Культура речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2014 в 18:26, реферат

Описание работы

Культура речи – сравнительно новая дисциплина в области обучения
русскому языку как иностранному.
Учение о речевой культуре зародилось в Древней Греции и Древнем Риме –
в теории и практике ораторского искусства. В России его оригинально
осмыслил и развил на материале общественной словесности М.В. Ломоносов.
«Риторика» Кошанского, одного из лицейских наставников А.С. Пушкина, была
ограниченной, но не была бесполезной. Острые и болезненные критические
удары В.Г. Белинского расшатывали теоретические устои риторик первой
половины XIX столетия.

Файлы: 1 файл

Культура речи.docx

— 41.84 Кб (Скачать файл)

          соотношением  речь – мышление, это соотношение  помогает  осмыслить

          такие  коммуникативные качества, как точность  и логичность.

        . Соотношение  речь – человек, её адресат. Автор  речи создает её, как

          правило, не для себя, а для  другого.  Помимо  автора  речь  имеет

          адресата. Им может быть  один  человек  или  группа  людей.  Автор

          обычно  заинтересован в том, чтобы получатель  речь понял, чтобы она

          была  доступна; в том же заинтересован  и получатель. В связи с этим

          может  быть осмысленно коммуникативное  качество  речи,  называемое

          доступностью.

        . Соотношение  речь  –  условия  общения.  Под  «условиями  общения»

          следует  понимать место,  время,  жанр  и  задачи  коммуникативного

          процесса.  Языковая  структура  речи  должна  быть   приведена   в

          соответствие  с условиями общения, и в этом  случае речь может  быть

          названа уместной[5].

 

    Наверное самым важным качеством речи является - правильность речи –  её

не единственное, но главное  коммуникативное  качество,  потому  что  прежде

всего правильностью речи обеспечиваются её взаимопонимаемость, её  единство.

Нет правильности – не могут  срабатывать  другие  коммуникативные  качества:

точность, логичность, уместность и т.д. Правильность  речи  всегда  ведет  к

соблюдению норм литературного языка, неправильность – к отступлению от  них.

Правильность речи –  это  соответствие  её  языковой  структуры  действующим

языковым нормам.

    Одни нормы усваиваются  легко и при минимальном участии  школы. Другие  –

укрепляются влиянием школы.  Третьи  –  остаются  полу  освоенными  и  после

окончания человеком средней школы. Было  бы  полезно  для  целенаправленного

воздействия на речевую  культуру  знать,  какие  именно  знаки  языка  имеют

норму, усваиваемую независимо от школы, какие под воздействие школы и  какие

остаются не усвоенными и после средней школы.

 

 

 

    Заключение

 

 

 

    Такова чудодейственная  сила слова. Она особенно важна  и действительна в

сложных коммуникативных ситуациях. Слово может быть  сильнейшим  оружием  не

только в руках бессовестных, своекорыстных демагогов.  Оно  может  быть  еще

более сильным оружием в руках борцов. И хотя они и используют  его,  но  они

далеко  не  всегда  сознают  силу  слова  –  как   разрушительную,   так   и

созидательную.

    Далеко не всегда они, особенно в сложных коммуникативных  условиях,  как

можно нейтрализовать, разоблачить лживое и злобное «антислово»  и  как  дать

подлинную силу слову. И даже зная, не всегда они находят  в  себе  смелость,

ответственность и упорство, необходимые для решения  такого  рода  задач.  И

даже  находя,  далеко  не  всегда  владеют  искусством  такого   тонкого   и

действенного слова.

    Одной из важнейших  задач воспитания современной  функциональной культуры

речи  является  овладение  умениями  и  навыками  анализа  сложных  ситуаций

общения,  прежде   всего   применительно   к   практически   непосредственно

актуальным сферам и ситуациям. На  этой  базе  соответствующие  продуктивные

умения и навыки могут приобретаться самовоспитанием в  естественной  речевой

практике.

 

 

    Список литературы:

 

        . Васильева  А.Н.  Основы  культуры  речи.  М:  Русский  язык,  1990,

          247стр.

        . Головин Б.Н. Основы культуры речи. М: Высшая  школа, 1998, 320стр.

        . Калинин А.В. Культура русского слова. М: МГУ, 1984, 245 стр.

        . Колесов В.В. Культура речи. СП б: Лениздат, 1988, 135 стр.

        . Сборник статей  «О культуре речи». М: Знание, 1981, 234 стр.

 

 

 

Культура речи как учебная дисциплина

Культура речи изучается в высших учебных заведениях как составная часть цикла гуманитарных дисциплин, предназначенного для студентов всех специальностей.

В современную эпоху высшее образование имеет особо важное значение для обеспечения устойчивого развития общества по пути экономических реформ, построения правового государства и гуманизации социальных отношений.

