Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2015 в 17:58, контрольная работа
Целью данной работы является: описать и охарактеризовать понятие культурология.
Указанная цель обусловила решение следующих задач:
- Дать определение понятию «культура» и «культурология»;
- Осветить цели, задачи, предмет, методы культурологи;
- Дать современное понимание культурологии;
- Описать основные этапы становления культурологического знания.
Введение 3
Культурология как наука 6
1.1Современное понимание культурологи как науки 10
Основные этапы становления культурологического знания 12
Заключение 19
Список использованной литературы 20
Введение
1.1Современное понимание культурологи
как науки
Заключение
Список использованной
Введение
Термин «культурология» был предложен в 1949 году известным американским антропологом Лесли Уайтом (1900—1975) для обозначения новой научной дисциплины как самостоятельной науки в комплексе социальных наук.
Культурология является интегративной сферой знания, рожденной на стыке философии, истории, психологии, языкознания, этнографии, религии, социологии культуры и искусствоведения.
Предмет культурологии — исследование феномена культуры как исторически-социального опыта людей, который воплощается в специфических нормах, законах и чертах их деятельности, передаётся из поколения в поколение в виде ценностных ориентаций и идеалов, интерпретируется в «культурных текстах» философии, религии, искусстве, праве. Смысл культурологии на сегодняшний день в том, чтобы учить человека на уровне культуры, как ее создателя.
Хотя культура стала предметом познания с момента возникновения философии, оформление культурологии как специфической сферы гуманитарного знания относится к Новому времени и связано с философскими концепциями истории Дж. Вика (1668 -1744), И. Г. Гердера (1744-1803) и Г. В. Ф. Гегеля (1770-1831). Основополагающее влияние на становление и развитие культурологии оказали В. Дильтей, О. Шпенглер (1880-1936), автор одной из самой интересных концепций, вызвавшей взлет широкого общественного интереса к культурологии. Основные идеи и концепции культурологии XX в. связаны также с именами 3. Фрейда, К. Г. Юнга, К. А. Бердяева, В нашей стране культурология представлена работами Н. Я. Данилевского (1822-1885), Н. А. Бердяева. Метод культурологии есть единство объяснения и понимания. Каждая культура рассматривается как система смыслов, имеющая свою сущность, свою внутреннюю логику, которая может постигаться путем рационального объяснения. Культурология не может ограничиваться объяснением. Ведь культура всегда адресована человеческой субъективности и не существует вне живой связи с нею. Поэтому культурология для постижения своего предмета нуждается в понимании, то есть обретении целостной интуитивно - смысловой причастности субъекта к постигаемому явлению.
Задача культурологии - это осуществление диалога культур, в ходе которого мы приобщаемся к иным культурам, иным смысловым мирам, но не растворяемся в них. В культурологии есть не только система рационального знания, но и система внерационального понимания, и обе эти системы внутренне согласованы и одинаково важны для научно-гуманитарного постижения культуры. Высшим достижением культурологии является полнота понимания, опирающаяся на полноту объяснения. Это позволяет приникать в жизненный мир иных культур, осуществлять диалог с ними и таким образом обогащать и глубже постигать свою собственную культуру. Культурология изучает не только культуру в целом, но и различные, часто весьма специфические, сферы культурной жизни, взаимодействуя (вплоть до взаимопроникновения) с антропологией, этнографией, психиатрией, психологией, социологией, экономической теорией, лингвистикой, и в то же время сохраняя собственное лицо и решая свои собственные исследовательские задачи.
Актуальность темы: Прежде чем «культурно» развиваться, а это необходимо каждому, в какой-то мере, индивиду, человеку, необходимо знать, что такое культура, откуда она появилась и для чего нужна в современном обществе. Данная работы раскрывает все эти вопросы и направлена на развитие научного знания личности.
Целью данной работы является: описать и охарактеризовать понятие культурология.
