Культура Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2015 в 21:38, реферат

Описание работы

В X в. возводится Десятинная церковь в Киеве (не сохранилась), в XI в. — Софийский собор в Киеве и Новгороде, Спасо-Преображенский собор в Чернигове. В архитектуре XII в. сочетаются русско-византийский и романский стиль. Во Владимире возводятся Успенский и Дмитриевский соборы, в его окрестностях — храм Покрова на Нерли, в Юрьеве-Польском — Георгиевский собор, в Новгороде — церковь Спаса на Нередице, собор св. Николы на Ярославовом дворище.
Выдающимися памятниками живописи являются фрески Софийского собора в Киеве, иконы «Георгий Воин», «Спас Нерукотворный», мозаики «Дмитрий Солунский», «Святые Лаврентий и Василий».

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 60.30 Кб (Скачать файл)

Культура Руси в X--XIII вв.

Важную роль сыграло в развитии культуры принятие христианства. Усилились культурные связи с Византией. Возникли церковные школы и монастыри. В живопись проникают греческие каноны. Начинается строительство каменных храмов. Христианство укрепляло власть князя («всякая власть — от бога»).

В X в. возводится Десятинная церковь в Киеве (не сохранилась), в XI в. — Софийский собор в Киеве и Новгороде, Спасо-Преображенский собор в Чернигове. В архитектуре XII в. сочетаются русско-византийский и романский стиль. Во Владимире возводятся Успенский и Дмитриевский соборы, в его окрестностях — храм Покрова на Нерли, в Юрьеве-Польском — Георгиевский собор, в Новгороде — церковь Спаса на Нередице, собор св. Николы на Ярославовом дворище.

Выдающимися памятниками живописи являются фрески Софийского собора в Киеве, иконы «Георгий Воин», «Спас Нерукотворный», мозаики «Дмитрий Солунский», «Святые Лаврентий и Василий».

В XI в. появляется первое крупное произведение литературы — «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона. В 1073 г. из различных цитат составлен «Изборник» Святослава Ярос-лавича. Создается житийная литература, в частности «Сказание о Борисе и Глебе», «Житие Феодосия Печерского» летописца Нестора. В начале XII в. появляется первая русская летопись — «Повесть временных лет». Владимир Мономах написал «Поучение» своим сыновьям. В Суздальской земле Даниил Заточник создает «Слово» и «Моление». Вершина древнерусской литературы — «Слово о полку Игореве» (конец XII в.). О распространении письменности свидетельствует множество текстов на берестяных грамотах Новгорода. В Новгороде найдена древнейшая русская рукопись — цера, книжечка с псалмами. Другие древнейшие рукописи — Реймсское и Остромирово евангелия.

Наряду с официальной, сохранялась и народная культура — скоморохи, народные гуляния. Влияние церкви на народ было еще слабым.

 

Русская культура в XIV--XVI вв.

В XIV в. начинается новый подъем русской культуры. Идет активное каменное строительство в Москве (белокаменный кремль), Новгороде (церкви Фёдора Стра-тнпата, Петра и Павла на Славне). Создается Лаврентьевская летопись. В живописи прославились Феофан Грек и Андрей Рублёв, автор знаменитой иконы «Троица».

 В XV в. с участием итальянских  мастеров (Фиорованти, Антон Фрязин  и др.) возводятся Успенский собор, Грановитая палата, новый кремль  в Москве. Создаются литературные  шедевры — «Задон-щина» Софония  Рязанского, «Сказание о Мамаевом  побоище», «Хождение за три моря»  Афанасия Никитина.

Активна общественная мысль. Новгородская ересь («жидовствующие») отрицала иконы и церковную организацию. Им одно время тайно благоволил Иван III, мечтавший о захвате церковных земель. В 1503 г. еретиков сожгли. «Нестяжатели» во главе с Нилом Сорским выступали против обладания Церковью имуществом и за невмешательство в светские дела. Иосифляне во главе с Иосифом Волоцким настаивали на обратном и ставили Церковь выше великого князя. Монах Филофей выдвинул идею «Москва — третий Рим», считая Москву наследницей православных традиций Византии. Иван Пересветов призывал Ивана IV ограничить влияние бояр, усилить царскую власть и укрепить положение дворян. Андрей Курбский, бежав в Литву, обличал тиранию Ивана IV, отстаивая права знати, а Иван Грозный в переписке с ним доказывал право царя как помазанника Божия на любой произвол.

