Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2014 в 00:04, реферат
Изучение разнообразных источников, отражающих жизнь, культуру и быт представителей славянских национальностей, результатов специальных социально-психологических исследований свидетельствует, что в целом большинству из них в настоящее время присущи:
- высокая степень осмысления окружающей действительности, хотя и несколько отсроченного по времени от конкретной ситуации;
- достаточно высокие общеобразовательный уровень и подготовленность к жизни и труду;
- уравновешенность в решениях, поступках и трудовой деятельности, реакциях на сложности и трудности жизни;
- общительность, дружелюбие без навязчивости, постоянная готовность оказать поддержку другим людям;
Введение
Возникновение
Общая культура
Культура Украины в отдельности
Культура Беларуси в отдельности
Культура России в отдельности
Заключение
Министерство образования и науки Украины
Одесская национальная морская академия
Кафедра философии
Реферат
на тему «Культура славянских народов»
Выполнил: курсант 1-го курса
ФМП и М группа №1
Мурка Кристина Валерьевна
Проверено:
Доцент Устинова Г.В.
Одесса-2014
План
Заключение
Введение
Представители славянских наций: русские, украинцы, белорусы, болгары, поляки, словаки, чехи, югославы, имеющие свою специфическую культуру и своеобразную национальную психологию.
Славянскими братьями принято считать украинцев, россиян и белорусов.
Все славянские народы —говорят на родственных языках, у них сходные обычаи и поверья, легенды и сказки.
Русская, украинская и белорусская нации - одни из наиболее урбанизированных. Так, в России 74 % составляет городское население, 26 % - сельское. На Украине - 67 и 33 %, в Беларуси - 65 и 35 % соответственно. Это обстоятельство накладывает свой отпечаток на их психологический облик, специфику их отношений с представителями других этнических общностей.
Изучение разнообразных источников, отражающих жизнь, культуру и быт представителей славянских национальностей, результатов специальных социально-психологических исследований свидетельствует, что в целом большинству из них в настоящее время присущи:
- высокая степень осмысления
окружающей действительности, хотя
и несколько отсроченного по
времени от конкретной
- достаточно высокие
- уравновешенность в решениях,
поступках и трудовой
- общительность, дружелюбие
без навязчивости, постоянная готовность
оказать поддержку другим
- достаточно ровное и
доброжелательное отношение к
представителям других
- отсутствие в обычных
условиях повседневной жизни
стремления к образованию
- в экстремальных условиях
жизни и деятельности, требующих
предельного напряжения
Возникновение
Славяне, как сформировавшийся народ, впервые были засвидетельствованы в византийских письменных источниках середины VI века. Ретроспективно эти источники упоминают о славянских племенах в IV веке. Более ранние сведения относятся к народам, которые могли принимать участие в этногенезе славян, таких как бастарны, однако степень этого участия варьируется в различных исторических реконструкциях. Письменные свидетельства византийских авторов VI века имеют дело с уже сложившимся народом, разделённым на склавинов и антов. Упоминания о венедах как предках славян (или отдельном славянском племени) имеют ретроспективный характер.
Археологи определяют как достоверно славянские ряд археологических культур, начиная с V века. В академической науке не существует единой точки зрения по этническому происхождению носителей более ранних культур и их преемственности по отношению к более поздним славянским. Языковеды также не имеют единого мнения по времени появления языка, который можно было бы считать славянским или праславянским. Существующие научные версии предполагают выделение праславянского языка из из языковой общности более низкого уровня в широком диапазоне от 2-го тыс. до н. э.
Общая культура
О культуре славян того периода нам известно очень мало. Сохранившиеся памятники характеризуют уклад жизни наших предков следующим образом. До образования государства жизнь славян была организована по законам патриархально-родового быта. Всеми вопросами в общине управлял совет старейшин. Типичной формой славянских поселений являлись небольшие деревни — в один, два, три двора. Несколько поселков объединялись в союзы («верви»). Религиозные верования древних славян представляли собой, с одной стороны, поклонение явлениям природы, с другой — культ предков. У них не было ни храмов, ни особого сословия жрецов, хотя были волхвы, кудесники, которые почитались служителями богов и толкователями их воли.
Главные славянские боги были следующие: Даждь-бог (у других племен — Хоре) был богом солнца; Перун — бог грома и молнии; Стрибог был богом ветра; Велес был покровителем скотоводства; небо иногда называлось Сварогом (и потому Даждь-бог был «Сварожичем», т. е. сыном неба); мать-земля тоже почиталась как некое божество. Природа представлялась одушевленной или населенной множеством мелких духов: в лесах жили лешие, в реках — водяные. Души умерших представлялись в виде опасных для неосторожного человека русалок.
Местами языческого культа на Руси были святилища (капища), где происходили моления и жертвоприношения. Святилища представляли собой округлые или сложные по очертаниям, земляные и деревянные сооружения на возвышенных местах или насыпях, окруженные валами или рвами. В центре капища находились каменные или деревянные славянские идолы, вокруг которых жгли жертвенные костры. В жертву богам приносили плоды, животных и птиц; были известны и человеческие жертвоприношения.
