Культурогенез и антропогенез

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 13:38, контрольная работа

Описание работы

Американские культурологи Альфред Кребер и Клайдж Клакхон в их совместном исследовании, посвященном критическому обозрению концепций и определений культуры, отметили огромный и всевозрастающий интерес к этому понятию. Так, если, по их подсчетам, с 1871 г. по 1919 г. было дано всего 7 определений культуры, то с 1920 по 1950 они насчитали 157 определений этого понятия. Позже количество определений значительно увеличилось. Л.Е.Кертман насчитал более 400 определений. Такое многообразие объясняется прежде всего тем, что культура выражает глубину и неизмеримость человеческого бытия.

Содержание работы

Вопрос №1 Культурогенез и антропогенез
Культурогенез:
• Введение
• Генезис культуры
Антропогенез:
• Введение
• Факторы антропогенеза
• Еще одна теория антропогенеза. Наяпитеки.
• Заключение
Вопрос №2 История архитектуры раннемосковского зодчества
• Введение
• История архитектуры г.Москвы 14- 16 веков
• Соборы Московского Кремля
• Купеческие храмы Москвы

Файлы: 1 файл

Культурология.RTF

— 7.73 Мб (Скачать файл)

 
       
      На Соборной площади Кремля возвышается одно из замечательнейших сооружений XVI века - колокольня Ивана Великого, выстроенная Боно Фрязиным в 1505-1508 годах на месте старого каменного храма 1329 года. В 1600 при Борисе Годунове она была надстроена и завершена куполом, о чем и сообщает трехъярусная надпись славянской вязью под куполом. Колокольня служила главной дозорной башней Кремля, с высоты которой хорошо обозревалась Москва в радиусе 30 километров. К колокольне примыкали Успенская звонница и Филаретовская пристройка. В 1812 году заряд, заложенный французами в основание колокольни, сработал, но само здание уцелело (разрушились только звонница и пристройка, восстановленные в 1819 году). Колокола Ивана Великого смолкли в 1918 году и вновь зазвонили на Пасху в 1992 году. В галереях ярусов помещается 21 колокол XVI-XIX веков. Самый большой колокол - Успенский - весит 70 тонн. Высота колокольни - 81 метр, толщина стен первого яруса - 5 метров, второго яруса - 2,5 метров. Вверх к куполу поднимается лестница в 329 ступеней.

 
       
      Небольшая одноглавая церковь Положения Ризы Божьей Матери была построена псковскими мастерами в 1484-1486 годах. Этот храм находится на месте древней церкви, возведённой в 1451 году митрополитом Ионой в память избавления Москвы от нашествия татарских полчищ Мазовши в день праздника Положения ризы Божьей Матери во Влахерне. В этот день татары внезапно отступили от стен Москвы, бросив все награбленное добро. В конце XV века на месте старой сгоревшей церкви возвели новую кирпичную, обнесённую с трёх сторон открытой папертью. В XVII веке церковь перестроена, была сделана четырёхскатная кровля. Паперть с западной стороны перекрыли сводами. По образовавшейся крытой галерее женская половина царской семьи переходила из Теремов в Успенский собор. Храм сильно пострадал во время пожара 1737 года и при артобстреле Кремля в 1918 году (после крупной реставрации церковь открыта как музей).Выполненный московскими мастерами четырехъярусный иконостас церкви в серебряном окладе - одно из лучших произведений русского искусства первой половины XVII века.

 
       
      К северу от Успенского собора и колокольни Ивана Великого находятся Патриаршие палаты и небольшой пятиглавый собор Двенадцати апостолов, построенные в 1635-1656 годах русским мастерами Антипом Константиновым и Баженом Огурцовым по заказу патриарха Никона. Собор Двенадцати Апостолов был сооружён на месте старого храма и части двора Бориса Годунова. Кровли и кресты храма были покрыты медными листами и вызолочены. В 1680 году собор перестроили и дали ему современное название. По размерам и роскоши убранства Патриарший дворец не уступал царскому Теремному. Здесь располагалась богатейшая патриаршая ризница. При Петре I во дворце разместилась Московская контора Синода. Ризница и собор пострадали во время артобстрела 1917 году. В 1929 в храм был перенесен замечательный иконостас XVII века из разрушенного собора Вознесенского монастыря.      

