Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 15:44, реферат
Культурное наследие народов РБ, в том числе культурные ценности, хранящиеся в фондах государственных и муниципальных музеев, архивов и библиотек, картинных галерей, в ассортиментных кабинетах предприятий художественной промышленности и традиционных народных промыслов, включая помещения и здания, где они расположены, не подлежат приватизации. Приватизация других объектов культуры допускается в порядке, устанавливаемом законодательством, при условии сохранения культурной деятельности в качестве основного вида деятельности, сохранения профильных услуг, организации обслуживания льготных категорий населения.
Культурное наследие народов РБ, в том числе культурные ценности, хранящиеся в фондах государственных и муниципальных музеев, архивов и библиотек, картинных галерей, в ассортиментных кабинетах предприятий художественной промышленности и традиционных народных промыслов, включая помещения и здания, где они расположены, не подлежат приватизации. Приватизация других объектов культуры допускается в порядке, устанавливаемом законодательством, при условии сохранения культурной деятельности в качестве основного вида деятельности, сохранения профильных услуг, организации обслуживания льготных категорий населения
4.Содержание управления культурой включает:
1) организацию и популяризацию высокоидейных,
высокохудожественных произведений искусства
2) пропаганда достижений культуры
3) повышение культурного уровня граждан
4) Охрана произведений искусства и памятников
архитектуры
5) руководство организациями, учреждениями
культуры
И др.
Структура управления в области
культуры:
1) республиканский уровень
Основным республиканским отраслевым
органом управления в данной сфере является
министерство культуры. Компетенция:
• охрана историко-культурных ценностей
• изучение историко-культурного наследия
• контроль за исполнением законодательства
в сфере культуры
• и др.
В сфере культуры определенная часть управленческой
деятельности осуществляется и другим
республиканским органом – министерством
информации. Его основное направление
деятельности – госуправление в области
издательского дела, печати, СМИ.
2) местный уровень
• управление культуры облисполкомов
• отделы культуры горисполкомов и райисполкомов
Низовым звеном системы управления в области
культуры является администрация учреждений
культуры (администрация театров, музеев
и т.д.)
Необходимо отметить, что в течение нескольких последних десятилетий
происходит постоянное переосмысление роли и места культуры в жизни как всего мирового сообщества, так и отдельного человека.
Так, принятая в 1948 году Генеральной Ассамблеей ООН "Всеобщая
декларация прав человека" провозгласила в числе важнейших прав право
каждого человека "свободно участвовать в культурной жизни общества,
наслаждаться искусством", а также право каждого человека "на защиту его
моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является".
Спустя сорок лет мировое сообщество пришло к выводу об ограниченности осуществлявшихся после окончания второй мировой войны стратегий развития, основывающихся на количественном и материальном росте. Всемирная конференция по политике в области культуры (Мехико,1982 г.) выработала формулу "Культура является основополагающим элементом жизни каждого человека и каждого общества". На ее основе ООН приняла решение о проведении в 1988-1997 годах Десятилетия всемирного развития культуры, цель которого заключается в том, чтобы осмыслить пути обеспечения культурным ценностям "их центрального места в экономическом и техническом развитии" посредством:
1) учета культурного аспекта во всех социально-экономических и
технических проектах развития;
2) возрождения и обогащения культурной самобытности народов,
отражающей их взгляд на мир и представление о самих себе;
3) расширения
участия всех людей в
4) развития
международного культурного
Функции современного государства предполагают необходимость
государственной политики в области культуры (культурной политики). Средства выработки и реализации такой политики - разработка и принятие государственных программ, создание специализированных исполнительных органов (министерств,госкомитетов т.п.),государственных организаций, учреждений, предприятий культуры.
Право человека свободно участвовать в культурной жизни само по себе
недостаточно - культурную деятельность необходимо еще стимулировать.
Мировое сообщество осознало, что "культурное развитие должно в возрастающей мере стать заботой и долгом современного государства и всех других институтов, принимающих решения о стратегиях, программах, проектах общественного развития" .
Одной из основнх проблем в развитии сфер кульур ы является финансирование.
Важнейшей целью культурной политики должно стать установление связи между культурой и развитием вообще и распространение подхода к культуре как к одному из важнейших измерений развития. Задача культурной политики - организовать спокойный и конструктивный диалог в процессе перехода к новой системе ценностных установок и идей. Целью культурной политики является создание богатого гражданского общества, основанного на существовании разнообразных общественных и частных, институциализированных и неинституциализированных инициатив и проектов . Важнейшей ролью сильного Министерства должна стать организация взаимодействия всех участников культурной жизни и регулирование рынка культурной продукции и услуг.
