Культура России 19 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 22:10, контрольная работа

Описание работы

Культура России эпохи позитивизма до 1860г.
К началу XIX века в народном хозяйстве России происходили изменения, которые порождались развивающимися буржуазными отношениями - рост внутреннего рынка, международные торговые отношения, все большее значение приобретала фабрика.

Файлы: 1 файл

Контрольная. таблица 1.docx

— 45.39 Кб (Скачать файл)
 

Культура России эпохи позитивизма до 1860г.

Культура России после реформ Александра II.

Социально-экономические, культурно-исторические и гносеологические предпосылки.

К началу XIX века в народном хозяйстве России происходили изменения, которые порождались развивающимися буржуазными отношениями - рост внутреннего рынка, международные торговые отношения,  все большее значение приобретала фабрика.

Растущие города, привлекая  новых рабочих, ремесленников, торговцев, увеличивали потребности внутреннего  рынка. Из-за культурной отсталости России, которая препятствовала поступательному развитию промышленности, торговли, финансов страны правительство было вынуждено создать новую систему просвещения.

В августе 1802 г.было создано министерство народного просвещения, задачей которого была реорганизация учебных заведений:

Согласно уставу 1804 г. создалась стройная  и последовательная система управления у. з., народное образование делилось на 4 ступени:

1)Приходские училища

2)Уездные училища

3)Гимназии

4)Университеты

Открытие государственных  библиотек, одна из первых была открыта  в 1728г.

 

Первые десятилетия XIX в. в России прошли в обстановке всенародного подъема, связанного с Отечественной  войной 1812 г.Война 1812 г. и восстание декабристов во многом определили характер русской культуры первой трети столетия.

 

В середине XIX в. В России произошли

радикальные и успешные преобразования. С 1861 по 1866 гг. были проведены крупные  реформы(крестьянская, университетская, судебная, городская, бюджетная, земская, банковская и др.)

Начало II половины XIX века было рубежом, разделившим две эпохи в истории России не только в экономическом и социально-политическом, но и культурном плане.

Конец XIX века принес новые изменения в русскую жизнь. Промышленный подъем 90-х годов, появление индустриальных центров и крупных капиталистических монополий, рост крупных городов и транспортной сети-все это оказало большое влияние на социальную структуру страны, ее общественный быт и культуру. Подготовка крестьянской реформы. Модернизация социально-экономической и политической жизни страны была подготовлена предшествующим

развитием России.

Основной принцип эпохи 

Просвещение

Модернизация социально-экономической  и политической жизни страны.

Характеристика эпохи

 Эпоха просвещения

Эпоха великих реформ. Эпоха расцвета духовных сил и общественных идеалов ,временем горячих стремлений к свету и новой, еще неизведанной общественной деятельности.

Картина мира и образ человека

 

Развитие капитализма  в России, ускоренное буржуазными  реформами, вмешательством государства  в экономическую жизнь, увеличением  его капиталовложений сказалось  на социально-классовой структуре  общества. Общественный рост численности рабочего класса: к концу XIX века промышленный пролетариат насчитывал более 5 млн. человек. Источником формирования буржуазии были разбогатевшие крестьяне, рабочие и дворяне. Развитие светской интеллектуальной жизни в России привело к появлению свободного феномена –интеллигенции(автор термина писатель П.Д. Боборыкин, 60-гг. XIX века).

Как специфическая общественная группа,она имеет несколько признаков. Во-первых это образованные люди, которые профессионально занимаются интеллектуальным трудом. Во-вторых они это делают вне системы государственной службы.

Особенностью русской  интеллегенции были ее социальные истоки, в качестве которых выделились две социальные группы :образованные и обедневшие населения, получившие какое-либо образование.

дворяне и средние слои на

Основные черты русской  интеллигенции -оторванность от всех социальных слоев, маргинальность; Дистанцированность от государственно-сословной структуры вплоть до оппозиционности.Приоритет нравственной мотивации.

