Культурология как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 12:42, контрольная работа

Описание работы

1. Культура как специфический человеческий мир: общая характеристика
2. Формирование культурологии как междисциплинарной науки о культуре и ее место в системе социально-гуманитарных наук

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 21.61 Кб (Скачать файл)
  1. Культура как специфический человеческий мир: общая характеристика.

 

Культурология наука о культуре, и о смыслах. От истории культурологию  отличает то, что история пытается установить время того или иного  факта, для историка важен сам  факт, а для культуролога важно, что  значила культура в то или иное время. Наиболее распространенным определением культурологии является ее понимание  как науки о наиболее общих  закономерностях развития культуры. Культурология, как и гуманитарное знание в целом, в силу ряда причин не полностью удовлетворяет тем  критериям научности, которые сформировались в рамках естественных наук. Поэтому, когда хотят подчеркнуть социально-научный  характер культурологического исследования, опирающегося на соответствующие методы, говорят о социальной культурологии. Следование научной методологии в данном случае является обязательным и затрагивает как объект, так и предмет и метод концептуального изложения. Необходимый эмпирический и теоретический базис, который служит своего рода критерием обоснованности культурологических гипотез, определяет границы их применения. Гуманитарная проблематика и соответствующий ей стиль мышления обусловлены как неповторимостью каждой личности, ее внутреннего мира, эмоциональных состояний, чувств, одаренности, так и ее принадлежностью к социокультурной среде. В зависимости от того, стремимся ли мы исследовать социальные формы жизни человека в культуре, или, напротив, хотим понять индивидуальное, личностное преломление социокультурных феноменов, выбирается и аспект культурологии - либо социальный либо гуманитарный.

 

Термин «культура» выходит к  латинскому cultura, что означает «возделывание», «обрабатывание», «уход». Здесь речь идет о возделывании земли, поддержание ее плодородия. В то же время «культура» означает «воспитание», «образование», т. е. развитие человека, его способностей и природных задатков. Третье значение слова «культура» - «поклонение», «подчинение», свидетельствует о родстве терминов cultura и «cultus» (культ).

 

Культура - это «возделанная» природа, совокупность норм совместной жизни  и объектов, созданных в дополнение к природным. На фоне природы культура-это продолжение и преобразование того, что дано человеку природой. В совместном преобразовании мира  человек формирует и воспитывает себя.

 

При этом природа не выходит из сферы поклонения и почитания, прежде всего богов и родителей, и  боги выступают представителями  природы. Культура-это одновременно и «воспитание» и «культ». Культура каждого народа хранит в своей  глубине сакральные (священные) пласты, которые решают самые важные вопросы  социального бытия человека - его  сопричастность родине, народу, его  истории и судьбе.

 

Человек не стоит один на один с  миром и поэтому не создает  свой культурный мир в одиночку. Человек – существо социальное; лишь совместными  усилиями создает  он культурную среду обитания и в  этом процессе он изменяется, развивается  сам.

 

Для существования общества нужны: общие цели, сплачивающие людей в  их совместной жизни; нормы (правила), регулирующие  различные виды жизнедеятельности; ценности как система критериев  оценки эффективности и приемлемости тех или иных действий, продуктов  деятельности и поступков людей. Кроме того, необходимо наделение  объектов и явлений окружающего  мира, самого человека некими смыслами, а также система обозначений (символов, названий), с помощью, которой осуществляется социальная коммуникация. В процессе реализации практической и символической  деятельности люди накапливают определенный опыт того, как лучше, эффективней, безопасней удовлетворить свои потребности. Все  это и есть совокупный социальный опыт данного общества, который передается из поколения в поколение в  виде норм, правил, традиций, обычаев, нравов учений, навыков и умений, наглядных  образов.

 

Вся культура держится на нормах, которые  человек сначала от имени Бога, а затем от имени общества формирует  для себя и следит за их выполнением. Поэтому культура-это ценностно-нормативное, смысловое основание общественной жизни. Следование членов общества этим нормам поддерживает целостность и специфику данного общества. Системы социальных целей, идеалов, норм, правил передаются из поколения в поколение и обеспечивают воспитание человека, его социализацию.

 

Социально-значимый опыт в виде знаний, идей, ценностей всегда фиксируется  в системе знаков и символов. Без  символизации функционирование и развитие культуры было бы невозможным. Ранние формы верований в виде тотемизма, анимизма создали целый мир запретов, способствующих выживанию человека как существа культурного. Эти нормы вырывали человека из животного состояния и подчиняли его жизнь новым, неприродным законам, санкционированным божеством. Только животному многое можно, а человеку многое нельзя. Следование нормам, правилам не позволяет опуститься к животному состоянию. Культура, по мнению русского философа В.С. Соловьева, существует не для того, чтобы на земле был рай, а для того, чтобы не было ада.

