Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2012 в 09:34, реферат
Современная история культуры в России связана с восстановлением элементов культуры Российской империи и её интеграцией в культурное наследие СССР. В России производится активное восстановление храмов и религиозных обычаев, возрождается институт меценатства и прочее. Помимо этого в существующую культуру СССР приходят ценности, свойственные Западным и Восточным цивилизациям, например, привносятся традиции популярной культуры западных или чайные церемонии и кухня восточных стран.
Введение…………………………………………………………………………...2
1. Культура народов России………………………………………………….3
2. Культурные артефакты России……………………………………………3
2.1. Языковое наследие………………………………………………….3
2.2. Фольклор, народная культура……………………………………...5
2.3. Народные художественные промыслы России…………………...7
3. Искусство России…………………………………………………………12
3.1. Изобразительное искусство………………………………………12
3.2. Литература…………………………………………………………14
3.3. Театр………………………………………………………………..15
3.4. Кинематограф……………………………………………………...15
3.5. Мультипликация…………………………………………………..17
3.6. Музыка……………………………………………………………..17
3.7. Архитектура………………………………………………………..19
4. Религия…………………………………………………………………….20
4.1. Язычество………………………………………………………….20
4.2. Христианство………………………………………………………21
4.3. Ислам……………………………………………………………….22
4.4. Буддизм…………………………………………………………….23
4.5. Иудаизм…………………………………………………………….23
5. Кухня России……………………………………………………………...24
5.1. Культура потребления спиртных напитков……………………..24
6. Спорт России……………………………………………………………...25
7. Русская одежда……………………………………………………………26
7.1. Головные уборы…………………………………………………...26
7.2. Обувь……………………………………………………………….26
7.3. Современная российская мода…………………………………...26
8. Культура России глазами иностранцев………………………………….26
Заключение……………………………………………………………………….28
Список литературы………………………………………………………………30
Определенный тип росписи деревянных прялок и утвари - ковшей, коробов, братин, сложившийся к началу XIX века в низовьях реки Мезень.
По стилю мезенскую
роспись можно отнести к
Скань - ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки, также с дополнением зерни (маленькие серебряные или золотые шарики) и эмали.
Первые изделия на Руси появились в IX-X веках. В XV-XVI веке - время расцвета московской скани (мастера Амвросий, Иван Фомин). В XVIII-XIX веках налажено промышленное производство, стали использовать разнообразные технологии и материалы.
Каслинское литьё - художественные изделия (скульптура, решётки, архитектурные элементы и т. д.) из чугуна и бронзы, производящиеся на чугунолитейном заводе в городе Касли.
Традиции Каслинского литья (графическая чёткость силуэта, сочетание тщательно отделанных деталей и обобщённых плоскостей с энергичной игрой бликов) сложились в XIX веке.
Финифть (др.-рус. финиптъ, химипетъ, из ср.-греч. χυμευτόν, то же от χυμεύω - «смешиваю») - особый вид прикладного искусства, в котором используется эмаль (в качестве основного материала) в сочетании с металлом.
Эмали окрашиваются солями металлов: добавки золота придают стеклу рубиновый цвет, кобальта - синий цвет, а меди - зелёный. При решении специфических живописных задач яркость эмали может, в отличие от стекла, приглушаться. Образки, крестики, портреты, украшения, выполненные в технике финифти, отличаются особой долговечностью, декоративностью, яркостью и чистотой красок.
Палехская миниатюра - народный промысел, развившийся в посёлке Палех Ивановской области. Лаковая миниатюра исполняется темперой на папье-маше. Обычно расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, панно, пепельницы, заколки для галстука, игольницы и т. д.
Типичные сюжеты палехской миниатюры позаимствованы из повседневной жизни, литературных произведений классиков, сказок, былин и песен. Работы обычно выполняются на чёрном фоне и расписываются золотом.
Федоскинская миниатюра - вид традиционной русской лаковой миниатюрной живописи масляными красками на папье-маше, сложившийся в конце XVIII века в подмосковном селе Федоскино.
