Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 20:30, реферат
Цель работы - рассмотреть особенности речевой культуры и ее влияние на этику общения.
Задачи:
рассмотреть историю вопроса;
охарактеризовать понятие "культура речи";
проанализировать особенности речевой культуры человека;
выявить процесс взаимодействия культуры речи и этики общения.
§1.Введение……………………………………………………..3
§2.Речевая культура ……………………………………………4
2.1.Культура общения…………………………………………...5-7
2.2 Речевой этикет ………………………………………………7-9
§3. Заключение…………………………………………………...10
§4.Список литературы……………………………………………11
Российский государственный социальный университет
филиал
г.Люберцы
РЕФЕРАТ
Тема:
« Культура речевого общения »
По дисциплине:
«Русский
язык. Культура речи».
Выполнила: cтуденка 1 курса
Специальность «Социальная работа»
Световидова Ю.
Проверила:д.и.н. профессор
Зубанова С.Г.
Люберцы 2011
СОДЕРЖАНИЕ:
§1.Введение…………………………………………………
§2.Речевая культура ……………………………………………4
2.1.Культура общения…………………………………………...5-7
2.2 Речевой этикет ………………………………………………7-9
§3. Заключение………………………………………………….
§4.Список
литературы……………………………………………11
Введение.
В наше время общение является одним из основных факторов взаимопонимания между людьми, поэтому культура речевого поведения важна всем людям, чья деятельность, так или иначе, связана с общением. По тому, как человек говорит или пишет, можно судить об уровне его духовного развития, его внутренней культуры.
Культура речи - это понятие, объединяющее владение языковой нормой устного и письменного литературного языка, а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения.
Кроме
того, в современном мире сложились
условия, когда востребованность специалиста
на рынке труда, его конкурентоспособность
в значительной степени зависят
от наличия грамотной речи (и устной
и письменной), умения эффективно общаться,
от знания приемов речевого воздействия,
убеждения. От того, насколько умело
осуществляется речевая деятельность,
зависит успех любой
Таким образом, актуальность данной темы сомнений не вызывает.
Цель работы - рассмотреть особенности речевой культуры и ее влияние на этику общения.
Задачи:
В настоящей работе использованы следующие литературные источники.
В литературном языке
При
правильном, единообразном произношении
люди быстрее понимают друг друга, оно
облегчает общение между
Нормы
произношения не остаются неизменными.
Под влиянием письменной речи и местного
произношения они несколько видоизменяются.
В связи с этим в современном
русском литературном языке некоторые
слова допускают двоякое
Существует
очень полезный словарь-справочник
"Русское литературное произношение
и ударение", составленный под
руководством Р. И. Аванесова и С.
И. Ожегова. В нём имеются правила
русского произношения и более 50 тысяч
слов с указанием их литературного
произношения. В случае сомнения в
правильности произношения того или
иного слова следует
Речевая культура. Культура общения. Речевой этикет.
Речевая культура–сравнительно молодая область науки о языке. Как самостоятельный раздел этой науки она оформилась под влиянием коренных социальных изменении, произошедших в нашей стране. Приобщение широких народных масс к активной общественной деятельности потребовало усиленного внимания к повышению уровня их речевой культуры.
В разделе «Речевая культура» изучается речь. Качественной оценкой высказываний занимается культура речи. Она как раздел языкознания рассматривает следующие вопросы: Как пользуется человек речью в целях общения? Какая у него речь – правильная или неправильная? Как совершенствовать речь?
В
современной лингвистике
Если человек не допускает ошибок в произношении, в употреблении форм слов, в их образовании, в построении предложении, речь его мы называем правильной. Однако этого мало. Речь может быть правильной, но плохой, то есть не соответствовать целям и условиям общения. В понятие хорошей речи включаются как минимум три признака: богатство, точность и выразительность. Показателями богатой речи являются большой объем активного словаря, разнообразие используемых морфологических форм и синтаксических конструкции. Точность речи – это выбор таких языковых средств, которые наилучшим образом выражают содержание высказывания, раскрывают его тему и основную мысль. Выразительность создается с помощью отбора языковых средств, в наибольшей мере соответствующих условиям и задачам общения.
Если человек обладает правильной и хорошей речью, он достигает высшего уровня речевой культуры. Это значит, что он не только не допускает ошибок, но и умеет наилучшим образом строить высказывания в соответствии с целью общения, отбирать наиболее подходящие в каждом случае слова и конструкции, учитывая при этом, к кому и при каких обстоятельствах он обращается.
Наше общество уже почувствовало потребность в культуре поведения и общения. То и дело встречаются объявления, сообщения реклама о том, что в лицеях, колледжах, гимназиях, школах открываются факультативы с названиями “Этикет”, “Деловой этикет”, “Дипломатический этикет”, “Этикет делового общения” и т.д. Это связано с потребностью людей познать, как нужно вести себя в той или иной обстановке, как правильно устанавливать и поддерживать речевой, а через него и деловой, дружеский и т.д. контакт.