Эстетические позиции  и установки

Во второй четверти XIX века все более явным становится «веерное»  развитие культуры. Двойственный исток-самобытность и европеизм- стал важнейшим фактором многокультурия. Декабристское поколение образованного дворянства воспитывалось на социальных концепциях французских просветителей:Монтескье,Вольтер,Руссо, Дидро, Локк и др. Во второй четверти XIX века интеллектуальные приоритеты стали меняться. В 40-50гг. наибольший интерес вызывала немецкая философия. В университетской среде читали Ф.В. Шеллинга, Г.В. Гегеля, Ф.Л. Фейербаха. В.Ф. Одоевский( кружок «Любомудры»). П.Я. Чаадаев в прошлом не увидел формирования собственных источников доходов для культурного развития, а усвоение чужого культурного опыта совершилось формально и бестолково.

Напротив, сторонники представителей о самобытном пути России (братья И.В. и П.В. Киреевские, браться И.С. и К.С. Аксаковы, А.С.Хомяков, В.Ф. Самарин, Ф.И.Тютчев и др.) основу России увидели в русской общине, которая имела огромный потенциал внутренней устойчивости: особый «моральный» тип экономики, специфические отношения своих членов, основанные на нравственности, и «особая» моральная «культура»

К середине века сформировались эстетические и мировоззренческие  предпосылки новой модели культуры, где главной силой выступила русская интеллегенция со своим пониманием эстетических задач и доминантой новой культурной модели , которую можно назвать-литературоцентризм.

Литературоцентризм интеллектуальной жизни в середине XIX века проявил себя как механизм формирования русской культуры этого времени.

Интеллегенская идеология выдвинула против всемогущего государства независимую личность. Заслуга постановки этой проблемы принадлежит «западникам», прежде всего А.И. Герцену и К.Д. Кавелину. Позитивистский культ науки в столкновении с идеей приоритетности личностного начала неизбежно ставил проблему нравственности личностного начала неизбежно ставил проблему нравственности общественно-эстетической мысли.

П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский. В их концепциях смешивались западные идеи, гегельянство и кантианство. П.Л.Лавров считал, что положительные знания способен доставить не только разум, но и чувства, которые функционируют по нравственным законам.

Полученное знание будет  окрашено нравственностью, которая  и распределит знания исходя из понятий Добра и Зла. Это сердцевина его антропологической философии: в центре знания –человек с его нравственностю.

Крайние точки зрения на соотношение искусства и общественной жизни во второй половине XIX века были представлены ,с одной стороны, сторонниками «чистого искусства»,а с другой- глашатаями его ярко выраженной общественной роли.

Первая точка зрения ассоциировалась  с П.В.Анненковым, В.Боткиным, А.В.Дружининым и частично И.С. Тургеневым. Объединяла их не особая теория «чистого искусства», а приоритетное внимание к художественной стороне творчества. Они не без  оснований опасались, что увлечение  общественными задачами искусства  может иметь отрицательные последствия для развития художественности. Среди сторонников этого взгляда выделялся критик и мемуарист П.В.Анненков, друг всех знаменитых людей своего времени- от Гоголя ,Белинского, Тургенева, свидетель революций 1848г. и первый «пушкинист», этот человек был по-настоящему гениален в камерном жанре писем и мемуаров(«Письма из-за границы», «Парижские письма», «Провинциальные письма» и др. В 50-60гг. П.В.Анненков оказался в числе активных полемистов по вопросу соотношения искусства и жизни. Поместив в «Русском вестнике» свою программную статью «О значении художественных произведений для общества», он стал оппонентом Н.Г.Чернышевского. По мнению критика, задачу влияния на общество литература может выполнить наилучшим образом при возрождении «чистой художественности». Статья П.В.Анненкова о романе И.С. Тургенева «Дворянское гнездо» отличалась необычной для него радикальностью выводов: он возражал против «поэтизации» самоотречения и аскетизма во имя ложных «идеалов». Другой сотрудник «Современника» -В.П.Боткин-в 1855г.предложил точную формулу позиции журнала: «Нет науки для науки, нет искусства для искусства, -все они существуют для общества».

М.Н. Катков развивал принципы «артистического направления», понимая  его не только как позицию в  творчестве , но и как принцип устроения жизни.

