Фуршетный прием создает
его участникам прекрасные условия
для установления новых знакомств, для
закрепления и углубления деловых и личных
отношений.
На приемах без рассадки также следует
уметь вести себя достойно, сочетая обязательное
соблюдение этикета с приятной непринужденностью.
Не навязывать, пользуясь ситуацией, своего
общения старшим по положению.
Не следует обсуждать острые политические,
религиозные, национальные вопросы, а
также свои личные проблемы.
Беседа с конкретным собеседником не должна
продолжаться более 10 минут, так как у интересующего вас
собеседника могут быть свои планы на
контакты в этот вечер.
Гости обслуживают себя сами – подходят
к столам, берут в левую руку тарелку, на
нее кладут вилку, набирают закуски и отходят,
чтобы затем смогли подойти другие.
Для того чтобы правая
рука была свободна, например, для рукопожатия,
разумно не переполнять свою тарелку закусками,
а оставить на ней место для рюмки.
Если вы хотите попробовать другую закуску,
нужно просто подойти опять к столу, взять чистую тарелку и вилку.
Помните о том, что стопка тарелок для
того и существует, чтобы их менять и не
смешивать на них салат, рыбные и мясные
блюда.
Использованные тарелки, бокалы либо забирают
официанты, либо гости оставляют их на
специально подготовленных подносах и
столиках.
4. Проводы иностранных гостей.
Хозяин приема провожает
почетных гостей до того места, где он их
встречал. При прощании он оказывает им
такие же знаки внимания, как и при встрече.
Если на приеме присутствовало немного гостей, то хозяину целесообразно
до ухода всех участников приема оставаться
там, где он простился с почетными гостями,
чтобы все присутствовавшие на приеме
имели возможность поблагодарить хозяина
и попрощаться с ним. Если же прием был
многолюдным, то хозяин провожает лишь
почетных гостей. Остальных участников
приема провожают встречавшие их лица.