Культурология как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 17:50, творческая работа

Описание работы

Предмет культурологии

Цель культурологии

Функции культурологии

Культурология как наука

Статус культурологии и ее место среди других наук

Связь культурологии с другими науками


Культурология и философия культуры


Культурология и история культуры


Культурология и социология

Культурология и антропология


Становление культурологии как науки

Файлы: 1 файл

В новом формате.pptx

— 76.24 Кб (Скачать файл)

Презентация

 

Тема презентации «Культорология»

 

Выполнял презентацию    курсант    11 взвода

 Храмков  Владислав

Содержание 

 

  •   Предмет культурологии

 

  •   Цель культурологии

 

  •  Функции культурологии

 

  •  Культурология как наука

 

  •  Статус культурологии и ее место среди других наук

 

  •  Связь культурологии с другими науками

 

 

  •  Культурология и философия культуры

 

 

  •  Культурология и история культуры

 

 

  •  Культурология и социология

 

  •  Культурология и антропология

 

 

  •  Становление культурологии как науки

 

 Культурология как наука

 

Исторический  путь, пройденный человечеством от древности до настоящего времени, был  сложен и противоречив. На этом пути зачастую соединялись прогрессивные  и регрессивные явления, стремление к новому и приверженность к привычным  формам жизни, желание перемен и  идеализация прошлого. При этом во всех ситуациях главную роль в  жизни людей всегда играла культура, которая помогала человеку приспособиться к постоянно меняющимся условиям жизни, найти ее смысл и цель, сохранить  человеческое в человеке. В силу этого человек всегда интересовался  этой сферой окружающею мира, следствием чего стало появление особой отрасли  человеческого знания — культурологии и соответствующей учебной дисциплины, изучающей культуру. Культурология — это прежде всего наука о культуре. Этот специфический предмет отличает ее от других социальных, гуманитарных дисциплин и объясняет необходимость се существования как особой отрасли знания.

Становление культурологии как науки  

 

В современных  гуманитарных науках понятие «культура» относится к разряду фундаментальных. Среди множества научных категорий  и терминов вряд ли найдется другое понятие, которое имело бы столько  смысловых оттенков и использовалось в столь разных контекстах. Такая  ситуация не случайна, поскольку культура выступает предметом исследования многих научных дисциплин, каждая из которых выделяет свои аспекты изучения культуры и дает свое понимание и  определение культуры. При этом сама культура полифункциональна, поэтому каждая наука выделяет в качестве предмета своего изучения одну из ее сторон или частей, подходит к изучению со своими методами и способами, формулируя в итоге свое понимание и определение культуры.

Попытки дать научное  объяснение феномену культуры имеют  недолгую историю. Первая такая попытка  была предпринята в

XVII в. английским  философом Т. Гоббсом и немецким  правоведом С. Пуффенлорфом, которые высказали идею, что человек может пребывать в двух состояниях — естественном (природном), которое является низшей ступенью его развития, поскольку творчески пассивно, и культурном, которое рассматривалось ими как более высокая ступень развития человека, поскольку оно творчески продуктивно.

Учение о культуре получило развитие на рубеже XVIII-XIX вв. в трудах немецкого просветителя И.Г. Гердера, который рассматривал культуру в историческом аспекте. Развитие культуры, но ею мнению, составляет содержание и смысл исторического процесса. Культура является раскрытием сущностных сил человека, которые у разных народов значительно различаются, поэтому в реальной жизни наблюдаются  различные стадии и эпохи в  развитии культуры. В то же время  утвердилось мнение, что ядро культуры составляют духовная жизнь человека, его духовные способности. Такое  положение сохранялось довольно долго.

В конце XIX — начале XX в. стати появляться работы, в которых  анализ проблем культуры был основной задачей, а не второстепенной, как  это было до сих пор. Во многом эти  труды были связаны с осознанием кризиса европейской культуры, поиском  его причин и путей выхода из него. В результате философы и ученые осознали необходимость интегративной науки  о культуре. Не менее важно было сконцентрировать и систематизировать  огромную и разнообразную информацию об истории культуры разных народов, отношениях социальных групп и личностей, стилей поведения, мышления и искусства.