Он считал, что, укрепив  позиции личности, в том числе  признанием свободы творчества, Россия достигнет большего, нежели погоней  за злабодневностью.

Эстетика 

«общественной пользы»: от Д.И. Писарева до Н.Г.Чернышевского.

Н.Г.Чернышевский, Н.А.Некрасов, Н.А.Добролюбов, Д.И.Писарев, В.А.Зайцев

Н.Г.Чернышевский, Н.А.Некрасови Н.А.Добролюбов («Современник»). Д.И. Писарев и В.А.Зайцев(«Русское слово»). Неприязнь друг к другу двух общественных журналов.

Статья Д.И.Писарева «Реалисты», в которой молодым людям предлагалась программа практической работы ,а слово «реализм» трактовалось как деловое отношение к жизни, исключающие всякое пустое философствование ,фразерство. В последние годы жизни Д.И. Писарев пересмотрел некоторые свои взгляды ,выступив против насилия в общественной жизни, в связи с обсуждением романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

Эстетическая концепция , предписывающая литературе и искусству роль «служения» общественным интересам, было завершено а произведениях Чернышевского, Некрасова, Добролюбова. В основе концепции лежала диссертация Н.Г. Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности»(1855).

Главная формула Н.Г. Чернышевского  проста: «Прекрасное есть жизнь». По его мнению, жизнь выше искусства  и ценнее.

Н.Г. Просветитель Чернышевский требовал от искусства «быть для человека учебником жизни». Главная формула Н.Г.Чернышевского : «Прекрасное есть жизнь».

 Эстетика Л.Н.Толстого.

Статьи «Что такое искусство?»  и «Что же нам делать?». В начальный период творчества Л.Н.Толстой обозначил «личную» эстетическую теорию.

Л.Н.Толстой был озабочен не метафизикой понятия «народ», а реальной нехваткой «книжек  для народа», школы для ребят  в Ясной поляне. Русская демократическая  эстетика боролась с идеалистическими теориями «чистого искусства»,»абсолютной  красоты» а Л.Н.Толстой «от имени  народа» требовал «серьезного и  понятного» для народа содержания литературных произведений, имея ввиду их исключительное практическое назначение.

В обществе сформировался  культ обновления, старое отвергалось  из-за своей традиционности. «Нигилизм» «стал характеристикой умонастроения целого поколения.

Принцип «self made»-самостоятельно выстроенной судьбы.

 

 

 

 

 

Морфология художественной культуры

 Культурная самоидентификация нации получает воплощение в системе национальных идей, символов и характерных образов, выразившихся в художественных образах, архитектуры, живописи, поэзии, музыки.

 Архитектура. Ампир.

Популярными становятся символы триумфа и величия: коллонады, арки, богатый декор, скульптура.

Архитекторы классицизма :Ж.Тома де Томон, А.Д.Захаров, А.Н.Воронихин.

Период победного ампира в архитектуре: Карло Росси(1775-1849) .

  Живопись.

Русское изобразительное  искусство в первой половине XIX века.

Классицизм. Художественное направление   начала XIX вв., одной из важнейших черт которого было обращение к формам античного искусства как к идеальному эстетическому эталону. В живописи и в скульптуре приверженцы классицизма провозглашали образцом для подражания античное искусство, откуда черпались сюжеты.

Академизм, консервируя привычные  классические формы , выводил их на уровень непреложного закона, игнорируя гражданственную высоту содержания.

Сентиментализм.

Направление  в живописи выражающее разочарование в “цивилизации”, основанной на идеалах “разума” (идеологии Просвещения). С. провозглашает чувство, уединенное размышление, простоту сельской жизни “маленького человека”. 

А.Гвенецианов,И.И. Теребенев, В.И, Демут-Малиновский, Живописцы В.А. Тропинин,О.А.Кипренский,С.Ф. Щедрин.

Литература.

Журналистика. Журнал «Северный  вестник».

 Основные жанры:

-классицизм 

-академизм

-сентиментализм

-романтизм

-реализм (П.А.Федотов)

В первой половине XIX века:

-лирические стихотворения

-мадригалы

-эпиграммы

-памфлеты

Сентиментализм в русской  литературе.

