Культура востока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 06:53, реферат

Описание работы

Цель работы– выявить своеобразие и отличительные черты культур востока.
Цель работы конкретизируется следующими задачами:
- выявить формационное своеобразие культуры Востока;
- изучить модели культуры цивилизаций Древнего Востока;
- охарактеризовать специфику развития культуры Востока: от древности к современности;
- проанализировать особенности«восточной»культуры в её сопоставлении с «западной».

Содержание работы

Введение
1. Формационное своеобразие культуры Востока
2. Модели культуры цивилизаций Древнего Востока
3. Специфика развития культуры Востока: от древности к современности
4. Особенности«восточной»культуры в её сопоставлении с «западной»
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

культурология.doc

— 85.50 Кб (Скачать файл)

Мы можем обнаружить известные параллели в развитии культуры на Востоке и Западе. Зарождение первых цивилизаций началось с IIIтысячелетия до н. э. Во II-V в. н.э. происходили столкновения с «варварами»(римляне называли их «barbari», китайцы- «ху», «хужэнь»).Примерно в одно время начинает развиваться феодализм -I-VII вв. н. э. К VII-VIII вв.н. э. складываются могущественные государства-империи.

Начинается развитие духовной культуры. Как и на Западе, в Китае оно проходит под лозунгом обращения к«древнему» «гу вэнь» - в Китае, в Европе- Каролингское Возрождение».Но сам термин- «фугу» (возвращение к древности)появляется позднее, точно также как и термин «Ринашименто»у Джорджо Вазари(ХVI в.). Более того,за образец принимается не вся китайская древность, но только «классическая».В Китае мыслители апеллировали к авторитетамI в.: Сыма Цянь,Сымо Сянжу, Ян Сюн. Образцами служили трактаты:«Ицзин» («Книга перемен»), «Шицзин»(«Книга песен»),«Шуцзин» («Книга истории»), сочинения Конфуция. Интересно,что в Европе вершина Возрождения падает не на Италию, где оно зародилось,а на Англию. В восточной культуре - на Японию, на период Гэнроку (1688-1704), а не на Китай.Очень близки по содержанию и последующие культурные эпохи, например,Просвещения.В Японии появляется плеяда просветителей,происходит выдвижение на арену «просвещенных монархов»:Канси, Юн-чжен,Цян-Лун и др. В это время здесь появляются элементы культуры,аналогичные европейским.К VII в. Янь Ши-чу даёт редакцию пяти древних текстов: «Ицзин»,«Шицзин», «Шуцзин»,«Чуньцю», «Лицзи».Они составляют канон, «утверждённый текст» - «диньбэнь».Затем были отобраны комментарии,которые Кун Ин-да счел«правильными»- «чжэньи», то есть происходит канонизация.

В литературе также происходит канонизация:появляется«избранное в литературе»- «Вэньсуань»,следовательно образуется закрытая,догматическая система текстов,которые санкционируются политическими и религиозными авторитетами.

В Европе в это время издается«Сумма теологии»Фомы Аквината и прочие «Суммы...».Складывается и практика трактовки текстов, фраз,слов - она называется«сюньгу», на западе - экзегетика.Таким образом,средневековая культура имеет много общего:

1. догматизм как мировоззрение;

2. толкование текстов  как метод познания;

3. схоластика как форма  псевдонауки.Складывается и стремление  преодолеть эти отжившие своё, феномены.

Накамура Тэкисай в предисловии к «Чзиньсы му»писал: «Считается,что в идейном мире конфуцианства с наступлением периода Сун(Х в., он служит датировкой новой эпохи)началась новая эра. ...Провозгласили учение в природе...Ибо учёные Ханьского и Танского времени самым важным считали дать как можно больше толкований».

Но то же самое происходило и в Европе. Фрэнсис Бэкон писал,что нам даны две книги: Книга Писания, в которой вскрывается воля божья, и Книга природы,в которой раскрывается могущество Бога. Таким образом, это ещё не отказ от текста,авторитета,веры, но шаг в сторону.

На Востоке этот процесс секуляризации шёл быстрее.«Приобретение знания - самое первое, но не самое важное;самое важное- достижение моральной и интеллектуальной человеческой высоты», - считали философы сунской школы. Таким образом, знание и мораль - рассматриваются в единстве.Притом более высокой ценностью считается мораль.

Главное в культуре цивилизации Древнего Востока- это сохранение и восстановление- если что-то нарушено - порядка,организации,закона. [5, с. 427]Подданные должны поддерживать закон - они должны вовремя вносить налоги, платить подати, выполнять повинности.Придворные,царедворцы также должны знать закон- ритуал, церемониал,которому подчинялась придворная жизнь. Если порядок нарушался,например, не поступали налоги - это воспринималось как гнев богов,как гибель культуры. Миропорядок срочно надо было восстанавливать.