Это и послужило  основой для возникновения самостоятельной  науки о культуре. Примерно тогда  же появился термин «культурология». Впервые его использовал немецкий ученый В. Оствальд в 1915 г. в своей книге «Система наук», но тогда этот термин не получил широкого распространения. Это произошло позже и связано с именем американского культурного антрополога Л.А. Уайта, который в своих работах «Наука о культуре» (1949), «Эволюция культуры» (1959), «Понятие культуры» (1973) обосновал необходимость выделения всех знаний о культуре в отдельную науку, заложил ее общетеоретические основы, предпринял попытку вычленить ее предмет исследования, отграничив его от смежных с ней наук, к которым он относил психологию и социологию. Если психология, утверждал Уайт, изучает психологическую реакцию человеческого организма на внешние факторы, а социология исследует закономерности взаимоотношений индивида и общества, то предметом культурологии должно стать осмысление взаимосвязи таких культурных явлений, как обычай, традиция, идеология. Он предсказывал культурологии большое будущее, считая, что она представляет собой новую, качественно более высокую ступень в постижении человека и мира. Именно поэтому термин «культурология» связывается с именем Уайта.

Несмотря на то что культурология постепенно занимает все более твердое положение среди других социальных и гуманитарных наук, споры осе научном статусе не прекращаются. На Западе данный термин был принят не сразу и культура там продолжала изучаться такими дисциплинами, как социальная и культурная антропология, социология, психология, лингвистика и др. Данная ситуация свидетельствует о том, что процесс самоопределения культурологии как научной и образовательной дисциплины пока не завершен. Сегодня культурологическая наука находится в процессе становления, ее содержание и структура еше не обрели четких научных границ, исследования в ней разноречивы, существует много методологических подходов к ее предмету. Все это говорит о том, что данное направление научного знания находится в процессе становления и творческого поиска.

Таким образом, культурология — молодая наука, находящаяся в стадии становления. Самым большим препятствием для ее дальнейшего развития является отсутствие точки зрения на предмет се исследования, с которой были бы согласны большинство исследователей. Выявление предмета культурологии происходит на наших глазах, в борьбе различных мнений и точек зрения.

 

Предмет культурологии  

 

    • В широком смысле культурология представляет собой комплекс отдельных наук, а также богословских и философских концепций культуры; другими слонами, это все те учения о культуре, ее истории, сущности, закономерностях функционирования и развития, которые можно найти в трудах ученых, представляющих различные варианты осмысления феномена культуры. Кроме того, культурологические науки занимаются изучением системы культурных институтов, с помощью которых осуществляются воспитание и образование человека и которые производят, хранят и передают культурную информацию.
    • С этой точки зрения предмет культурологии образует совокупность различных дисциплин, к которым относятся история,философия, социология культуры и комплекс антропологических знаний. Помимо этого в предметное поле культурологии в широком смысле должны быть включены: история культурологии, экология культуры, психология культуры, этнология (этнография), богословие (теология) культуры. Однако при таком широком подходе предмет культурологии предстает как совокупность разнообразных дисциплин или наук, изучающих культуру, и может отождествляться с предметом философии культуры, социологии культуры, культурной антропологии и других теорий среднего уровня. В таком случае культурология лишается своею собственного предмета исследования и становится составной частью отмеченных дисциплин.
    • Более взвешенным представляется подход, понимающий предмет культурологии в узком смысле и представляющий ее в качестве отдельной самостоятельной науки, определенной системы знаний. При таком подходе культурология выступает как общая теория культуры, основывающаяся в своих обобщениях и выводах на знаниях конкретных наук, какими являются теория художественной культуры, история культуры и другие частные науки о культуре. При таком подходе исходным основанием выступает рассмотрение культуры в ее конкретных формах, в которых она проявляется как сущностная характеристика человека, форма и способ его жизнедеятельности.
    • Таким образом, предметом культурологии является совокупность вопросов происхождения, функционирования и развития культуры как специфически человеческого способа жизни, отличного от мира живой природы. Она призвана изучать наиболее общие закономерности развития культуры, формы ее проявления, присутствующие во всех известных культурах человечества.
    • При таком понимании предмета культурологии основными ее задачами являются:
    • наиболее глубокое, полное и целостное объяснение культуры, ее
    • сущности, содержания, признаков и функций;
    • изучение генезиса (происхождения и развития) культуры в целом, а также отдельных явлений и процессов в культуре;
    • определение места и роли человека в культурных процессах;
    • разработка категориального аппарата, методов и средств изучения культуры;
    • взаимодействие с другими науками, изучающими культуру;
    • изучение сведений о культуре, пришедших из искусства, философии, религии и других областей, связанных с ненаучным познанием культуры;
    • исследование развития отдельных культур.