Матрёшка - русская деревянная игрушка в виде расписной полой куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Традиционная роспись матрёшки часто изображает крестьянских девушек в традиционных нарядах. В последнее время возможный диапазон тем росписи ничем не ограничен, начиная от сказочных персонажей и заканчивая советскими лидерами.
Матрёшка является одним из самых популярных сувениров для иностранных туристов в России.
Вологодское кружево - вид русского кружева, плетённого на коклюшках (деревянных палочках); распространён в Вологодской области.
Все основные изображения
в сцепном вологодском кружеве
выполняются плотной
Для изготовления вологодского кружева требуется: подушка-валик, коклюшки можжевельниковые или березовые, булавки, узор. Рисунок придумывается кружевницей или берется из журналов.
Русская иконопись унаследована традиции византийских мастеров. В то же время на Руси зародились свои традиции. Самое всеобъемлющее собрание икон находится в Третьяковской галерее.
Русские иконы не были простой имитацией, но имели свой собственный стиль, а такие мастера как Андрей Рублёв подняли уровень иконописи на новые высоты.
Первые реалистические портреты появляются в России в XVII веке, в середине-конце XVIII века в России появляются такие крупные живописцы, как Левицкий и Боровиковский.
Российская живопись с того времени следовала общемировым тенденциям. Выдающиеся художники первой половины XIX века: Кипренский, Брюллов, Иванов («Явление Христа народу»).
Во второй половине XIX века
произошёл расцвет
На рубеже XIX-XX веков действовало объединение «Мир искусства». Его членами или близкими к движению художниками были Михаил Александрович Врубель, Кузьма Сергеевич Петров-Водкин, Николай Константинович Рерих, Исаак Ильич Левитан.
В конце XIX - начале XX века Россия становится одним из центров авангардного искусства. Яркие представители авангарда: Василий Кандинский, Казимир Малевич, Марк Шагал, Павел Филонов. Общим для русского авангарда был отказ от старых форм искусства в пользу нового, более соответствующего текущему моменту реальности. Аналогичное направление развитие мысли художников также существовало и во всех остальных странах Европы, в то время как искусство Америки отставало в своем развитии. В те годы впервые со времен Петра I наметилась определенная связь между изобразительным искусством России и изобразительным искусством европейских стран. В 30е годы, с усилением влияния стиля социалистического реализма, эта связь была нарушена. Многие исследователи связывают истоки русского авангарда не столько с революцией, сколько с промышленным скачком того времени.
В 1960-е годы, в годы «Оттепели», на территории бывшего Советского Союза возникает круг художников-концептуалистов, многие из которых получили ныне международное признание. Их искусство является полноправным в мировой истории искусств и, в частности, в истории международного концептуального искусства. Такие художники как Илья Кабаков, Андрей Монастырский, Дмитрий Пригов, Виктор Пивоваров знакомы не только в современной России, но и в Европе и Америке.
В России существует множество
художественных музеев и галерей. Среди
самых известных: Государственная
Третьяковская галерея в Москве
и Государственный Эрмитаж и
Русский музей в Санкт-
Согласно сайту «Культура России»: в литературе России наиболее полно и отчётливо проявился творческий гений русского народа[7]. Она отразила не только эстетические, нравственные и духовные ценности и представления; по мнению ведущих русских мыслителей, литература является также и философией России[7].
Вплоть до XVIII века светской литературы в России практически не существовало. Существует несколько памятников древнерусской литературы религиозного или летописного характера - «Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве», «Моление Даниила Заточника», «Задонщина», Житие Александра Невского и другие жития. Авторы этих произведений ныне неизвестны. Народное творчество того периода представлено самобытным жанром былины, сказками.
Светская литература появилась в России только в XVII веке. Первое известное произведение этого рода - «Житие протопопа Аввакума» (несмотря на название, его нельзя назвать религиозным произведением, так как оно было написано самим Аввакумом, канонические жития писались только после смерти святого).
