Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 09:48, контрольная работа
Филолог Шупенина В. И. считает что, понятие «культура речи» следует рассматривать в нескольких аспектах: наука, характеристика качества речи, учебная дисциплина.
1. Культура речи – лингвистическая наука, занимающаяся проблемами нормализации речи, разрабатывающая рекомендации по умелому пользованию языком.
2. Культура речи – это такой выбор и такая организация языковых средств, которые в той или иной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач.
1 ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРА РЕЧИ
Филолог Шупенина В. И. считает что, понятие «культура речи» следует рассматривать в нескольких аспектах: наука, характеристика качества речи, учебная дисциплина.
1. Культура речи – лингвистическая наука, занимающаяся проблемами нормализации речи, разрабатывающая рекомендации по умелому пользованию языком.
2. Культура речи – это такой выбор и такая организация языковых средств, которые в той или иной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач. Качественная оценка высказывания с точки зрения культуры речи предполагает ответы на вопросы:
1.Является ли речь правильной, построена ли по литературным нормам?
2. Является ли речь «хорошей», уместной в определенной ситуации, действенной, искусной?
3. Соответствует ли речь правилам этики общения (речевому этикету)?
Итак, три составляющих
компонента определяют
Наконец, культура
речи – учебная дисциплина, основной
целью которой является
Введенская Л.А. под культурой речи понимает:
Профессор О.Я. Гойхман дает следующее определение культуры речи: «Это такой выбор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач.
2 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРАТОРА И АУДИТОРИИ
Оратору важно знать реакцию аудитории на его выступление. Успех оратора, как известно, среди всего прочего обусловлен его способностью «быть с аудиторией», отслеживать язык «телесного» поведения слушателей в процессе выступления и соответственно реагировать. Так достигаются динамичность выступления и внимание к аудитории.
Как правило, на интуитивном уровне мы адекватно оцениваем значение тех или иных телодвижений. Стоит, однако, научиться осознанному пониманию языка телодвижений, тогда мы сможем точнее понимать реакцию различных групп аудитории и быстрее улавливать смену настроений в аудитории, не полагаясь во всем на наше интуитивное бессознательное.
Ник Морган за семнадцать лет работы в сфере публичных выступлений и риторики разработал классификацию телесного поведения. Важно помнить, что движения тела многозначны: например, если кто-то скрещивает руки, это происходит по целому ряду причин, среди которых только некоторые значимы для вас. Классификация включает пять непрерывных классов, которые суммируют самые разнообразные реакции слушателей. Вам не нужно фиксировать все пять классов одновременно – сама ситуация вам подскажет, какие классы являются наиболее важными.
«Открытые – закрытые» знаки. Они выражают уровень восприимчивости вашей аудитории. Знаками открытости можно назвать кивок головой, улыбку и другие жесты и мимику, выражающие внимание. Обычно слушатели, если они открыты для восприятия, сидят так, чтобы смотреть на вас. Знаками закрытого поведения можно считать такие, когда слушатель сидит, отвернувшись от вас, отводит взгляд в сторону, его руки скрещены, он бормочет что-то своим соседям, замечания носят отрицательный характер, лицо хмурое, он покачивает головой. Открытое поведение с вашей стороны повысит вероятность открытого поведения вашей аудитории, но важно и то, понравится ли аудитории ваша информация.
Знаки «власти – подчинения». Они помогают определить иерархию взаимоотношений в аудитории. В целом люди, склонные к доминированию, стремятся занять позицию превосходства по отношению к тем, кого они считают не столь влиятельными. Они могут не принимать участия в обсуждениях, сидят, положив руки за голову или откинувшись на спинку стула, скрестив руки, переводя взгляд из стороны в сторону. Таким образом, лидеры или фигуры чуть меньшего масштаба «информируют» нас об уклонении от участия в разговоре, предоставив это делать остальным участникам. Это может быть знаком доверия, подтверждения того, что идет все хорошо, или, наоборот, что человек потерял интерес к происходящему, или и то и другое вместе.
Знаки «участия – неучастия» определяют реакцию слушателя на оратора. Если вся аудитория не участвует в обсуждении – это мощный сигнал, указывающий на то, что попытки оратора привлечь внимание слушателей в конечном счете оказались безуспешными. Нарастает неловкость, зрительный контакт минимален, плечи слушателей повернуты в сторону от оратора. Ключевое слово здесь – «в конечном счете», однако можно было заметить и более ранние признаки отсутствия внимания, и на этой стадии ситуацию можно было спасти. Наблюдайте за выражением лиц сидящих перед вами; попытайтесь легким кивком обратиться к некоторым из них, чтобы увидеть, ответят ли они вам тем же. Приблизьтесь к одному-двум слушателям в разных концах аудитории; если они не отвечают с готовностью на ваш контакт, пора что-то менять. Задайте несколько вопросов аудитории или предложите им что-то новое.