Как художественное течение, порождаемое процессом борьбы с  абсолютизмом, появилось во второй половине XVIII века в ряде европейских  Стран, прежде всего в Англии(поэзия Д.Томсона, проза Л. Стерна), затем во Франции(Ж..Ж, Руссо),в Германии(И.В. Гете, Ф.Шиллер).

Сентиментализм возник на основе новых соц. -экономических отношений был чужд прославлению государственности и классовой ограниченности, присущих классицизму.

На первый план он выдвинул вопросы личной жизни, культ искренних  чистых чувств и природы.

Характерно для сентиментализма  утверждение духовного равенства  людей, независимо от их положения в  обществе.

 

Романтизм в русской литературе1810-1820гг.

Романтизм возник в ряде европейских стран, хронологические  рамки: Великая Французская революция1789-1794гг. и буржуазные революции1848г.

 Романтизм как явление  отражал реакцию различных социальных  групп на буржуазные революции  и буржуазное общество.

Русскому романтизму свойственны

-осуждение крепостного  права

-пропаганда и защита  просвещения, -отстаивание народных интересов.

Творчество В .А. Жуковского,- поэтическая баллада «Людмила», поэмы Рылеева « Войнаровский»,»Наливайко»,южные поэмы А.С. Пушкина ,позднее «Песнь про купца Калашникова».

Живопись.

Классицизм и академизм  в русской живописи.

Приверженцы классицизма  провозглашали образцом для подражания античное искусство, откуда ими черпались  темы, сюжетные ситуации, герои. В художественных произведениях воплощались и  основные тенденции классицизма: утверждение  идей монархической государственности, патриотизма, преданности государю, приоритета общественного долга, преодоление  личных интересов и чувств во имя  долга перед страной, государем. В античных образцах художникам виделись примеры человеческой красоты и величия.

Сентиментализм в русской  живописи. Творчество А.Г. Венецианова. На выставке в 1824 г. художник экспонировал работы на крестьянскую тему: «Крестьянка», «Крестьянка с грибами в лесу», «Крестьянка, занимающаяся чесанием шерсти в избе», «Крестьянские дети в  поле», «Утро помещицы», «Вот тебе и  батькин обед»,позднее «Спящий пастушок», «На жатве», «Лето», «На пашне. Весна»,»Девушка с бураком».

Романтизм .Творчество К.Брюллова и О.Кипренского.

Принципы активного романтизма находят в русском изобразительном  искусстве иное выражение. Они проявляются прежде всего в интересе к человеку, его внутреннему миру. В отличие от академизма художника привлекает личность сама по себе, независимо от знатного происхождения.

«Итальянский полдень» К. Брюллов,

 Портрет Е.Давыдова 1809г,  портрет А.С.Пушкина (1827г.)

Зарождение реализма в  русской живописи. Творчество П.А. Федотова. В 30-40- годы XIX века в русском изобразительном искусстве , так же как ив литературе ,появляется и развивается новое художественное направление-реализм, которому свойственны изображение жизни без прикрас.

«Сватовство майора», «Вдовушка» П.А.Федотова.

Русский театр в первой половине XIX века.

Наибольшее количество театров  находилось в Москве и Петербурге.

В 1832г. по проекту архитектора  К.И.Росси был построен Александрийский  театр, названный в честь жены Николая I Александры Федоровны, в 1833 г. был построен Михайловский театр(ныне Театр оперы и балета им. Мусоргсокого). В нем преимущественно выступали французская и итальянская труппы.

Сценический классицизм.

Классицизм является основным направлением русского театра второй половины XVIII века. В драматургии  этот период был представлен классицистической  трагедией. Каноном для своего творчества классицисты считали искусство античности и темы и ситуации черпались из античной истории. Сюжет классической трагедии утверждал образ человека ,готового  к борьбе за высокие идеи, преодолевавшего личные интересы и чувства во имя общественных и государственных идеалов. Классическая драматургия придерживалась строго правила-разграничения жанров. Трагедия, считавшая воплощением высоких страстей , не могла сочетаться с комедийностью положений или характеров.

