Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2014 в 19:56, реферат
В XIX столетии возникло научное направление, изучающее человека как субъекта культуры. Оно получило название "культурная антропология" Первые попытки сделать культуру предметом научного изучения, основанного на сборе и анализе эмпирических данных, были предприняты в рамках этнографии. Культурная антрапология начала развиваться в 1960-е гг., ее основы были заложены в предшествующие десятилетия XX в. В рамках культурной антропологии исследуется исторический процесс взаимоотношений человека и культуры, адаптации человека к окружающей культурной среде, становления духовного мира личности, воплощения творческих потенциалов в деятельности и ее результатах.
КУЛЬТУРНАЯ АНТРАПОЛОГИЯ И ЕЕ ИСТОКИ (А. КАРДИНЕР)
В XIX столетии возникло научное направление, изучающее человека как субъекта культуры. Оно получило название "культурная антропология" Первые попытки сделать культуру предметом научного изучения, основанного на сборе и анализе эмпирических данных, были предприняты в рамках этнографии. Культурная антрапология начала развиваться в 1960-е гг., ее основы были заложены в предшествующие десятилетия XX в. В рамках культурной антропологии исследуется исторический процесс взаимоотношений человека и культуры, адаптации человека к окружающей культурной среде, становления духовного мира личности, воплощения творческих потенциалов в деятельности и ее результатах.
Главной задачей культурной антропологии является создание наиболее полной картины жизни человека в культурной среде, т.е. в среде, созданной самим человеком. Для решения этой задачи культурная антропология широко использует данные естественных наук, занимающихся жизнедеятельностью человека, а также археологии, этнографии, лингвистики, социологии, истории религии и мифологии, фольклористики, философии. Культурная антропология включает в себя этнографию, этнологию, общие антропологические теории, сведения из области лингвистики, археологии, истории общества и культуры, религиоведения. Культурная антропология изучает процессы формирования человеческой культуры как главнейшей сущности человека, особенности этнических культур, детерминирующие сущность и поведение человека.1 Главные направления научного поиска заключаются в изучении процесса социализации личности в условиях разных культур, влияния природной и культурной среды на духовный мир человека, особенностей национального характера, взаимодействия экологии и этноса.
Последователи психоаналитической школы проявляли особенный интерес к исследованию взаимодействия естественно-биологических, энергетических и культурных факторов в определении мотивов поведения человека, эмоциональных состояний тревожности, беспокойства, агрессивности, а также любви, надежды; к выяснению социальных и психологических механизмов творчества, одаренности.
В данной работе я постараюсь
раскрыть тему “Культурная
Абрам Кардинер (Abram Kardiner) американский антрополог
и психоаналитик. Основатель психологической
антропологии. В 1921—1922 годах был студентом-пациентом Зигмунда
Фрейда в Вене. Общение с Фрейдом многому
научило Кардинера и отложило свой отпечаток
на его мировозрении и научном подходе.
Был одним из основателей Нью-Йоркского
психоаналитического института Абрам
Кадинер объединил психоанализ, клиническую
психиатрию и культурную антропологию
и стал таким образом ключевой фигурой
для нескольких научных школ. Его полагают неофрейдистом , однако
точнее его подход можно определить как
психоаналитическую антропологию (или
психологическую антропологию), поскольку
он в своей работе широко привлекал материал
полевых антропологических исследований.
Внёс вклад в формирование школы «культура
и личность» с концепцией «базовой личности».2 Автор известных трудов "Индиви
Исследуя влияние, например,
Организовал в Нью-Йоркском психоаналитическом институте семинар, сыгравший решающую роль в становлении теории «Культура и личность». Теоретические обобщения Кардинера сделаны на основе данных, полученных многими полевыми исследователями племенных культур. Как психоаналитик он исходит из того, что с момента появления на свет на ребенка оказывает влияние его непосред-9твенное окружение, а более конкретно — способы ухода. Именно способы ухода за маленькими детьми, отличающиеся в разных культурах, налагают неизгладимый отпечаток на личность взрослого. Эту идею можно выразить в форме известного афоризма: «Ребенок — отец человека». Если, например, в какой-либо культуре существует обычай внезапного и резкого отнятия ребенка от груди, он получает негативный опыт быть отвергнутым. Это ведет к формированию личности взрослого, для которого характерна недостаточная эмоциональная отзывчивость, низкая самооценка и отсутствие великодушия. Иными словами, Кардинер подчеркивает Наличие причинной связи между личностью и культурой. Первостепенное значение для понимания теории «Культура и личность» и этапов ее развития имеет выдвинутая Кардинером идея о наличии в каждой культуре одного доминирующего типа личности. Он вводит понятие базовой личности, определяя ее как основную личностную структуру, формируемую данной культурой. По его определению, базовая личность — это «...техника размышлений, система безопасности (т.е. стиль жизни, посредством которого человек получает защиту, уважение, поддержку, одобрение), чувства, мотивирующие согласованность (т.е. чувство стыда или вины) и отношение к сверхъестественному» . Это все то, что делает индивида максимально восприимчивым к определенной культуре и позволяет ему достигать удовлетворенности и устойчивости в рамках существующего порядка, т.е. базовая личность есть адаптация к фундаментальным реальностям жизни в определенной культуре.