Указанная цель обусловила решение следующих задач:
- Дать определение понятию «культура» и «культурология»;
- Осветить цели, задачи, предмет, методы культурологи;
- Дать современное понимание культурологии;
- Описать основные этапы становления культурологического знания.
Главным инструментом достижения цели является аналитическая работа с литературными источниками.
В данной работе использовались источники двух видов: учебные пособия, содержащие общую структуру истории развития культурологического знания, и теоретические исследования, посвященные определенному этапу в развитии культурологического знания. Последние использовались для прояснения некоторых исторических периодов, которые были плохо освящены в работах первого вида. Среди них работы А.Ф. Лосева, П. Сорокина, А.В. Волкова.
Работа состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе рассматриваются основные теоретические вопросы: определения культуры и культурологии, цели и задачи новой науки, ее методы. Во второй главе приводится подробный анализ основных исторических периодов развития культурологического знания. В заключении подводятся итоги работы.
1. Культурология как наука
Культурология — область знания, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе и изучающая культуру как целостность.
Культурология — наука, изучающая сущность, функционирование и развитие культуры, как специфический человеческий способ жизнедеятельности.
Культурология - наука, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе и изучающая культуру как целостность, специфическую функцию и модель человеческого бытия. Происхождение термина связано с именем
Уайт Лесли Алвин (1900-1975) - американский культурантрополог и культуролог. Позитивной чертой неоэволюционистской концепции. Уайта является стремление обосновать характер культуры. Уайт подразделял культуру на три подсистемы:
1) Технологическую (орудия производства, средства существования, материалы для постройки жилищ, средства для нападения и защиты и т. п.);
2) Социальную (типы коллективного поведения);
3) Идеологическую (идеи, верования, знания).
В этой иерархии подсистем основной является технологическая, а остальные, производные от первой, вторичными.
Уайт сформулировал общий закон развития культуры: «Культура движется вперед по мере того, как возрастает количество обузданной энергии на душу населения, или по мере того, как возрастает эффективность или экономия в средствах управления энергией, или то и другое вместе». В книге «Наука о культуре» (1949) ввел в научный обиход понятие «культурология», которое органически вошло в понятийный аппарат гуманитарных и общественных наук. Уайт определил различие между социологией и культурологией: социология - наука о взаимодействии человеческих индивидов и обществ, формируемых этим взаимодействием, тогда как культурология изучает не взаимодействие человеческих индивидов, а элементы культуры (обычаи, институты, коды, технологии, идеологии и др.), следовательно, предмет культурологии - содержание общественной жизни.
В России культурология связана с искусством и просветительством, на западе с социологией и этнографией. Науки о культуре - социальная и культурная антропология, социология, структурная антропология, семиотика, постструктурная лингвистика (постмодернизм).
Объект и предмет культурологии - закономерности становления и развития различных субъектов культуры, сущность и содержание процессов сохранения, трансляции, освоения и изменения традиций, ценностей, норм. Предметная область, подлежащая изучению и регулированию в рамках культурологич. подхода, включает условия и механизмы оптимизации культур, процессов на общенац. уровне (в рамках государственной культур, политики); региональном (в деятельности территориальных органов управления и учреждений культуры и досуга); на уровне социально-культур. общности (в форме непосредственного руководства процессами становления и развития самодеятельных групп, объединений, клубов, ассоциаций, движений). Профессиональными задачами специалиста, работающего в сфере прикладной культурологии, является создание условий для саморазвития культур, жизни, поддержка приоритетных направлений и видов культур, деятельности, имеющих общественную и личностную значимость, способствующих оптимизации художественной, духовно-нравственной, политической жизни, развитию истории, экологической культуры личности, созданию духовно насыщенного «культурного пространства» как естественной среды становления и развития человека.
Объект познания культурологии - культура как исторический социальный опыт людей, социокультурный опыт, закрепленный в паттернах, традициях и нормах, обычаях, законах.
Предмет культурологии - изучение содержания, структура динамики и технологий функционирования этого социокультурного опыта в ракурсах его генезиса.
