Культурная антропология и ее истоки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2014 в 19:56, реферат

Описание работы

В XIX столетии возникло научное направление, изучающее человека как субъекта культуры. Оно получило название "культурная антропология" Первые попытки сделать культуру предметом научного изучения, основанного на сборе и анализе эмпирических данных, были предприняты в рамках этнографии. Культурная антрапология начала развиваться в 1960-е гг., ее основы были заложены в предшествующие десятилетия XX в. В рамках культурной антропологии исследуется исторический процесс взаимоотношений человека и культуры, адаптации человека к окружающей культурной среде, становления духовного мира личности, воплощения творческих потенциалов в деятельности и ее результатах.

Файлы: 1 файл

культурология.docx

— 28.41 Кб (Скачать файл)

КУЛЬТУРНАЯ АНТРАПОЛОГИЯ И ЕЕ ИСТОКИ (А. КАРДИНЕР)

 

В XIX столетии возникло научное направление, изучающее человека как субъекта культуры. Оно получило название "культурная антропология" Первые попытки сделать культуру предметом научного изучения, основанного на сборе и анализе эмпирических данных, были предприняты в рамках этнографии.   Культурная антрапология начала развиваться в 1960-е гг., ее основы были заложены в предшествующие десятилетия XX в. В рамках культурной антропологии исследуется исторический процесс взаимоотношений человека и культуры, адаптации человека к окружающей культурной среде, становления духовного мира личности, воплощения творческих потенциалов в деятельности и ее результатах.

Главной задачей культурной антропологии является создание наиболее полной картины жизни человека в культурной среде, т.е. в среде, созданной самим человеком. Для решения этой задачи культурная антропология широко использует данные естественных наук, занимающихся жизнедеятельностью человека, а также археологии, этнографии, лингвистики, социологии, истории религии и мифологии, фольклористики, философии. Культурная антропология включает в себя этнографию, этнологию, общие антропологические теории, сведения из области лингвистики, археологии, истории общества и культуры, религиоведения. Культурная антропология изучает процессы формирования человеческой культуры как главнейшей сущности человека, особенности этнических культур, детерминирующие сущность и поведение человека.1 Главные направления научного поиска заключаются в изучении процесса социализации личности в условиях разных культур, влияния природной и культурной среды на духовный мир человека, особенностей национального характера, взаимодействия экологии и этноса.

Последователи психоаналитической школы проявляли особенный интерес к исследованию взаимодействия естественно-биологических, энергетических и культурных факторов в определении мотивов поведения человека, эмоциональных состояний тревожности, беспокойства, агрессивности, а также любви, надежды; к выяснению социальных и психологических механизмов творчества, одаренности.

    В данной работе я постараюсь  раскрыть тему “Культурная антропология  и ее истоки в трудах А  Кардинера”.

Абрам Кардинер (Abram Kardiner) американский антрополог и психоаналитик. Основатель психологической антропологии.  В 1921—1922 годах был студентом-пациентом Зигмунда Фрейда в Вене. Общение с Фрейдом многому научило Кардинера и отложило свой отпечаток на его мировозрении и научном подходе. Был одним из основателей Нью-Йоркского психоаналитического института Абрам Кадинер объединил психоанализ, клиническую психиатрию и культурную антропологию и стал таким образом ключевой фигурой для нескольких научных школ. Его полагают неофрейдистом , однако точнее его подход можно определить как психоаналитическую антропологию (или психологическую антропологию), поскольку он в своей работе широко привлекал материал полевых антропологических исследований. Внёс вклад в формирование школы «культура и личность» с концепцией «базовой личности».2 Автор известных трудов "Индивид и общество" (1945), "Психологические границы общества" (1946) . Является основателем признанной на Западе концепции, согласно которой национальная культураоказывает сильное влияние на развитие этнических групп и отдельных их представителей, иерархию ихценностей, формы общения и поведения. Он ввел в научный обиход понятие "базисной личности" (см. "Базисной (модальной) личности теория") в этнопсихологии.  Подчеркивал, что в формировании этой личности решающую роль играют механизмы, названные им"проективными системами". Последние проявляются в результате отражения в сознании людей первичныхжизненных влечений, связанных с потребностью в жилье, пище, одежде и т. д. Отличие культур и общностейдруг от друга К. видел в степени господства "проективных систем", во взаимоотношении их с такназываемыми системами "внешней реальности".

