Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 16:37, реферат
Норма охватывает не весь отрезок деятельности, а какой-то принцип, параметр деятельности, что составляет определенную меру вариативности поведения и его усложнения. Любое общество или отдельная социальная ячейка и группа должны упорядочивать отношения в своей среде, ослаблять тенденции, ведущие к разладу и произволу, устранять влияние стихийных настроений. Оно должно также согласовывать действия отдельных личностей и групп, приводить их в соответствие с общими интересами данной ячейки или общества.
Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1 Культурные нормы и их соблюдение…………………………….5
Глава 2 Функции культурных норм……………………………………….7
Глава 3 Классификация культурных норм………………………..………8
Заключение…………………………………………………………………….10
Литература…………………………………………………………………….11
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине
«Культурология»
Культурные нормы
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1 Культурные нормы и их соблюдение…………………………….5
Глава 2 Функции культурных норм……………………………………….7
Глава 3 Классификация культурных норм………………………..………8
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
Норма охватывает не весь отрезок деятельности, а какой-то принцип, параметр деятельности, что составляет определенную меру вариативности поведения и его усложнения. Любое общество или отдельная социальная ячейка и группа должны упорядочивать отношения в своей среде, ослаблять тенденции, ведущие к разладу и произволу, устранять влияние стихийных настроений. Оно должно также согласовывать действия отдельных личностей и групп, приводить их в соответствие с общими интересами данной ячейки или общества. Наведение порядка может быть достигнуто через насилие и принуждение, через политическое, идеологическое и психологическое манипулирование обществом, что выходит за рамки собственно культуры и влечет за собой ответную психологическую реакцию отторжения источника такого принуждения.
Функция нормы состоит в том, чтобы исключить влияние случайных чисто субъективных мотивов и обстоятельств, психологических состояний, обеспечить надежность, предсказуемость, стандартность и общепонятность поведения. Норма формирует ожидаемое поведение, понятное окружающим.
Содержательная сторона норм определяется целями той конкретной сферы деятельности, к которой они относятся. При этом различные виды деятельности нормированы не в одинаковой степени, а содержание и способы нормирования различны в разных культурах. В сфере производства действуют технические нормы, обусловленные практическими интересами, устройством машин, свойством материалов. Сфера взаимоотношений между гражданами и социальными институтами регулируется юридическими нормами. Нет обществ, в которых отсутствовали бы нормы. Более того, нет данных, указывающих, что такие общества вообще когда-либо существовали.
Нормативная
сфера располагает своим
Глава 1 Культурные нормы и их соблюдение.
Наши
действия только отчасти являются продуктом
природы. Все человеческое поведение,
прежде всего результат обучения. Нас
с детства учат правилам поведения, традициям,
обычаям, ценностям. Обучаясь нормам, мы
одновременно контролируем свое поведение
и управляем.
Нормы - правила, регулирующие человеческое
поведение. Они указывают на то, где, как,
когда и что именно мы должны делать. В
этом смысле они оказываются чем-то, что
можно сравнить с картой или схемой культурной
жизни. Нормы предписывают образцы поведения
и передаются индивиду в процессе инкультурации.
Культурные
нормы - предписания, требования, пожелания
и ожидания соответствующего поведения.
Нормы суть некие идеальные образцы (шаблоны),
предписывающие то, что люди должны говорить,
думать, чувствовать и делать в конкретных
ситуациях. Одни нормы и правила ограничены
частной жизнью, другие пронизывают всю
общественную жизнь. Поскольку в коллективе
общественное обычно ставится выше личного,
правила частной жизни менее ценны и строги,
нежели общественной, если, конечно, они
не изменили свой статус и не превратились
в общественные.
В норму превращались коллективные идеалы
красоты, добра, отваги. В статусе идеала
или эталона культурные нормы тут же становились
ценностями - особо уважаемыми и почитаемыми
представлениями о том, как должен быть
устроен мир и каким должен быть человек.
В любом обществе ценности оберегаются
особым образом. За нарушение норм полагались
всевозможные санкции и наказания. На
соблюдение культурных норм был ориентирован
огромный механизм социального контроля.
Он действует поныне. Пресса, радио, телевидение,
книги пропагандируют нормы и идеалы,
которым должен соответствовать цивилизованный
человек. Их нарушение осуждается, а соблюдение
вознаграждается.
Таким образом, культурные нормы предстают в двух ипостасях - как разрешение и запрещение. Это не значит, что буквально каждая культурная норма обладает двумя сторонами. Одни нормы выступают только как призывы, советы или пожелания, а другие, напротив, лишь как запрещение что-либо делать. Практика не выявила, какой вид норм - разрешающий или запрещающий - эффективнее влияет на поведение людей. Иногда они остаются равнодушными к всевозможным призывам и советам, а иногда избегают даже самых строгих запретов. По всей видимости, причину надо искать не в типе культурных норм, а в том, что составляет их мотивационную основу. Это означает, что культурная норма соблюдается тогда, когда индивид заинтересован это сделать. Нет внутренней заинтересованности - и нет исполнения нормы.
Глава 2 Функции культурных норм.
Культурные нормы выполняют в обществе очень важные функции. Они являются обязанностями и указывают меру необходимости в человеческих поступках; служат ожиданиями в отношении будущего поступка; контролируют отклоняющееся поведение; служат образцами, эталонами поведения. С одной стороны, нормы - это обязанности одного лица по отношению к другому или другим лицам. Запрещая курить в учреждениях, администрация накладывает на сотрудников определенные обязательства и ставит их в определенные отношения с начальством и товарищами. Стало быть, нормы формируют определенную систему взаимных отношений, основанных на правах и обязанностях. С другой стороны, нормы - это ожидания: от соблюдающего данную норму человека окружающие ждут вполне однозначного поведения. Когда одни пешеходы движутся по правой стороне улицы, а другие по левой, возникает упорядоченное, организованное взаимодействие. При нарушении правила возникают столкновение и беспорядок. Стало быть, нормы формируют систему социального взаимодействия, которая включает мотивы, цели, направленность субъектов действия, само действие, ожидание, оценку и средства.