 Трагедии Озерова , сохраняя некоторые традиционные элементы(соблюдение единства, противопоставление добра- злу, чувства- долгу) по существу знаменовали уже отход от классических форм. «Эдип в Афинах», «Дмитрий Донской».

Сентиментализм на русской  сцене.

В начале XIX века зритель  наряду с веселой занимательностью искал на сцене «подобия жизни». В первом десятилетии XIX века сентиментализм с его преимущественным вниманием  к внутреннему миру человека, с его демократическими устремлениями закономерно приобретает  популярность и в литературе, и в театре.

Большое влияние на формирование сценического сентиментализма оказал Н.М.  Карамзин, выступая на страницах  «Московского журнала», а затем «Вестника  Европы».

Главным для актера в сентиментальной  драме было выразить сочувствие , жалость, умиление по отношению к положительным, добродетельным персонажам. Драма Коцебу «Ненависть к людям и раскаяние» , «Гусситы под Наумбургом».

Романтизм в русском театральном  искусстве. Романтизм как художественное течение в русском театральном  искусстве распространяется преимущественно  со второго десятилетия XIX века. В  социальном и художественном плане  театральный романтизм некоторую  общность с сентиментализмом. Романтическая  драма в противовес рационализму классической трагедии, раскрывала патетику переживаний изображаемых лиц.

«Горе от ума»,А.С. Грибоедова.

Противоположный полюс романтической  драматургии был представлен  произведениями писателей консервативного  направления. Пьесы Шаховского «Рославлев»  и «Крестьяне, или встреча незваных»  были созданы на темы недавно прошедшей  войны 1812г.

Сценический романтизм.

-унаследованная от классицизма  театральность актерского мастерства, выразившаяся в патетичности  речи

-искусственная изящная  пластика

-умение носить исторические  костюмы.

«Гамлет» Шекспира, «Инесса  де Кастро» де Ламотта,

Зарождение Реализма в  сценическом искусстве. М.С. Щепкин.

Основоположником русского сценического реализма  стал М.С.Щепкин.

Господствовавшей тогда  театрализации чувств, слов и движений Щепкин противопоставил на сцене  натуральность, жизненное правдоподобие  создаваемого образа. По отзыву Герцена  он создал правду на русской сцене, он первый стал нетеатрален на театре.

 

 

  Живопись. Русское изобразительное искусство во второй половине XIX века.

Исторически жанр.

К.Е. Маковский , создавший эффектные картины бытовых сцен «Поцелуйный обряд», «Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям».Г.И. Семирадский(1843-1902),»Римская оргия», «Христос и грешница».

В конце 60-х годов возникло товарищество передвижных выставок:Г.Г.Мясоедов,В.Г.Перов,Н.Н.Ге,И.Н.Крамской,И.И.Шишкин,К.А.Савицкий,В.М.Максимов,И.Е.Репин,В.Н.Суриков.

Историческая живопись.

Н.Н.Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе», И.Е. Репин «Царевна Софья Алексеевна, «Иван Грозный и сын его Иван».

Бытовой жанр.

В.Е. Маковский (1846-1920). «В приемной у доктора», «Толкучий рынок», «Крах  банка».

Война на полотнах В. В. Верещагина.

«Богатый киргиз с соколом»(1873), «Апофеоз войны»(1871-1872), «Забытый».

Пейзажная живопись.

В творчестве художников-передвижников  своего расцвета достиг пейзаж.

«Грачи прилетели», «Радуга», «Волга».А .К. Саврасов.

Эпический пейзаж.

«Рожь», «Среди долины ровныя», «Дубовая роща», «Дождь в дубовом лесу», «Утро в сосновом бору», «Сосновый бор», «Сосны, освещенные солнцем» И.И. Шишкина.

Романтический пейзаж.

«После дождя», «Перед дождем». Ф.А.Васильева.

«Девятый вал»(1850) А.А. Айвазовского. «Ночь на Днепре» А.И. Куинджи, «На  волге», «Пасмурный день на Волге», «Свежий  ветер», «Золотая осень» И.И. Левитана.

Литература.

Характерной особенностью литературы второй половины XIX века явилась демократизация художественного сознания. Литература обогатилась новыми сюжетами: описанием жизни «низов» столицы и провинциальных городов, крестьянства.

