Культура Римской античности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 12:01, контрольная работа

Описание работы

До сих пор происхождение и язык этрусков полностью не выяснены. Большинство исследователей склоняются к их малоазийскому происхождению. Уже в VIII в. до н.э. этруски заявили о себе как отважные мореходы и опытные торговцы. Города этрусков были прекрасно укреплены, соединялись благоустроенными дорогами и мостами. Это были небольшие военно-жреческие рабовладельческие города-государства с царями во главе. Этруски были язычниками, многобожниками, но их религия была мрачнее, в ней большую роль играли божества смерти, загробного мира, а главными богами были Юпитер, Юнона и Минерва, и потому многие храмы имеют интерьер, разделенный на три целлы.

Содержание работы

Этрусская культура как пролог римской культуры…………..3
Особенности мировоззрения древних римлян.
Личность и государство…………………………………………….7
Культура республиканского Рима……………………………...9
Культура императорского Рима………………………………..10
Право, наука и искусство в Древнем Риме……………………13
Список использованных источников………………………….17

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.doc

— 79.50 Кб (Скачать файл)

В I в. до н. э. республиканский  Рим был сотрясен не только мощным восстанием рабов в Италии под  руководством Спартака, но и жесточайшими гражданскими войнами. С подлинно трагической яростью вспыхнули внутренние раздоры, и на арену политической деятельности вышло несколько явных претендентов на единовластие: в хаосе смуты выявилась неизбежность преобразования республики в империю. Дальнейшее развитие рабовладельческого способа производства и его интенсивное проникновение в ремесло вело к увеличению масс рабов в городах, поэтому для государства рабовладельцев сильная централизованная власть становилась необходимостью. 
Крепкая монархическая власть, хотя и облеченная сначала в республиканские формы, сумела на время укрепить основы рабовладения и упорядочить состояние государства. В условиях империи рабовладельческий способ производства получил возможность продлить свое благополучное существование, по крайней мере, еще на два века. 
К концу II в. рабовладельческий способ производства исчерпал свои возможности и вступил в состояние кризиса, что закономерно пагубно отразилось на общем положении государства.

С III в. императорский  Рим, пропитанный кровавыми смутами, переживает тяжелый период медленного заката, который завершается в V в. его погружением в мир варварства, где в дальнейшем феодализм неторопливо поднимется на сцену истории.

 

 

Право, наука и искусство  в Древнем Риме

Первоначальное  образование было до известной степени распространенно в Риме: умение читать, писать, считать было не редкостью среди   самых   простых  граждан,  араб – управитель сколько-нибудь значительного   поместья непременно знал грамоту и счет. Лучшим средством образования всегда служит изучение языка.

Римские  трагедии  и  комедии  как   чисто литературные произведения были долгое время переделками с греческого. Трагедии   были  в  меньшем   почете, чем комедии. Содержание трагедий заимствовалось у мифов, комедий – из жизни. Оно было      бедно  и   однообразно:  почти  всегда  действие  вращается  около  любви   или,  точнее,  влюбленности,   страстной, глубокой и вместе с тем приторной и т.п.

От древних римских  писателей до нас дошли лишь незначительные отрывки. Первым    римским  автором   был   Ливий  Андроник   (приблизительно   272-207). Занимался   обучением  детей  и  перевел – первоначально  как  учебное  пособие – “Одиссею”. Затем он составил первое драматическое произведение  на  латинском языке, которое было представлено в 240 году.

Значительным  писателем  является Тит Макций Плавт (254-184). До нашего времени дошла 21 комедия Плавта.

Несколько     позже   стихотворных  произведений  появилась   прозаическая литература. Она   имела   меньше   представителей,  пользовавшихся,  тем не менее, большим почетом, чем   сочинители  трагедий  и  комедий.  В  противоположность авторам этих последних  прозою писали исключительно римляне, знатные и люди, занимавшие высоко положение в государстве.

В 219 г. появился в Риме  первый  греческий  врач   и  быстро прославился, в след    за  тем  медицина и  лечение  стали  делаться  своего  рода  модой,  и  Катон попытался   собрать   в   небольшую  книжку   те  советы по медицине, которые он считал    исконно    латинскими    и   противопоставлял   новомодным,   греческим.