Эта особая роль высшего образования состоит не только в подготовке квалифицированных кадров, способных эффективно управлять экономикой и правовыми институтами в современном динамично меняющемся мире, но и в создании благоприятной общественной атмосферы, в повышении культуры социальных и межличностных отношений. Эта задача может быть решена только в том случае, если выпускник вуза получит необходимые знания и навыки образцового владения литературно грамотной и красивой речью на государственном языке Российской Федерации - русском языке.

Предметом культуры речи как учебной дисциплины являются нормы литературного языка, виды общения, его принципы и правила, этические нормы общения, функциональные стили речи, основы искусства речи, а также трудности применения речевых норм и проблемы современного состояния речевой культуры общества.

Важнейшими задачами дисциплины являются:

1. Закрепление и совершенствование  навыков владения нормами русского  литературного языка;

2. Формирование коммуникативной  компетенции специалиста;

3. Обучение профессиональному  общению в области избранной  специальности;

4. Развитие навыков поиска  и оценки информации;

5. Развитие речевого мастерства  для подготовки к сложным профессиональным  ситуациям общения (ведение переговоров, дискуссии и т.п.);

6. Повышение культуры разговорной  речи, обучение речевым средствам  установления и поддержания доброжелательных  личных отношений.

Главной целью курса культуры речи является формирование образцовой языковой личности высокообразованного специалиста, речь которого соответствует принятым в образованной среде нормам, отличается выразительностью и красотой.

Курс культуры речи нацелен на формирование и развитие у будущего специалиста - участника профессионального общения комплексной коммуникативной компетенции на русском языке, представляющей собой совокупность знаний, умений, способностей, инициатив личности, необходимых для установления межличностного контакта в социально-культурной, профессиональной (учебной, научной, производственной и др.) сферах и ситуациях человеческой деятельности.

Достижение этой цели в полном объёме требует не только внимательного изучения литературы по темам курса, но и дальнейшего самообразования, с методами которого знакомит данный курс.

Культура речи включает три аспекта:

1. Нормативный;

2. Коммуникативный;

3. Этический.

Нормативный аспект культуры речи - один из важнейших, но не единственный. Он предполагает знание литературных норм и умение их применять в речи. Однако эффективность общения не всегда достигается одной правильностью речи. Важно учитывать, кому адресован текст, принимать во внимание осведомленность и интересы адресата. Язык располагает богатым арсеналом средств, позволяющим найти нужные слова для объяснения сути дела любому человеку. Среди языковых средств необходимо выбирать такие, которые с максимальной эффективностью выполняют поставленные задачи общения. Навыки отбора таких средств составляют коммуникативный аспект культуры речи.

Соблюдение норм поведения, уважение к участникам общения, доброжелательность, тактичность и деликатность составляют этическую сторону общения.

Этические нормы составляют необходимую часть культуры речи, а культура речи, в свою очередь, является важной частью общей культуры человека.

"Итак, культура речи - это  такой выбор и такая организация  языковых средств, которые в определённой  ситуации общения при соблюдении  современных языковых норм и  этики общения позволяют обеспечить  наибольший эффект в достижении  поставленных коммуникативных задач" - так определяет понятие культуры  речи известный современный лингвист  Е.Н.Ширяев (Ширяев Е.Н. Что такое культура речи // Мы сохраним тебя, русская речь. М.: Наука, 1995, С. 9-10).

Термин культура речи многозначен. Среди его основных значений выделяют следующие:

"Культура речи - это совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих автору речи незатруднённое построение речевых высказываний для оптимального решения задач общения" (Соколова В.В. Культура речи и культура общения. М.: Просвещение, 1995, С. 15);

"Культура речи - это совокупность и система свойств и качеств речи, говорящих о её совершенстве" (там же, С. 15);

"Культура речи - это область лингвистических знаний о системе коммуникативных качеств речи" (там же, С. 16).

Культура речи как обновляющаяся область научно-практических исследований

Культура речи как особая научная дисциплина начала складываться в 20-ые годы 20 века благодаря работам В.И.Чернышова, Л.В.Щербы, Г.О.Винокура.

Изменение социального порядка после 1917 года вызвало новую культурно-языковую ситуацию. В публичном общении стали принимать участие широкие слои населения, ранее не владевшие грамотой. Произошло изменение сфер общения, резко снизился уровень речевой культуры общества в целом.

Все эти процессы стали предметом внимания учёных. Стали появляться научные труды, содержавшие анализ речевой практики общества и его отдельных социальных сред, а также работы, в которых предлагались методы повышения грамотности и развития речевой культуры участников публичного общения.

