Культура речевого общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 20:30, реферат

Описание работы

Цель работы - рассмотреть особенности речевой культуры и ее влияние на этику общения.

Задачи:
рассмотреть историю вопроса;
охарактеризовать понятие "культура речи";
проанализировать особенности речевой культуры человека;
выявить процесс взаимодействия культуры речи и этики общения.

Содержание работы

§1.Введение……………………………………………………..3

§2.Речевая культура ……………………………………………4

2.1.Культура общения…………………………………………...5-7

2.2 Речевой этикет ………………………………………………7-9

§3. Заключение…………………………………………………...10

§4.Список литературы……………………………………………11

Файлы: 1 файл

Культура Речевого общения.2.docx

— 31.64 Кб (Скачать файл)

Российский  государственный  социальный университет

филиал  г.Люберцы 
 
 

РЕФЕРАТ

Тема:

« Культура речевого общения  »

По дисциплине:

«Русский язык. Культура речи». 
 
 
 
 

Выполнила: cтуденка 1 курса

Специальность «Социальная работа»

 Световидова Ю.

Проверила:д.и.н. профессор

Зубанова  С.Г.

                                                                  

Люберцы 2011

СОДЕРЖАНИЕ:

§1.Введение……………………………………………………..3

§2.Речевая культура ……………………………………………4

2.1.Культура  общения…………………………………………...5-7

2.2 Речевой  этикет ………………………………………………7-9

§3. Заключение…………………………………………………...10

§4.Список литературы……………………………………………11 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

     В наше время общение является одним  из основных факторов взаимопонимания  между людьми, поэтому культура речевого поведения важна всем людям, чья  деятельность, так или иначе, связана  с общением. По тому, как человек  говорит или пишет, можно судить об уровне его духовного развития, его внутренней культуры.

     Культура  речи - это понятие, объединяющее владение языковой нормой устного и письменного  литературного языка, а также  умение использовать выразительные  языковые средства в разных условиях общения.

     Кроме того, в современном мире сложились  условия, когда востребованность специалиста  на рынке труда, его конкурентоспособность  в значительной степени зависят  от наличия грамотной речи (и устной и письменной), умения эффективно общаться, от знания приемов речевого воздействия, убеждения. От того, насколько умело  осуществляется речевая деятельность, зависит успех любой профессиональной деятельности.

     Таким образом, актуальность данной темы сомнений не вызывает.

Цель  работы - рассмотреть особенности речевой культуры и ее влияние на этику общения.

Задачи:

    • рассмотреть историю вопроса;
    • охарактеризовать понятие "культура речи";
    • проанализировать особенности речевой культуры человека;
    • выявить процесс взаимодействия культуры речи и этики общения.

     В настоящей работе использованы следующие  литературные источники.

       В литературном языке произношение, так же как и выбор слов  и употребление грамматических  форм, подчиняется определённым  правилам, нормам.

     При правильном, единообразном произношении люди быстрее понимают друг друга, оно  облегчает общение между людьми, поэтому надо следить за своим  произношением, надо правильно произносить  звуки, их сочетания, правильно выделять ударные слоги, т е. надо подчиняться  тем нормам произношения, которые  установлены в литературном языке.

     Нормы произношения не остаются неизменными. Под влиянием письменной речи и местного произношения они несколько видоизменяются. В связи с этим в современном  русском литературном языке некоторые  слова допускают двоякое произношение; например, в слове булочная сочетание  чн можно произносить так, как  оно написано, но можно произносить  и шн;слово иначе можно произносить  и с ударением на втором слоге (иначе), и с ударением на первом слоге (иначе).

     Существует  очень полезный словарь-справочник "Русское литературное произношение и ударение", составленный под  руководством Р. И. Аванесова и С. И. Ожегова. В нём имеются правила  русского произношения и более 50 тысяч  слов с указанием их литературного  произношения. В случае сомнения в  правильности произношения того или  иного слова следует справляться  в указанной книге.  
 
 
 

Речевая культура. Культура общения. Речевой  этикет.

    Речевая культура–сравнительно молодая область науки о языке. Как самостоятельный раздел этой науки она оформилась под влиянием коренных социальных изменении, произошедших в нашей стране. Приобщение широких народных масс к активной общественной деятельности потребовало усиленного внимания к повышению уровня их речевой культуры.