В XVI в. в зодчестве возникает шатровый стиль, образцами которого стали Покровский собор (храм Василия Блаженного) в Москве и церковь Вознесения в Коломенском. В конце XVI в. Фёдор Конь возводит Китай-город и Белый город в Москве и крепость города Смоленска.

В 1550-х гг. начинается книгопечатание. Первая датированная печатная книга — «Апостол» Ивана Фёдорова. Шедевром ремесла стала «Царь-пушка» Андрея Чохова.

 

Культура и общественная мысль России в XVIII в.

При Петре I в культуру и быт активно проникают западные веяния. Это приводит к плодотворному синтезу. Основным художественным направлением в эпоху Петра был классицизм.

Живопись. Видными портретистами при Петре I были Никитин, Матвеев. Расцвет живописи — при Екатерине II: А. П. Лосенко, Г. И. Угрюмое (историческая живопись), Ф. С. Рокотов, Д. Г. Левицкий, В. Л. Боровиковский, И. П. Аргунов (портрет).

Скульптура. До XVIII в. искусства скульптуры в России не было. Его зачинатель— итальянец Б. Растрелли. Мастера 2-й пол. XVIII в. — М. И. Козловский, Ф. И. Шубин, француз Э. Фальконе.

 Архитектура. В нач. XVIII в. еще  живо нарышкинское барокко (Меншикова  башня). Начинается регулярная застройка  городов (прежде всего, Петербурга). В. Растрелли (сын) возводит Зимний  дворец в Петербурге, Петергофский, Екатерининский дворцы в пригородах  столицы, И. Е. Старое — Таврический  дворец. В Москве М. И. Казаков  строит здание Сената, В. И. Баженов  — дом Пашкова.

Театр и музыка. При Петре I создается первый публичный театр. Первую русскую драматическую труппу создал в Ярославле Ф. Г. Волков. Создаются театры в Москве (Петровский) и Петербурге (Каменный). Известны камерная музыка Д. С. Бортнянского и оперы Е. И. Фомина.

Литература. Мастером сатиры в 1-й пол. XVIII в. был А. Д. Кантемир. В. К. Тредиаковский провел реформу стихосложения, М. В. Ломоносов сформулировал теорию трех «штилей». Виднейшие поэты — Г. Р. Державин, М. М. Херасков, А. П. Сумароков.

Наука. Выдающиеся открытия в области физики, химии, астрономии совершил Ломоносов. Е. Р. Дашкова, глава Академии наук, много сделала для организации исследований. И. П. Кулибин создал семафорный телеграф, винтовой лифт, 300-метровый одноарочный мост, И. И. Ползунов — первый в мире паровой двигатель. М. М. Щербатов написал «Историю Российскую...» в 7-ми томах.

ПЕРВЫЕ РОМАНОВЫ

 

В 1613 году состоялся самый представительный и многочисленный из всех, какие только собирались в XVI–XVII вв., Земский собор. В нем участвовали выборные от дворянства, посада, белого духовенства и, возможно, черносошного крестьянства. Главным был вопрос об избрании государя.

В результате острых споров наиболее приемлемой оказалась кандидатура 16-летнего Михаила Федоровича Романова. Он стал реальным претендентом на престол не потому, что был лучше, а потому, что устроил в конечном счете всех. В отличие от других претендентов, М. Романов был относительно нейтрален: не успев ничем проявить себя, он позволял связывать с собой все чаяния и мечты о преодолении смуты. Подобно тому, как некогда имя царя Дмитрия воплощало в себе целую легенду, так и Романов был олицетворением программы возвращения к «старине и покою», примирению и компромиссу всех общественных сил на базе крепостничества и самодержавия. Своей родственной связью с прежней династией Михаил Федорович более всего воплощал идею возврата к старине. 1

История рода Романовых также способствовала выбору. Для аристократии они были свои – почтенный старомосковский боярский род. Начало роду Романовых положил Андрей Иванович Кобыла, который был приближённым московского великого князя Симеона Гордого и имел 5 сыновей. Потомки его до начала ХVI в. именовались Кошкиными, до конца ХVI в. – Захарьиными. Затем Захарьины разделились на две ветви: Захарьиных-Яковлевых и Захарьиных-Юрьевых. От последних произошли Романовы. Романовы находились в тесном родстве с Рюриковичами. Никита Романович был братом первой жены Ивана Грозного Анастасии Романовны. Сын Анастасии Фёдор был последним русским царём из династии Рюриковичей. При Борисе Годунове род Романовых был обвинён в колдовстве. Четыре сына Никиты Романовича были подвергнуты опале. Один из сыновей - Фёдор Никитич - был насильно пострижен в монахи под именем Филарет. 2

