Культура Средневековья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 21:46, реферат

Описание работы

Средними веками культурологи называют длительный период в истории Западной Европы между Античностью и Новым Временем. Этот период охватывает более тысячелетия с V по XV века. Народная культура этой эпохи - новая и почти неразведанная еще в науке тема. Идеологам феодального общества удалось не только оттеснить народ от средств фиксации его мыслей и настроений, но и лишить исследователей последующих времен возможности восстановить основные черты его духовной жизни. «Великий немой», «великий отсутствующий», «люди без архивов и без лиц» - так именуют современные историки народ в эпоху, когда для него был закрыт непосредственный доступ к средствам письменной фиксации культурных ценностей.

Содержание работы

Введение
1. Раннее Средневековье
1.1 «Культура безмолвствующего большинства»
1.2 Роль церкви в период Раннего Средневековья
1.3 Трубадуры
2. Высокое (классическое) Средневековье
2.1 Зарождение “городской культуры”
3. Позднее Средневековье
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Содержание и далее - культурология.doc

— 107.00 Кб (Скачать файл)

Новым и чрезвычайно  важным явлением, свидетельствующим  об углублении процесса развития городской  культуры, было создание в городах  не церковных школ - это были частные школы, материально от церкви не зависящие. Преподаватели этих школ жили за свет платы, взимаемой с учащихся и обучать в них  своих детей могли все, кто мог позволить себе заплатить за обучение. С этого  времени идет быстрое распространение грамотности в среде городского населения.

 

 

 

 

 

3. Позднее Средневековье

Позднее Средневековье  продолжило процессы формирования европейской  культуры, начавшиеся в период классики. Однако ход их был далеко не гладким. В XIV-XV веках Западная Европа неоднократно переживала великий голод. Многочисленные эпидемии, особенно чумы, принесли неисчислимые человеческие жертвы. Очень сильно замедлила развитие культуры Столетняя война.

В  эти периоды  неуверенность и страх владели  массами. Хозяйственный подъем сменяется  длительными периодами спада и застоя. В народных массах усиливались комплексы страха перед смертью и загробным существованием, усиливаются страхи перед нечистой силой.

 В конце  Средневековья в сознании простонародья  Сатана трансформируется  из, в  общем-то, не страшного и иногда смешного  черта во всемогущественного повелителя темных сил, который в завершение земной истории выступит в роли Антихриста.

Другая причина  страхов - голод, как следствие низкой урожайности  и нескольких лет  засух.

 Источники  страхов  лучше всего высвечиваются  в молитве крестьянина того  времени: «Избави нас, Господи, от чумы, голода и войны». [1, стр. 330]

Господство  устной культуры мощно способствовало умножению суеверий, страхов и коллективных паник.

Однако, в конце  концов, города  возрождались, люди, уцелевшие от мора и войны, получили возможность устраивать  свою жизнь  лучше, чем в предыдущие эпохи. Возникли условия для нового подъема духовной жизни, науки, философии, искусства. Этот подъем с необходимостью вел к так называемому  Возрождению или Ренессансу.

 

Заключение

В Средние века комплекс представлений о мире, верований, умственных установок и системы  поведения, который условно можно было бы назвать «народной культурой» или «народной религиозностью» так или иначе, был достоянием всех членов общества. [1, стр. 356]

Мышление средних  веков было преимущественно  теологическим.

Средневековая церковь, с опаской и подозрением относившаяся к обычаям, вере и религиозной практике простонародья, испытывала на себе их влияния. Как пример, можно привести санкционирование церковью культа святых в его народной интерпретации.

Магический  подход к природе распространялся  на христианские обряды, вера в чудеса была повсеместной.

Вся культурная жизнь европейского общества этого  периода в значительной степени  определялась христианством.

Европейское средневековой  общество было очень религиозно и  власть духовенства над умами  была чрезвычайно велика. Учение церкви было исходным моментом всякого мышления, все науки - юриспруденция, естествознание, философия, логика- все приводилось в соответствие с христианством. Высшее духовенство было единственно образованным классом, однако средневековый европеец, включая и высшие слои общества, был неграмотен. Ужасающе низким был уровень грамотности даже священников в приходах. Лишь к концу XV века церковь осознала необходимость иметь образованные кадры и начала открывать духовные семинарии.

Массовая средневековая культура - это культура бескнижная, “догутенбергова”. Она опиралась  не на печатное слово, а на изустные проповеди и увещевания. Она существовала через сознание безграмотного человека. Это была культура молитв, сказок, мифов и волшебных заклятий.

 «Переводом»  мыслей  социальной и духовной элиты на доступный для понимания всех людей язык стали проповеди, представляющие собой значительный пласт средневековой культуры. Приходские священники, монахи, миссионеры должны были растолковывать народу основные положения  богословия, внушать принципы христианского поведения и искоренять неправильный образ мыслей. Создавалась специальная литература, которая популярно излагала  основы христианского учения, давая пастве образцы для подражания.  Эта литература, в основном, предназначалась священникам, чтобы они использовали ее в своей повседневной деятельности.

Во времена  классического Средневековья возникает  городская культура как новое  явление культурной народной жизни, сыгравшая очень большую роль в становлении западной цивилизации в целом. Суть городской культуры сводилась к постоянному усилению светских элементов во всех сферах человеческого бытия.

Позднее Средневековье  продолжило процессы формирования европейской  культуры, начавшиеся в период классики.

 

 

Список  использованной литературы

1. Гуревич А.Я.  “Средневековый мир: культура  безмолвствующего большинства”. М., 1990 г.

2. Гуревич А.Я.  “ Проблемы средневековой народной  культуры”. М., 1981 г.

3. Гуревич А.Я.  “ Категории средневековой культуры”  М., 1984 г.

4. Под ред. Марковой А.Н. ”Культурология”, М.,  1995 г.

5. Под ред.  Радугиной А.А. “Культурология”.  М., 1997 г.

  1. . Всемирная история. Энциклопедия том-1 Москва «Аванта+»,1993г. 685с.
  2. . Артамонов С.Д. Литература средних веков: кн. для учащихся ст. кл.-М, «Просвещение», 1992г., 240с.

 


Информация о работе Культура Средневековья