Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 00:23, реферат
Считается что слово «культура» происходит от латинского слова «colere», что означает культивировать, или возделывать почву. В средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом возник термин «agriculture» - искусство земледелия. Но в XVIII и XIX вв. его стали употреблять и по отношению к людям - если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали «культурным». Тогда этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от “некультурного” простого народа. Немецкое слово«Kultur» также означало высокий уровень цивилизации.
Считается что слово «культура» происходи
В предельно широком понимании культура охватывает все, созданное людьми, - от науки и религиозных верований до способов изготовления каменных рубил.
Культура – это, прежде всего, совокупность смыслов и значений, которыми люди руководствуются в своей жизни.
Культура – накопленный, приобретенный опыт, передаваемый от поколения к поколению, обеспечивает человека необходимыми для выживания знаниями и образцами поведения, которые не наследуются генетически, но передаются посредством научения и воспитания.
Нормы – это присущие общности представления о допустимом поведении, поведенческие стандарты. Нормы делают поведение людей более или менее предсказуемым и упорядочивают социальное взаимодействие. Как и ценности, нормы обладают значительной вариативностью в различных культурах.
Нормы (правила) определяют, как должен вести себя человек, чтобы жить в согласии с ценностями своей культуры. Усвоение определенных норм необходимо человеку для успешной адаптации в обществе. Нормативная сторона культуры включает широкий круг требований. Это и элементарная опрятность, гигиена, и соблюдение принятых правил поведения, и нравственные (моральные) нормы, и правовые нормы (законы). Исполнение норм обеспечивается различными формами принуждения, начиная с общественного мнения и заканчивая государственными институтами.
Наличие норм
не исключает, а, можно
Реакции социального окружения на соблюдение или несоблюдение норм называютсясанкциями. Санкции могут быть позитивными (одобрение, поощрение) и негативными(изоляция, наказание). Люди склонны следовать нормам, поскольку основные нормы, как и ценности, индивид усваивает в детстве и сомнению, как правило, не подвергает. Однако, если в обществе наблюдается разнородность и неопределенность норм, это естественным образом влечет за собой и неопределенность поведения, и рост девиантности.
Существуют различные типологии норм. Выделяют: нормы-правила
(исполнение которых обязательно) и нормы–ожидания (исполнение
которых желательно, но допустимо и отклонение); проскриптивные
(запрещающие тот или иной тип поведения) и прескритптивные
(предписывающие определенный тип поведения)
(четко сформулированные и зафиксированные в документах) и
неформальные (имеющие характер ожиданий и существующие только в
коллективном сознании)
и др.
Ценности – это присущие той или иной культуре представления о том, к чему следует стремиться. Успех, святость, богатство, свобода, слава, любовь – все это примеры ценностей. Ценности – это духовные ориентиры, задающие общую стратегию поведения индивида в обществе.
Ценности обладают ярко выраженной культурной спецификой: то, что ценно для одного общества, может не быть ценностью в другом. Так, визитной карточкой западноевропейских культур является признание ценности свободы личности. Но в большинстве не западных культур такой ценности не было, и представление о необходимости индивидуальной свободы сложилось в результате западного культурного влияния.
Культурная специфика может проявляться в особенностях иерархии ценностей, присущих тому или иному обществу. Так, ценность жизни – это пример универсальной ценности. Нет ни одной культуры, которая отрицала бы жизнь и стремилась к смерти. Однако не во всех культурах ценность жизни занимает одинаковое положение в иерархии ценностей. Для древнего грека обрести добрую славу значило больше, чем сохранить жизнь. Для индийского йога жизнь – это иллюзия, тягостный сон, от которого нужно проснуться. Для христианского подвижника, монаха или мирянина земная жизнь – только пролог к вечной жизни в Царстве Божием и самостоятельной ценности не имеет.
Люди нередко жертвуют своей жизнью (не говоря уже о жизнях чужих) ради таких, казалось бы, абстрактных понятий, как "истина", "свобода", "государственные интересы", "народ", "раса", "партия" и т.д. Это может показаться странным, но, фактически, невозможно найти культуру, где ценность человеческой жизни абсолютно доминировала бы над другими ценностями.
Для носителей определенной культуры присущие ей ценности являются объектами веры. Невозможно рационально обосновать превосходство одних ценностей над другими, ложность одних ценностей и истинность других.
Свои ценности кажутся нам очевидными, естественными. Чтобы заставить человека принять новые ценности, его нужно не просто "убедить", его нужно "обратить в свою веру", даже если речь не идет собственно о религии.
В отечественной культурологии до недавнего времени ценности традиционно делили на материальные и духовные. Под материальными ценностями понимаются вещественные продукты человеческого труда (здания, одежда, мебель, орудия труда и т.п.), духовные ценности предстают как разделяемые обществом или группами людей убеждения относительно целей, к которым надо стремиться в жизни (например, нравственные ценности).
В настоящее время культурологи
дают более разработанные
Заключение
Культура — это
духовный компонент человеческой деятельности
как составная часть и условие
всей системы деятельности, обеспечивающей
различные стороны жизни