Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 06:53, реферат
Цель работы– выявить своеобразие и отличительные черты культур востока.
Цель работы конкретизируется следующими задачами:
- выявить формационное своеобразие культуры Востока;
- изучить модели культуры цивилизаций Древнего Востока;
- охарактеризовать специфику развития культуры Востока: от древности к современности;
- проанализировать особенности«восточной»культуры в её сопоставлении с «западной».
Введение
1. Формационное своеобразие культуры Востока
2. Модели культуры цивилизаций Древнего Востока
3. Специфика развития культуры Востока: от древности к современности
4. Особенности«восточной»культуры в её сопоставлении с «западной»
Заключение
Список использованных источников
Мы можем обнаружить известные параллели в развитии культуры на Востоке и Западе. Зарождение первых цивилизаций началось с IIIтысячелетия до н. э. Во II-V в. н.э. происходили столкновения с «варварами»(римляне называли их «barbari», китайцы- «ху», «хужэнь»).Примерно в одно время начинает развиваться феодализм -I-VII вв. н. э. К VII-VIII вв.н. э. складываются могущественные государства-империи.
Начинается развитие духовной культуры. Как и на Западе, в Китае оно проходит под лозунгом обращения к«древнему» «гу вэнь» - в Китае, в Европе- Каролингское Возрождение».Но сам термин- «фугу» (возвращение к древности)появляется позднее, точно также как и термин «Ринашименто»у Джорджо Вазари(ХVI в.). Более того,за образец принимается не вся китайская древность, но только «классическая».В Китае мыслители апеллировали к авторитетамI в.: Сыма Цянь,Сымо Сянжу, Ян Сюн. Образцами служили трактаты:«Ицзин» («Книга перемен»), «Шицзин»(«Книга песен»),«Шуцзин» («Книга истории»), сочинения Конфуция. Интересно,что в Европе вершина Возрождения падает не на Италию, где оно зародилось,а на Англию. В восточной культуре - на Японию, на период Гэнроку (1688-1704), а не на Китай.Очень близки по содержанию и последующие культурные эпохи, например,Просвещения.В Японии появляется плеяда просветителей,происходит выдвижение на арену «просвещенных монархов»:Канси, Юн-чжен,Цян-Лун и др. В это время здесь появляются элементы культуры,аналогичные европейским.К VII в. Янь Ши-чу даёт редакцию пяти древних текстов: «Ицзин»,«Шицзин», «Шуцзин»,«Чуньцю», «Лицзи».Они составляют канон, «утверждённый текст» - «диньбэнь».Затем были отобраны комментарии,которые Кун Ин-да счел«правильными»- «чжэньи», то есть происходит канонизация.
В литературе также происходит
канонизация:появляется«
В Европе в это время издается«Сумма теологии»Фомы Аквината и прочие «Суммы...».Складывается и практика трактовки текстов, фраз,слов - она называется«сюньгу», на западе - экзегетика.Таким образом,средневековая культура имеет много общего:
1. догматизм как мировоззрение;
2. толкование текстов как метод познания;
3. схоластика как форма
псевдонауки.Складывается и
Накамура Тэкисай в предисловии к «Чзиньсы му»писал: «Считается,что в идейном мире конфуцианства с наступлением периода Сун(Х в., он служит датировкой новой эпохи)началась новая эра. ...Провозгласили учение в природе...Ибо учёные Ханьского и Танского времени самым важным считали дать как можно больше толкований».
Но то же самое происходило и в Европе. Фрэнсис Бэкон писал,что нам даны две книги: Книга Писания, в которой вскрывается воля божья, и Книга природы,в которой раскрывается могущество Бога. Таким образом, это ещё не отказ от текста,авторитета,веры, но шаг в сторону.
На Востоке этот процесс секуляризации шёл быстрее.«Приобретение знания - самое первое, но не самое важное;самое важное- достижение моральной и интеллектуальной человеческой высоты», - считали философы сунской школы. Таким образом, знание и мораль - рассматриваются в единстве.Притом более высокой ценностью считается мораль.
Главное в культуре цивилизации
Древнего Востока- это сохранение и восстановление-
если что-то нарушено - порядка,организации,закона.
[5, с. 427]Подданные должны поддерживать
закон - они должны вовремя вносить налоги,
платить подати, выполнять повинности.Придворные,
Из необходимости сохранять утверждённый миропорядок родилась наука:если границы полей смыло наводнением,их надо восстановить в той же форме,в какой они существовали до разрушения.Если двор, хозяин,платит налог,то надо исчислить,правильно ли он его платит.Ход полевых работ, разливы рек, засушливые сезоны - цикличны.Надо познать закономерность этих циклов,а для этого нужна астрономия.
Но и искусство также утверждает
и отражает сложившийся порядок, космос.В
культурах древних царств искусство выполняет
весьма важную роль: оно является средством
поддержания мироздания,исполнения закона
и порядка.Если на архаической стадии
искусство соединяло,сводило человека
с другими, то теперь оно ставит его перед
миром богов, позволяет ему увидеть их
жизнь, участвовать в ритуале поддержания
существования этого мира.Интерес художника
древнего мира вращается исключительно
вокруг жизни богов и фигуры царя. Но царь-
это и божественное существо (как,например,
египетский фараон - живой бог солнца Ра),и
глава государства(империи), и обычный
человек. Поэтому древнеегипетский художник
изображает фараона не только в мире богов
(где он,как бы поддерживает с другими
богами миропорядок).Фараон изображён
на войне - он мчится на колеснице,давя
врагов,на охоте поражает из лука львов,в
своём дворце- принимает иностранные посольства,в
быту - отдыхает вместе с женой.Поскольку
фараон имеет приближённых и слуг, а те
в свою очередь,своих и т. д. до рабов, уже
ничего не имеющих,божественная сила распространяется
через священного царя на весь его народ.