  В разделе «Речевая культура» изучается  речь. Качественной оценкой высказываний занимается культура речи. Она как раздел языкознания рассматривает следующие вопросы: Как пользуется человек речью в целях общения? Какая у него речь – правильная или неправильная? Как совершенствовать речь?

  В современной лингвистике различают  два уровня речевой культуры человека – низший и высший. Для низшего  уровня, для первой ступени овладения  литературным языком, достаточно правильности речи, соблюдения норм русского литературного  языка: лексических, орфоэпических, грамматических, словообразовательных, морфологических, синтаксических.

  Если  человек не допускает ошибок в  произношении, в употреблении форм слов, в их образовании, в построении предложении, речь его мы называем правильной. Однако этого мало. Речь может быть правильной, но плохой, то есть не соответствовать целям и условиям общения. В понятие хорошей речи включаются как минимум три признака: богатство, точность и выразительность. Показателями богатой речи являются большой объем активного словаря, разнообразие используемых морфологических форм и синтаксических конструкции. Точность речи – это выбор таких языковых средств, которые наилучшим образом выражают содержание высказывания, раскрывают его тему и основную мысль. Выразительность создается с помощью отбора языковых средств, в наибольшей мере соответствующих условиям и задачам общения.

  Если  человек обладает правильной и хорошей речью, он достигает высшего уровня речевой культуры. Это значит, что он не только не допускает ошибок, но и умеет наилучшим образом строить высказывания в соответствии с целью общения, отбирать наиболее подходящие в каждом случае слова и конструкции, учитывая при этом, к кому и при каких обстоятельствах он обращается.

  Наше  общество уже почувствовало потребность  в культуре поведения и общения. То и дело встречаются объявления, сообщения реклама о том, что  в лицеях, колледжах, гимназиях, школах открываются факультативы с названиями “Этикет”, “Деловой этикет”, “Дипломатический этикет”, “Этикет делового общения” и т.д. Это связано с потребностью людей познать, как нужно вести  себя в той или иной обстановке, как правильно устанавливать  и поддерживать речевой, а через  него и деловой, дружеский и т.д. контакт.

  Широкое понятие культуры непременно включает в себя то, что называют культурой  общения культурой речевого поведения. Чтобы владеть ею, важно понимать сущность речевого этикета.

  В коммуникации люди передают друг другу  ту или иную информацию, те или иные смыслы, что-то сообщают, к чему-то побуждают, о чем-то спрашивают, совершают определенные речевые действия. Однако прежде чем  перейти к обмену логико-содержательной информацией, необходимо вступить в  речевой контакт, а это совершается  по определенным правилам. Мы их почти  не замечаем, поскольку они привычны. Заметным становится как раз нарушение  неписаных правил: продавец обратился  к покупателю на “ты”, знакомый не поздоровался при встрече, кого-то не поблагодарили за услугу, не извинились за проступок. Как правило, такое  неисполнение норм речевого поведения оборачивается обидой, а то и ссорой, конфликтом в коллективе. Поэтому важно обратить внимание на правила вступления в речевой контакт, поддержания такого контакта – ведь без этого деловые отношения невозможны. Ясно, что осознание норм общения и речевого поведения полезно всем, а особенно людям тех профессий, которые связаны с речью. Это и педагоги, и врачи, и юристы, и работники сферы обслуживания и бизнесмены, да и просто родители.

  Правила речевого поведения регулируются речевым  этикетом, сложившимся в языке  и речи системой устойчивых выражений, применяемых в ситуациях установления и поддержания контакта. Это ситуации обращения, приветствия, прощания, извинения, благодарности, поздравления, пожелания, сочувствия и соболезнования, одобрения  и комплимента, приглашения, предложения, просьбы совета и т. д. Речевой  этикет охватывает собой все, что  выражает доброжелательное отношение  к собеседнику что может создать  благо приятный климат общения. Богатый  набор языковых средств дает возможность  выбрать уместную для речевой  ситуации и благоприятную для  адресата ты- или вы форму общения, установить дружескую, непринужденную или, напротив, официальную тональность разговора.

  Важно подчеркнуть, что в речевом этикете  передается социальная информация о  говорящем и его адресате, о  том, знакомы они или нет, об отношениях равенства/неравенства по возрасту, служебному положению, об их личных отношениях (если они знакомы), о том, в какой  обстановке (официальной или неофициальной) происходит общение, и т.д.

