Культура речи. Вербальные и невербальные средства общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 00:19, доклад

Описание работы

Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе, общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становится осознанным, связанным вербальными и невербальными актами.В общении можно выделить ряд аспектов: содержание, цель и средства. Содержание общения – информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………………………………………….. 3
Вербальное общение…………………………………………………………………………………………………. 4-5
Невербальное общение……………………………………………………………………………………………… 5-7
Заключение…………………………………………………………………………………………………………………. 7
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Культура речи. Вербальные и невербальные средства общения.docx

— 22.91 Кб (Скачать файл)

Московский Государственный Медико-Стоматологический  Университет им. А.И.Евдокимова

Кафедра «Русского языка и культуры речи»

 

 

 

Доклад

по теме:  «Культура речи. Вербальные и невербальные средства общения»

ученицы Iкурса стоматологического факультета дневного отделения 5 группы

Чечетовой Анастасии.

 

 

Преподаватель: Фесенко Стелла Леонидовна

 

 

 

 

2012 г.

Содержание.

Введение…………………………………………………………………………………………………………………….. 3

Вербальное общение…………………………………………………………………………………………………. 4-5

Невербальное общение……………………………………………………………………………………………… 5-7

Заключение…………………………………………………………………………………………………………………. 7

Список используемой литературы……………………………………………………………………………… 8 

 

Введение.

Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в  обмене информацией, а также в  восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе, общение характерно для любых  живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становится осознанным, связанным вербальными и невербальными  актами.В общении можно выделить ряд аспектов: содержание, цель и  средства. Содержание общения –  информация, которая в межиндивидуальных  контактах передается от одного живого существа другому.Цель общения –  отвечает на вопрос: «Ради чего объект вступает в акт общения?». Здесь  имеет место тот же принцип, что  уже упоминался в пункте о содержании общения. У животных цели общения  не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей. У человека же эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными и  являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей. Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки  информации, которая передается в  процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации – это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и  хранения информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Вербальное общение.

Устная речь по-прежнему остается самым распространенным способом коммуникации. Чтобы вас поняли, мало иметь хорошую  дикцию. Вы должны ясно осознавать, что  собираетесь сказать. Кроме того, вы должны выбрать такие слова, чтобы  ваша мысль была верно понята окружающими.

В межличностной коммуникации происходит нечто большее, чем просто передача и восприятие слов.Даже точное значение слов возникает из единого комплекса речевых и невербальных средств, которые используются для усиления и подтверждения сказанного. Но в то же время слова, взятые сами по себе, все же являются основным компонентом коммуникации.Вербальное общение является наиболее исследованной разновидностью человеческого общения. Кроме этого, это наиболее универсальный способ передачи мысли. На вербальный человеческий язык можно «перевести» сообщение, созданное с помощью любой другой знаковой системы. Например, сигнал «красный свет» переводится как «проезд закрыт», «остановитесь»; поднятый вверх палец, прикрытый ладонью другой руки, как «прошу дополнительную минуту перерыва» в спортивных состязаниях и т.п. Речевая сторона коммуникации имеет сложную многоярусную структуру и выступает в различных стилистических разновидностях (различные стили и жанры, разговорный и литературный язык, диалекты и т.п.). Все речевые характеристики и другие компоненты коммуникативного акта способствуют его успешной либо неуспешной реализации. Говоря с другими, мы выбираем из обширного поля возможных средств речевой и неречевой коммуникации те средства, которые нам кажутся наиболее подходящими для выражения наших мыслей в данной ситуации.

В речевом общении слова не являются просто знаками для обозначения  предметов или классов предметов. Говоря, используя слова в коммуникации, мы создаем целые системы идей, верований, мифов, свойственных определенному  сообществу, определенной культуре . Иногда иностранцу приходится читать целую  лекцию о межкультурных соответствиях, прежде чем он начнет правильно понимать и употреблять даже кажущиеся  схожими слова и стоящие за ними понятия.

То, как мы говорим, дает представление  другомукоммуниканту, о том, кем  мы являемся.Это в особенности  очевидно, когда коммуникант исполняет  определенную социальную роль (капитан  команды, руководитель предприятия, директор школы). Даже временный выход из ролизначим на фоне основного набора ролей для  той или иной коммуникативной  личности.Известно, что Н.С.Хрущев в  свое время снизошел (спустился всего  на одну ступеньку) к Мао Цзе-Дуну, что ознаменовало начало эпохи охлаждения в отношениях между Китаем и СССР.

Используя речь, мы можем признавать социальный статус собеседника, либо не признавать его. К старшему по званию в армии обращаются: «Yes,sir!»не только к мужчине, но и к женщине-военному, что показывает уважительное отношение и

4

признание статуса командующего. Статус воспитывается: разговор с детьми (сюсюканье или  «как со взрослым») способствует формированию тех или иных черт у развивающейся  личности. Выбор словесных средств, также как и сопровождающих их невербальных, способствует формированию и пониманию определенных социальных ситуаций.Комплимент женщине не всегда действительно говорит о том, что она хорошо выглядит. Этот ‘коммуникативный ход’, скорее, устанавливает различные социальные статусы коммуникантов. Разговоры в женской и мужской компании ведутся с разным набором допустимых лексических единиц; в смешанной компании также не допускается употребление грубой или ругательной лексики, хотя последнее в наше время справедливо только для определенной возрастной и социокультурной группы.