Поэтому в центре древнего рисунка и картины
канонического типа всегда стоит фигура
священного царя, от неё к периферии волнами
расходятся изображения других людей-
царицы, приближённых царя, военачальников,писцов,
земледельцев,ремесленников,
Но Древний Восток наложил отпечаток на культуру цивилизации,придал ей специфические черты, отличающие её от культуры Запада.
4. Особенности«восточной»
1. Основой письменной
культуры Запада является
Для Запада характерны атомарная система алфавитного письма, анализ как основной метод распознавания звуков и дальнейший синтез значений.Самостоятельное значение,семантическую нагрузку несут отдельные части слова: корень,суффикс, приставки и т. д. Они сообщают грамматический смысл целому- слову. За словом стоит понятие- форма мышления.Образное содержание предмета в понятии фактически отсутствует,редуцировано.
Европейские понятия, например,«человек» или«индивид» -воспринимается чисто атомарно.А вот японское понятие «НИНГЭН»(человек) означает и общественные отношения,которые устанавливаются между индивидами,и самого индивида.
2. Употребление синонимов в Западной культуре основано на понятийном содержании слов безотносительно к графической оболочке слова.Правда, в древнескандинавской поэзии широко применялся приём звуковой аллитерации.
В восточной культуре разветвление смыслов строится по типу наглядного изображения.Здесь символ,метафора задаются графическими образными тождествами,характеризующимися иероглифическим символом. Сама оболочка понятия- не внешняя форма, а содержательная форма.
3. В Западной культуре языку отводится роль средства выражения,трансляции смысла. В восточной культуре иероглиф не просто передаёт смысл, а содержит его в себе. Иероглиф есть единство цели (понятия)и средства(изображения).
4. В западной культуре
возможно,несовпадение«цели» и
5. В западной культуре
на этом основано различие цели
и средств, различие,противоречие между
техникой,технологией и ценностями,нравственностью,
6. В западной культуре
наука направлена на
7. Для европейской культуры
«понять»- значит дать повторяющийся
результат, то есть «воспроизвести».
8. Для западной культуры
характерен антропоцентризм,
9. Для западной культуры
характерен«вещизм», «товарный фетишизм»
-«покупать,покупать, покупать»,инстинкт
собственника.Для восточной- «минимизация»потребностей.
10. Для Запада характерно
признание безличностного,
11. Внетекстовое молчание означает отсутствие смысла - в западной культуре. В восточной культуре - молчание есть способ постижения смысла.
12. В западной культуре цель науки - истина.Она имеет практическую отдачу. В восточной- цель знания- выработка ценностей,выходящих за рамки утилитарности.
13. В западной культуре
познание и нравственность
14. В западной культуре
постижение всеобщего,законов - основная
цель. Единичное невыразимо
Например,европейская медицина хорошо справляется с эпидемиями,с массовыми заболеваниями,но пасует при лечении психических заболеваний,при контакте с конкретным человеком,восточная медицина - наоборот,более сильна при воздействии на индивидуум,скажем, путём иглоукалывания.
15. Отличается на Востоке и трактовка«гуманизма».Термин «гуманизм»был введён в Италии Колюччо Салютати и Леонардо Бруни.Они заимствовали его у Цицерона.В Китае Хань Юй вводит термин«ЖЭНЬ», отличая свой путь от пути до него.Но содержание этого термина(«Пути») - иное.Конфуций проповедовал любовь к человеку,Хань Юй - любовь ко всему, к миру,понятому пантеистически и одухотворённо.
Таким образом,восточный
гуманизм не был антропоцентричен.Чжан
Мин-дао говорил: «Моя душа - то же, что
и душа трав,деревьев, птиц,животных. Только
человек рождается,приняв срединное Неба-Земли».Таким
образом,это своеобразное экологическое
мировоззрение,«
Заключение
Культура Востока, несомненно,своеобразна
и во многом отличается от классически
противопоставляемой ей Западной культуры.
Даже понятие «культуры» на Западе и Востоке несёт
в себе разный смысл. Европейское понимание
культуры идёт от понятий«возделывание»,
Таким образом,если на Западе
под культурой понимается совокупность
и материальных,и духовных продуктов человеческой
деятельности,то на Востоке в культуру
входят лишь те из продуктов,которые делают
мир и человека«украшенными»,«
В ХХ веке мы привыкли смотреть на Восток«снисходительно»,сверху вниз,считая, что это- догоняющий тип культуры,обречённый на отставание от культуры Запада и периодическую модернизацию.Но такое состояние- результат развития за последние 3-4века - краткий миг в истории.Большую же часть исторического времени культура Востока опережала Запад. Восток- «давал», Европа- «брала». Недаром появилось изречение:«Свет с Востока».И не вернётся ли это положение вновь, в ХХI веке- кто знает?
Список использованных источников
1. Радугин А.А. Культурология.Учебное пособие.– М., «Центр» -2001, 303 с.
2. Розин В.М.Культурология:
3. Культурология Гуревич П.С.Учебник, Юнити,2006 – 327 с.
4. Ермишмна Н.А. Культурологи:Учебное
пособие для вузов.
5. Культурология.Учебник для ВУЗов Солонин Ю.Н., Каган М.С.,ред. Высшее образование.– 2007, 566 с.