Для того, чтобы культура не на словах, а на деле стала приоритетной
сферой, ее финансирование должно осуществляться полностью, в предусмотренном законодательством объеме.
В качестве стратега культурного развития Министерство культуры должно изменить свои отношения с внешним миром и методы работы, для чего необходима административная реформа. Во-первых, должна быть обеспечена прозрачность принятия решений, критериев финансирования, организационных структур.
Необходимо также
увеличить число людей,
Необходимо развитие законотворческой деятельности , принятие законов:"О минимальных социальных гарантиях", "О театре", "О творческих работниках и творческих союзах", "О порядке реорганизации и приватизации учреждений культуры", "О меценатстве", порядок налогообложения объектов культуры.
Необходима
программа развития
Отсутствие
единого подхода к
разночтения в законах создают значительные трудности в работе
государственных и территориальных учреждений культуры. Для обеспечения единого подхода к налогообложению следовало бы освободить все некоммерческие учреждения культуры от всех видов и платежей в бюджет, дать им возможность направлять полученные доходы на расширение и совершенствование культурной деятельности.
Совершенствование форм государственной поддержки культуры должно привести к созданию целостной системы государственного протекционизма, призванной обеспечить сохранение и развитие культурного потенциала Белорусии.
Основными задачами государственной культурной политики являются позиционирование Республики Беларусь как одного из центров восточнославянской цивилизации и неотъемлемой части европейского сообщества, воспитание патриотов и достойных граждан нашей страны, приумножение духовного богатства народа, создание равных условий для реализации творческих способностей и обеспечение разнообразия культурных услуг.
В сфере профессионального искусства будет продолжено финансирование создания новых произведений искусства посредством государственного заказа с приоритетной поддержкой проектов белорусских авторов и исполнителей, фестивалей, конкурсов и иных творческих проектов, способствующих раскрытию и приумножению творческого потенциала белорусского народа.
К 2016 году завершится формирование системной нормативной правовой базы сферы культуры.
Одновременно будут
Будет осуществлена поддержка перспективных творческих инициатив и реализация инновационных проектов, направленных на активизацию культурной жизни страны, создание культурного продукта, способного конкурировать на внешнем и внутреннем рынках. Получит развитие государственно-частное партнерство в сфере культуры.
Одним из приоритетов государственной культурной политики станет создание современной отечественной киноиндустрии. На решение этой задачи будет ориентировано конкурсное распределение государственных средств, выделяемых на фильмопроизводство, вовлечение частного бизнеса в сферу создания и проката фильмов, реконструкция и модернизация РУП «Национальная киностудия «Беларусьфильм», дальнейшее развитие киновидеопроката, укрепление его материально-технической базы и создание кинотеатров нового типа с привлечением отечественных и иностранных инвестиций.
В сфере организации досуга и народного творчества приоритетное внимание будет уделено созданию равных условий для городских и сельских жителей в доступе к культурным ценностям и услугам, сохранению образцов и традиций народного творчества, завершению компьютеризации музеев и библиотек, созданию Национальной электронной библиотеки, Государственного каталога Музейного фонда Республики Беларусь.
В целях сохранения историко-культурного
наследия страны будут продолжены реставрационно-
Дальнейшее развитие получат
система эстетического
Будут приняты меры по укреплению имиджа белорусской культуры и ее интеграции в мировое культурное пространство, открытию культурных центров Беларуси за пределами страны, а также оказанию содействия в сохранении культурной самобытности белорусов зарубежья.
К 2016 году планируется увеличение количества спектаклей, концертов на 15 процентов, посещений спектаклей, концертов, выставок, киносеансов и видеосеансов – на 20 процентов. Число объектов материального и нематериального наследия, которым присвоен статус историко-культурной ценности, возрастет на 100. Предусматривается осуществить полную компьютеризацию библиотек с подключением к сети Интернет и обеспечением электронной почтой с учетом обновления компьютерного парка на 20 процентов в год.
Результатом проводимой политики станут укрепление культурного потенциала нации, бережное сохранение и приумножение культурного наследия страны, вовлечение его в туристический оборот, повышение качества доступности и разнообразия культурных услуг для всех слоев общества.