 

Невербальное  общение.

Невербальное  общение, более известное как  язык поз и жестов, включает в  себя все формы самовыражения  человека, которые не опираются на слова. Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим  условием эффективного общения. Почему же невербальные сигналы так важны  в общении?

• около 70% информации человек воспринимает именно по зрительному (визуальному) каналу;

• невербальные сигналы позволяют понять истинные чувства и мысли собеседника;

• наше отношение к собеседнику нередко  формируется под влиянием первого  впечатления, а оно, в свою очередь, является результатом воздействия  невербальных факторов – походки, выражения  лица, взгляда, манеры держаться, стиля  одежды и т.д.

Особенно  ценны невербальные сигналы потому, что они спонтанны, бессознательны и, в отличие от слов, всегда искренни. Огромное значение невербальных сигналов в деловом общении подтверждается экспериментальными исследованиями, которые  гласят, что слова (которым мы придаем  такое большое значение) раскрывают лишь 7% смысла, 38% значения несут звуки  и интонации и 55 % - позы и жесты.

5

Невербальное  общение включает в себя пять подсистем:

1. Пространственная  подсистема (межличностное пространство).

2. Взгляд.

3. Оптико-кинетическая  подсистема, которая включает в  себя: - внешний вид собеседника, - мимика (выражение лица), - пантомимика  (позы и жесты).

4. Паралингвистическая  или околоречевая подсистема, включающая: - вокальные качества голоса, - его  диапазон, - тональность, - тембр. 

5. Экстралингвистическая  или внеречевая подсистема, к  которой относятся: - темп речи, - паузы, - смех и т.д. 

Рассмотрим  три подсистемы, имеющие наибольшее значение, несущие максимум информации о собеседнике – взгляд, пространственную и оптико-кинетическую подсистемы.К  средствам кинесики (внешние проявления человеческих чувств и эмоций) относят  выражение лица, мимику, жестикуляцию, позы, визуальную коммуникацию (движение глаз, взгляды). Эти невербальные компоненты несут также большую информационную нагрузку. Наиболее показательными являются случаи, когда к помощи кинесики прибегают люди, говорящие на разных языках. Жестикуляция при этом становится единственно возможным средством  общения и выполняет сугубо коммуникативную  функцию.

Проксемика  объединяет следующие характеристики: расстояния между коммуникантами при  различных видах общения, их векторные  направления. Нередко в область  проксемики включают тактильную коммуникацию (прикосновения, похлопывание адресата по плечу и т. д.), которая рассматривается  в рамках аспекта межсубъектногодистантного  поведения. Проксемические средства также  выполняют разнообразные функции  в общении. Так, например, тактильная коммуникация становится чуть ли не единственным инструментом общения для слепоглухонемых (чисто коммуникативная функция). Средства проксемики также выполняют  регулирующую функцию при общении. Так, расстояния между коммуникантами во время речевого общения определяются характером их отношений:

6

официальные / неофициальные, интимные / публичные. Кроме того, кинесическиеи проксемические средства могут выполнять рольметакоммуникативных маркеров отдельных фаз речевого общения. Например, снятие головного убора, рукопожатие, приветственный или прощальный поцелуй и т. п.

В принципе, к невербальной сфере относятся  силенциальные и акциональные компоненты общения. Акциональные компоненты представляют собой действия коммуникантов, сопровождающие речь. Например, в ответ на просьбу  говорящего что-либо сделать (скажем, включить свет, передать газету и т. д.) адресат  может выполнить требуемое действие. Таким образом, невербальные действия могут чередоваться с вербальными  в процессе коммуникации.

Итак, через  невербальные проявления собеседник демонстрирует  свое истинное отношение к происходящему. И наша задача, в данном случае, эти  проявления увидеть и интерпретировать, т.е. понять, что за ними кроется. Кроме  этого, осознавая и управляя своим  собственным невербальным поведением, Вы получаете в пользование очень  действенный инструмент присоединения  к собеседнику и воздействия  на него.

 

Заключение.

Таким образом, вербальное и невербальное общение  – сложный многоплановый процесс  установления и развития контактов  между людьми, порождаемый потребностями  совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, выработку  единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Следовательно, основное назначение этого  процесса заключается в том, чтобы  люди контактировали, искали и находили точки соприкосновения друг с  другом, взаимодействовали между  собой в процессе совместной деятельности, что бы они обменивались информацией  и стремились к пониманию друг друга.

 

 

 

7

Список используемой литературы

1. Немов Р.С. Психология. Книга  1: Основы общей психологии. –  М., Просвещение, 1994;

2. КнаппМ.Л."Невербальные коммуникации". М.,1978.

3. Рубинштейн С. Л. " Психология  личности". М., 1982;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8


Информация о работе Культура речи. Вербальные и невербальные средства общения