Направления культурологии:
- Социальная - изучает функциональные механизмы социокультурной организации жизни людей.
- Гуманитарная культурология - концентрируется на изучении форм и процессов самопознания культуры, воплощенных в различных текстах культуры.
- Фундаментальная культурология - разрабатывает категориальный аппарат и методы исследования, изучает культуру с целью теоретического и исторического познания этого предмета.
- Прикладная культурология - использует фундаментальные знания о культуре в целях решения практических задач, а также для прогнозирования, проектирования и регулирования культурных процессов.
Социальные перспективы культурологии - в ходе информационной революции неизбежно наступит этап революции в области прогнозирования и проектирования, который поднимется на новый уровень эффективной методики управления любыми процессами, где собственно и будет востребована культурология.
Предмет культурологи:
- Исследование процессов создания и приобщения к миру абсолютных ценностей;
- Исследование общества с точки зрения его способностей к созданию условий для духовного творчества развитой личности;
- Исследования содержания и форм феноменов культуры, их пространственно-временные взаимосвязи;
- Исследования культуры как одной из технологий самоорганизации общества;
- Исследования культурного контекста различных исторических явлений, теорий социальных систем.
Методы культурологи:
- Диахронический - требует изложения явлений, фактов, событий мировой и отечественной культуры в хронологической последовательности.
- Синхронистический - исследование, в том числе сравнительное, связанное с изучением объектов в одном выбранном промежутке времени без обращения к исторической перспективе, но с разных сторон.
- Сравнительный - область культурологических исследований, которая занимается историческим изучением двух или нескольких национальных культур в процессе взаимодействия, взаимовлияния, установление закономерностей, их своеобразия и сходства. Раскрываются в основном внешние связи культуры, обращенные к инонациональной сфере, выявляются общее и особенное в национальной культуре.
- Археологический - совокупность материальных предметов, добытых в результате раскопок. Она дает возможность археологу делать выводы об общем состоянии культуры.
- Типологический - метод предполагает изучение структур системы культуры путем восхождения от абстрактного к конкретному и выявления на этой основе типологической близости и историко-культурного процесса.
- Биографический - в литературоведении истолкование литературы как отражение биографии и особенностей личности писателя. Впервые этот метод применил фр. Критик Ш.О. Сент-Бёв. Абсолютизация этого метода может привести к умалению роли духовно-исторической атмосферы, стиля эпохи, влияния традиции. В научном литературоведении - один из принципов исследования. Особенности данного метода - в работе с текстами.
- Семиотический - метод, основанный на учении о знаках, позволяет изучить знаковую структуру (систему) текста или любого другого культурного объекта.
- Психологический - подход, который ориентирует исследователя на изучение субъективных механизмов деятельности культуры, индивидуальных качеств, бессознательные психические процессы. Этот метод очень важен при исследованиях особенностей национальных культур.
Задачи культурологи:
- формировании способности к предвидению социально-экономических, экологических и нравственных последствий профессиональной деятельности;
- развитии способности и интереса к творческой деятельности, потребности в непрерывном самообразовании;
- привитии нравственных, этических и социальных понятий, необходимых для деятельности в интересах общества, формирования личной философии и достижения личного успеха.
Методология культурологии выделяет одну, основную задачу культурологии как отрасли научного знания - анализ процессов и тенденций социокультурной среды современности.
В 20 веке культурология конституируется как самостоятельная наука, стоящая вне рамок философии, но все же связанная с ней, и, конечно, через философию культуры. связь эта имеет характер сложного взаимодействия и взаимовлияния. Ведь сама проблематика теории культуры сформировалась как часть философского знания или в отдельных культурологических дисциплинах, под сильнейшим воздействием философии. С другой стороны, методы конкретно- культурологических исследований подчас воспринимаются философией и используются при решении чисто философских вопросов. Немаловажно и то, что философия и теория культуры весьма часто соприсутствуют и тесно переплетаются в творчестве многих ученых.
Информация о работе Культурология как наука. Основные этапы становления культурологического знания