Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 13:34, реферат
Отечественная культура ХХ века отразила всю сложность и противоречивость переживаемого исторического периода. Россия пыталась найти ответ на вопрос о судьбах своей культуры. В начале века Россия обладала богатейшим культурным наследием, культурными ценностями мирового уровня, но отсутствие в российском обществе достаточно широкого среднего культурного слоя, определило одну из серьезных особенностей культурной ситуации в России. Она выражалась в существовавшем разрыве между духовным ренессансом и бушевавшей реальностью жизни, в которую вовлекались широкие народные массы.
Введение
Русская культура - понятие историческое и многогранное. Она включает в себя факты, процессы, тенденции, свидетельствующие о длительном и сложном развитии.
Советская культура - сложнейшее и неоднозначное явление. В эту эпоху прошла несколько наиболее существенных этапов: первое послеоктябрьское десятилетие, период тоталитаризма, период Великой Отечественной войны, послевоенный период, период «оттепели» и периода «застоя».
Отечественная культура ХХ века отразила всю сложность и противоречивость переживаемого исторического периода. Россия пыталась найти ответ на вопрос о судьбах своей культуры. В начале века Россия обладала богатейшим культурным наследием, культурными ценностями мирового уровня, но отсутствие в российском обществе достаточно широкого среднего культурного слоя, определило одну из серьезных особенностей культурной ситуации в России. Она выражалась в существовавшем разрыве между духовным ренессансом и бушевавшей реальностью жизни, в которую вовлекались широкие народные массы.
Русская культура свидетельствует: при всем разночтении русской души и русского характера трудно не согласиться со знаменитыми строчками Ф.Тютчева: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить: у ней особенная стать — в Россию можно только верить».
Отечественная культура в 60ых – 80ых годах.
Литература. В 70 –е годы в области литературы и искусства срабатывали те же механизмы административно-командной системы, что и в науке. Свобода творчества художника была ограничена идеологическими рамками.
Нравственным ориентиром в литературе до 1970 года продолжал оставаться руководимый А. Твардовским журнал «Новый мир». На его страницах печатались рассказы А.Солженицина, В. Быкова, прогрессивных зарубежных авторов. Литературным событием 1967 года стала публикация журналом «Москва» романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита». Появились первые реалистические произведения о войне Ю. Бондарева, Б. Васильева, Ч. Айтматова. Много молодых авторов печаталось на страницы журнала «Юность», в редколлегию которого входили известные писатели Г. Медынский, В.Розов, молодой писатель В. Аксенов , поэт Е. Евтушенко.
Однако к концу 60 – х годов политический курс в стране поворачивает в сторону ужесточения цензуры. В ноябре 1969 года А.Солженицын был исключен из Союза писателей за его выступления против явной и скрытой цензуры художественных произведений.
В январе 1970 года был снят со своей должности редактора журнала А. Твардовский и ряд его единомышленников. Это послужило сигналом для консерваторов. В большом количестве начинается печататься и издаваться так называемая заказная литература, прославляющая идеи коммунизма, существующий строй и власть.
Выделяя на развитие культуры средства по остаточному принципу, государство, тем не менее, не скупилось на организацию дорогостоящих мероприятий по случаю юбилейных идеологических дат. Беспрецедентный размах получила подготовка и празднование 100 - летия со дня рождения В.И. Ленина.
Однако увидеть свет произведению, содержащему хоть малую критику действительности или «запретные темы», было уже практически невозможно. Поэтому в обществе всё большое распространение получает «самиздат». В «самиздате» увидели свет новые романы А. Солженицына «В круге первом» , «Архипелаг ГУЛАГ»
Кино. В кинематографе художественные фильмы молодых талантливых режиссеров часто либо искажались под нажимом цензуры до неузнаваемости, либо вообще запрещались для показа. Создаваемые в эти годы фильмы А. Тарковского практически не имели широкого проката в стране. Доступ к зарубежным лентам известных режиссеров был практически закрыт. Основной массе населения было неизвестно творчество таких всемирно известных режиссеров, как Феллини, Висконти. Проводимый в Москве международный кинофестиваль был всего лишь маленьким окном в мир зарубежного кинематографа.