Поскольку психические особенности базовой структуры личности скрыты даже от самих индивидов, изучать их затруднительно. Но они отражаются во вторичных институциях – фольклоре, мифологии, ритуалах и т.д. Их-то и нужно изучать, чтобы познать содержание бессознательных констелляций и базовой структуры личности. Например, на Маркизовых островах наблюдается недостаток женщин по сравнению с мужчинами. Отсюда сексуальная неудовлетворенность многих мужчин. А в мифологии это отражается как страх перед женщинами. Подобные рассуждения типичны для А. Кардинера. На деле враждебность к женщинам, страх первого сношения с женщиной и т.п. имеют более глубокие корни в первобытном обществе (тут сказывается существование мужских союзов, наличие сексуальных табу и пр.) и проявляются как при недостатке женщин, так и при избытке их.5
Как указывает
Кардинер в своих исследованиях, первичные
институты, к которым автор относит материнскую
заботу, семью, питание и отнятие от груди,
сексуальные табу, дисциплину и т. д. - это
«отправная точка для развития отдельного
человека», функция их «заключаются в
приспособлении, адаптации». Ко вторичным
институтам он относит проективные системы
(религия, фольклор, наука и т. д.).
Особо А. Кардинер оговаривает иерархическую
систему. В базовой персональной структуре
в нее входят:
1) «система безопасности индивидуума
и системы суперэго, рационализация, генерализация,
систематизация, уточнения»;
2) побуждения;
3) идеи;
4) табу;
5) реальность;
6) система ценностей и идеология.
Эта базовая персональная структура,
по сути, своеобразный усредненный психологический
тип, который, по мнению исследователя,
преобладает в любом обществе . Как полагает
Кардинер, возможно переносить данные,
полученные в ходе психологического анализа
личности, на общество в целом, «понятие
базовой персональной структуры стало,
таким образом, мощным инструментом».
Основываясь на этих положениях, он и его
последователи пытались изучить ряд культур
примитивных и современных народов. Сам
А. Кардинер исследовал ряд народов Океании
и команчей, а также уделял большое внимание
культурному типу афроамериканцев.
Однако уже к началу 50-х гг. ХХ в. проявилась
несостоятельность ряда положений концепции
А. Кардинера, поскольку «общепринятого
метода фиксации «основной личностной
структуры» не существовало (процедура,
предложенная Кардинером, была слишком
громоздкой), и антропологи, «пытаясь описать
типичные личностные структуры, излагали
в действительности свои личные впечатления».
Получалось так, что применение этого
метода давало «у авторов, изучавших один
и тот же народ, прямо противоположные
результаты». Позже «базовая персональная
структура» была либо переосмыслена, либо
в нее внесены изменения.6
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия
http://www.krugosvet.ru/node/
2 . https://ru.wikipedia.org/wiki/ Кардинер,_Абрам
Этнопсихологический словарь
3. Кардинер (Kardiner) А.
http://ethnopsychology.
4. Стефаненко Т. Этнопсихология
Психологическое направление в американской этнологии
http://www.gumer.info/
5. Лев Клейн
Персонализм : "Культура личности"
http://rl-online.ru/articles/
6. Журнал Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 9: Исследования молодых ученых
Выпуск№ 8-1 / 2010
Статья “БАЗОВАЯ ПЕРСОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА АБРАМА КАРДИНЕРА”
Авторы Фолиева Т.А., Ворожейкина Л.И.
http://cyberleninka.ru/
1 Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия
http://www.krugosvet.ru/node/
2 https://ru.wikipedia.org/wiki/ Кардинер,_Абрам
Этнопсихологический словарь
Кардинер (Kardiner) А.
http://ethnopsychology.
4 Стефаненко Т. Этнопсихология
Психологическое направление в американской этнологии
http://www.gumer.info/
5 Лев Клейн
Персонализм : "Культура личности"
http://rl-online.ru/articles/
6Журнал Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 9: Исследования молодых ученых
Выпуск№ 8-1 / 2010
Статья “БАЗОВАЯ ПЕРСОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА АБРАМА КАРДИНЕРА”
Авторы Фолиева Т.А., Ворожейкина Л.И.
http://cyberleninka.ru/