Исследуя влияние, например, европейской культуры на развитие личности, он пришел к выводу, чтодлительная эмоциональная забота матери, жесткая сексуальная дисциплина европейцев формируют в человеке пассивность, безразличие, интровертность, неспособность адаптироваться в природной исоциальной среде и другие качества. В определенных своих теоретических обобщениях ,  пришел в окончательном итоге к идее культурного релятивизма, психологической несовместимости представителей отдельных культур.3

 Организовал в Нью-Йоркском психоаналитическом институте семинар, сыгравший решающую роль в становлении теории «Культура и личность». Теоретические обобщения Кардинера сделаны на основе данных, полученных многими полевыми исследователями племенных культур. Как психоаналитик он исходит из того, что с момента появления на свет на ребенка оказывает влияние его непосред-9твенное окружение, а более конкретно — способы ухода. Именно способы ухода за маленькими детьми, отличающиеся в разных культурах, налагают неизгладимый отпечаток на личность взрослого. Эту идею можно выразить в форме известного афоризма: «Ребенок — отец человека». Если, например, в какой-либо культуре существует обычай внезапного и резкого отнятия ребенка от груди, он получает негативный опыт быть отвергнутым. Это ведет к формированию личности взрослого, для которого характерна недостаточная эмоциональная отзывчивость, низкая самооценка и отсутствие великодушия. Иными словами, Кардинер подчеркивает Наличие причинной связи между личностью и культурой. Первостепенное значение для понимания теории «Культура и личность» и этапов ее развития имеет выдвинутая Кардинером идея о наличии в каждой культуре одного доминирующего типа личности. Он вводит понятие базовой личности, определяя ее как основную личностную структуру, формируемую данной культурой. По его определению, базовая личность — это «...техника размышлений, система безопасности (т.е. стиль жизни, посредством которого человек получает защиту, уважение, поддержку, одобрение), чувства, мотивирующие согласованность (т.е. чувство стыда или вины) и отношение к сверхъестественному» .  Это все то, что делает индивида максимально восприимчивым к определенной культуре и позволяет ему достигать удовлетворенности и устойчивости в рамках существующего порядка, т.е. базовая личность есть адаптация к фундаментальным реальностям жизни в определенной культуре.

Выделяя методы ухода за маленькими детьми (регулярность кормления, способы пеленания, купание, приучение к гигиене) среди многих «первичных общественных институций», формирующих психологический склад личности, — способов жизнеобеспечения, семейной организации, социализации детей, Кардинер является прямым последователем своего учителя Фрейда. Наиболее самобытной в анализируемой концепции является попытка доказать существование непосредственной связи между обусловленными культурой — прежде всего способами ухода — первыми «опытами», а также переживаниями человека в младенческом возрасте и базовой структурой личности. То, что критики не без иронии называли «пеленочным детерминизмом».

Для раскрытия базовой личности, как правило, использовались не статистические, а нестрогие, с точки зрения психолога, описательные методы, часто личные впечатления этнолога о способах ухода за детьми. Но и без применения «сциентичных» психологических методик при изучении культур племенного типа было получено много интересных данных. Более того, хотя сам Кардинер подчеркивал, что его концепция не может быть перенесена на сложные современные культуры, в дальнейшем исследователи стали объяснять спецификой ухода за младенцами и особенности психологического склада «цивилизованных» народов. Например, приписываемые русским терпение и послушание стали связывать с практикой длительного тугого пеленания, принятой в русских семьях.4 Можно предсказать: каков тип основной личности, таковы окажутся и культура, и проективные системы. Таким образом, у А. Кардинера центр изучения переносится с самой культуры на ее психологические особенности, а их корни – в индивидуальной психологии, формирующейся в раннем детстве.