Таким образом,
нормы выполняют свои функции
в зависимости от того, в каком
качестве они себя проявляют: как
стандарты поведения (обязанности,
правила) или как ожидания поведения
(реакция других людей).
Глава 3 Классификация культурных норм.
Нормы можно классифицировать по самым разным основаниям, например, по сфере применения - в малой или большой социальной группе. Соответственно различают два типа.
Первый
тип - это нормы, которые возникают и существуют
только в малых группах (компаниях друзей,
семьях, рабочих бригадах, спортивных
командах). Они называются групповыми
привычками. Второй тип - это нормы, которые
возникают и существуют в больших группах
или в обществе в целом. Они называются
общими правилами.
Все социальные нормы можно классифицировать
в зависимости от строгости их соблюдения.
Так, за нарушение одних норм следует мягкое
наказание - неодобрение, ухмылка, недоброжелательный
взгляд, а за нарушение других норм жесткие
санкции - тюремное заключение, даже смертная
казнь.
Определенная степень неподчинения нормам
существует в любом обществе и в любой
группе. Нарушение, например ритуала дипломатической
беседы или бракосочетания вызывает неловкость,
ставит человека в затруднительное положение.
Но оно не влечет за собой жесткое наказание.
В других ситуациях санкции более ощутимы.
Пользование шпаргалкой на экзамене грозит
снижением оценки, а потеря библиотечной
книги - пятикратным штрафом. В некоторых
обществах малейшие отступления от традиций,
не говоря уже о серьезных проступках,
сурово карались.
Нормы можно классифицировать и другими способами. Например, совершенно очевидно, что какие-либо нормы имеют для данного народа непреходящую ценность. Потеряв их, он прекращает функционировать как культурная общность. Культурные нормы, таким образом, отвечают за выживание этноса. К ним относятся нормы уважения к старикам, женщинам и детям, патриотизм, этические, семейные и религиозные нормы. Другие нормы регулируют скорее бытовое поведение; замена одной нормы на другую или исчезновение части их, вряд ли скажется на нравственном климате общества - скажем, правила дорожного движения или поведения в публичных местах. Некоторые образцы поведения не имеют никакого значения для выживания социальной общности. Часто их называют бессмысленными церемониями, пережитками старины. К ним относятся, предпочтение одной пищи и неприятие другой, ритуальное повторение специальных фраз - «спасибо», «пожалуйста», «разрешите пройти», «не позволите ли сказать» и др.
Самая известная классификация культурных норм принадлежит американскому социологу Уильяму Грехэму Самнеру (1840-1910гг). Он выделял следующие виды норм: обычаи; нравы; законы. Они составляют основу нормативной системы культуры. В современной литературе на них постоянно ссылаются, считая классическим фундаментом науки о культуре. Вместе с тем следует отметить, что список культурных норм постоянно расширяется и обновляется. Сегодня типология культурных норм учитывает традиции, обычаи, привычки, нравы, табу, законы, моду, вкус и увлечения, верования и знания, и др.
Заключение
Нормы (от лат. norma - правило, образец) - это системный порядок, признанный обязательным, установленная мера, система ожидаемых способов поведения, которым члены общества следует более или менее точно.
Культурные нормы - определенные правила поведения, регулирующие действия человека в наиболее важных аспектах социальной жизни, обеспечивая гарантии целостности, устойчивости общества. Поэтому в них в большей степени, чем в ценностях, присутствует приказной момент, требование поступить определенным образом. Следование нормам обеспечивается двояко: путем их интернализациии (превращения внешних требований во внутреннюю потребность личности) и за счет институциализации (включения норм в структуру общества и социального контроля). Только таким образом можно сохранить в обществе его устойчивость и порядок. В обратном случае неизбежна аномия. Термин «аномия», обозначающий нарушение единства культуры в связи с отсутствием ясно сформулированных социальных норм, был впервые введен Эмилем Дюркгеймом еще в 90-е годы XIX века. В то время аномия была вызвана ослаблением влияния религии и политики и повышением роли торгово-промышленных кругов. Это привело к тому, что обесценились прежние ценности, не выработались новые, тем самым нарушилось единство культуры. Обострение многих социальных проблем, порожденных как реформированием экономики, так и крушением целостной культурной системы, девальвация духовно-культурных ценностей, приводят к аномии. В культуре, в которой безусловные и основополагающие ценности отброшены и великие университеты духовных, нравственных, эстетических, религиозных исканий ничего не значат, имеет так же место аномия.
Литература
1. Солонина Г.В. Культурология - Учебное пособие. Москва, 2002 г.
2. Кравченко Л.Н. Социология культуры. М., 1995 г.
3. Учебный курс по культурологии; Издательство «Феникс», 1999 г.
4. Арнольдов А.И. Введение в культурологию - Учебное пособие, 1993 г.
5. Шишова Н.В., Акулич Т.В., Бойко М.И Культурология - Учебное пособие для студентов ВУЗов, 2000 г.
6. Ильина Е.А., Буров М.Е Культурология, Конспект лекций, 2005 г.
7. Рудигин А.А. Хрестоматия по культурологи.