Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июля 2013 в 20:03, контрольная работа
Цель контрольной работы – проанализировать культуру античного Рима.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Обобщить научную литературу по культуре Рима в античное время
2. Рассмотреть сущность этрусской культуры
3. Обозначить особенности мировоззрения древних римлян
4. Проанализировать культуру республиканского и императорского Рима
Введение
1. Этрусская культура как пролог римской культуры
2. Особенности мировоззрения древних римлян. Личность и государство
3. Культура республиканского и императорского Рима. Право, наука и искусство в Древнем Риме
Заключение
Список используемой литературы
Витрувий, знаменитый римский теоретик архитектуры, живший в 1 в. до н. э., указывает на большую положительную роль этрусского зодчества в развитии римской архитектуры. Правильная планировка городов с ориентацией улиц по странам света была введена в Этрурии раньше, нежели в Греции, - в 6 в. до н. э. Но памятники этрусской архитектуры дошли до нашего времени в очень незначительном количестве. Делали из непрочных материалов все, кроме гробниц, храмов, стен городов и дорого. Тем не менее, остатки городских стен и крепостные ворота с арками в Перудже, в Новых Фалериях, в Сутрии, мощенные дороги в Перудже, Фьезоле, Палестрине, мосты, каналы и водопровод близ Марцаботто, так же как другие инженерные сооружения, свидетельствуют о высоком уровне этрусской строительной техники.
Этрусский храм помещался на высоком основании (подиуме); в отличие от греческого периптера, воспринимавшегося одинаково гармонично со всех сторон, этрусский храм строился по принципу фронтальной композиции: одна из узких сторон здания являлась главным фасадом и украшалась глубоким портиком. С остальных сторон храм замыкался глухой стеной. Внутреннее помещение – цела – обычно делилось на три части (посвящавшиеся трем главнейшим этрусским божествам). Чрезвычайно типичны для этрусского храма богатство скульптурного и живописного убранства, а также яркая полихромия. Архитектура этрусских жилых домов выяснена еще недостаточно. В отличие от свободного расположения помещений в греческом жилом доме, здесь нужно отметить строго симметричное в плане расположение помещений, как бы нанизанных на одну ось. Подобная осевая композиция найдет широчайшее применение в римских жилых домах. Древнейшим типом построек были, по-видимому, круглые и овальные в плане хижины, представление о которых дают глиняные погребальные урны. Более позднее сельское италийское здание имело в плане прямоугольную форму, высокая крыша образовывала большие навесы, дающие тень; в крыше имелось прямоугольное отверстие (комплювиум), через которое освещался дом. Соответственно отверстию в крыше, в полу дома помещался бассейн (имплювиум), куда стекала дождевая вода. Сельские дома строились из грубого камня или из глины на деревянном каркасе. Крыши были соломенные, тростниковые или черепичные. Центр городского дома составлял атриум (внутренний закрытый дворик). Вокруг него строго симметрично располагались другие помещения: справа и слева – помещения для мужчин и для рабов и иногда для домашнего скота, в глубине, вдали от входа, размещались комнаты хозяйки, ее дочерей и служанок.
Из архитектурных сооружений Этрурии лучше всего сохранились гробницы. Некоторые из них, на севере Этрурии, представляют собой курганы с расположенными под насыпным холмом погребальными камерами и дромосом, сложенными из каменных блоков; другие, на юге Этрурии близ Черветри (Церэ), сохраняют вид тумулуса, но сложены не из отдельных камней, а целиком высечены в туфовых скалах (гробница Реголини Галасси, 7 в. до н. э., гробница "Нарисованных львов" и др.), третьи представляют собой подобие прямоугольных домиков, в совокупности образующих своеобразный город мертвых. Внутреннее оформление погребальной камеры часто являлось воспроизведением архитектуры жилищ.
