Культурное наследие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 15:49, реферат

Описание работы

Культурное наследие - совокупность всех материальных и духовных культурных достижений общества, его исторический опыт, сохраняющийся в арсенале общественной памяти.
Культурное наследие составляют достижения различной давности, переходящие к новым поколениям в новые эпохи.
Культу́рное насле́дие — часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся поколениям как нечто ценное и почитаемое.

Файлы: 1 файл

культурное наследие.docx

— 23.81 Кб (Скачать файл)

Культурное наследие

Культурное наследие - совокупность всех материальных и духовных культурных достижений общества, его исторический опыт, сохраняющийся в арсенале общественной памяти.

Культурное наследие составляют достижения различной давности, переходящие  к новым поколениям в новые  эпохи.

Культу́рное насле́дие — часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся поколениям как нечто ценное и почитаемое.

Объект культурного  наследия — место, сооружение (творение), комплекс (ансамбль), их части, связанные с ними территории или водные объекты, другие естественные, естественно антропогенные или созданные человеком объекты независимо от состояния сохранности, которые донесли до нашего времени ценность с антропологической, археологической,эстетичной, этнографической, исторической, научной или художественной точки зрения и сохранили свою подлинность;

  • Сооружения (творения) — произведения архитектуры и инженерного искусства вместе с естественными или созданными человеком элементами, произведения монументальной скульптуры и монументального занятия живописью, археологические объекты, пещеры, с имеющимися свидетельствами жизнедеятельности человека, здания или помещения, в них, что сохранили аутентичные свидетельства о примечательных исторических событиях, жизнях и деятельности известных лиц;
  • Комплексы (ансамбли) — топографически определенная совокупность отдельных или соединенных между собой сооружений разного назначения, которые отмечаются своей архитектурой и органической связью с ландшафтом;
  • Выдающиеся места — топографическое определенные зоны или ландшафты, естественные, естественно антропогенные творения, которые донесли до нашего времени ценность с антропологической, археологической, эстетичной, этнографической, исторической, художественной, научной или художественной точки зрения.

 

Процессы производства и хранение культуры 

 

Проблема сохранения историко-культурного наследия в  современных условиях приобрела  особую актуальность. История –  это история людей, и каждый человек  – соучастник бытия прошлого, настоящего и будущего; корни человека –  в истории и традициях семьи, своего народа. Ощущая свою причастность к истории, мы заботимся о сохранении всего того, что дорого памяти народной.

Следует подчеркнуть, что в настоящее время интерес  к памятникам, тревога за их судьбу уже не являются достоянием отдельных  специалистов и разрозненных общественных групп. Резкое падение экономики  России, утрата духовных идеалов усугубили  и без того бедственное положение  науки и культуры, что сказалось  на состоянии историко-культурного  наследия. Ныне глава государства, местные  структуры власти постоянно обращаются к проблеме сохранения культурного  наследия, подчеркивается необходимость  принятия мер по предотвращению утраты памятников. Политика духовного возрождения, провозглашенная правительством, в  случае утраты преемственности лучших традиций культуры не может быть полностью  реализована без сохранения и  возрождения историко-культурного  наследия.

В исторической науке  происходит процесс переосмысления оценок, опыта, уроков, преодоления  односторонности; большое внимание уделяется неизученным и малоизученным  проблемам. Это в полной мере относится  и к государственной политике в отношении культурного наследия. Культура была и остается историческим наследием. Она включает те аспекты  прошлого, которые в измененном виде продолжают жить в настоящем. Культура выступает как феномен активного  социального воздействия на общественную практику, выражая сущностные интересы человечества, и является одной из важнейших сфер постижения человеческого бытия.

Культурное наследие – понятие широкое и многоплановое: сюда входит как духовная, так и  материальная культура. Понятие «культурное  наследие» связано с целым  рядом других категорий теории культуры (культурные ценности, традиции, новаторство  и др.), но имеет свой собственный  объем, содержание и значение.