К востоку от Теремного Дворца расположены четыре домовые церкви: св. Екатерины, Верхоспасский собор, церковь Распятия Христа и церковь Воскресения Словущего. Первой была построена церковь св. Екатерины (1627). Будучи расположена рядом с Золотой царицыной палатой, эта церковь была составной частью покоев царицы и главной церковью на женской половине. В 1635-1652 годах создатели Теремного царского дворца мастера Бажен Огурцов, Трефил Шарутин, Антип Константинов и Ларион Ушаков воздвигли Верхоспасский собор. Снаружи, как и все домовые церкви Теремного дворца, он имеет медную кровлю XVIII века и 11 небольших барабанов с золочёными куполами. Эта часть Кремля наиболее эффектна: удивительно красивы яркие изразцы в нишах и на барабанах, узорчатый фриз, а внутри - особо ценные иконы работы Федора Зубова, резной деревянный иконостас и царские врата, украшенные чеканкой по серебру. Над Верхоспасским Собором находится церковь Распятия Христа (1681), где в иконостасе находятся иконы, выполненные методом аппликации. Церковь Воскресения Словущего была построена над храмом св. Екатерины в 1680 - 1681 годах. Здесь находится резной иконостас с иконами работы Поспелова конца XVII века и паникадило, подаренное шведским королем Карлом XI.

 
       
      В 1552 году в канун Покрова Богородицы русские войска взяли столицу Казанского ханства, и в 1555 году в Москве началось строительство храма в честь этого праздника. Авторами этого удивительного творения летопись называет русских зодчих - Постника и Барму. Восемь церквей группируются вокруг центральной, девятой. Все церкви непохожи одна на другую, но едины по своему художественному замыслу и удивительно гармонируют друг с другом. К 1588 году к собору была пристроена десятая церковь - храм святого Василия. Так храм стал десятиглавым и получил своё второе, неофициальное название - собор Василия Блаженного. В 1812 году собор был жестоко разграблен французами, которые хотели взорвать его, но не успели. Спустя столетие (в 1918 году) храм вновь подвергся разорению, а последний настоятель собора протоиерей Иоанн Восторгов был расстрелян. В 1923 году часть собора превращена в музей, колокола изъяты и переплавлены. В 1936 году рассматривался проект сноса собора как существенной помехи для демонстраций, однако он не был исполнен. В соборе проводятся службы в праздник Покрова Богородицы. 

 

 

Купеческие храмы Москвы

 

Храм в Путинках.


Начало XVII века вошло в историю России под знаменем «смутного времени».

Страшный голод сменился эпидемией холеры, затем началось вторжение поляков и шведов под предводительством Лжедмитрия. Все это сопровождалось грабежами и разбоем, хозяйство страны пришло в сильный упадок. Только мобилизация сил всего народа на борьбу с захватчиками позволила преодолеть эту беду, отбросившую страну на несколько десятилетий назад. До 20-х годов XVII века никакого строительства в Москве не было. Затем еще десять лет московские зодчие повторяли облик годуновских построек, и только в 30-е годы был найден новый путь. Важной вехой этого пути стала церковь Троицы в Никитниках, построенная в течение 1635-1653 годов на средства богатого купца Григория Никитникова во дворе его дома. Она невелика -- купцу с семейством не требовался большой храм, -- но очень нарядна. Все предшествующие русские храмы, начиная с собора Святой Софии в Киеве и кончая годуновскими церквями, выглядят возвышенно-строгими, они связаны с небесным миром больше, чем с земным. Церковь Троицы в Никитниках не устрашает сердце человека. Она поражает живостью, пестротой и кажется порождением шумной жизни торгового Китай-города. Все ее несимметричные части растут, шевелятся, развиваются на глазах. Вот начинает расти на стене белокаменная лопатка; доросла до карниза -- раздвоилась, будто дерево, на два ствола-полуколонки, те потянулись выше, пронзили еще один карниз и вытолкнули наверх бутон-раму для иконы. Кокошники храма похожи на луковицы заморских тюльпанов, тонкие шейки глав -- на стебли, а сами главы -- на диковинные плоды.

Храм Покрова Божией Матери в Филях.


Внутри церковь светла и уютна. Пестрые росписи покрывают стены сплошным ковром. Сюда ходили молиться тому Богу, который помогал людям в их земных каждодневных делах, и поэтому церковь Троицы в Никитниках так нравилась и москвичам, и гостям из других городов.