О религии этрусков известно мало, хотя местные божества и демоны постоянно присутствуют, скажем, в росписях погребальных камер. Этруски почитали троицу высших небесных божеств: Тина – римского Юпитера, Уни – римскую Юнону, Минерву – римскую Минерву. Троице небесной соответствовала троица божеств подземных: Мант – римский Либер-Вакх, Мания – римская Прозерпина, и третья богиня, имени которой мы не знаем, но которую в Риме чтили как Цереру. Свиту верховного бога Тина составляли 12 богов. В их число входили, в частности, Сетланс – римский Вулкан, Марис – римский Марс, Сатре – римский Сатурн. Существовали и иные божества, которыми управлял Тин, громовержец, мечущий молнии сначала в предостережение виновным, а затем в наказание им. Храм у этрусков часто имел три помещения, каждое из которых было посвящено одному божеству. Такие божества составляли триады Здание стояло на высоком помосте, переднюю сторону которого занимала каменная лестница. Кроме того, весь храм был обнесен стеной. Отметим, что этрусское храмостраительство явилось для Италии совершенно новым этапом ее культурного развития, так как до этрусков почитание италийскими племенами богов, духов и сил природы происходило только у источников, в пещерах, лесах и священных рощах.
Этрусские жрецы достаточно успешно занимались медициной. Они знали целебные свойства источников и многих растений.
Уже в 7 в. до н.э. этруски имели письменность. Известно большое число надписей (около 10 тыс.), преимущественно очень кратких. В древнейших памятниках письмо шло справа налево, границы между словами часто не отмечались. Согласно преданию, этрусская династия Тарквиниев правила в 616-509 гг. в Риме. Этруски особенно сильное влияние оказали на римлян, для которых они были образцом в прикладных искусствах и строительном деле. От них римляне переняли ряд особенностей политической организации, структуру и вооружение армии, инсигнации (знаки власти) государственных лиц. Этрусская религия и мифология оказали влияние на римскую религию и мифологию. Историк Тит Ливии прямо сообщает, что римляне заимствовали это у этрусков. Заметим, кстати, что там же, в Этрурии, впервые начали пользоваться такими эмблемами патрицианского достоинства, как золотой шарик, который носили на шее, и тога с пурпурной каймой. От этрусков взяли римляне и обычай пышно справлять воинские триумфы, ведь этруски видели в победоносном полководце воплощение своего высшего божества: подобно этому божеству – богу неба Тину, победитель в золотой диадеме, с жезлом из эбенового дерева, в пурпурной тунике, расшитой изображениями пальм, въезжал на золотой колеснице в святилище. Близок к этрусскому культу границ города римский культ бога Термина. У римлян существовал бог Термин, который был покровителем пограничной межи, пограничных камней между земельными участками, а также границ города и государства. Этрускам законы межевания, по преданию, были дарованы нимфой Вегойей и эти законы считались священной основой Этрурии. Поэтому у нас есть все основания полагать, что священные обряды римлян, связанные с богом Термином, были ими заимствованы у этрусков, тем более, что культ бога Термина и священные церемонии с ним связанные, были введены в Риме царем Нумой Помпилием, который был одним из первых царей Рима и хотя был сабином, но скорее всего, был знаком с этрусскими религиозными обычаями и обрядами.
2. ОСОБЕННОСТИ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ДРЕВНИХ РИМЛЯН. ЛИЧНОСТЬ И ГОСУДАРСТВО
Древнее население Италии жило родами в территориальных общинах – пагах, в результате объединения которых и возник город. Во главе архаического Рима стоял выборный царь, совмещающий обязанности верховного жреца, военачальника, законодателя и судьи, а при нем состоял сенат. Наиболее важные дела решало народное собрание.
В 510 – 509 гг. до н. э. образуется республика. Республиканское правление сохранялось до 30 – 29 г. до н. э., после чего наступает Период империи. Рим в эти годы ведет почти непрерывные победоносные войны и превращается из небольшого города в столицу огромной державы Средиземноморья, распространяющей свое влияние на многочисленные провинции: Македонию, Ахайю (Грецию), Ближнюю и Дальнюю Испанию, регионы Африки и Азии, Ближнего Востока. Это приводит к интенсивному культурному обмену, интенсивному процессу взаимопроникновения культур.