В методологическом значении категория «культурное  наследие» применима к процессам, происходящим в области культуры. Понятие наследования предполагает теоретическое осознание закономерностей  преемственности и осознанное действие в виде оценки созданных прежними поколениями культурных ценностей  и творческого их использования. Но процесс духовного производства характеризуется многообразием  свойственных ему отношений, и по этой причине культура каждой новой  формации оказывается в необходимой  преемственной связи со всей совокупностью  ранее возникших отношений духовного  обмена и потребления.

Культурное наследие всегда рассматривается с точки  зрения возможностей его практического  применения соответствующими социальными  группами (классами, нациями и т.д.), целыми поколениями людей, поэтому  в процессе культурного наследования что-то сохраняется и используется, а что-то изменяется, критически пересматривается или полностью отбрасывается.

Необходимо обратиться и к анализу понятия, без которого не может быть определена категория  «культурное наследие», а именно – к понятию «традиция». Традиция выступает как «система действий, передающихся из поколение в поколение и формирующих мысли и чувства людей, вызываемые у них определенным общественными отношениями» [1, с. 48].

Поскольку развитие идет от прошлого к настоящему и  от настоящего к будущему, постольку  в обществе всегда, с одной стороны, живут традиции, в которых сконцентрирован  опыт предшествующих поколений, а с  другой – происходит рождение новых  традиций, представляющих собой квинтэссенцию  опыта, из которого будут черпать  знания грядущие поколения.

В каждую историческую эпоху человечество критически взвешивает доставшиеся ему в наследство культурные ценности и дополняет, развивает, обогащает их в свете новых  возможностей и новых задач, встающих перед обществом, в соответствии с потребностями определенных социальных сил, решающих эти задачи в плане  как научно-технического, так и  социального прогресса.

Таким образом, культурное наследие не есть нечто неизменное: культура любой исторической эпохи  всегда не только включает культурное наследие, но и творит его. Возникающие  сегодня культурные связи и создаваемые  культурные ценности, вырастая на почве  определенного культурного наследия, завтра сами превратятся в составную  часть культурного наследия, доставшегося новому поколению. Повсеместный подъем интереса к памятникам истории и  культуры требует понимания сущности культурного наследия во всех его  связях и опосредованиях, внимательного к нему отношения.

Э.А.Баллер определяет его как «совокупность связей, отношений и результатов материального и духовного производства прошлых исторических эпох, а в более узком смысле слова – как совокупность доставшихся человечеству от прошлых эпох культурных ценностей, критически осваиваемых, развиваемых и используемых в соответствии с объективными критериями общественного прогресса» [1, с. 56].

В международных  документах отмечается, что «культурное  наследие народа включает произведения его художников, архитекторов, музыкантов, писателей, ученых, а также работы неизвестных мастеров народного  творчества и всю совокупность ценностей, дающих смысл существованию человека. Оно охватывает как материальные, так и нематериальные, выражающие творчество народа, его язык, обычаи, верования; оно включает исторические места и памятники, литературу, произведения искусства, архивы и библиотеки» [3, с. 77].

Характеристика главн особ пост индустр и информ общества

Информационное общество — теоретическая  концепция постиндустриального  общества; историческая фаза возможного развития цивилизации, в которой  главными продуктами производства становятся информация и знания. Отличительные  черты:  
 
увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества;  
возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте;  
нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ;  
создание глобального информационного пространства, обеспечивающего: (а) эффективное информационное взаимодействие людей, (б) их доступ к мировым информационным ресурсам и (в) удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.

 

Маркузе

В отличие от Маркса, Маркузе  уже не верит в решающую роль рабочего класса, считая, что общество потребления развратило всех. В знаменитой книге «Одномерный человек» для Маркузе нет героев. Все жертвы и все зомбированы, никто не действует по собственной воле. На Западе человек одномерен, поскольку им манипулируют. Общество стало бесклассовым, но оно далеко от марксова идеала коммунизма. Вместо коммунизма получилось одномерное общество, неототалитарная Система, существующая за счет гипноза средств массовой информации, которые внедряют в каждое индивидуальное сознание ложные потребности и культ потребления. Революционная роль перешла кмаргиналам и представителям авангардного искусства (тезис контркультура как наследник пролеткульта). Единственное, что они могут противопоставить Системе — это Великий Отказ, тотальное неприятие Системы и её ценностей.


Информация о работе Культурное наследие