 

Функции культурологии  

 

    • Функции культурологии можно объединить в несколько основных групп по реализуемым задачам:
    • познавательная функция — изучение и понимание сущности и роли культуры в жизни общества, се структуры и функций, ее типологизации, дифференциации на отрасли, виды и формы, человекотворческого предназначения культуры;
    • концептуально-описательная функция — разработка теоретических систем, понятий и категорий, позволяющих составить целостную картину становления и развития культуры, и формулирование правил описания, отражающих особенности развертывания социокультурных процессов;
    • оценочная функция — осуществление адекватной оценки влияния целостного феномена культуры, ее различных типов, отраслей, видов и форм на формирование социальных и духовных качеств личности, социальной общности, общества в целом;
    • объясняющая функция — научное объяснение особенностей культурных комплексов, явлений и событий, механизмов функционирования агентов и институтов культуры, их социализирующего воздействия на формирование личности на основе научного осмысления выявленных фактов, тенденций и закономерностей развития социокультурных процессов;
    • мировоззренческая функция — реализация общественно-политических идеалов в разработке фундаментальных и прикладных проблем развития культуры, регулирующего влияния ее ценностей и норм на поведение личности и социальных общностей;
    • образовательная (обучающая) функция — распространение культурологических знаний и оценок, что помогает студентам, специалистам, а также тем, кто интересуется проблемами культуры, узнать особенности этого социального феномена, его роль в развитии человека и общества.
    • Предмет культурологии, ее задачи, цели и функции определяют общие контуры культурологии как науки. Каждый из них в свою очередь требует углубленного изучения.

 

Цель культурологии  

 

    • Целью культурологии становится такое изучение культуры, на основе которой формируется ее понимание. Для этого необходимо выявить и проанализировать: факты культуры, составляющие в совокупности систему культурных феноменов; связи между элементами культуры; динамику культурных систем; способы производства и усвоения культурных феноменов; типы культур и лежащие в их основе нормы, ценности и символы (культурные коды); культурные коды и коммуникации между ними.
    • Цели и задачи культурологии определяют и функции этой науки.

 

Статус культурологии и ее место среди других наук  

 

    • Один из основных вопросов выявления специфики культурологического знания и предмета его исследования состоит в осмыслении взаимосвязи культурологии с другими родственными или близкими ей областями научного знания. Если определить культуру как все, что создано человеком и человечеством (такое определение весьма распространено), станет понятно, почему определение статуса культурологии вызывает затруднения. Тогда получается, что в мире, в котором мы живем, есть только мир культуры, существующий по воле человека, и мир природы, возникший без влияния людей. Соответственно все существующие сегодня науки делятся на две группы — науки о природе (естествознание) и науки о мире культуры — социальные и гуманитарные науки. Иными словами, все социальные и гуманитарные науки в конечном счете являются науками о культуре — знанием о видах, формах и результатах человеческой деятельности. При этом не понятно, где среди этих наук место культурологии и что она должна изучать.
    • Чтобы ответить на эти вопросы, можно поделить социальные и гуманитарные науки на две неравные группы:
    • 1. науки о специализированных видах человеческой деятельности, выделяемые по предмету этой деятельности, а именно:
    • науки о формах социальной организации и регуляции — юридические, политические, военные, экономические;
    • науки о формах социальной коммуникации и трансляции опыта — филологические, педагогические, искусствоведческие науки и религиоведение;
    • науки о видах материально преобразующей деятельности человека-технические и сельскохозяйственные;
    • 2. науки об общих аспектах человеческой деятельности безотносительно к ее предмету, а именно:
    • исторические науки, изучающие возникновение и развитие человеческой деятельности в любой сфере безотносительно к ее предмету;
    • психологические науки, исследующие закономерности психической деятельности, индивидуального и группового поведения;
    • социологические науки, открывающие формы и способы объединения и взаимодействия людей в их совместной жизнедеятельности;
    • культурологические науки, анализирующие нормы, ценности, знаки и символы как условия образования и функционирования народов (культу р), показывающие сущность человека.
    • Можно сказать, что присутствие культурологии в системе научного знания обнаруживается в двух аспектах.
    • Во-первых, как специфический культурологический метод и уровень обобщения любого анализируемого материала в рамках любой социальной или гуманитарной науки, т.е. как составная часть любой науки. На этом уровне создаются модельные концептуальные построения, описывающие не то, как данная область жизнедеятельности функционирует вообще и каковы границы ее существования, а то, как она адаптируется к меняющимся условиям, как она сама себя воспроизводит, каковы причины и механизмы ее упорядоченности. В рамках каждой науки можно выделить такое поле исследований, которое касается механизмов и способов организации, регуляции и коммуникации людей в соответствующих областях их жизнедеятельности. Это то, что принято называть экономической, политической, религиозной, языковой и т.д. культурой.
    • Во-вторых, как самостоятельная область социального и гуманитарного познания общества и его культуры. В этом аспекте культурология может рассматриваться как отдельная группа наук, так и в качестве отдельной, самостоятельной науки. Иными словами, культурология может рассматриваться в узком смысле и широком. В зависимости от этого будут выделяться предмет культурологии и ее структура, а также связь ее с другими науками.

Информация о работе Культурология как наука