Решающим при избрании нового государя оказалось давление вольного казачества, которое преобладало на момент избрания в Москве и которое, по сути, заставило аристократию и духовенство поспешить с выбором. Романовы пользовались популярностью среди вольного казачества благодаря тушинскому патриаршеству Филарета. Итак, его сын Михаил был избран царём, и последствия Смутного времени пришлось преодолевать первым Романовым. К первым Романовым относят Михаила Фёдоровича (1613 - 1645 гг.), его сына Алексея Михайловича (1645 - 1676 гг.) и Петра I (1682 – 1725 гг.).

Михаилу Фёдоровичу досталась совершенно разорённая страна. В Новгороде сидели шведы. Поляки заняли 20 русских городов. Татары без перерыва грабили южные русские земли. По стране бродили толпы нищих, шайки разбойников. Царская казна пустовала. Поляки не признавали выборы Земского собора 1613 г. действительными. В 1617 г. польский королевич Владислав организовал поход на Москву, стал у стен Кремля и требовал, чтобы русские его выбрали свои царём.

Положение Михаила на престоле было отчаянным. Но общество, уставшее от бедствий Смутного времени, сплотилось вокруг своего юного царя и оказывало ему всяческую помощь. Поначалу большую роль в управлении страной играли мать царя и её родственники, Боярская дума. Первые 10 лет правления Земские соборы заседали беспрерывно. В 1619 г. из польского плена возвратился отец царя. В Москве он был провозглашён патриархом. Исходя из интересов государства, Филарет удалил от престола жену и всех её родственников. Умный, властный, опытный, он вместе с сыном уверенно стал править страной вплоть до своей смерти в 1633 г. После Михаил сам довольно успешно стравлялся с делами государственного правления.

Не долго жил и его сын и преемник царь Алексей Михайлович (родился 19 марта 1629 г., умер 29 января 1676 г.). Получив трон по праву наследования, он исповедовал веру в богоизбранность царя, его власти. Отличаясь, как и отец, мягкостью, кротостью характера, он мог проявлять и вспыльчивость, гневливость. Современники рисуют его внешность: полнота, даже тучность фигуры, низкий лоб и белое лицо, пухлые и румяные щеки, русые волосы и красивая борода; наконец, мягкий взгляд. Его «гораздо тихий» нрав, благочестие и богобоязненность, любовь к церковному пению и соколиной охоте сочетались со склонностью к нововведениям, знаниям. В первые годы его правления большую роль в государственных делах играл его «дядька» (воспитатель) боярин Б. И.Морозов, ставший свояком царя (они были женаты на родных сестрах), и родственники по первой жене — Милославские.3

Алексей Михайлович пережил бурную эпоху «бунтов» и войн, сближение и разлад с патриархом Никоном. При нем расширяются владения России и на востоке, в Сибири, и на западе. Проводится активная дипломатическая деятельность. Немало было сделано и в области внутренней политики. Проводился курс на централизацию управления, укрепление самодержавия. Отсталость страны диктовала приглашение иностранных специалистов по мануфактурному производству, военному делу, первые опыты, попытки преобразований (заведение школ, полки нового строя и др.).

В своих дворцовых владениях царь был рачительным хозяином, строго следил за тем, чтобы его крепостные крестьяне исправно исполняли свои обязанности, вносили всякие платежи. От первой жены М. И. Милославской Алексей Михайлович имел 13 детей; от второй — Н. К. Нарышкиной — троих детей. Многие из них рано умирали. Трое его сыновей стали царями (Федор, Иван и Петр), дочь Софья — регентшей при малолетних царях-братьях (Иване и Петре).

Следующий рассматриваемый мною правитель – Петр I Великий, российский царь с 1682 (правил с 1689), первый российский император (с 1721), младший сын Алексея Михайловича от второго брака с Н. К. Нарышкиной.