В XVIII веке в России появляется плеяда светских писателей и поэтов. Среди них - поэты Василий Тредиаковский, Антиох Кантемир, Гавриил Державин, Михаил Ломоносов; писатели Николай Карамзин, Александр Радищев; драматурги Александр Сумароков и Денис Фонвизин. Доминирующим художественным стилем литературы в то время был классицизм.
Российское театральное искусство является одним из наиболее перспективных в мире. В России работают театры имеющие мировую славу, такие как Мариинский театр, Большой и Малый театры.
Цирк
В России развито и популярно цирковое искусство. Среди известных артистов цирка клоуны Юрий Никулин, Карандаша, Олег Попов; фокусники (иллюзионисты) Эмиль Кио и Игорь Кио, дрессировщики Владимир Дуров, братья Запашные.
Уже в апреле 1896 года, через 4 месяца после первых парижских кинематографических сеансов, в России появляются первые кинематографические аппараты. 4 (16) мая 1896 года состоялась первая в России демонстрация «синематографа Люмьера» в театре петербургского сада «Аквариум» — публике были показаны несколько о фильмов в антракте между вторым и третьим действиями водевиля «Альфред-Паша в Париже». В мае Камилл Серф осуществляет первые в России документальные кинематографические съёмки торжеств в честь коронации Николая II. Кинопоказы быстро стали модным развлечением, постоянные кинотеатры начали появляться во многих крупных городах России. Первый постоянный кинотеатр открылся в Санкт-Петербурге в мае 1896 года по адресу Невский проспект, дом 46.
Первые российские художественные ленты представляли собой экранизации фрагментов классических произведений русской литературы («Песнь про купца Калашникова», «Идиот», «Бахчисарайский фонтан»), народных песен («Ухарь-купец») или иллюстрировали эпизоды из отечественной истории («Смерть Иоанна Грозного», «Пётр Великий»). В 1911 году на экраны выходит первый в России полнометражный фильм «Оборона Севастополя», совместно поставленный Александром Ханжонковым и Василием Гончаровым.
В 1913 году на волне общего
подъёма российской экономики начинается
бурный рост кинематографической
После распада СССР кинематограф в России переживает кризис: многие киностудии испытывают финансовые трудности. На кинопродукцию, производимую в России, оказывает сильное воздействие американских фильмов. В 1990-х годах количество высокобюджетных фильмов не велико (появляются такие картины, как Сибирский цирюльник и Русский бунт). В эпоху 2000-х на фоне экономического роста происходит качественный и количественный рост в киноиндустрии.
Фильмы, произведённые в России и странах-предшественницах, являются лауреатами крупнейших международных кинофестивалей, таких как Берлинский, Каннский, Венецианский, Московский.
Ежегодно в России проводятся десятки кинофестивалей, среди которых крупнейшими являются Московский кинофестиваль (аккредитация Международной федерации ассоциаций кинопродюсеров) и Кинотавр.
Советская мультипликация известна во всём мире, отличается использованием пастельных тонов, духовностью, добротой содержания, наличием сильной учебной составляющей. На самых известных студиях СССР и России (Союзмультфильм, Центрнаучфильм, Киевнаучфильм) сняты тысячи мультфильмов.
Первый российский мультфильм «Пьеро - художники» киноведы датируют 1906 годом, снятый балетмейстером Мариинского театра Александром Ширяевым.
Мультфильм «Ёжик в тумане» Юрия Норштейна в 2003 году в Токио был признан лучшим мультфильмом всех времён и народов по результатам опроса 140 кинокритиков и мультипликаторов разных стран.
Русская классическая музыка содержит творческое наследие таких великих композиторов как Пётр Ильич Чайковский, Михаил Иванович Глинка, содружество композиторов «Могучая кучка», Сергей Васильевич Рахманинов, Игорь Фёдорович Стравинский. Среди советских композиторов одними из самых значимых являются: Сергей Сергеевич Прокофьев, Дмитрий Дмитриевич Шостакович, Арам Ильич Хачатурян, Альфред Шнитке.