Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 12:42, контрольная работа
1. Культура как специфический человеческий мир: общая характеристика
2. Формирование культурологии как междисциплинарной науки о культуре и ее место в системе социально-гуманитарных наук
Культурология наука о культуре,
и о смыслах. От истории культурологию
отличает то, что история пытается
установить время того или иного
факта, для историка важен сам
факт, а для культуролога важно, что
значила культура в то или иное
время. Наиболее распространенным определением
культурологии является ее понимание
как науки о наиболее общих
закономерностях развития культуры.
Культурология, как и гуманитарное
знание в целом, в силу ряда причин
не полностью удовлетворяет тем
критериям научности, которые сформировались
в рамках естественных наук. Поэтому,
когда хотят подчеркнуть
Термин «культура» выходит к латинскому cultura, что означает «возделывание», «обрабатывание», «уход». Здесь речь идет о возделывании земли, поддержание ее плодородия. В то же время «культура» означает «воспитание», «образование», т. е. развитие человека, его способностей и природных задатков. Третье значение слова «культура» - «поклонение», «подчинение», свидетельствует о родстве терминов cultura и «cultus» (культ).
Культура - это «возделанная» природа, совокупность норм совместной жизни и объектов, созданных в дополнение к природным. На фоне природы культура-это продолжение и преобразование того, что дано человеку природой. В совместном преобразовании мира человек формирует и воспитывает себя.
При этом природа не выходит из сферы поклонения и почитания, прежде всего богов и родителей, и боги выступают представителями природы. Культура-это одновременно и «воспитание» и «культ». Культура каждого народа хранит в своей глубине сакральные (священные) пласты, которые решают самые важные вопросы социального бытия человека - его сопричастность родине, народу, его истории и судьбе.
Человек не стоит один на один с миром и поэтому не создает свой культурный мир в одиночку. Человек – существо социальное; лишь совместными усилиями создает он культурную среду обитания и в этом процессе он изменяется, развивается сам.
Для существования общества нужны: общие цели, сплачивающие людей в их совместной жизни; нормы (правила), регулирующие различные виды жизнедеятельности; ценности как система критериев оценки эффективности и приемлемости тех или иных действий, продуктов деятельности и поступков людей. Кроме того, необходимо наделение объектов и явлений окружающего мира, самого человека некими смыслами, а также система обозначений (символов, названий), с помощью, которой осуществляется социальная коммуникация. В процессе реализации практической и символической деятельности люди накапливают определенный опыт того, как лучше, эффективней, безопасней удовлетворить свои потребности. Все это и есть совокупный социальный опыт данного общества, который передается из поколения в поколение в виде норм, правил, традиций, обычаев, нравов учений, навыков и умений, наглядных образов.
Вся культура держится на нормах, которые человек сначала от имени Бога, а затем от имени общества формирует для себя и следит за их выполнением. Поэтому культура-это ценностно-нормативное, смысловое основание общественной жизни. Следование членов общества этим нормам поддерживает целостность и специфику данного общества. Системы социальных целей, идеалов, норм, правил передаются из поколения в поколение и обеспечивают воспитание человека, его социализацию.
Социально-значимый опыт в виде знаний, идей, ценностей всегда фиксируется в системе знаков и символов. Без символизации функционирование и развитие культуры было бы невозможным. Ранние формы верований в виде тотемизма, анимизма создали целый мир запретов, способствующих выживанию человека как существа культурного. Эти нормы вырывали человека из животного состояния и подчиняли его жизнь новым, неприродным законам, санкционированным божеством. Только животному многое можно, а человеку многое нельзя. Следование нормам, правилам не позволяет опуститься к животному состоянию. Культура, по мнению русского философа В.С. Соловьева, существует не для того, чтобы на земле был рай, а для того, чтобы не было ада.
Таким образом, культура – это специфически человеческий способ жизни и ориентации в мире. Жизнедеятельность и ориентации человека осуществляются на основе системы ценностей, идеалов, норм, мировоззренческих построений. Эта система объединяет, сплачивает людей данного общества. Передача социально-культурного опыта совместной жизни через систему воспитания, образования, средства массовой информации, через деятельность культурных учреждений обеспечивает преемственность в культурно-историческом развитии общества.
Так как каждый народ имеет собственный социальный опыт, то существует множество культурно-исторических типов, которые ведут между собой постоянный диалог. Необходимость такого диалога резко возросла в XX веке.
Культурология - это гуманитарная
наука о сущности, закономерностях
существования и развития, человеческом
значении и способах постижения культуры.
Хотя культура стала предметом познания
с момента возникновения
Культурология является частью обширного комплекса знаний, методов научных исследований, научно-практических и прикладных разработок, называемых гуманитарными и общественными (социальными) науками. Гуманитарные науки – это науки о человеке, а общественные науки – науки о человеке, обществе и культуре. Заметим, что в определении общественных наук культура занимает особое место, то есть она изучается рядом наук.
Если говорить о культурологии,
то её можно отнести как к
Общественные науки – это
сложная и постоянно
Таким образом, в сфере гуманитарного знания возникают новые и перестают существовать старые тенденции, меняется «конфигурация» этой сферы, меняются и отношения между науками. Например, наука, некогда породившая новаторское и постепенно обособившееся направление исследований (зачастую оно скоро становится отдельной наукой), сама начинает испытывать воздействие «дочерней» науки. Всё это в полной мере относится и к культурологии.
Культурология как наука формировалась путём интеграции таких дисциплин, как:
1) Культуроведение – описание
достижений той или тиной
2) Культурогенез – учение о происхождении культур;
3) Философия культуры (культурфилософия) – учение о смысле и возможных перспективах развития культуры, философское познание сущности и значения культуры;
4) Социология культуры –
Культурология занимает значительное место среди социальных наук. Чтоб понять это, следует выяснить связь культурологии с такими общественными науками, как история, социология и политология, а также – в первую очередь – с философией и другими гуманитарными науками.