Вера в загробный мир, в то время, когда свершался славянский обряд похорон, заставляла вместе с покойником класть в могилу все, что могло ему пригодиться, в том числе и жертвенную пищу. При похоронах людей, принадлежащих к социальной верхушке, сжигали их наложниц.
У славян существовала оригинальная система письма — так называемая узелковая письменность. Знаки ее не записывались, а передавались с помощью узелков, завязанных на нитях, которые заматывались в книги — клубки. В древности узелковая письменность была распространена у многих народов. На многих предметах, поднятых из захоронений языческого времени, просматриваются несимметричные изображения узлов сложной конфигурации, напоминающие иероглифическую письменность восточных народов.
Культура Украины в отдельности
Для украинской национальной культуры основополагающей и базовой является народная культура, на основе которой постепенно сформировались профессиональные наука, литература, искусство. Своеобразие украинской культуры определили также влияния географических условий, особенности исторического пути, а также взаимодействие с другими этнокультурами. Важным историческим этапом развития культуры стало принятие христианства в X веке.
Большое влияние на культуру украинского народа оказали греческая, римская и византийская культура, благодаря которым культура Украины обрела многие знания и умения. Важным событием, определившим на многие века художественное и духовное развитие культуры Украины, стало принятие христианства в 988 году.
Несмотря на многообразие различных источников мировой культуры, украинцы создали свою самобытную, не похожую ни на какую другую, самобытную культуру. Культура Украины отражает неповторимость духовного мира народа, окружающей его природы и специфику традиций и обычаев.
На протяжении многих веков культура Украины развивалась как народная. Крестьяне, ремесленники, казаки – стали настоящими творцами и носителями культуры. Большое место в ней занимал устный фольклор (песни, сказки, былины, предания, пословицы и поговорки), народные танцы, декоративно-прикладное искусство.
Культура России в отдельности
Культура России включает в
себя культуру Древней Руси, Российской
империи и современной России с народами,
входящими в ее состав. Именно благодаря
своей многонациональности Россия и ее
культура является одной из самых разносторонних.
Культура России – это ее литература,
изобразительное искусство, архитектура,
музыка и декоративно-прикладное искусство.
Если говорить о современной культуре,
то в ее состав также включается и синематограф.
Для Старой Руси, культуру которой еще
называют традиционной или средневековой,
характерны замедленность развития, верность
традициям и опыту предшествующих поколений.
Кроме этого, большую роль как в этот период,
так и в другие, сыграла политическая обстановка
на Руси – известно, что этот период был
периодом разобщенности и раздробленности
отдельных княжеств, вызванный отсутствием
необходимости общей экономики – ведь
хозяйство в ту пору было натуральным.
Религия также оказывала сильное влияние
на существующую в ту пору культуру. Слишком
мало времени прошло с тех пор, как было
принято на Руси христианство, и этот факт
вызвал смещение истиной религии славян
– язычества и его обрядов, и привел к
двоеверию.
Однако несмотря на то, что различие между
европейскими государствами и Россией
было очевидным, культура Руси брала за
основу европейскую культуру. В живописи
это –иконопочитание и византийский художественный
стиль. Письменность и литература были
принесены вместе с христианством, и тексты
считались священными. Первые каменные
храмы были построены византийскими архитекторами.
Ну, а декоративно-прикладное искусство
как в это время, так и во все другие, было
массовым и «артельным».
Культура Белоруссии в отдельности
Белорусы – это один из славянских народов, предки которых обосновались на нынешней территории страны около 1500 лет назад.
Уникальная самобытность белорусской культуры складывалась на протяжении столетий. Белорусская музыка, живопись и национальный костюм впитали в себя не только традиции и верования славян, но и многих народов с которыми соседствовали белорусы, среди них большое влияние оказали племена балтов.
Под влиянием Речи Посполитой белорусская культура обогатилась новыми чертами в живописи, музыке, архитектуре. Достаточно большое распространение в этот период среди населения Белоруссии получил католицизм, также оказавший влияние на белорусский народ.
В 151 году произошло важное для культуры Белоруссии событие, была издана первая белорусская книга. Издал ее Франциск Скорина в Праге. Это был Псалтырь, изданный на церковнославянском языке.
Заключение
К сожалению, теперь когда Украина и Белоруссия обособились и не входят в состав единого с русскими государства, приходится рассматривать психологию их народов отдельно от русских. В этом есть определенная доля несправедливости, т. к. у представителей этих трех национальностей, пожалуй, больше общего в поведении, традициях и обычаях, чем у других людей. Вместе с тем этот факт еще раз подтверждает незыблемую истину: существуют понятия "мы" и "они", которые все еще отражают объективную реальность человеческого существования, без которой пока не обойтись.