Культурное наследие Абхазии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 13:10, реферат

Описание работы

Культура и традиции абхазов особо близки и родственны северо – кавказским народам: адыгейцам, кабардинцам, черкесам. Хотя, за древнюю историю Абхазия в культурном отношении претерпела большие изменения. На оригинальную племенную культуру наслаивалась греческая, римская, византийская, грузинская, арабская, турецкая, русская. Совершалось переплетение верований, традиций, языков.

Содержание работы

Введение 2
1 Культура Абхазии 4
2 Исследование культурного наследия Абхазии 6
Заключение 9
Литература 10

Файлы: 1 файл

Культурное наследие Абхазии.doc

— 64.50 Кб (Скачать файл)


План

 

Введение

Культура и традиции абхазов особо близки и родственны северо – кавказским народам: адыгейцам, кабардинцам, черкесам. Хотя, за древнюю историю Абхазия в культурном отношении претерпела большие изменения. На оригинальную племенную культуру наслаивалась греческая, римская, византийская, грузинская, арабская, турецкая, русская. Совершалось переплетение верований, традиций, языков.

Новая культура Абхазии – это сплав христианских и исламских культурных ценностей. Хотя в основном Абхазия считается восточной страной. Здесь также развиты традиции известного восточного гостеприимства, для приема дорогих гостей предусмотрен настоящий церемониал. Как и везде на Востоке – женщина – хранительница очага – и должна быть вести себя подобающе уважающей себя матери семейства. Это подразумевает и ее скромное одеяние.

В Абхазии все еще  крепок культ легенд и сказаний, в основном связанных либо с названиями поселений и природных объектов или с действиями и приметами.

Прикладное искусство  абхазов представлено многочисленными  предметами домашнего обихода: утварь, посуда, изделия из рога, дерева, металла, тканей.

Развитию различных  художественных ремесел способствовало натуральное хозяйство. Почти все вещи, необходимые в домашнем хозяйстве, изготавливались здесь в каждой крестьянской семье. Из-под рук умельцев выходили художественно исполненные предметы, необходимые в народном быту и служившие одновременно декоративным украшением жилища. Женщины рукодельничали, пряли нитки, вязали, плели различные предметы одежды, вышивали и шили. Мужчины обрабатывали дерево, рога, металл с тем, чтобы сделать разные предметы личного обихода.

Абхазы очень мелодичный народ. Многоголосая абхазская национальная музыка необычайно хороша и своеобразна. Национальные песни, передаваясь из уст в уста, из поколения в поколение, составляют национальное состояние человека, раскрывая его духовную красоту, психологию, мировоззрение, быт и нравы. Национальная музыка абхазов включает трудовые, обрядовые, исторические и бытовые песни, каждые из которых держат свои жанровые характерные черты и разновидности.

Абхазы настолько чтят песенное искусство, что даже танцы они…поют. Да, есть специальный жанр плясовых песен. Их танцуют под аккомпанемент гармоники и барабана, причем присутствующие в любом случае сопровождают наигрыши восклицаниями и хлопками в ладоши в ритм танцевальных движений. В плясках доминируют темпераментные мужские пляски и парные танцы, исполняемые женщиной и мужчиной.

1 Культура Абхазии

На территории современной  Абхазии, так же как и в других исторических регионах Грузии, сохранилось  богатое культурно-историческое наследие, которое выдержало круговорот времени  и по сегодняшний день является символом культурно-исторического единства нашей страны и духовной стойкости нашего народа. Среди исторических регионов Грузии Абхазия представляла собой северо-западные врата нашей страны - зоркий страж грузинской государственности и духовности. Именно отсюда началась борьба за объединение Грузинской церкви, что в итоге завершилось объединением Грузинского государства. Особый вклад в этот исторический процесс внесли абхазский царь Георгий I (861-868), Константин III (893-922), Георгий II (922-957), Леон III (957-967) и др. Идею объединения Грузии, которая принадлежала феодалу родом из Дали-Цебельдинского ущелья Иоанну Марушисдзе (Марушиани), успешно осуществили грузинские цари и правители. Здесь, на этой земле на протяжении веков существовали прекрасные очаги грузинской культуры, которые оставили глубокий след в духовной жизни нашей страны. В Бедийском, Моквском, Лыхненском, Илорском, Царчинском монастырских комплексах на протяжении веков создавались новые рукописи, обновлялись старые – их реставрировали, переводили с греческого языка на грузинский, или наоборот. В духовной жизни нашей страны значительное место занимали церкви: Хопская (Хуапская) Св. Николая, Святых архангелов Михаила и Гавриила в Мсигхуа, Драндская, Гагрская, Новоафонская им. Св. Симона Кананита, Члоуская, Цкеликарская Св. Георгия, Гумуришская, Гудавская, Лашкендарская, Мюссерская и Дихазургская. Некоторые из них уже превратились в развалины, но они и сегодня украшают этот край Грузии. 1