Роскошная добыча
триумфаторов, рассказы солдат, проникновение
состоятельных людей в
Завоевание
эллинистических государств, а к
I в. до н. э. и эллинистической Греции
произвело переворот в культуре
Рима. Римляне столкнулись с
Вся история культурных отношений между Римом и Грецией с этой поры являет тайное преклонение римлян перед греческой культурой, стремление достичь ее совершенства, доходящее порой до подражательства. Однако, ассимилируя древнегреческую культуру, римляне вкладывали в нее свое содержание. Сближение греческой и римской культур стало особенно заметно во времена империи. Тем не менее для римлян навсегда осталась недосягаемой величавая гармония греческого искусства, поэтическая одухотворенность его образов. Прагматизм мышления, инженерные решения обусловили функциональный характер римской культуры. Слишком трезв, слишком практичен был римлянин, чтобы, восхищаясь мастерством гримов, достичь их пластического равновесия и удивительной обобщенности замысла. Идеологию римлянина прежде всего определял патриотизм — представление о Риме как о высшей ценности, о долге гражданина служить ему, не щадя сил и жизни. В Риме почитались мужество, верность, достоинство, умеренность в личной жизни, умение подчиняться железной дисциплине и закону. Ложь, нечестность, лесть считались пороками, свойственными рабам. Если грек преклонялся перед искусством, философией, то римлянин сочинение пьес, труд скульптора, живописца, выступление на сцене презирал, как рабские занятия. Достойными же гражданина Рима делами в его представлении были лишь войны, политика, право, историография и земледелие.
Уже в древнейшую эпоху истории Древнего Рима мы не находим в нем чистого родового строя, то есть, строя, в котором роды были бы суверенны, независимы от какой бы то ни было высшей организации. Уже на пороге своей истории Рим является общиной – и даже, как мы видели, сложной общиной. Тем не менее следы недавнего родового строя еще очень многочисленны.
Так, прежде всего, род сохраняет все свое значение, как союз религиозный: члены рода связаны единством религиозного культа. В связи с этим находится моральный контроль рода над своими сочленами: род блюдет за чистотой нравов, может издавать относящиеся сюда постановления, налагать на провинившихся сочленов те или другие наказания вплоть до полного отлучения и т. д.
В области гражданских,
имущественных отношений в
Исконное же население, жившее родами, называлось патрициями. Говоря о происхождении римских сословий, можно взять за основу его «комплексную теорию»:
Патриции превратились в замкнутую группу знати, противостоящую широкой массе плебеев. Основными, краеугольными камнями римского общественного строя древнейшего периода являются: род, семья и курия (согласно преданию, они являются некоторым посредствующим звеном между трибами и родами). Весь гражданский и политический механизм рассчитан только на граждан, входящих в состав того или другого из родов и зачисленных в ту или другую курию. Вне принадлежности к одному из родов нельзя было быть гражданином полноправным. Поэтому-то такие полноправные граждане называются патрициями, то есть, теми, кто может указать своего отца, свой род. Следовательно, патриции, по первоначальной идее своей, отнюдь не являются классом богачей или аристократов; это имя обозначает только коренных и потому полноправных обитателей Рима. Основными элементами древнейшего государственного устройства Рима являются царь, сенат и народное собрание. Царь является верховным владыкой государства; в его руках сосредоточиваются все функции государственной власти. Он является и верховным полководцем народа, и блюстителем внутреннего порядка, и предстателем за народ перед богами. В качестве полководца, он распоряжается военными силами народа, назначает командиров и т.д. В качестве блюстителя внутреннего порядка, он имеет право суда и наказания над всеми гражданами вплоть до права жизни и смерти. Рим не является, однако, монархией династической. Возможно, что в эпоху доисторическую и Рим знал царскую власть, переходившую по наследству в каком-нибудь роде, но, во всяком случае, уже с самого начала исторической эпохи о такой наследственности речи быть не может. После смерти царя, в момент междуцарствия верховная власть в государстве переходит к сенату. Сенат выбирает из своей среды 10 человек, которые по очереди (по 5 дней каждый) управляют государством до тех пор, пока не будет намечен кандидат в цари. Намеченного кандидата очередной сенат предлагает народному собранию, которое и облекает его властью. Для приобретения права сноситься с богами вновь избранному царю необходимо еще особое посвящение. При отправлении своей власти царь может назначать себе помощников; но образовалось ли уже в царский период что-либо вроде постоянных магистратур, трудно сказать. Несомненно существовали командиры отдельных войсковых частей; возможно, что на время своего отсутствия царь оставлял в городе кого-либо в качестве своего заместителя, но постоянные судьи для уголовных дел, по всей вероятности, относятся уже к эпохе республики. Рядом с царем стоит сенат, состоявший в древнейшее время из всех родовых старейшин, которые являлись, таким образом, как представители родов, членами сената. Ha это указывает уже упоминавшееся ранее совпадение числа сенаторов с числом родов по римскому преданию, а также наименование сенаторов «patres». Позже, однако, с постепенным падением значения родов и с усилением царской власти, этот принцип родового представительства отпадает и сенат составляется назначением царя.