Из необходимости сохранять утверждённый миропорядок родилась наука:если границы полей смыло наводнением,их надо восстановить в той же форме,в какой они существовали до разрушения.Если двор, хозяин,платит налог,то надо исчислить,правильно ли он его платит.Ход полевых работ, разливы рек, засушливые сезоны - цикличны.Надо познать закономерность этих циклов,а для этого нужна астрономия.

Но и искусство также утверждает и отражает сложившийся порядок, космос.В культурах древних царств искусство выполняет весьма важную роль: оно является средством поддержания мироздания,исполнения закона и порядка.Если на архаической стадии искусство соединяло,сводило человека с другими, то теперь оно ставит его перед миром богов, позволяет ему увидеть их жизнь, участвовать в ритуале поддержания существования этого мира.Интерес художника древнего мира вращается исключительно вокруг жизни богов и фигуры царя. Но царь- это и божественное существо (как,например, египетский фараон - живой бог солнца Ра),и глава государства(империи), и обычный человек. Поэтому древнеегипетский художник изображает фараона не только в мире богов (где он,как бы поддерживает с другими богами миропорядок).Фараон изображён на войне - он мчится на колеснице,давя врагов,на охоте поражает из лука львов,в своём дворце- принимает иностранные посольства,в быту - отдыхает вместе с женой.Поскольку фараон имеет приближённых и слуг, а те в свою очередь,своих и т. д. до рабов, уже ничего не имеющих,божественная сила распространяется через священного царя на весь его народ. Поэтому в центре древнего рисунка и картины канонического типа всегда стоит фигура священного царя, от неё к периферии волнами расходятся изображения других людей- царицы, приближённых царя, военачальников,писцов, земледельцев,ремесленников,рабов, пленных.Задача, стоящая перед древним живописцем и вообще искусством- поддерживать миропорядок и закон, - способствовала выработке живописного канона: формирование устойчивой неизменной композиции,предпочтение покоя перед движением,ритуальных поз перед обычными,естественными;разномасштабность изображаемых фигур (царь изображался в одном масштабе,самом крупном,а остальные,в соответствии с положением,во всё более мелком); выделение преимущественных направлений обозрения(толпа перед храмом). Последний момент и объясняет,почему многосторонний обход, изображение и видение предметов как бы в разных проекциях сменился другим способом изображения- все виды объединились вокруг главного.

Но Древний Восток наложил отпечаток на культуру цивилизации,придал ей специфические черты, отличающие её от культуры Запада.

 

4. Особенности«восточной»культуры  в её сопоставлении с «западной»

 

1. Основой письменной  культуры Запада является алфавит- совокупность знаков, выражающих  звуки. Для восточной культуры характерен иероглиф, фиксирующий значение.

Для Запада характерны атомарная система алфавитного письма, анализ как основной метод распознавания звуков и дальнейший синтез значений.Самостоятельное значение,семантическую нагрузку несут отдельные части слова: корень,суффикс, приставки и т. д. Они сообщают грамматический смысл целому- слову. За словом стоит понятие- форма мышления.Образное содержание предмета в понятии фактически отсутствует,редуцировано.

Европейские понятия, например,«человек» или«индивид» -воспринимается чисто атомарно.А вот японское понятие «НИНГЭН»(человек) означает и общественные отношения,которые устанавливаются между индивидами,и самого индивида.

2. Употребление синонимов  в Западной культуре основано  на понятийном содержании слов  безотносительно к графической оболочке слова.Правда, в древнескандинавской поэзии широко применялся приём звуковой аллитерации.

В восточной культуре разветвление смыслов строится по типу наглядного изображения.Здесь символ,метафора задаются графическими образными тождествами,характеризующимися иероглифическим символом. Сама оболочка понятия- не внешняя форма, а содержательная форма.

3. В Западной культуре  языку отводится роль средства  выражения,трансляции смысла. В восточной  культуре иероглиф не просто  передаёт смысл, а содержит его в себе. Иероглиф есть единство цели (понятия)и средства(изображения).

4. В западной культуре  возможно,несовпадение«цели» и «средств».В  восточной- средства понимаются  как развернувшееся содержание  цели.

5. В западной культуре  на этом основано различие цели и средств, различие,противоречие между техникой,технологией и ценностями,нравственностью,личностно-эмоциональным миром человека.В восточной культуре развитие техники, технологии и нравственности,ценностей -неразрывно.Отсюда особая роль, которая отводится сохранению природы.

6. В западной культуре  наука направлена на преобразование  природы, отсюда природа воспринимается  как чуждая человеку сила.«Опыт» - метод науки нового времени, образован от слова «пытка».Человек  «пытает»природу, добиваясь от неё насилием раскрытия тайн.В восточной культуре наука ищет тождества,единства природы и человека,природы и культуры.

7. Для европейской культуры  «понять»- значит дать повторяющийся  результат, то есть «воспроизвести».Отсюда  мы имеем специфический мир порождённых нашей культурой превращенных форм - и не природных,и не социальных.Например, научный язык. Для восточной культуры «понять»- значит вжиться в этот мир, ощутить свою, человеческую,сопричастность этому природному миру. Поэтому мир культуры максимально приближен к природному.Пример - «Сад камней». Характерно стремление максимально сохранить природу, в большем объёме. Например,искусство создания букетов- икебана.