Другим интереснейшим памятником первой половины XVII века является церковь Рождества Богородицы, «что в Путинках». За три года строительства, с 1649 по 1652 годы, замыслы заказчиков ширились, и храм пополнялся все новыми помещениями. Вся композиция строилась так, чтобы наилучшим образом смотреться со стороны проездной башни в стене Белого города, где начиналась дорога на Дмитров.

Завершение храма тремя шатрами с маленькими главками перекликается с шатровыми покрытиями, украшавшими проездные крепостные башни. К главному объему храма пристроен придел Неопалимой Купины, завершенный маленьким шатром с главкой, а объединяет все объемы большая шатровая колокольня.

В церкви Рождества Богородицы особенно отобразилась любовь народа к шатровым завершениям, запрещенным вскоре патриархом Никоном.

Спасо-Андронников монастырь


К последней четверти XVII века окончательно сложился тип московского приходского храма с четвериком основного объема и пятиглавием, шатровой колокольней и одноэтажной трапезной. Такова церковь Николы в Хамовниках (1676-1682 гг.). Ее название обусловлено слободой ткачей, или хамовников, размещавшейся здесь в XVII веке. Храм красив своей устремленностью ввысь, упорядоченностью деталей. Впечатление богатства и узорности достигнуто благодаря красно-зеленой окраске декоративных деталей, отчетливо выделяющихся на белом фоне стены.

Говоря об архитектуре Москвы нельзя не сказать о двух монастырях: Спасо-Андронниковом и Новодевичьем.

Спасо-Андронников монастырь был основан в 1359 г. на крутом берегу реки Яузы на дороге из молодой Москвы во Владимир, столицу северо-восточной Руси. Назван он был по имени его первого игумена Андроника -- ученика Сергия Радонежского. В 1425-1427 гг. в монастыре возводится большой каменный Спасский собор. В его создании принимал участие великий русский иконописец Андрей Рублев, проживавший в конце жизни в этом монастыре и расписавший стены собора. К сожалению, в XIX веке росписи были уничтожены при ремонте, и только в откосах древних окон сохранились фрагменты его фресок. Сам собор поражает своим оригинальным обликом. Стены храма украшены строгими лопатками, к порталам поднимаются высокие лестницы, а верх очень сложный -- состоит из многоярусных закомар, вторящих килевидным завершениям порталов. Боковые деления фасадов с такими же килевидными закомарами значительно ниже. Это усиливает вертикальную динамику здания. Еще выше расположен второй ярус закомар, образующий корону у основания главы. Недаром этот храм уже в древности был наделен эпитетом «зело красен».

Храм Николая Чудотворца в Хамовниках.


На запад от Кремля расположен необычайно интересный своими зданиями Новодевичий монастырь. Он был основан в начале XVI века и как памятник освобождения Смоленска, и как крепость, охранявшая с юго-запада подступы к столице. В 1524-1525 гг. здесь был сооружен грандиозный пятиглавый собор по образцу кремлевского Успенского собора. Однако зодчий изменил соотношение ширины и высоты прясел стен, сделал подклет, которого нет в Кремле, теснее поставил главы. Это придало собору динамичность.  

 

Новодевичий монастырь.


После окончания постройки собор был украшен внутри фресками, которые ярусами покрывают его стены. В 80-х годах XVII века под руководством К.Михайлова выполняется многоярусный резной золоченый иконостас -- одно из самых замечательных произведений искусства. Обилие сквозных переплетающихся растительных мотивов поражает виртуозностью выполнения.

Церковь Св. Митрополита Петра.


 

 

Основные здания, прославившие монастырь, были возведены в 80-х годах XVII века при деятельном участии царевны Софии, которая позднее была заточена в отстроенном ею монастыре. Общая композиция монастыря была продумана еще до строительства, что было новостью в тогдашней русской архитектуре. Основные здания построены по центральной оси (с запада на восток) -- трапезная, собор, а на востоке от него -- колокольня. С юга и севера от собора были поставлены надвратные многоглавые церкви -- Преображенская и Покровская. Они расположены на трехпролетном арочном основании -- своего рода триумфальных арках.

Храм в Коломенском.