По мере развития в стране телевизионной сети, стало развиваться художественное телевидение. Известными режиссерами были сняты интересные телефильмы ( в частности Э. Рязановым «Ирония судьбы», или «С легким паром»). Большой популярностью пользовался многосерийный телефильм «Семнадцать мгновений весны», снятый режиссером Т. Лиозновой, по одноименному роману Ю. Семенова.
Театр. В эти годы театр продолжал оставаться тем местом, где, пользуясь любой возможностью, режиссеры пытались откликнуться на события современной жизни ( иногда это была единственная реплика какого-либо героя, но зал тут же понимал содержащийся намек).
Каждый театральный
коллектив выработал «свой
А. Гончаров взялся за освоение советского репертуара, поставил пьесу И. Бабеля «Закат». В спектакле были задействованы прекраснейшие актеры: А. Джихарханян, Э. Виторган, Т. Васильева. С особой силой в постановке прозвучала тревога по поводу попрания святынь, разрушении естественной связи времен. Впервые был задан вопрос – всегда ли хорош интернационализм, смешение традиций. Без новой духовной основы это может превратиться в страшную, все разрушающую пошлость и жестокость.
Театральные режиссеры
постоянно боролись с цензурой, без
просмотра партийными руководителями
не выпускался ни один спектакль. Крупными
событиями театральной жизни
становились спектакли
Музыка. В молодежной музыке джаз сменил рок. Одним из известных рок ансамблей того времени был «Арсенал». Играли Баха, «Картинки с выставки» Мусорского, сложнейшие композиции с симфоническим оркестром, популярнейшую во всем мире оперу «Super star». Против самой этой высокодуховной музыки никто ничего сказать не мог. Тогда ее связали с хиппи, наркоманией, алкоголизмом, ругали за громкость, кричали о том, что «рок развращает молодежь», похоже только потому, что все это не поддавалось никакому контролю.
Известному
в стране сатирику А. Райкину было
запрещено выступать с
Спорт. В 70 –е годы уделялось большое внимание развитию спорту, что в общем характерно для любого тоталитарного государства. Была создана развернутая сеть спортивных школ, кружков, секций. Дети имели реальную возможность заниматься спортом по месту жительства. Это не могло не сказаться на спортивных результатах, особенно в зимних видах спорта. Советская сборная по хоккею с шайбой успешно выступала на международных соревнованиях, лыжники и конькобежцы побеждали на Олимпийских играх, известная фигуристка Ирина Роднина была 10 кратной чемпионкой мира и Олимпийских игр. Однако и в большом спорте были те же проблемы. Из – за конфликта с руководством в 1972 году, уехали за рубеж первые олимпийские чемпионы по фигурному катанию Л. Белоусова и О. Протопопов.
Образование. В начале 60-х был осуществлен переход ко всеобщему среднему образованию. Более чем в два раза выросло число студентов высших и средних учебных заведений. Однако в целом в советской системе образования мало что изменилось. Школы от начальной до высшей получали заказ на функционера, а не на творца. Это определяло и программу обучения, и стиль взаимоотношений между учителем и учеником.
Вопреки официальной политике, в эти годы появляется целая плеяда педагогов – новаторов, «шестидесятников». Они пытаются создать атмосферу творчества, исключить зубрежку, построить партнерские отношения учителя с учениками.
М.П. Щетинин планировал вовлечь в свой эксперимент не только школьников, но и детсадовцев и детдомовцев. Он мечтал о создании центра комплексного формирования личности, где были бы «сельские» и «городские» производства, клубный комплекс, спортивный и оздоровительный центры, творческие мастерские и научные лаборатории.
В.Ф. Шаталов предложил новую методику обучения на основе опорных сигналов. Объемный скучный текст укладывался в интересную формулу, быстро запоминался, развивалось логическое мышление, т.е. школьную программу усваивали без труда и за гораздо более короткое время. Шаталов разработал интересную и плодотворную систему контроля.
Весьма полезные идеи для усовершенствования системы образования и воспитания были высказаны Ш.А. Амонашвили, И.П. Волковым, Б.П. и Л.А. Никитиными. Несмотря на бюрократические препоны, методика педагогов – новаторов стала широко известна. Именно они, в немалой степени, подготовили радикальную реформу 90-х годов.