  Таким образом, выбор наиболее уместного  выражения речевого этикета и  составляет правила вступления в  коммуникацию. Ясно, что любое общество в любой момент своего существования  неоднородно, многолико и что  для каждого слоя и пласта есть как свой набор этикетных средств, так и общие для всех нейтральные выражения. И есть осознание того, что в контактах с иной средой необходимо выбирать или стилистически нейтральные, или свойственные этой среде средства общения. Употребляя выражения речевого этикета, мы совершаем сравнительно несложные речевые действия обращаемся, приветствуем, благодарим… Но почему же в языке существует такое множество способов это делать? А все дело в том, что каждое выражение мы выбираем с учетом того, кто – кому – где – когда – почему – зачем говорит. Вот и получается, что сложная языковая социальная информация заложена как раз в речевом этикете в наибольшей степени1.

  Зададимся вопросом, почему же выражения речевого этикета обладают “волшебной силой”, почему их правильное применение приносит людям удовлетворение, а неисполнение в нужной ситуации ведет к обиде? Думается можно выделить несколько  сущностных признаков речевого этикета, объясняющих его социальную остроту.

  Первый  признак связан с неписаным требованием  общества к употреблению знаков этикета. Хочешь быть “своим” в данной группе – большой или малой, национальной, социальной, - исполняй соответствующие  ритуалы поведения и общения. Социальная заданность ритуальных знаков этикета воспитывается в людях  с раннего детства.

  Второй  признак связан с тем, что исполнение знаков этикета воспринимается адресатом  как социальное “поглаживание”. Психологи, педагоги знают, как важно одобрить, вовремя погладить ребенка, да и  взрослого. Над этим задумались языковеды  и обнаружили, что язык откликнулся  на такую потребность и создал систему словесных “поглаживаний”.

  Третий  важный признак речевого этикета  заключается в том, что произношение этикетного выражения представляет собой речевое действие, или речевой  акт, т. е. выполнение конкретного дела с помощью речи. Известно, что  для осуществления множества  действий, состояний речь не нужна. Вы шьете, или режете, или пилите, или ходите, - и для “производства” этого вам не надо ничего говорить. Но есть такие действия, которые  могут совершаться только с помощью  одного инструмента – языка, речи. Исследования выявили, что зафиксированных  в словарях названий речевых действий до тысячи, способов же непосредственного  выражения – великое множество.

  Четвертый признак связан с третьим и  касается самой структуры высказываний в которых открытыми оказываются  “я” и “ты”: Я благодарю Вас; Извините меня. Это открытое, эксплицитное представлена коммуникантов в грамматике предложения, но может быть и скрытое представление их, как в благодарности Спасибо или извинении Виноват которые, в силу функциональной эквивалентности с представленными ранее, содержат в глубинной структуре “я” говорящего и “ты” адресата (Я говорю Вам) спасибо. Поскольку коммуниканты открыты в структуре выражений речевого этикета, сила его воздействия проявляется ярко.

  Пятым важным признаком речевого этикета  можно считать его связь с  категорией вежливости. С одной стороны  вежливость это моральное качество, характеризующее человека, для которого проявление уважения к людям стало  привычным способом общения с  окружающими повседневной нормой поведения. С другой стороны – это абстрагированная от конкретных людей этическая категория, получившая отражение и в языке, что, конечно, следует изучать лингвистике. Вежливость нужно именно выражать, демонстрировать при общении (как  и любовь), потому что если я в  душе кого-то уважаю, но никак этого  не проявляю, уважительность к человеку окажется нереализованной явно. Особенно важно это в официальной речевой ситуации или при общении с незнакомыми людьми. Вступая в контакт с родными, друзьями, знакомыми, мы, заранее зная “меру” любви и уважения друг к другу, имеем множество способов это подчеркнуть, с незнакомыми же людьми мера хорошего отношения – это вежливость, и здесь речевой этикет незаменим. Вежливые люди в разных ситуациях и по отношению к разным партнерам ведут себя корректно учтиво, галантно. А вот неумелая и неуместная вежливость воспринимается как манерность, церемонность. При этом надо понимать, что бывает вежливость искренность, идущая от чистого сердца, а бывает вежливость маска, за внешним проявлением скрывающая иные отношения.

Информация о работе Культура речевого общения