Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2014 в 22:03, реферат
Спор — это не только один из типов общения, разновидность диалогического ораторства, но и внутренняя, атрибутивная характеристика человеческого разума. Алгоритмы спора в виде автокоммуникации входят в общий контекст живой, пульсирующей человеческой мысли, которая по необходимости вопрошает и отвечает, теоретизирует и иллюстрирует, соглашается и отвергает, констатирует и доказывает.
Знание теоретических основ спора могут быть полезны будущему специалисту в системе профессионального, социально-бытового общения и в ситуациях публичного выступления. Они формируют такие качества мышления человека, как критичность и креативность.
Введение
1. Общие сведения о споре
1.1. Понятие спора
1.2. Виды (типы) спора
2. Культура спора
2.1. Эристика — искусство ведения спора
2.2. Основные принципы ведения спора
2.3. Уловки в споре
2.3.1. Позволительные уловки
2.3.2. Непозволительные уловки
Заключение
После этого иного упрямца никак не заставишь продолжать спор: не схватить же за ногу, чтобы удержать его. Иного можно удержать «в споре», заявив, что, если он не понял довода, то вина в нашем неуменьи ясно высказать его, а не в его уме и т. п.
Другая, но уже более «серьезная» механическая уловка с целью положить конец невыгодному спору — «призыв» или «довод» «к городовому». Сначала человек спорит честь-честью, спорит из-за того, истинен ли тезис или ложен. Но спор разыгрывается не в его пользу — и он обращается ко властям предержащим, указывая на опасность тезиса для государства или общества и т. д. Все равно, какие власти: старого режима или нового, «городовые» или «товарищи», — название такого приема одно и то же: «призыв к городовому». И суть одна и та же: приходит какая-нибудь «власть» и зажимает противнику нашему рот. Что и требовалось доказать. Спор прекратился и «победа» за нами. — Для того чтобы применить подобную уловку, требуется, конечно, очень невежественная голова или очень темная совесть.
Но «призыв к городовому» имеет целью только прекратить спор. Многие этим не довольствуются, а применяют подобные же средства, чтобы «убедить» противника, т. е., вернее, заставить его, по крайней мере на словах, согласиться с нами. Тогда подобные доводы получают название «палочных доводов». Конечно, и в наше время употребляются еще «палочные доводы» в буквальном смысле слова. Насилие во всех видах очень часто «убеждает» многих и разрешает споры, по крайней мере на время. Но такие палочные доводы в область рассмотрения логикой, хотя бы и прикладной, не входят.
Заключение
Проблема диалога является сегодня одной из актуальных проблем современности. Она заявляет о себе как глобальной проблеме, ибо возникает во всех сферах общественной жизни, на всех уровнях коммуникации, начиная от межличностного, кончая планетарным. Мир, в котором мы живем, противоречив. В нем сталкиваются противоположные интересы, цели, мировоззрения, ценностные представления. Эти разногласия порождают коллизии, выходом из которых может быть цивилизованный спор.
Учиться спорить — значит учиться мыслить и говорить рассудительно, учиться слушать и понимать собеседника, учиться уважать оппонента, соперника или противника в споре, независимо от того, согласны ли Вы с ним или нет. Умелый, конструктивный спор — это продуктивный путь решения житейских и профессиональных проблем. Культурный спор упреждает конфликты, является одним из эффективных путей совместного поиска истины, формой коллективного решения комплексных проблем, требующих объединения усилий разных специалистов. В арсенале педагогических средств спор — оригинальная форма проблемного обучения, способ активного познания и понимания, школа логической, этической и эстетической речевой культуры личности, прекрасный способ раскрытия и обогащения творческого потенциала личности.
«Учащийся оному великое будет иметь в своем искусстве вспоможение» (М.В. Ломоносов).
Список литературы