Культурно-исторические предпосылки Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 18:11, контрольная работа

Описание работы

Прочно сложившиеся средневековые представления впер¬вые всерьез подверглись сомнению в Италии XIV в. В этой стране шло быстрее, чем в других частях Европы, развитие городов и городской культуры, потому что Италия имела выходы к морю, развивала мореплавание, а это стимулиро-вало бурный рост торговли и денежных отношений, что вело к изменению социально-экономического и политического ха¬рактера общественного развития.

Содержание работы

Введение………………………………………………………….3
1. Культурно-исторические предпосылки Возрождения……….4
2. Гуманизм как идеология Возрождения………………………..6
3. Итальянское Возрождение…………………………………….10
3.1 Проторенессанс…………………………………………………10
3.2 Ранний Ренессанс……………………………………………….12
3.3 Высокий Ренессанс......................................................................14
3.4 Поздний Ренессанс……………………………………………...20
Заключение……………………………………………………...23
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

культурология контрольная.docx

— 48.41 Кб (Скачать файл)

Как скульптор Микеланджело стал известен благодаря своему раннему произведению "Давид". Но подлинное признание  как архитектор и скульптор он обрёл в качестве проектировщика и руководителя строительства основной части здания Собора св. Петра в  Риме, а также за скульптурное оформление лестницы и площади Капитолийского холма. Не меньшую известность принесли мастеру архитектурные и скульптурные работы во Флоренции.

На период Высокого и Позднего Возрождения  пришёлся расцвет искусства в  Венеции. Во второй половине XVI века Венеция, сохранившая республиканское устройство, становится своеобразным оазисом и  центром Ренессанса. Из мастерской Джанбеллино вышло два великих художника Высокого венецианского Возрождения: Джорджоне и Тициан.

Джорджо Барбарелли да Кастельфранко, по прозванию Джорджоне (1477 – 1510), – прямой последователь своего учителя и типичный художник поры Высокого Возрождения. Он первый на венецианской почве обратился к темам литературным, к сюжетам мифологическим. Пейзаж, природа и прекрасное нагое человеческое тело стали для него предметом искусства и объектом поклонения. Чувством гармонии, совершенством пропорций, линейным ритмом, мягкой светописью, одухотворенностью и психологической выразительностью своих образов и вместе с тем логичностью, рационализмом Джорджоне близок Леонардо, который, несомненно, оказал на него и непосредственное влияние, когда проездом из Милана в 1500 г. был в Венеции. Но Джорджоне более эмоционален, чем великий миланский мастер, и как типичный художник Венеции интересуется не столько линейной перспективой, сколько воздушной и главным образом проблемами колорита. Джорджоне обессмертил своё имя полотнами "Юдифь", "Спящая Венера", "Сельский концерт".

Тициан Вечеллио (1477/1487 – 1576) – величайший художник венецианского Возрождения. Он создал произведения и на мифологические, и на христианские сюжеты, работал в жанре портрета, его колористическое дарование исключительно, композиционная изобретательность неисчерпаема, а его счастливое долголетие позволило ему оставить после себя богатейшее творческое наследие, оказавшее огромное влияние на потомков. Впервые на его полотнах появляется изображение толпы как части композиции. Тициан родился в Кадоре, маленьком городке у подножия Альп, учился, как и Джорджоне, у Джанбеллино, и первой его работой (1508) была совместная с Джорджоне роспись амбаров Немецкого подворья в Венеции. После смерти Джорджоне, в 1511 г., Тициан расписал в Падуе несколько помещений scuolo, филантропических братств, в которых несомненно ощущается влияние Джотто, работавшего некогда в Падуе, и Мазаччо. Жизнь в Падуе познакомила художника, конечно, и с произведениями Мантеньи и Донателло. Слава к Тициану приходит рано. Уже в 1516 г. он становится первым живописцем республики, с 20-х годов – самым прославленным художником Венеции, и успех не оставляет его до конца дней. Около 1520 г. герцог Феррарский заказывает ему цикл картин, в которых Тициан предстает певцом античности, сумевшим почувствовать и, главное, воплотить дух язычества ("Вакханалия", "Праздник Венеры", "Вакх и Ариадна").

Наиболее известные работы Тициана: "Кающаяся Магдалина", "Любовь земная и небесная", "Венера", "Даная", "Святой Себастьян" и др. Галерея выполненных им портретов  современников была предметом глубокого  изучения и подражания для последующих  поколений европейских живописцев.

Литературные традиции Данте, Петрарки и Боккаччо в период Высокого Ренессанса продолжил Лудовико Ариосто (1474 – 1533). Наиболее известное его произведение – героическая рыцарская поэма "Неистовый Роланд", проникнутая тонкой иронией и воплощающая идеи гуманизма.

 

Поздний Ренессанс

Достигшая в пору Высокого Возрождения  вершин своего развития, ренессансная культура не избежала кризисных явлений. Они очевидны в зарождающейся  драматической напряженности художественных образов, позже дошедшей до трагизма, в горьком стремлении показать бесплодность даже героических усилий человека в  борьбе с роковыми силами, противостоящими  ему. Признаки наметившихся кризисных  явлений складываются и в резко  проявившихся в ту пору контрастах общественной мысли: рационализм и  трезвый взгляд на действительность сочетаются с напряженными утопическими поисками идеального земного града. Внутренние противоречия развития ренессансной культуры были вызваны, прежде всего, изменившимися  историческими обстоятельствами, суровыми, ставившими под сомнение веру в возможности  отдельного человека. Все более очевидный  разрыв между гуманистическими идеалами и реальностью порождал кризисные  явления в культуре, равно как  и попытки их преодоления.