Кратко характеризуя деятельность Петра I, необходимо обратить внимание на следующие заслуги данного правителя. Он провел реформы государственного управления (созданы Сенат, коллегии, органы высшего государственного контроля и политического сыска; церковь подчинена государству; проведено деление страны на губернии, построена новая столица - Санкт-Петербург). Петр I использовал опыт западноевропейских стран в развитии промышленности, торговли, культуры, проводил политику меркантилизма (создание мануфактур, металлургических, горных и других заводов, верфей, пристаней, каналов). Также он руководил постройкой флота и созданием регулярной армии и возглавлял армию в Азовских походах, Северной войне, Прутском и Персидском походах; а также командовал войсками при взятии Нотебурга, в сражениях при деревне Лесной и под Полтавой.

Деятельность Петра способствовала упрочению экономического и политического положения дворянства. По его инициативе открыты многие учебные заведения, Академия наук, принята гражданская азбука. Реформы Петра I проводились жестокими средствами, путем крайнего напряжения материальных и людских сил (подушная подать), что влекло за собой восстания (Стрелецкое 1698, Астраханское 1705-1706, Булавинское 1707-1709), беспощадно подавлявшиеся правительством. Будучи создателем могущественного абсолютистского государства, Петр I добился признания за Россией авторитета великой державы.

 

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

 

После событий Смутного времени перед первым правителем из рода Романовых – Михаилом Федоровичем – стояла непростая задача восстановления общества. Еще беспокоили самозванцы, на престол претендовал Владислав, власть еще не была крепкой. Восстановление государства шло трудно еще и потому, что царь Михаил не был государственным деятелем.

Выход находили в постоянном диалоге с обществом в лице Земского собора. В первой половине XVII в. Земский собор работал непрерывно, решая буквально все дела. Он стал органом представительства дворян и посадских людей, созывался часто, чуть ли не ежегодно. Земский собор по существу превратился в орган распорядительной власти, обреченный на роль послушного орудия в руках самодержавия. В первой половине века Земские соборы рассматривали вопросы войны и мира, сбора экстренных налогов и отношений с соседними странами. Ситуация медленно, но стабилизировалась.

Считалось, что царь правит страной вместе с Боярской думой. В нее входили представители четырех думных чинов: бояре, окольничие, думные дворяне и думные дьяки. В XVII в. немалое число людей вошло в состав Думы благодаря родству с царями по женской линии. Число членов Боярской думы менялось. В конце 70-х гг. в ней было 97человек: 42боярина, 27окольничих, 19думных дворян и 9думных дьяков. Аристократический характер Думы сохранялся, но все же не оставался неизменным – в Думу попадало все большее количество дворян и дьяков.4

В думе по указанию царя обсуждали и решали наиболее важные государственные дела: объявление войны, заключение мира, сбор чрезвычайных налогов, принятие нового закона и т. д., спорные или сложные вопросы по представлению приказов – министерств XVII столетия, по жалобам отдельных лиц. Решение Думы становилось законом или его разъяснением.

Основная масса судебных дел решалась в приказах, а также воеводами, помещиками и вотчинниками. Характерно, что органы государственной власти и управления ведали судом. Суд отличался самовластием приказных, местных начальников, волокитой и мздоимством. Наряду с состязательным процессом (выслушивание показаний истца и ответчика), все большее распространение получал сыскной с его доносами и арестами, очными ставками и пытками.

Русское войско формировалось из служилых людей по отечеству (феодалы из думных, московских чинов, городовых дворян и детей боярских), служилых людей по прибору (стрельцы, городовые казаки, пушкари и др.), нерусских народов – башкир, татар и др. Дворяне являлись на службу в города и полки дважды в году или в военные походы вместе со своими вооруженными слугами. Приборные комплектовались из вольных, охочих людей, родственников самих стрельцов и др. В военное время из податных сословий собирали даточных и посошных людей для вспомогательных работ в войске и участия в военных действиях. С 1630 г. началось создание полков нового строя— солдатских, рейтарских, драгунских.

При царе Алексее Михайловиче власть укрепилась. В 1645 г. он принял титул «Царь, Государь, Великий князь всея Великая и Малая России, Самодержец». Это окончательно закрепило за страной название – Россия. Царь не был стеснен никакими законами. Отношения подданства были восстановлены. Политическим идеалом Алексея Михайловича (который назывался в народе «Тишайшим») была монархия Ивана Грозного. Эпоха Грозного его привлекала не террором, а неограниченностью власти. Царь привлекал к правлению умных, сведущих людей, по способностям, а не по родовитости, как это было ранее. Опорой ему стала бюрократия. Госаппарат возрос за 50 лет (с 1640 по 1690 гг.) в 3 раза.

Информация о работе Культура Руси