Поскольку психические особенности базовой структуры личности скрыты даже от самих индивидов, изучать их затруднительно. Но они отражаются во вторичных институциях – фольклоре, мифологии, ритуалах и т.д. Их-то и нужно изучать, чтобы познать содержание бессознательных констелляций и базовой структуры личности. Например, на Маркизовых островах наблюдается недостаток женщин по сравнению с мужчинами. Отсюда сексуальная неудовлетворенность многих мужчин. А в мифологии это отражается как страх перед женщинами. Подобные рассуждения типичны для А. Кардинера. На деле враждебность к женщинам, страх первого сношения с женщиной и т.п. имеют более глубокие корни в первобытном обществе (тут сказывается существование мужских союзов, наличие сексуальных табу и пр.) и проявляются как при недостатке женщин, так и при избытке их.5

Как указывает Кардинер в своих исследованиях, первичные институты, к которым автор относит материнскую заботу, семью, питание и отнятие от груди, сексуальные табу, дисциплину и т. д. - это «отправная точка для развития отдельного человека», функция их «заключаются в приспособлении, адаптации». Ко вторичным институтам он относит проективные системы (религия, фольклор, наука и т. д.).  
Особо А. Кардинер оговаривает иерархическую систему. В базовой персональной структуре в нее входят:  
1) «система безопасности индивидуума и системы суперэго, рационализация, генерализация, систематизация, уточнения»;  
2) побуждения;  
3) идеи;  
4) табу;  
5) реальность;  
6) система ценностей и идеология.  
Эта базовая персональная структура, по сути, своеобразный усредненный психологический тип, который, по мнению исследователя, преобладает в любом обществе . Как полагает Кардинер, возможно переносить данные, полученные в ходе психологического анализа личности, на общество в целом, «понятие базовой персональной структуры стало, таким образом, мощным инструментом». Основываясь на этих положениях, он и его последователи пытались изучить ряд культур примитивных и современных народов. Сам А. Кардинер исследовал ряд народов Океании и команчей, а также уделял большое внимание культурному типу афроамериканцев.  
 
Однако уже к началу 50-х гг. ХХ в. проявилась несостоятельность ряда положений концепции А. Кардинера, поскольку «общепринятого метода фиксации «основной личностной структуры» не существовало (процедура, предложенная Кардинером, была слишком громоздкой), и антропологи, «пытаясь описать типичные личностные структуры, излагали в действительности свои личные впечатления». Получалось так, что применение этого метода давало «у авторов, изучавших один и тот же народ, прямо противоположные результаты». Позже «базовая персональная структура» была либо переосмыслена, либо в нее внесены изменения.6

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

  1. Энциклопедия Кругосвет

Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия

http://www.krugosvet.ru/node/42368

2   .  https://ru.wikipedia.org/wiki/ Кардинер,_Абрам

Этнопсихологический словарь

3.  Кардинер (Kardiner) А.

http://ethnopsychology.academic.ru/127/ Кардинер_%28Kardiner%29_А.

4.    Стефаненко Т. Этнопсихология

Психологическое направление в американской этнологии

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/stef/

5.    Лев Клейн

Персонализм : "Культура личности"

http://rl-online.ru/articles/rl04_05/373.html

6. Журнал Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 9: Исследования молодых ученых

Выпуск№ 8-1 / 2010

Статья “БАЗОВАЯ ПЕРСОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА АБРАМА КАРДИНЕРА”

  Авторы Фолиева  Т.А., Ворожейкина Л.И.

http://cyberleninka.ru/article/n/bazovaya-personalnaya-struktura-abrama-kardinera

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Энциклопедия Кругосвет

Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия

http://www.krugosvet.ru/node/42368

2 https://ru.wikipedia.org/wiki/ Кардинер,_Абрам

Этнопсихологический словарь

Кардинер (Kardiner) А.

http://ethnopsychology.academic.ru/127/ Кардинер_%28Kardiner%29_А.

4 Стефаненко Т. Этнопсихология

Психологическое направление в американской этнологии

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/stef/

5 Лев Клейн

Персонализм : "Культура личности"

http://rl-online.ru/articles/rl04_05/373.html

6Журнал Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 9: Исследования молодых ученых

Выпуск№ 8-1 / 2010

Статья “БАЗОВАЯ ПЕРСОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА АБРАМА КАРДИНЕРА”

  Авторы Фолиева Т.А., Ворожейкина Л.И.

http://cyberleninka.ru/article/n/bazovaya-personalnaya-struktura-abrama-kardinera

 


Информация о работе Культурная антропология и ее истоки