Количественные показатели выглядели вполне благополучно за 1966- 1970 гг. ( общее и специальное ) получили 16,1 млн. человек, 1971- 1975 гг. – 18,9 млн., 1976- 1980 гг. – 25,2 млн. Росла численность учащихся в высших учебных заведениях с 2,4 млн. в 1960 г. до 5,2 млн. в 1985 г. Высокие темпы роста численности учащихся вели к быстрому повышению уровня образования населения. В 1970 году высшее и среднее (полное и неполное) образование имели среди занятого в народном хозяйстве населения 65,3 %, в 1979 – 80,5%, в 1989 – 92,1 % (по данным всесоюзных переписей населения). Это весьма высокие показатели, причем достигнутые в течении жизни одного поколения.
Вместе с тем имелись большие различия в уровне образования городского и сельского населения. Качество образования не только не улучшалось, но все более отставало от требований времени и научно – технического прогресса.
Средняя школа , ориентированная в основном на продолжение образования в высших учебных заведения, прививала многим школьникам ложные ценностные ориентации и ожидания – ведь с переходом ко всеобщему среднему образованию далеко не все из выпускников поступали в вузы.
Рост численности вузов не сопровождался улучшение качества подготовки студентов. Этому препятствовали не только слабая материальная база вузов, недостаточная порой квалификация профессорско - преподавательского состава, но и снижение уровня подготовки выпускников средней школы, охваченной погоней за массовостью в связи с переходом ко всеобщему обязательному среднему образованию. Негативно сказывалось снижение престижа дипломированных специалистов, особенно массовых технических специальностей. Во многих вузах был недобор студентов, так что часто институты вынуждены были принимать без конкурса практически всех абитуриентов, независимо от уровня способностей и подготовки.
Наука. Советские ученые успешно проводили космические исследования, впервые космонавт А.А. Леонов совершил выход в открытый космос. Новые открытия были сделаны в области атомной энергии, в стране сложился мощный ядерно-энергетический комплекс. Продолжаются разработки новейших видов вооружения, создана нейтронная бомба при непосредственном участии А.Д. Сахарова.
Учитывая увлечение
в это время
В 1977 году в Московском институте инженеров сельскохозяйственного производства имени В.П. Горячкина был создан первый в мире агроробот – MAP-1 (у него – две руки грузоподъемностью 75 килограммов, есть «глаза», «уши», органы «осязания»). Руководитель этого проекта В.И. Васянин опубликовал уникальную книгу «Сельскохозяйственные роботы». В ней шла речь о механических работниках для теплиц, животноводческих ферм. Однако сельскохозяйственное роботостроение осталось лишь в планах.
В тоже время, совершенно очевидно, что в 70-е годы советская наука теряет свои приоритеты. Виднейшие ученые П.Л. Капица, А.Д. Сахаров с тревогой обращаются в правительство, говоря о неэффективной системе образования, некомпетентности руководящих органов. Послушные ученые стали нужнее, чем талантливые. В упадок приходят такие известные во всем мире центры как Обнинск, Новосибирский Академгородок, где прежде научные открытия следовали одно за другим.
Бюрократическая система тормозила развитие науки как могла. От изобретения до внедрения проходили годы. Применение кислорода в промышленном производстве, предложенное инженером А. Мозговым, стало возможным только через 20 лет, автора наградили Государственной премией СССР. Эксперты умудрились задержать патентование одного из крупнейших изобретений века, сделанного Н. Басовым и А. Прохоровым – лазера. Впоследствии эти ученые были удостоены Ленинской и Нобелевской премий.
В самом сложном
положении снова оказались обще
О мощном давлении на авторов свидетельствует хотя бы такой эпизод. В конце 60-х маршал Г.К. Жуков завершил свои воспоминания. Однако разрешения на публикацию не было. Наконец, дали понять, что в книге ни разу не упомянут, Брежнев. Беда в том, что они ни разу во время войны не встречались. Тогда автор написал, что «…находясь в 18-й армии, поехал посоветоваться с начальником политотдела Л.И. Брежневым, но, к сожалению, его на месте не оказалось. Он как раз находился на Малой земле, где шли тяжелейшие бои». Эта фраза прошла по всем изданиям «Воспоминаний и размышлений» Г.К. Жукова, в т.ч. и зарубежным. Только в юбилейном, седьмом, была опущена.
Информация о работе Культура СССР в середине 60-х – начале 80-х годов