Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2015 в 16:50, реферат
Цель работы – изучить культурные ценности.
Актуальность темы обусловлена и тем, что в культурологии трудно обойтись без понятия «ценность», так как ценности формируют ядро той или иной культуры.
Позитивные начала культуры характеризуют ее ценностный аспект. Но никакую культуру нельзя мыслить без внутренних противоречий, столкновения позитивных и негативных начал, добра и зла, человечности и жестокости, участия и безразличия, самопожертвования и эгоизма, святости и преступности. Культура — это сложный и противоречивый мир человека, мир внутренний и предметный, мир деятельности и общения, мир повседневности и высших ценностей. Овладевая ценностями культуры, человек формирует свой духовный облик, делает свою жизнь полноценной. Образование, овладение высотами научного знания и приобщение к миру ценностей культуры — такова стратегия личности на пути к полноценной жизни. Кант писал, что звездное небо над нами и нравственный закон в нас — это высшее, что есть в мире. Этот величественный образ можно трактовать и как выражение единства познавательного и ценностного отношения к миру, которая реализуется, когда человек постигает мир и творит себя как субъект культуры.
Человека, его нравственный облик, уровень его культурного развития весьма точно характеризуют его ценностные ориентации, то, что он предпочитает, каковы его жизненные приоритеты, какой путь в своей жизни он выбирает. Эти ориентации проявляются в его деятельности, в общении с другими, в его самооценке и оценках других людей.
3. Своеобразие культуры
Русская культура сложилась вначале на восточно-славянской основе в виде культуры древнерусской народности (примерно в VIII – XIII вв.), а с XIV в. и по настоящее время представлена украинской, белорусской и великорусской культурами. В этом изначальном и наиболее характерном для русского культурного самосознания осмыслении определяющей является мысль о временном, локальном и сущностном единстве русской культуры и о ее определенном своеобразии среди культур других европейских народов.
Рассмотрим некоторые объективные и субъективные факторы, повлиявшие на развитие русской культуры.
1. Природно – географические факторы:
• жесткие и разнообразные климатические природные условия;
• движение русских народностей с запада и северо-запада на восток и на юг, из леса в степи;
• обширная территория с вытекающим из этого многообразием форм жизни во всех ее проявлениях многонациональность, разобщенность, многоукладность быта и т.п.
2. Геополитические и этнические факторы:
• статус крупнейшей цивилизации «сухопутной» ориентации, центра евразийства, противостоящего «атлантизму» Запада;
• положение между Западом и Востоком, влияние двух своеобразных культур, их экономических особенностей, что обусловило как «маргинальность» российской культуры, так и ее самодостаточность;
• ориентированность на Запад (от Петра I до нынешних демократов), территориально же движение шло на Восток, с восприятием особенностей восточной культуры;
• привлекательность для западной экспансии (Наполеон, мировые войны) вследствие сырьевой и территориальной ограниченности европейских стран;
• расширение территорий шло не только за счет завоевания новых земель, но и путем добровольного присоединения, за счет хозяйственного освоения свободных территорий, которое чаще всего было вызвано заботой о безопасности, а не экономическими причинами.
Говоря об этническом факторе, нужно отметить, что российская культура формировалась на основе трех мощных этносов: славянского, тюркского и угро-финского, что рождает ситуацию культурного взаимовлияния, этнической, национальной терпимости, различной экономической ментальности.