Широкое понятие культуры непременно включает в себя то, что называют культурой общения культурой речевого поведения. Чтобы владеть ею, важно понимать сущность речевого этикета.
В коммуникации люди передают друг другу ту или иную информацию, те или иные смыслы, что-то сообщают, к чему-то побуждают, о чем-то спрашивают, совершают определенные речевые действия. Однако прежде чем перейти к обмену логико-содержательной информацией, необходимо вступить в речевой контакт, а это совершается по определенным правилам. Мы их почти не замечаем, поскольку они привычны. Заметным становится как раз нарушение неписаных правил: продавец обратился к покупателю на “ты”, знакомый не поздоровался при встрече, кого-то не поблагодарили за услугу, не извинились за проступок. Как правило, такое неисполнение норм речевого поведения оборачивается обидой, а то и ссорой, конфликтом в коллективе. Поэтому важно обратить внимание на правила вступления в речевой контакт, поддержания такого контакта – ведь без этого деловые отношения невозможны. Ясно, что осознание норм общения и речевого поведения полезно всем, а особенно людям тех профессий, которые связаны с речью. Это и педагоги, и врачи, и юристы, и работники сферы обслуживания и бизнесмены, да и просто родители.
Правила
речевого поведения регулируются речевым
этикетом, сложившимся в языке
и речи системой устойчивых выражений,
применяемых в ситуациях
Важно
подчеркнуть, что в речевом этикете
передается социальная информация о
говорящем и его адресате, о
том, знакомы они или нет, об отношениях
равенства/неравенства по возрасту,
служебному положению, об их личных отношениях
(если они знакомы), о том, в какой
обстановке (официальной или
Таким образом, выбор наиболее уместного выражения речевого этикета и составляет правила вступления в коммуникацию. Ясно, что любое общество в любой момент своего существования неоднородно, многолико и что для каждого слоя и пласта есть как свой набор этикетных средств, так и общие для всех нейтральные выражения. И есть осознание того, что в контактах с иной средой необходимо выбирать или стилистически нейтральные, или свойственные этой среде средства общения. Употребляя выражения речевого этикета, мы совершаем сравнительно несложные речевые действия обращаемся, приветствуем, благодарим… Но почему же в языке существует такое множество способов это делать? А все дело в том, что каждое выражение мы выбираем с учетом того, кто – кому – где – когда – почему – зачем говорит. Вот и получается, что сложная языковая социальная информация заложена как раз в речевом этикете в наибольшей степени1.
Зададимся вопросом, почему же выражения речевого этикета обладают “волшебной силой”, почему их правильное применение приносит людям удовлетворение, а неисполнение в нужной ситуации ведет к обиде? Думается можно выделить несколько сущностных признаков речевого этикета, объясняющих его социальную остроту.
Первый признак связан с неписаным требованием общества к употреблению знаков этикета. Хочешь быть “своим” в данной группе – большой или малой, национальной, социальной, - исполняй соответствующие ритуалы поведения и общения. Социальная заданность ритуальных знаков этикета воспитывается в людях с раннего детства.
Второй
признак связан с тем, что исполнение
знаков этикета воспринимается адресатом
как социальное “поглаживание”. Психологи,
педагоги знают, как важно одобрить,
вовремя погладить ребенка, да и
взрослого. Над этим задумались языковеды
и обнаружили, что язык откликнулся
на такую потребность и создал
систему словесных “
Третий важный признак речевого этикета заключается в том, что произношение этикетного выражения представляет собой речевое действие, или речевой акт, т. е. выполнение конкретного дела с помощью речи. Известно, что для осуществления множества действий, состояний речь не нужна. Вы шьете, или режете, или пилите, или ходите, - и для “производства” этого вам не надо ничего говорить. Но есть такие действия, которые могут совершаться только с помощью одного инструмента – языка, речи. Исследования выявили, что зафиксированных в словарях названий речевых действий до тысячи, способов же непосредственного выражения – великое множество.
Четвертый
признак связан с третьим и
касается самой структуры высказываний
в которых открытыми
Пятым
важным признаком речевого этикета
можно считать его связь с
категорией вежливости. С одной стороны
вежливость это моральное качество,
характеризующее человека, для которого
проявление уважения к людям стало
привычным способом общения с
окружающими повседневной нормой поведения.
С другой стороны – это абстрагированная
от конкретных людей этическая категория,
получившая отражение и в языке,
что, конечно, следует изучать лингвистике.
Вежливость нужно именно выражать,
демонстрировать при общении (как
и любовь), потому что если я в
душе кого-то уважаю, но никак этого
не проявляю, уважительность к человеку
окажется нереализованной явно. Особенно
важно это в официальной