В Абхазии вели свою деятельность выдающиеся грузинские государственные  и церковные личности: царь абхазов Баграт, Отаго Шарвашидзе, архиеписком Иоанн Бедиели, Гиоргий Чкондидели, Свимеон Бедиел-Алавердели, Даниел Моквели, Николоз, Софрон и Микаел Гонглибаисдзе, владелец Анухви и его окрестностей Гиоргий Басилисдзе, архиепископы Бедийские Антон Жуанисдзе и Герман Чхетидзе, Эквтиме Сакварелидзе, Никифорэ Ирубакидзе-Чолокашвили, ктитор Илорской церкви Гиоргий Гургенисдзе и др. Их имена сохранила та материальная культура, которая встречается на территории современной Абхазии.

Этот регион Грузии дал импульс множеству культурных начинаний, которые впоследствии получили свое развитие в других регионах нашей Родины. В культурном наследии Абхазии особое место занимает Моквское евангелие, созданное под руководством Даниела Моквели, Бедийский Гулани (минея – богослужебная книга, содержащая службы годового круга), обновленная по инициативе Антона Жуанисдзе, Пицундское евангелие и др. рукописи.2

Абхазия пополнила грузинское чеканное искусство прекрасными образцами: иконами св. Андрея Первозванного, Иоанна Крестителя и Святой Екатерины, Бедийской и Илорской чашей, прекрасными образцами чеканки, выполненными по заказу Андриа и Эквтиме Сакварелидзе, иконами, принесенными в дар Илорской церкви Св. Георгия правителями Самегрело, и т.д.

2 Исследование культурного наследия Абхазии

Исследование культуры Абхазии встречается еще в XIX веке, в деятельности французского грузиноведа Мари-Фелисите Броссе, который один из рапортов (VIII Rapport) путешествия по Грузии посвятил памятникам материальной культуры Абхазии и эпиграфике. После Мари Броссе этой темы коснулись многие исследователи, труды которых в основном носят обзорный и описательный характер, так как в этот период это было первой фиксацией памятников культуры Абхазии в научной литературе. В этом плане важное значение имеет путешествие в Абхазию русского археолога графини П. Уваровой и А. Павлинова. Первым грузинским ученым, собравшим информацию о памятниках грузинской культуры в Абхазии, был основоположник грузинской историографии Вахушти Багратиони. В XIX веке в этом направлении немало исследований провели Дмитрий Бакрадзе, Эквтиме Такаишвили, Тедо Жордания и др.3

В XX веке исследование памятников культуры Абхазии более расширилось. Хотя следует отметить тот факт, его результаты, в основном, все-таки имели описательный характер. К такого типа трудам относятся книги абхазских краеведов А. Авидзба, М. Берулава и В. Пачулия. В советский период древнее церковное зодчество изучал абхазский ученый А. Кация. Ему принадлежит первое научное исследование одного из значительнейших христианских храмов Западной Грузии – Илорской церкви Святого Георгия, изданное под названием «Илори (памятник XI века)».

В отмеченной монографии изучен зодческий стиль Илорского  храма. В то же время опубликованы грузинские надписи на асомтаврули  и нусха-хуцури со своими транскрипциями. В окрестностях (у побережья) села Приморское Гудаутского района на горе Мсигхуа А. Кация обнаружил развалины старой церкви, при очистке которых были обнаружены множество калиптеров с грузинскими надписями на антефиксах (в количестве 46 единиц). Церковь Мсигхуа и надписи исследователь датировал IX-X вв.

Этого вопроса в общих  чертах коснулся Зураб Анчабадзе в своей монографии «Из истории средневековой Абхазии (V-XVII вв.)». Разбирая вопросы истории культуры средневековой Абхазии и государственного языка, ученый, опираясь на материальную культуру Абхазии, делает следующее заключение: “Культурная близость Абхазии с Грузией находила свое выражение, прежде всего в том, что в этот период на территории Абхазии грузинский язык является языком письменности, государственного делопроизводства и церковного богослужения. Почти все лапидарные и иные надписи из Абхазии, дошедшие до нас c того времени, высечены на грузинском языке”. Тем самым З. Анчабадзе полностью разделяет аналогичное заключение академика С. Джанашия по этому вопросу.

Огромная роль в деле исследования культуры Абхазии принадлежит абхазскому искусствоведу Леониду Шервашидзе. Ему принадлежит монография о монументальном фресковом искусстве этого региона «Средневековая монументальная живопись в Абхазии». Л. Шервашидзе первым раскопал и изучил церковные памятники Хуапи, Одиши, Цкеликари и другие церковные памятники, определил их зодческие формы, роль и место в грузинской архитектуре.4

Событием особого значения в вопросе исследования культуры Абхазии стала монография Л. Рчеулишвили  «Купольная архитектура VIII-XX веков  Абхазии», вышедшая в 1988 году.