На смену романтическим  повестям А.Марлинского пришли полные жизненной правды романы Тургенева и Достоевского.

Реализм.

В качестве господствующего  направления в литературе XIX века утвердился реализм, носящий социально-обличительный характер. Основу этого направления составила творческая деятельность писателей:Некрасов,Григорович,Достоевский,,Тургенев,Островский,Салтыков-Щедрин,Л.Н.Толстой. При всем различи творческих начал их объединяло обостренное внимание к российской действительности, обличение социальной несправедливости, народолюбие и гуманизм.

Литературный реализм  XIX века характеризовал аналитический подход и широкомасштабность художественного мышления, когда человеческая индивидуальность рассматривалась и оценивалась на фоне общенародной жизни. Тематика литературных произведений носила в основном национальный характер: современные русские люди, с их чувствами, проблемами, русская жизнь, русский пейзаж прочно вошли в поэзию и прозу.

Крестьянский  вопрос был первостепенным для русских писателей в 60-70гг., при всем отличии повествования авторов объединял искренний гуманизм. У.Тургенева в «Записках охотника»  образы крестьян глубоко лиричны. Автор показал их людьми умными, духовно богатыми. Происходило утверждение превосходства, как человека, крестьянина над барином. Страшная картина обнищания и одичания крепостной деревни была создана Ф. М. Решетниковым в повести «Подлиповцы».

Социально-философские  проблемы в творчестве Достоевского и Толстого 60-70-х годов.

Достоевский обращался к  общечеловеческим исканиям. В романе«Униженные и оскорбленные» изображено столкновение нравственных и философских принципов. В романе «Преступление и наказание» показана философская проблема «разъединения» людей, она строится на основе «теории» и «практики» Раскольникова и христианского сострадания Сони Мармеладовой.

Л.Н.Толстой в  исторической эпопее  «Война и мир» (1863-1869) рассматривает историческую проблему – влияние на судьбу народа экспансии Наполеона, его агрессивной воли. Темы войны и мира непрестанно переплетаются в романе. 

В романе «Анна Каренина»  описана жизнь семейных пар - Анны и Вронского и Кити с Левиным. Роман объединял проблемы  общественного  характера.

 Русская литература 80-90-х  годов XIX века.

Реалистическое направление  оставалось господствующим, достигнув  выдающихся успехов в предшествующий период.

Л.Н.Толстой А. П.Чехов., писателей  объединяла общая направленность- в судьбах литературных героев усматривается отражение судеб общества.

Рад повестей А.П. Чехова посвящен распространению буржуазных отношений  в городской и сельской среде.

«Случай из практики»,где капиталистические отношения представали в образе неведомой силы, «Мужики»,и «Овраг» , где царит власть тьмы и власть денег.

 Театр.

Классическая  драматургия –комедии Грибоедова, Гоголя, пьесы У. Шекспира, Шиллера, Гюго.

Мелодрама. Мелодрама, как преобладающий жанр: «Испанский дворянин» А. Деннери и Ф. Дюмануара.

 Наряду с мелодрамой  развивается жанр малой комедии,  представленной «сценами»- «В  деревне», «На реке», «На песках».

Доминирующие художественные формы, стили, жанры

 Архитектура

Ампир        

(от франц. empire - империя), стиль в архитектуре и искусстве трёх первых десятилетий XIX в., завершающий эволюцию классицизма. Ориентируясь на образцы античного искусства, ампир преимущественно опирался на художественное наследие архаичной Греции и императорского Рима, черпая из него мотивы для воплощения величеств, мощи: монументальные массивные портики (главным образом дорического и тосканского ордеров), военная эмблематика в архитектурных деталях и декоре (ликторские связки, воинские доспехи, лавровые венки, орлы и т. п.).

Живопись.

Классицизм Классицизм        

художественный стиль  в европейском искусстве XVII - начала XIX вв., одной из важнейших черт которого было обращение к формам античного  искусства как к идеальному эстетическому  эталону.

