Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 13:41, контрольная работа
В 324-330 гг. Константин основал новую столицу империи, названную по его имени Константинополем. На европейском берегу Босфора, на высоких холмах, где некогда была расположена древняя мегарская колония Византии, с поразительной быстротой вырос огромный город, укрепленный с суши и моря непреступными стенами. Константинополь господствовал над проливами Босфор и Дарданеллы, контролировал торговые и военно-стратегические пути из Европы и Азию, из Эгейского моря в Черное. Древний Византий позднее дал название всей империи, но сами византийцы называли себя римлянами -по-гречески ромеями, а столица империи долгое время носила гордое название Новый Рим.
Введение
Образование великой империи.
Рождение новой идеологии.
Империя в опасности. Натиск арабов.
Подъем Византийского государства.
Расцвет Византийской культуры в ХI-ХII веках.
Поздняя Византия. Начало конца.
Заключение.
Расцвет византийской культуры
В XI—XII вв. в византийской
литературе наблюдается известный подъем.
Расширяется круг интересов писателей,
появляются новые литературные жанры,
сюжетные линии делаются динамичнее, рождаются
новые стилистические формы.
Ощущается постепенный отход, порою
еще робкий, от закостенелых штампов и
канонов, господствовавших в литературе
предшествующих веков. Начинает изменяться
отношение к античному наследию. Античные
традиции воспринимаются уже не механически,
а переосмысливаются под влиянием реальной
действительности. Использование античной
литературы идет целенаправленно, подчиняясь
новым потребностям и новым веяниям времени.
В литературе, все сильнее звучат мотивы
отрицания, критики общественного строя
с его унификацией и канонизацией культурных
ценностей. Расцвет переживает народная
литература разных жанров, народный язык
получает права гражданства.
Поздняя Византия. Начало конца
Захват Константинополя
крестоносцами в 1204 г. привел к распаду
Византийской империи. По словам писателя
XIV в. Никифора Григоры, держава ромеев,
подобно судну, подхваченному злыми ветрами
и волнами, раскололась на множество мелких
частей. Но постепенно в этом хаосе феодальных
княжеств выделились три центра греческой
государственности: Никейская империя
в северо- западном углу Малой Азии, Эпирское
царство на Балканах и Трапезупдская империя
на земле древнего Понта, на южном берегу
Черного моря.
Нестабильность экономики, территориальные
потери, нескончаемые феодальные усобицы
и возрастающая турецкая угроза - вот что
характеризует последние столетия существования
некогда великой империи.
Последнее столетие истории Византии
было наполнено драматическими событиями.
Могущество грозного врага Византии турок-османов
росло из года в год. Политическая раздробленность;
внутренние междоусобицы; враждебность
соседних Балканских государств - Сербии,
Болгарии, а также
Венгрии; выжидательная позиция Запада
делали положение Византии крайне опасным.
Решающий удар империи был нанесен утверждением
турок-османов в Европе. Штурм Константинополя
произошел 29 мая 1453 г. Войска нападавших
турок по численности значительно превосходили
оборонявшихся. После многочасового боя
Константинополь был взят штурмом. Византия
прошла трудный, но насыщенный яркими
событиями общественной и культурной
жизни тысячелетний исторический путь.
Ей по праву принадлежит видное место
в прогрессивном развитии Европы и всего
средневекового мира.
Заключение
В заключении я отмечу, что вXI— XII вв. культура Византийской еще оставалась средневековой, традиционной, во многом каноничной. Но в художественной жизни общества несмотря на силу традиции, начинают пробивать себе дорогу некоторые, пусть еще слабые, предренессансные явления. В литературе обнаруживаются тенденции к демократизации языка и сюжета, к индивидуализации авторского лица, к проявлению авторской позиции, в ней зарождается критическое отношение к аскетическому монашескому идеалу и проскальзывают религиозные сомнения. Значительного расцвета достигает в этот период и византийское искусство. Несмотря на его каноничность и унификацию эстетических ценностей, и в нем пробиваются ростки новых предренессансных веяний, нашедших дальнейшее развитие в византийском искусстве эпохи Палеологов.
Каков же вклад византийской
цивилизации в культуру средневековья?
Византийская культура - это закономерный
этап развития европейской и всей мировой
культуры, этап, имевший свои специфические,
неповторимые типологические особенности.
Для их выявления важным ориентиром могут
служить такие факторы: в Византии существовала
языковая и конфессиональная общность
в рамках единого государственного образования
(при всей многоэтничности Византийская
империя имела одно главное этническое
ядро - греков, в ее культурной жизни преобладал
греческий язык); в Византии господствовала
христианская религия в ее особой православной
форме; в Византийской империи всегда
сохранялась устойчивая государственность
и централизованное управление; византийскую
культуру отличало от культуры стран Западной
Европы наличие элементов восточных цивилизаций;
как по своему географическому, этническому
и экономическому положению Византия
была своеобразным «золотым мостом» между
Востоком и Западом, так и в культурном
развитии Европы она была связующим звеном
между западной и восточной культурами.
При этом происходил плодотворный синтез
культур
Востока и Запада. На различных этапах
культурного развития Византии в этом
синтезе получали преобладание то восточные,
то западные элементы. Не меньшее воздействие
на культуру Византии оказало и своеобразие
государственного строя империи. Сохранение
в Византии централизованной империи
и сильной императорской власти оказало
большое влияние на идеологию и культуру
Византии. В отличие от раздробленной
средневековой Европы Византийская империя
сохранила государственные политические
доктрины Рима и культ императора, что
нашло отражение в различных сферах культурной
жизни общества. Это составляет, на наш
взгляд, еще одно важное типологическое
отличие византийской культуры по сравнению
с западноевропейской. В Византии при
все возрастающем влиянии христианства
все же никогда не затухало и светское
художественное творчество. Необычайный
расцвет Константинополя - этого крупнейшего
центра средневекового мира, превосходившего
вплоть до
XIII в. богатством и блеском своей цивилизации
современные ему Лондон,
Париж, Венецию и Флоренцию, способствовал
сохранению светской городской культуры.
Культ империи и императора давал импульс
как развитию придворной столичной культуры,
так и сближению светской и церковной
идеологии. В Византии всегда жила полнокровной
жизнью светская культура и образованность,
связанная, с одной стороны, византийской
аристократией и городской интеллигенцией,
а с другой — черпавшая могучие импульсы
из народной культуры. Византийская цивилизация
оказала глубокое и устойчивое воздействие
на развитие культур многих стран средневековой
Европы. Ареал распространения влияния
византийской культуры был весьма обширен:
Сицилия, Южная Италия, Далмация, государства
Балканского полуострова, Древняя Русь,
народы Закавказья, Северного Кавказа
и Крыма — все они в той или иной степени
соприкасались с византийской образованностью.
Итак, культуре Византии по праву
принадлежит видное место в развитии
Европы. Культурное влияние Византии,
как известно, пережило саму империю.
Поэтому византийская цивилизация
вызывает живой интерес у людей современной
эпохи.
ЛИТЕРАТУРА
1. Анисимова Л.В. Культура
2. Клишина Е.М. Культурология. Учебник.1996.
З. Крупина В.В. Культура Византии (исторический
очерк). Москва. 1986.
4. Удальцова В.И. Византийская культура.
Москва. 1991.