3. Социальные факторы:
• идеократизм общественной жизни, который проявляется в том, что русская социальная культура во многом держится на власти идей (в отличие от «законного» Запада и «властного» Востока);
• разбросанность населения, слабость административных связей, системы коммуникаций, затрудняет становление и функционирование государства как целостной социальной системы;
• разнородность социальных субъектов, что затрудняло организацию совместной жизни, управление обширной территорией;
• ориентация государственной политики не на личность, а на группу (общину, артель), которая защищала человека, обеспечивала его выживание;
• коллективизм образа, уклада жизни русского человека, установка на «общинность» (а не на общество), в том числе экономической жизни;
• общинный традиционализм, который выражался в отсутствии идеи изначального равенства людей, их прав, где общество определяет социальную роль каждого человека;
• в условиях нахождения между Западом и Востоком, постоянных войн за независимость русский человек рассматривал себя как частицу народа, а не личность, служил не себе, а всему народу, отсюда потребность в службе народу, государству;
• идея служения легла в основу сословного строя России, основанного на разделении общих обязанностей, а не на иерархии прав (как это было на Западе);
• особое понимание роли государства в жизни общества (в сочетании с антипатией к государственной власти);
• государство (царь, как его высшее воплощение) выступали посредником и арбитром в решении социальных конфликтов;
• образование единого государства под влиянием военно-политических (борьба за независимость), а не экономических факторов;
• авторитаризм, тоталитаризм, централизм государственной системы, отсутствие гражданского общества, экономической суверенности людей как субъектов хозяйствования;
• патернализм государства и иждивенческие традиции, потребность в государственных гарантиях, стабильности любой деятельности;
• квазиэтатизм: русский человек всегда ставил государство (царя) выше закона, что порождает правовой нигилизм;
• особое понимание закона и права: они ценны, только если отвечают требованиям «справедливости», которая тем - самым ставится выше права;
• рабская покорность власти, упование на силу государства в сочетании с «бунташностью» (восстания, революции);
• неуважение к государству, его решениям, приемлемость подмены государства его чиновниками, рассматривающими власть как свою собственность;
• замкнутость и несогласованность правовых, административных, экономических, моральных требований, что рождает потребность в стабильности у основной массы населения;
• понимание социальной свободы у русского человека, как «воли», а неуважение прав.
4. Религиозные факторы:
• определяющая роль религии, а именно христианства для русской культуры (особенно в допетровскую эпоху, в Древней Руси);
• особенности православия (в сравнении с католицизмом и протестантизмом), которое отличается нравственным либерализмом в повседневной жизни;
• принятие христианства «сверху», административным путем, а не его «вызревание»;
• высокая религиозная терпимость, сосуществование различных концессий;
• религиозный мессианизм, который проявлялся в форме пророчества о будущей великой судьбе России как оплоте православной веры (Москва – третий Рим);
• святость как особый образ жизни особых людей, преклонение перед ней, но не следование ей в повседневной жизни;
• «соборность» как центральная идея религиозного менталитета (объединение людей общими целями, делом), коренящаяся в общем служении высокой правде, в общем долге.
5. Духовные факторы:
• большая роль нравственных факторов оценок, стремление связать каждое дело с высшими ценностями, проявлениями ума и сердца;
• экстремизм, радикализм, стремление общества не к поиску компромиссов, а к победе одной идеи над другой;
• «идеализм» духовной жизни, повышенное чувство идеала, духовного начала;
• стремление к цельности человеческих проявлений, цельности духа, восприятия мира;
• единение истины, добра и красоты, правдоискательство понималось, как высшая форма познания;
• большая роль в жизни русского народа нравственных факторов, ориентация на сердце и правду (Запад – на разум и волю), перевес этических и религиозных начал над общественными;
• высокая роль идей равенства, справедливости, сочувствие слабым;
• слабое развитие личностного духовного начала, чуждость индивидуализму как образу жизни и стилю мышления;
• духовный мессианизм, интровертность, интуитивизм, рефлексивность духовной жизни; поиск смысла жизни, идеала (а не интереса, выгоды, прибыли);
• культ непротивления злу, смирение у русского народа;
• душевная терпеливость, пассивность, покорность судьбе, высокая адаптация как к объективным (война, засуха), так и субъективным (дурной правитель) трудностям, вплоть до фаталистического отношения к миру;
• незаметность, «внутренность» духовных изменений у русского народа в сочетании с духовными «взрывами»;