                Римская    литература   3   века     заслуживает,    при всех своих недостатках, полного внимания за то,  что   она  стремилась   перенести  в  свою  родину чудное дерево греческой поэзии.  Надо   признать   заслугою  и  то,   что римские писатели подражали      преимущественно     несовременным   им   писателям,  а   писателем сравнительно   уже   старым,   но    более    талантливым.   С   этой   точки    зрения деятельность Невия, Энния, Плавта заслуживает  высокой   оценки,   но  нельзя  не признать,     что     самый   дух    греческой   поэзии   стоял  в   слишком    большом противоречии  со всею предшествовавшею жизнью римской общины, с тем духом, который ее ранее   оживлял.  И  поэтому   вполне   понятно,  что находились люди, боровшиеся против этого эллинского  влияния.  Во  главе  их   был   Катон. Ему не удалось остановить наплыва  тех  идей,  которым  он  не сочувствовал, но в борьбе против них этот  типичнейший   представитель  римской  национальности   все так сделал  великое    дело:  он   положил     основание   той     латинской прозаической литературе, которая в последствии доставила римскому имени новую    славу.   

          Римское гражданство приобреталось, прежде всего, путем рождения (в законном браке) от римских граждан, затем - путем отпущения на свободу из рабства, а также посредством дарования римского гражданства иностранцу.

         Прекращалось римское гражданство или смертью, или в результате присуждения к наиболее тяжелым уголовным наказаниям и пр., в случаях захвата римского гражданина во власть врагов или, по крайней мере, недружественного народа (впрочем, в случае последующего возвращения на римскую территорию такое лицо восстанавливалось во всех правах.

Правоспособность римского гражданства в области частного права слагалась из двух основных элементов: права вступать в законный брак, при котором дети получали права римского гражданства, а отцу принадлежала власть над детьми, и право торговать, совершать сделки, а следовательно, приобретать и отчуждать имущество.

               Существенное значение имело деление римских граждан на свободнорожденных и вольноотпущенников. Последние не только находились в зависимости от своих патронов (т.е. отпустивших их на свободу), но нередко и эксплуатировались ими.

Сословные и иные социальные различия особенно сильно давали о  себе знать в области налогового обложения и вообще в публичном праве; но они сказывались и в области частного права, например не допускался брак между сенатором и вольноотпущенницей и пр.

       Дееспособность  человека всегда и везде, прежде  всего, зависит от возраста, так  как понимание смысла совершаемых действий и способность владеть собой и трезво принимать то или  иное решение приходит лишь с годами. В Римском праве различались: (до 7 лет) - вполне недееспособные; (мальчики от 7 до 14 лет, девочки от 7 до 12 лет) - признавались способными самостоятельно совершать такие сделки, которые ведут к одному лишь приобретению для несовершеннолетнего (без каких-либо потерь или установления обязанностей). Для совершения действий, которые могут привести к прекращению права несовершеннолетнего или к установлению его обязанности, требовалось разрешение опекуна, которое должно было даваться непременно при самом совершении сделки (не раньше и не позже).               Опекуном был обычно ближайший родственник по указанию отца несовершеннолетнего, сделанному в его завещании, или по назначению магистра. Опекун обязан был заботиться о личности и имуществе несовершеннолетнего. Отчуждать имущество несовершеннолетнего опекун не имел права, за исключением случаев, когда это было, безусловно, необходимо.

            Если несовершеннолетний совершал сделку без разрешения опекуна, она юридически обязывала его только  в пределах полученного обогащения.

       Следующую  ступень возраста составлял период  с 14 (для женщин с 12) до 25 лет.  В этом возрасте лицо было  дееспособно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

 

 

  1. Ильина Т.В. История искусств: Пособие для вузов. М., 1993;
  2. Культурология: Учеб. пособие / Под ред. Г.В. Драча. Ростов н/Д, 1995. С. 174-194, 562-573.
  3. Гуревич П.С. Культурология. Учебное пособие. М.: Знание, 1996.



Информация о работе Культура Римской античности