Среди важнейших работ того времени следует назвать работы Г.О.Винокура "Культура языка" (1929), С.И.Карцевского "Язык, война и революция" (1922), А.Горнфельда "Новые словечки и старые слова" (1922), А.М.Селищева "Язык революционной эпохи. Из наблюдений над русским языком последних лет (1917-1926)" (1928). Эти работы были посвящены изучению факторов, ведущих к разрушению норм литературного языка, выявлению и описанию участков языковой системы, наиболее чувствительных к нарушению литературной нормы, и методам повышения грамотности, распространения знаний о языке, воспитания уважения к правильной речи.

Затем после длительного перерыва интерес к проблемам культуры речи вновь повышается в 1960-ые годы. Особую роль в это время сыграли работы В.В.Виноградова, С.И.Ожегова, Д.Э.Розенталя.

В 1957 году издаются "Избранные работы по русскому языку" академика Л.В.Щербы. В состав этого сборника вошел ряд статей, посвященных речевой деятельности и проблемам обучения языку. В 1959 году в "Избранных трудах" А.М.Пешковского переиздаётся его статья, написанная в 1923 году, "Объективная и нормативная точка зрения на язык", посвященная научному определению понятия языковой нормы. В 1960 году в "Избранных работах по русскому языку" С.П.Обнорского печатается его работа "Культура русского языка".

В.В.Виноградов в статье "Русская речь, её изучение и вопросы речевой культуры" ("Вопросы языкознания" 1961, № 4) и других работах обратил внимание на проблемы изучения культуры речи: существование субъективно-вкусовых оценок, присущих определённому времени и определённой среде, динамичность нормы и её стилистическое разнообразие.

В этот период проблемы нормирования языка, пропаганды речевой культуры исследуются в работах Б.Н.Головина "Как говорить правильно. Заметки о культуре речи" (1966), В.А.Ицковича "Языковая норма" (1968), В.Г.Костомарова "Культура языка и речи в свете языковой политики" (1965) и других учёных. Выходят сборники научных статей "Вопросы культуры речи", "Язык и стиль".

В 1970-ые годы выходят работы В.Г.Костомарова "Русский язык на газетной полосе" (1971), С.И.Ожегова "Лексикология. Лексикография. Культура речи" (1974), Л.В.Успенского "Культура речи" (1976). Интерес к вопросам культуры речи в науке увеличивается после нового изменения языковой ситуации в конце 1980-ых годов. Среди наиболее известных научных работ о состоянии речевой культуры общества на рубеже 20-21 веков можно отметить коллективную монографию "Русский язык конца ХХ столетия" (1996), работы О.А.Лаптевой "Живая русская речь с телеэкрана" (2000), В.Г.Костомарова "Языковой вкус эпохи" (1994), а также учебники по риторике Н.Н.Кохтева, Ю.В.Рождественского и других авторов, учебники по культуре речи.

Культура речи исследуется в нескольких разделах языкознания:

- Функциональная стилистика  изучает особенности речевых  норм в связи с различными  функциональными стилями речи, владение  стилями, стилистические изменения  в языке и речи.

- Теория речевых актов  изучает речевые действия говорящего  и слушающего и правила эффективного  ведения диалога и подготовки  монолога.

- Лингвистическая прагматика  изучает цели участников общения  и методы их достижения, отношение  человека к собственной и чужой  речи.

- Лингвистика текста занимается  нормами построения целого текста  и ролью текста в общении  людей, структурными и стилистическими  особенностями текстов.

- Социолингвистика исследует  языковую ситуацию в обществе, влияние общественных факторов  на культуры речи и культуры  речи на общественную жизнь.

- Как область научно-практических  исследований культура речи включает  объяснение существования языковых  норм и речевых ошибок и  разработку рекомендаций по закреплению  и преодолению недостатков речи. Поэтому проблемы культуры речи  освещаются как в монографиях, адресованных лингвистам, так и  в учебно-практических пособиях, предназначенных для массового  читателя. При этом практические  рекомендации опираются на теоретическую  разработку проблем культуры  речи, а выводы теоретического  характера - на знание речевой  практики общества.

Так как общественная жизнь не стоит на месте, то специалистам по культуре речи требуется постоянно следить за происходящими социально-языковыми процессами и оперативно учитывать проблемы речевого взаимодействия людей в своих рекомендациях. Поэтому работа исследователей в области культуры речи сочетает в себе накопление объективных данных о состоянии речевой культуры общества, объяснение этих данных при помощи новейших лингвистических методов и разработку методов обучения речевым нормам и навыкам эффективного общения широких общественных слоёв. Такая работа основывается на систематическом обновлении фактических данных и методического инструментария, что и делает культуру речи постоянно обновляющейся областью научно-практических исследований.

Информация о работе Культура речи