• особая связь нравственности и свободы («воли»): русский человек в рабстве – с Богом, в свободе – с дьяволом (Муравьев-Апостол);
• единство внутренней безответственности и жестокой внешней ответственности;
• слабость нравственной самодисциплины, недостаток честности и чести: русский человек может быть святым, но не может быть честным, в частности, в торговых, финансовых делах (Н. Бердяев);
• слабость рационального начала, ориентация на случай, на «авось» (Вл. Ключевский), вызванные неопределенностью, нестабильностью жизни (климатической и социальной);
• образность, масштабность мышления, трудности его конкретизации, перевода в рациональную форму практических дел; преобладание осмотрительности над предусмотрительностью (лучше видят следствия, чем ставят цели);
• приоритет мудрости (Софии) над рациональностью, причем разуму противостоит не воля (как на Западе), а любовь, открывающая путь к истине;
• особенности интеллектуального менталитета: противоположность рационального западного мышления и русского – иррационального или нерационального;
• крепость «заднего ума», пристрастие к окольным путям выхода к цели;
• склонность к мифологизации бытия; мечтательность, утопизм («русский мечтает, а немец – планирует»), стремление жить в придуманном мире;
• бесконфликтность мышления: русскому человеку присущ бесконфликтный стиль мышления (лбом стену не пробьешь);
• приоритет ориентации на прошлое или на «светлое будущее» в ущерб настоящему; склонность к идеальным моделям будущего, строительству его за счет настоящего; периодическое увлечение грандиозными планами, глобальными реформами и т.д.;
• недостаток духа творческой созидательности и законопослушной деловитости;
• широта души, размах мировосприятия в сочетании с невниманием к деталям, малом интересе к мелочам. Н. Бердяев также связывает это с «пейзажем» русской земли – ее бесформенностью, безграничностью;
• комплекс «аутсайдера» – Россия моложе большинства стран Запада, монголо-татарское нашествие тормозило ее развитие в течение двух с половиной веков. Это отставание рождало, с одной стороны, комплекс неполноценности в отношении Запада, а с другой – периодически побуждало власть к попыткам ликвидировать это отставание – реформы Петра, Столыпина, Сталина. Это рождает особую социальную «биоритмику» русского труда, а также идеологию «догоняющего» развития.
Очевидно, возможны и другие характеристики особенности культурно-исторического развития России.
Все вышеназванные особенности в полной мере характеризуют состояние нашей культуры до середины XIX в. и по сути дела выражают культуру феодального общества. После реформы 1861 г., с развитием капитализма все названные ценности подвергаются давлению со стороны новых форм хозяйствования, социальных изменений: традиционная русская культура входит в период кризиса. Эту ситуацию четко уловил Ф.М.Достоевский («Бесы», «Подросток»), выразили философы Е. Трубецкой, Вл. Соловьев, Л. Карсавин, Н. Бердяев, Г. Федотов, экономисты М.И. Туган-Барановскнй, П. Оль, М.О. Меньшиков и т.д.
Рассматривая вопрос о месте России во всемирной истории, специфике ее собственной истории и культуры, о своеобразии ее государственности, очень часто обращаются к старой философско-исторической схеме Восток – Запад. Как бы при этом ни понимались исходные понятия – элементы этой классической схемы, Россию считают либо принадлежащей Западу или Востоку, либо имеющей собственную специфику, а поэтому и не совпадающей ни с Западом, ни с Востоком.
В последнем случае возможно несколько самостоятельных позиций. Например, можно считать, что Россия как бы колеблется между Западом и Востоком (точка зрения Г.В. Плеханова); можно объявить ее великим Востоко-Западом или Западо-Востоком, по Н.А. Бердяеву; можно предсказать ей великую роль в объединении Запада и Востока на основе истинного христианства (как молодой Вл. Соловьев); можно рассматривать ее как такую «третью силу» (термин Вл. Соловьева), которая прямо не зависит ни от Востока, ни от Запада, образуя особый мир, вполне сопоставимый с первыми двумя, хотя своеобразный и неповторимый (позиция евразийцев).
Проблема Восток – Запад – Россия впервые была заявлена П.Я. Чаадаевым в «Философических письмах». В полемике западников и славянофилов была предпринята попытка «прописать» российскую историю и культуру во всемирно-историческом духовном наследстве. Первые утверждали, что Россия принадлежит европейской культурно-исторической традиции. Вторые рассматривали Россию как самобытное духовное образование, максимально подготовленное к адекватному восприятию истин христианского мировоззрения. Славянофилы тяготели непосредственно к православию, особенно в его «русском» варианте, поэтому противопоставляли Россию Западной Европе. Третьим вариантом европейско-христианской «прописки» русской истории, культуры, общества и государства явилась концепция византизма К.Н. Леонтьева.