 

Таким образом, культура – это специфически человеческий способ жизни и ориентации в мире. Жизнедеятельность и ориентации человека осуществляются на основе системы  ценностей, идеалов, норм, мировоззренческих  построений. Эта система объединяет, сплачивает людей данного общества. Передача социально-культурного опыта  совместной жизни через систему  воспитания, образования, средства массовой информации, через деятельность культурных учреждений обеспечивает преемственность  в культурно-историческом развитии общества.

 

Так как каждый народ имеет собственный  социальный опыт, то существует множество  культурно-исторических типов, которые  ведут между собой постоянный диалог. Необходимость такого диалога  резко возросла в XX веке.

 

  1. Формирование культурологии как междисциплинарной науки о культуре и ее место в системе социально-гуманитарных наук.

 

Культурология - это гуманитарная наука о  сущности, закономерностях  существования и развития, человеческом значении и способах постижения культуры.  Хотя культура стала предметом познания с момента возникновения философии, оформление культурологии как специфической  сферы гуманитарного знания относится  к Новому времени и связано  с философскими концепциями истории  Дж. Вика (1668 -1744), И. Г. Гердера (1744-1803) и  Г. В. Ф. Гегеля (1770-1831). Основополагающее влияние на становление и развитие культурологии оказали В. Дильтей,  О. Шпенглер (1880-1936), автор одной из самой интересных концепций, вызвавшей взлет широкого общественного интереса к культурологии. Основные идеи и концепции культурологии XX в. связаны также с именами 3. Фрейда, К. Г. Юнга, К. А. Бердяева, В нашей стране культурология представлена работами Н. Я. Данилевского (1822-1885), Н. А. Бердяева.   Метод культурологии есть единство объяснения и понимания. Каждая культура рассматривается как система смыслов, имеющая свою сущность, свою внутреннюю логику, которая может постигаться путем рационального объяснения. Культурология не может ограничиваться объяснением. Ведь культура всегда адресована человеческой субъективности и не существует вне живой связи с нею. Поэтому культурология для постижения своего предмета нуждается в понимании, т.е. обретении целостной интуитивно - смысловой причастности субъекта к постигаемому явлению. Задача культурологии - это осуществление диалога культур, в ходе которого мы приобщаемся к иным культурам, иным смысловым мирам, но не растворяемся в них.  В культурологии есть не только система рационального знания, но и система внерационального понимания, и обе эти системы внутренне согласованы и одинаково важны для научно-гуманитарного постижения культуры.  Высшим достижением культурологии является полнота понимания, опирающаяся на полноту объяснения. Это позволяет проникать в жизненный мир иных культур, осуществлять диалог с ними и таким образом обогащать и глубже постигать свою собственную культуру.

Культурология является частью обширного  комплекса знаний, методов научных  исследований, научно-практических и  прикладных разработок, называемых гуманитарными и общественными (социальными) науками. Гуманитарные науки – это науки о человеке, а общественные науки – науки о человеке, обществе и культуре. Заметим, что в определении общественных наук культура занимает особое место, то есть она изучается рядом наук.

 

Если говорить о культурологии, то её можно отнести как к социальным, так и к гуманитарным наукам, так  как культура имеет большое значение не только в жизни отдельного человека (индивида), который является предметом  изучения гуманитарных наук, так и  для общества, которое является предметом  изучения общественных наук. Поэтому  культурологию относят к так  называемым «социогуманитарным» наукам. Среди других наук такой является история.

 

Общественные науки – это  сложная и постоянно развивающаяся  система, причём различные области  этой системы развиваются неравномерно. То одна, то другая гуманитарная наука  переживает своего рода «научную революцию» – период радикального пересмотра своего теоретического арсенала и фактической  базы. Как правило, такие серьёзные  перемены не ограничиваются рамками  одной научной дисциплины или  научной школы, а стимулируют  развитие нетрадиционных подходов к  проблемам других общественных наук.

 

Таким образом, в сфере гуманитарного  знания возникают новые и перестают  существовать старые тенденции, меняется «конфигурация» этой сферы, меняются и  отношения между науками. Например, наука, некогда породившая новаторское  и постепенно обособившееся направление  исследований (зачастую оно скоро  становится отдельной наукой), сама начинает испытывать воздействие «дочерней» науки. Всё это в полной мере относится  и к культурологии.

 

Культурология как наука формировалась  путём интеграции таких дисциплин, как:

 

1) Культуроведение – описание  достижений той или тиной культуры. Оно охватывает всю сферу познания  класса явлений культуры, в том  числе и достаточно узкие, специализированные  знания (искусствоведение, театроведение,  музыковедение и т.д.);

 

2) Культурогенез – учение о происхождении культур;

 

3) Философия культуры (культурфилософия) – учение о смысле и возможных перспективах развития культуры, философское познание сущности и значения культуры;

 

4) Социология культуры – рассматривает  культуру с точки зрения её  функционирования в эмпирически  данной системе общества.

 

Культурология занимает значительное место среди социальных наук. Чтоб понять это, следует выяснить связь  культурологии с такими общественными  науками, как история, социология и  политология, а также – в первую очередь – с философией и другими  гуманитарными науками.


Информация о работе Культурология как наука