8. Для западной культуры  характерен антропоцентризм,для  восточной- природоцентризм.Человек - не центр, не точка отсчета, а элемент целостной системы «природа- культура».

9. Для западной культуры  характерен«вещизм», «товарный фетишизм» -«покупать,покупать, покупать»,инстинкт  собственника.Для восточной- «минимизация»потребностей.Например, в убранстве традиционного японского дома.

10. Для Запада характерно  признание безличностного,анонимного  восприятия культуры: «все- потребители».Для  восточной культуры характерен  личностный характер формирования  культуры: есть«Учитель». Это объясняется  тем, что языковой перевод текста совпадает с передачей смысла: здесь не нужен посредник,толкователь,комментатор.В восточной культуре сохраняется ситуация, когда без комментариев перевод теряет часть содержания.Например, «Коран»имеет семь слоёв комментариев.

11. Внетекстовое молчание  означает отсутствие смысла - в  западной культуре. В восточной  культуре - молчание есть способ  постижения смысла.

12. В западной культуре  цель науки - истина.Она имеет  практическую отдачу. В восточной- цель знания- выработка ценностей,выходящих за рамки утилитарности.

13. В западной культуре  познание и нравственность разделены.Основной  вопрос науки: «истина- неистина». В  восточной культуре познание- средство  нравственного совершенствования.Основной  вопрос- соотношение добра и зла.

14. В западной культуре  постижение всеобщего,законов - основная  цель. Единичное невыразимо непосредственно  в языке, в науке.В восточной  культуре основное внимание уделяется  индивидуальности,единичному.

Например,европейская медицина хорошо справляется с эпидемиями,с массовыми заболеваниями,но пасует при лечении психических заболеваний,при контакте с конкретным человеком,восточная медицина - наоборот,более сильна при воздействии на индивидуум,скажем, путём иглоукалывания.

15. Отличается на Востоке  и трактовка«гуманизма».Термин «гуманизм»был введён в Италии Колюччо Салютати и Леонардо Бруни.Они заимствовали его у Цицерона.В Китае Хань Юй вводит термин«ЖЭНЬ», отличая свой путь от пути до него.Но содержание этого термина(«Пути») - иное.Конфуций проповедовал любовь к человеку,Хань Юй - любовь ко всему, к миру,понятому пантеистически и одухотворённо.

Таким образом,восточный гуманизм не был антропоцентричен.Чжан Мин-дао говорил: «Моя душа - то же, что и душа трав,деревьев, птиц,животных. Только человек рождается,приняв срединное Неба-Земли».Таким образом,это своеобразное экологическое мировоззрение,«природоцентризм».

Заключение

 

Культура Востока, несомненно,своеобразна и во многом отличается от классически противопоставляемой ей Западной культуры. Даже понятие «культуры» на Западе и Востоке несёт в себе разный смысл. Европейское понимание культуры идёт от понятий«возделывание»,изменение,превращение продукта природы в человеческий продукт. Греческое слово «пайдейя»(от слова «паис»- ребёнок), также означает«преобразование».А вот китайское слово (иероглиф)«вэнь», аналогичное понятию «культура»,пиктографически восходит к начертанию символа «украшение»;«украшенный человек». Отсюда основной смысл этого понятия- украшение,цвет, изящество,литература.«Вэнь» противостоит«чжи» - нечто нетронутое,эстетически грубое, духовно неутончённое.

Таким образом,если на Западе под культурой понимается совокупность и материальных,и духовных продуктов человеческой деятельности,то на Востоке в культуру входят лишь те из продуктов,которые делают мир и человека«украшенными»,«утончёнными»внутренне,«эстетически»украшенными.

В ХХ веке мы привыкли смотреть на Восток«снисходительно»,сверху вниз,считая, что это- догоняющий тип культуры,обречённый на отставание от культуры Запада и периодическую модернизацию.Но такое состояние- результат развития за последние 3-4века - краткий миг в истории.Большую же часть исторического времени культура Востока опережала Запад. Восток- «давал», Европа- «брала». Недаром появилось изречение:«Свет с Востока».И не вернётся ли это положение вновь, в ХХI веке- кто знает?

Список использованных источников

 

1. Радугин А.А. Культурология.Учебное  пособие.– М., «Центр» -2001, 303 с.

2. Розин В.М.Культурология:Учебник. — 2-е изд., перераб.и доп. — М.: Гардарики,2003. — 462 с.

3. Культурология Гуревич П.С.Учебник, Юнити,2006 – 327 с.

4. Ермишмна Н.А. Культурологи:Учебное  пособие для вузов.Академический  проект, 2007, 432 с.

5. Культурология.Учебник  для ВУЗов Солонин Ю.Н., Каган  М.С.,ред. Высшее образование.– 2007, 566 с.

 


Информация о работе Культура востока