Мастерство зодчего проявилось в стройной колокольне, где массивные ярусы чередуются с ярусами, облегченными сквозными арочными проемами.

Храм Смоленской иконе Божией Матери.


На протяжении нескольких столетий летняя резиденция московских великих князей и царей находилась в селе Коломенском. В 1532 г. здесь был возведен знаменитый храм Вознесения, начавший собой строительство каменных шатровых храмов. На высоком берегу Москвы-реки уходит в небо белый столб Коломенского храма, состоящий из могучего крещатого основания и уникального своей формой шатра, увенчанного небольшой главкой. Архитектурные детали этого памятника подчеркивают его строительный подъем. Стройные пилястры по углам здания, острые «стрелы», зажатые в простенках, тройные ярусы килевидных кокошников -- все устремляется вверх. Смелость и красота Коломенского храма Вознесения поражали людей Древней Руси. «Бе же церковь та вельми чудна высотою, красотою и светлостью, яко не бывало прежде сего в Руси», -- записал летописец в год окончания постройки храма. На восточной стороне галереи-гульбища, окружающего храм, расположен трон из белого камня. Отсюда московские цари любовались ширью реки, ее лугами и синевшими на горизонте лесами.

Храм в Никитках.


Во время стрелецкого бунта стрельцы ворвались в царские покои в Московском Кремле и убили двоих братьев Нарышкиных, дядей Петра Первого. Третий уцелел, спрятавшись в чулане, и дал обет построить церковь. Время исполнить обещанное настало в 1680 году, когда Петр I утвердился на троне и пожаловал Нарышкиным богатые подарки. Льву Кирилловичу Нарышкину помимо прочего досталось село Фили. В 1690-1693 гг. он построил там церковь нового для Руси типа, пришедшего с Украины. Основание ее представляет собой куб (четверик). Сверху на куб поставлен восьмигранник (восьмерик), на него еще один поуже с проемами для колоколов, а сверху третий -- восьмигранное основание главы. Здание получилось высоким, цельным, оно не устремляется ввысь, как копье, а поднимается торжественно и плавно. Новый архитектурный декор стал похож на тот, который был моден в Западной Европе. Это уже не былое узорочье, а предчувствие грядущих перемен. Белый камень и красный кирпич нарядно смотрятся на фоне неба в окружении зеленой листвы летом и белого снега зимой. По народному преданию, червонцы на позолоту куполов дал Петр I. Церковь в Филях двухэтажная. Первый этаж занимает Покровский храм. В нем служили в зимнее время. На втором этаже находится церковь Спаса Нерукотворного, названная так в честь чудесного спасения Льва Кирилловича. Под самый свод поднимается великолепный резной иконостас, выполненный царским мастером Карпом Золотаревым. Подобная архитектура получила название московского, или нарышкинского, барокко. Этот стиль стал мостиком между старым и новым, между византийским и европейским, между Москвой царя Алексея Михайловича и северной Пальмирой его сына императора Петра Великого.

 

 Список литературы:

 

  1. П.С.Гуревич “Философия культуры”. 1993 г.
  2. “Введение в философию” - учебник для ВУЗов. 1989 г.
  3. “Морфология культуры. Структура и динамика” 1994 г.
  4. К.Х. Момджян “Социум. Общество. История”. 1994 г
  5. Борисковский П.И. Древнейшее прошлое человечества. М., 1979.
  6. Древние цивилизации. Под общей редакций Г. М. Бонгард -Левина. М., 1989.
  7. Ибраев Л. И. Происхождение человека. М., 1994 г.
  8. История древнего мира. Под ред. Д.Редера и др. - М., 1981. - Ч. 1-2.
  9. История первобытного общества. В 3-х тт. М., 1983-1988.
  10. Урьенсон М.И. Истоки рода человеческого в свете новейших данных / Вопросы истории, 1976, № 1.
  11. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987. 
  12. газета"МИР ПРАВОСЛАВИЯ" № 10 (79) октябрь 2004
  13. газета "МИР ПРАВОСЛАВИЯ" № 11 (80) ноябрь 2004
  14. Ильина Т. В., «История искусств».
  15. А.В. Муравьев, А.М. Сахаров. Очерки истории русской культуры IХ - ХVII вв. М. «Просвещение». 1984.
  16. Осетров Е.И. «Мое открытие Москвы»

Информация о работе Культурогенез и антропогенез