Академизм Направление, сложившееся в художественных академиях Российского государства в XVI - XIX вв., основанное на подражании внешним формам эпохи античности и Ренессанса в сочетании с идеализацией образов, театральностью композиции, условностью рисунка и колорита.

 

 

Сентиментализм - направление  в живописи выражающее разочарование в “цивилизации”, основанной на идеалах “разума” (идеологии Просвещения). С. провозглашает чувство, уединенное размышление, простоту сельской жизни “маленького человека”. 

 

 

Литература.

Журналистика. Журнал «Северный  вестник».

Классицизм  — художественное направление в литературе XVII—начала XIX в., для которого характерны высокая гражданская тематика, строгое соблюдение определенных творческих норм и правил, отражение жизни в идеальных образах

Академизм-

Сентиментализм (сентиментальный, чувственный) В русской литературе буржуазная сущность европейского С. потеряла свой социальный смысл. Русское дворянство восприняло новый стиль европейской литературы как удобную форму для художественного выражения своих новых запросов. Начавшийся распад феодальных отношений толкал известную часть дворянства в сторону личных интересов, интимных переживаний. Назначение искусства теоретики нового направления видели в том, что оно «должно заниматься одним изящным, изображать красоту, гармонию и распространять в области чувствительного приятные впечатления» (1793, «Что нужно автору?» Карамзина).

Романтизм возник в ряде европейских стран, хронологические рамки: Великая Французская революция1789-1794гг. и буржуазные революции1848г.

 Романтизм как явление  отражал реакцию различных социальных  групп на буржуазные революции  и буржуазное общество.

Русскому романтизму свойственны

-осуждение крепостного  права

-пропаганда и защита  просвещения, -отстаивание народных интересов.

В первой половине XIX века:

Лирическое стихотворение   — жанр художественной литературы, эмоционально и поэтически выражающий чувства автора.

Мадригал  — небольшое музыкально-поэтическое произведение, обычно любовно-лирического содержания.

Эпиграмма  — небольшое сатирическое стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо или общественное явление.

Памфлет — разновидность художественно-публицистического произведения, обычно направленного против политического строя в целом или его отдельных сторон, против той или иной общественной группы, партии, правительства и т. п.

 

 

Театр

 Сценический классицизм.

Классицизм является основным направлением русского театра второй половины XVIII века. В драматургии  этот период был представлен классицистической  трагедией.

Сценический сентиментализм.

В первом десятилетии XIX века сентиментализм с его преимущественным вниманием  к внутреннему миру человека, с его демократическими устремлениями закономерно приобретает  популярность и в литературе, и  в театре.

Сценический романтизм.

Романтическая драма в  противовес рационализму классической трагедии, раскрывала патетику переживаний  изображаемых лиц.

 

Живопись.

Исторический жанр, бытовой  жанр.

Пейзажная живопись.

Эпический пейзаж, романтический  пейзаж.

Литература. Реализм.

Литературный реализм  XIX века характеризовал аналитический подход и широкомасштабность художественного мышления, когда человеческая индивидуальность рассматривалась и оценивалась на фоне общенародной жизни.

Театр.

Классическая драматургия. Основной жанр- Мелодрама, наряду с мелодрамой развивается жанр малой комедии.


 

 

 

 

Литература

      1. Н.И. Яковкина. История русской культуры: XIX век.2-е изд., стер.-СПб.: Издательсто «Лань», 2002г.
      2. Д.В. Сарабьянов. История русского искусства конца XIX- начала XX века: Учеб.пособие.- М.: Изд-во МГУ,1993г.
      3. Л.Г.Березовая., Н.П. Берлякова. История русской культуры. Учеб. для студ. высш. учеб. заведений:В 2ч.- М.,Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2002г. Ч1.
      4. Л.Г.Березовая., Н.П. Берлякова. История русской культуры. Учеб. для студ. высш. учеб. заведений:В 2ч.-  М.,Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2002г. Ч1.

 

      1. П.Н. Милюков. Очерки по истории русской культуры. М.,1994г.
      2. Стернин Г.Ю.Художественная жизнь России второй половины XIX века М.,1997г.
      3. Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников II половины XIX века Т.1. М.,1962г.

Информация о работе Культура России 19 века