Наступление католической реакции  способствовало кризису. Церковь небезуспешно пыталась восстановить частично утраченную безраздельную власть над умами, поощряя деятелей культуры, с одной  стороны, и используя репрессивные меры в отношении непокорных –  с другой. Так, многие живописцы, поэты, скульпторы, архитекторы отказались от идей гуманизма, унаследовав лишь манеру, технику (так называемый маньеризм) великих мастеров Возрождения. Маньеризм  отказывался от строгой классической гармонии во имя грации или холодного  великолепия образов, он прибегал к  широкому использованию приемов  мастеров Ренессанса, но его артистическая  виртуозность зачастую ограничивалась чисто внешними эффектами. Художественный язык маньеризма усложнялся, обретая  черты вычурности, рафинированности, повышенной экспрессии. Эстетика маньеризма утверждала ориентацию не на "подражание" натуре, а на "преображение" ее. Это направление получило распространение  преимущественно в придворно-аристократической среде, где оно решало главным образом декоративные задачи. С ним связано развитие парадно-аристократического портрета, росписи палаццо и вилл, садово-парковая архитектура, разработка костюмов, скульптурные произведения, а в литературе – прежде всего творчество поэтов.

Среди основоположников маньеризма Якопо Понтормо (1494 – 1557) и Анджело Бронзино (1503 – 1572), работавшие в основном в жанре портрета. Однако маньеризм, несмотря на мощное покровительство церкви, не стал ведущим направлением в период Позднего Возрождения. Это время было отмечено реалистическим, гуманистическим творчеством живописцев, относящихся к венецианской школе: Паоло Веронезе (1528 – 1588), Якопо Тинторетто (1518 – 1594), Микеланджело да Караваджо (1573 – 1610) и др.

Караваджо является основоположником реалистического направления в  европейской живописи XVII века. Полотна мастера отличаются простотой композиции, эмоциональным напряжением, выраженным через контрасты света и тени, демократизмом. Караваджо первым противопоставил подражательному направлению в живописи (маньеризму) реалистические сюжеты народного быта – караваджизм.

Последним из наиболее крупных скульпторов  и ювелиров Италии был Бенвенуто Челлини (1500 – 1571), в творчестве которого отчётливо проявились реалистические каноны Возрождения (бронзовая статуя "Персей"). Челлини остался в истории культуры не только как ювелир, давший своё имя целому периоду в развитии прикладного искусства, но и как незаурядный мемуарист, талантливо воссоздавший портреты своих современников в книге "Жизнь Бенвенуто Челлини".

В 1542 году была реорганизована инквизиция и создан её трибунал в Риме. Церковь  в Италии начала широко применять  репрессии к инакомыслящим. Многие передовые учёные и мыслители, продолжавшие придерживаться традиций Ренессанса, были репрессированы, погибли на кострах инквизиции. Среди них великий итальянский астроном Джордано Бруно (1548 – 1600). В 1559 году папа Павел IV впервые издаёт "Список запрещённых книг", впоследствии неоднократно дополнявшийся. В числе подлежащих уничтожению книг было немало произведений гуманистической литературы Возрождения (например, сочинения Боккаччо). Так, к началу 40-ых годов XVII века в Италии закончилась эпоха Возрождения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Возрождение – эпоха в жизни  человечества, отмеченная колоссальным взлетом искусства и науки.

Искусство Возрождения, возникшее  на основе гуманизма – течения  общественной мысли, провозгласившего человека высшей ценностью жизни. В  искусстве главной темой стал прекрасный, гармонически развитый человек, обладающий неограниченными духовными  и творческими возможностями. Искусство  Возрождения заложило основы европейской  культуры Нового времени, кардинально  изменило все основные виды искусства. В архитектуре утвердились творчески  переработанные принципы античной ордерной системы, сложились новые типы общественных зданий. Живопись обогатилась линейной и воздушной перспективой, знанием  анатомии и пропорций человеческого  тела. В традиционную религиозную  тематику произведений искусства проникало  земное содержание. Усилился интерес  к античной мифологии, истории, бытовым  сценам, пейзажу, портрету. Наряду с  монументальными настенными росписями, украшающими архитектурные сооружения, появилась картина, возникла живопись масляными красками. На первое место  в искусстве выступила творческая индивидуальность художника, как правило, универсально одаренной личности.

В искусстве Возрождения тесно  переплелись пути научного и художественного  постижения мира и человека. Его  познавательный смысл был неразрывно связан с возвышенной поэтической  красотой, в своем стремлении к  естественности оно не опускалось до мелочной повседневности. Искусство  стало всеобщей духовной потребностью.

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Багновская Н.М. Культурология: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005. – 300 с.
  2. Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. – 3-е изд.- М.: Академический проект, 2001.- 456 с.
  3. Культурология: Учебное полсобие для студентов вузов. – Ростов н/Д.: «Феникс», 1998. -576 с.
  4. Культурология: Учебное пособие /Сост. и отв. ред. А.А. Радугин. – М.: Центр, 2001. – 304 с.
  5. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов (Под редакцией Марковой А.Н.). – М.: ЮНИТИ, 2003. – 564 с.
  6. Малюга Ю.Я. Культурология: Учебное пособие. 2-е изд., доп. и испр.- М.: ИНФРА-М, 2002. – 333 с.
  7. Сапронов П.А. Культурология: Курс лекций по теории и истории культуры. – СПб.: СОЮЗ, 1998. – 560 с.
  8. Хрестоматия по культурологи: Учебное пособие / Г.В. Драч и [ др.]; под ред. Г.В. Драча – изд. 2-е, перераб. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 624 с.
  9. Черная Л.А. Культурология: основы теории: Учебное пособие. – М.: Логос, 2003. – 184 с.: ил.

 


Информация о работе Культурно-исторические предпосылки Возрождения