В 80-90 годы XX века культура Абхазии была плодотворно исследована  в трудах Х. Бгажба, Д. Туманишвили, Т. Барнавели, В. Силогава, В. Цискаришвили, Л. Ахаладзе, Р. Хвистани. Несмотря на это, в XX веке не удалось осуществить  единого комплексного исследования культуры этого региона, в котором бы отобразилось церковное зодчество, а также была показана роль и значение исторических памятников другого рода в истории развития культуры. В начале XXI века были изданы монографии В. Силогава и Л. Ахаладзе, посвященные одной из значительнейших групп эпиграфических памятников культуры Абхазии, в которую в основном вошли лапидарные и фресковые надписи Абхазии. Что касается памятников чеканного искусства, то они пока еще ждут своего исследователя.

В 2007 году был издан цветной иллюстрированный альбом «Культурное наследие Грузии – Абхазия», в котором впервые была собрана значительнейшая часть памятников культуры Абхазии: памятники церковного зодчества, фортификационные сооружения, памятники эпиграфического и чеканного искусства. Автор проекта – С. Капанадзе, а информация о культуре принадлежит Л. Ахаладзе, Б. Хорава, Е. Мачавариани и Е. Кавлелашвили.

Подобное издание было подготовлено и абхазским фотографом Д. Дзяпшба. Оно вышло в 2006 году в  Москве под названием «Православные храмы Абхазии». Но в нем нашли отображение только несколько памятников христианского зодчества и, кроме того, книга написана с учетом абхазской сепаратистской конъюнктуры. Молодой автор старается сохранить в текстах академический научный стиль, но целенаправленно игнорирует и нигде не упоминает о том, что эти памятники являются неотъемлемой частью грузинского зодчества, что на этих памятниках выявлены многочисленные грузинские надписи, которые повествуют об этнической принадлежности их ктиторов и строителей-реставраторов. Естественно, по-другому не могло и быть, так как книга профинансирована т.н. президентом сепаратистской Абхазии С. Багапшем.

Думаю, из этого краткого обзора хорошо видно, что единого  комплексного исследования культуры Абхазии пока еще не проводилось. Особенно актуально проведение современного, свободного от влияния советской идеологии исследования архитектурных памятников Абхазии, что, по-нашему мнению, является обязательным делом, не терпящим отлагательства. 5

Заключение

Культурное наследие и сегодняшняя культурная жизнь Абхазии достаточно богата и разнообразна. Серьезные достижения абхазской культуры можно отметить во всех видах художественной деятельности: музыке, танце, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, литературе, театре и т.п. 

Особое значение в  культуре абхазов занимает народная музыка. Она – многоголосна, чрезвычайно  распространены двух- и трехголосные песни. Музыкальный строй многих народных песен указывает на их древнее  происхождение. Широко распространены культовые и обрядовые песни, среди которых особое место занимают охотничьи и трудовые песни, свадебные, плясовые и т.п. 

Архитектура Абхазии  пережила влияние Византии. Для такого рода построек, немало из которых сохранилось  и сейчас, характерна строгость, скупость декора, широкое многообразие форм. Большое количество крепостей и замков характерно для абхазской архитектуры во время Османского периода. Царская Россия оставила свой след в архитектуре приморских городов, гостиниц и дач, промышленных и административных объектов.

Фольклорная составляющая во много определяет генеральную  линию абхазской литературы. Основоположником профессиональной художественной литературы в Абхазии является Дмитрий Гулиа, положивший начало абхазской поэзии и прозе. Перу абхазских писателей принадлежат, получившие международное признание романы, повести, драмы. 

Театральные традиции Абхазии, зародившиеся еще в древности, в  начале 20 века были продолжены в деятельности любительских театральных кружков, а затем в создании профессиональных театров, первым из которых был Сухумский театр, а затем Абхазский национальный театр, которому позже было присвоено имя С. Чанба. Сегодняшние абхазские театры опираются на национальные кадры и оригинальную абхазскую драматургию.

Литература

  1. Анчабадзе З.В. История и культура древней Абхазии. / З. В. Анчабадзе. М., 2011, с. 375
  2. Емельянова Н. Книга путешественника. Северный Кавказ и Закавказье. В стране Абаза / Н. Емельянова, М. Экзеков. – Санкт-Петербург: 2011. 256 с.
  3. Котляров В. Абхазия – страна души – т.1/ В. Котляров, М. Котлярова. – Нальчик: Издательство Марии и Виктора Котляровых, 2011. – 608 с.
  4. Лавровский сборник.. СПб.: МАЭ РАН, 2011. – 502 с.
  5. Симония Н.А. Страны Востока: пути развития. / Н. А. Симония. – М.: 2011, с. 284

1 Анчабадзе З.В. История и культура древней Абхазии. / З. В. Анчабадзе. М., 2011, с. 375

Информация о работе Культурное наследие Абхазии