Выравнивание «положительных – отрицательных» знаков. Позитивно настроенные слушатели будут неосознанно подражать вашему поведению; негативно настроенные – делать противоположное. Формируйте позитивное поведение, идя на контакт с такими слушателями, обмениваясь с ними короткими замечаниями. Вы можете или проигнорировать таких слушателей (если их немного), или обратить на них свое внимание, вовлекая в диалог, во время которого вы даете слушателям шанс поспорить и высказать свою точку зрения. Такая линия поведения не рекомендована неопытным ораторам, испытывающим беспокойство; таким ораторам лучше придерживаться своих записей и не рисковать импровизациями с оппозицией.
Знаки выражения «лояльности – нелояльности» помогают определить глубину реакции. Суммируйте все сигналы, и вы сможете определит лояльность большинства или отдельных слушателей к вашему докладу. Люди, проявляющие лояльность, обычно пытаются сократить расстояние между вами или пожать вам руку, придвигаясь поближе к вам, или, сидя на стульях, слегка наклониться в вашу сторону. И наоборот, те, кто нелоялен, демонстрирую нейтральную позицию или противостояние. Когда вы видите, что ваша аудитория выражает лояльность по отношению к вам, пора переходить к заключительной части речи. Аудитория полностью в ваших руках, пора воспользоваться моментом.
3 ОСНОВНЫЕ ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ
Как считают специалисты, значительное снижение речевой культуры всегда наблюдается в переходные периоды, характеризующиеся глобальными преобразованиями в политической, экономической и социальной жизни страны. Это мы наблюдаем уже на протяжении двух десятилетий. Переходное общество в начале строительства нового независимого государства во главу угла ставит, в основном, материальные проблемы, касающиеся политического и финансового благополучия как на уровне государства, так и на уровне отдельного гражданина. Духовному, этическому аспекту не уделяется должного внимания, что, безусловно, влечет за собой негативные, а порой и необратимые последствия. При этом следует иметь в виду, что недостаточное внимание со стороны государства к образовательной системе, отсутствие какого-либо контроля в средствах массовой информации, засилие западной масс-культуры, пропагандирующей насилие и «сексуальную революцию», напрямую влияют на формирование личности, а ведь сегодняшние дети, молодежь – это основа нашего будущего общества (за эти 20 лет выросло уже новое поколение молодежи, уровень образования и культуры которого в целом оставляет желать лучшего).
В последнее время
все чаще наблюдаются ситуации,
свидетельствующие о падении
уровня культуры речи, в основном,
среди молодежи. В частности, все
более широко и повсеместно
употребляется ненормативная
Как известно, современный
русский литературный язык
Потребность в общении
– отличительная черта
4 СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ И ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ, ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Язык, созданный великими предками, его потенциал, богатство неистощимы. Однако сегодня речь большинства представителей общества не отражает богатство и величие национального языка.
Часто ли мы задумываемся над тем, как говорим? Конечно, вы можете отмахнуться, мол, и без того проблем много – ещё о пустяках думать!
Но разве наш язык – это пустяк?
«Живой как жизнь», - сказал о нём К.Чуковский. Русский язык, как живое существо, растёт, развивается, меняется, очень болезненно реагирует на всё негативное, что происходит вокруг нас.
Родной язык – душа любой нации. По тому, как говорит человек, можно судить о его нравственности и духовности. Ведь духовность связана, прежде всего, со словом, речью. Мы отчётливо осознаём, что русский язык – это наше великое достояние.
Язык – живое существо, он очень болезненно реагирует на все негативное, что происходит вокруг нас. Однако нынешнее состояние языка вызывает обеспокоенность. Язык болен. И нуждается в лечении.
В наше время существует огромное количество проблем и угроз в русской речевой культуре. И проблема в том чтобы сохранить наш красивый и могучий русский язык, сохранить его от различных заимствованных иностранных слов. А ведь как красив и прекрасен наш русский язык!!! Но мы теряем его прелесть сами того и не замечая!!! Стоит ли удивляться, что ныне вместо русских соков у нас теперь «джусы», вместо звуковых дорожек - «саунд – треки», вместо домов «хоумы» да «хаузы». Врезались в родной язык и уродцы вроде «мерчендайзеров» и « эдукацентров», появляются чуждые нашему языку грамматические явления.
А сколько в нашей речи мы употребляем жаргонизмов, матерных слов, сквернословия? Особенно молодежь. Печально, что ведь не видят в этом никакой проблемы….Теперь это практически в порядке вещей, и произнеся в общественном месте бранное слово, не извиняются даже…Больно.
Потихоньку, незаметно, но мы теряем наше культурное наследие, наше огромное богатство, наш русский язык.
Что же мы можем предпринять???Как исправиться???Как сохранить???
Читайте, дорогие господа, читайте!!!! Читайте произведения русских классиков, именно в их произведениях раскрыто все великолепие нашего «великого» и «могучего». И может сейчас это и не модно, но это то что поможет нам сохранить наш язык, всю его красоту и неповторимость. Мы будем намного грамотнее, выразительнее, и в конце концов умнее!!! Следите за своей речью, не допускайте ошибок в произношении, в употреблении формы слов, в построении предложений. Совершенствовать свою речь – задача каждого из нас. Высокий уровень речевой культуры – неотъемлемая часть культурного человека.
Библиографический список