Презентация
Тема презентации «Культорология»
Выполнял презентацию
курсант 11 взвода
Храмков Владислав
Содержание
- Статус культурологии и ее место среди других наук
- Связь культурологии с другими науками
- Культурология и философия культуры
- Культурология и история культуры
- Культурология и социология
- Культурология и антропология
- Становление культурологии как науки
Культурология
как наука
Исторический
путь, пройденный человечеством от
древности до настоящего времени, был
сложен и противоречив. На этом пути
зачастую соединялись прогрессивные
и регрессивные явления, стремление
к новому и приверженность к привычным
формам жизни, желание перемен и
идеализация прошлого. При этом во
всех ситуациях главную роль в
жизни людей всегда играла культура,
которая помогала человеку приспособиться
к постоянно меняющимся условиям
жизни, найти ее смысл и цель, сохранить
человеческое в человеке. В силу
этого человек всегда интересовался
этой сферой окружающею мира, следствием
чего стало появление особой отрасли
человеческого знания — культурологии
и соответствующей учебной дисциплины,
изучающей культуру. Культурология — это прежде всего наука
о культуре. Этот
специфический предмет отличает ее от
других социальных, гуманитарных дисциплин
и объясняет необходимость се существования
как особой отрасли знания.
Становление культурологии
как науки
В современных
гуманитарных науках понятие «культура»
относится к разряду фундаментальных.
Среди множества научных категорий
и терминов вряд ли найдется другое
понятие, которое имело бы столько
смысловых оттенков и использовалось
в столь разных контекстах. Такая
ситуация не случайна, поскольку культура
выступает предметом исследования
многих научных дисциплин, каждая из
которых выделяет свои аспекты изучения
культуры и дает свое понимание и
определение культуры. При этом сама
культура полифункциональна, поэтому
каждая наука выделяет в качестве предмета
своего изучения одну из ее сторон или
частей, подходит к изучению со своими
методами и способами, формулируя в итоге
свое понимание и определение культуры.
Попытки дать научное
объяснение феномену культуры имеют
недолгую историю. Первая такая попытка
была предпринята в
XVII в. английским
философом Т. Гоббсом и немецким
правоведом С. Пуффенлорфом, которые
высказали идею, что человек может пребывать
в двух состояниях — естественном (природном),
которое является низшей ступенью его
развития, поскольку творчески пассивно,
и культурном, которое рассматривалось
ими как более высокая ступень развития
человека, поскольку оно творчески продуктивно.
Учение о культуре
получило развитие на рубеже XVIII-XIX вв.
в трудах немецкого просветителя
И.Г. Гердера, который рассматривал
культуру в историческом аспекте. Развитие
культуры, но ею мнению, составляет содержание
и смысл исторического процесса.
Культура является раскрытием сущностных
сил человека, которые у разных
народов значительно различаются,
поэтому в реальной жизни наблюдаются
различные стадии и эпохи в
развитии культуры. В то же время
утвердилось мнение, что ядро культуры
составляют духовная жизнь человека,
его духовные способности. Такое
положение сохранялось довольно
долго.
В конце XIX — начале
XX в. стати появляться работы, в которых
анализ проблем культуры был основной
задачей, а не второстепенной, как
это было до сих пор. Во многом эти
труды были связаны с осознанием
кризиса европейской культуры, поиском
его причин и путей выхода из него.
В результате философы и ученые осознали
необходимость интегративной науки
о культуре. Не менее важно было
сконцентрировать и систематизировать
огромную и разнообразную информацию
об истории культуры разных народов,
отношениях социальных групп и личностей,
стилей поведения, мышления и искусства.
Это и послужило
основой для возникновения самостоятельной
науки о культуре. Примерно тогда
же появился термин «культурология». Впервые
его использовал немецкий ученый В. Оствальд
в 1915 г. в своей книге «Система наук», но
тогда этот термин не получил широкого
распространения. Это произошло позже
и связано с именем американского культурного
антрополога Л.А. Уайта, который в своих
работах «Наука о культуре» (1949), «Эволюция
культуры» (1959), «Понятие культуры» (1973)
обосновал необходимость выделения всех
знаний о культуре в отдельную науку, заложил
ее общетеоретические основы, предпринял
попытку вычленить ее предмет исследования,
отграничив его от смежных с ней наук,
к которым он относил психологию и социологию.
Если психология, утверждал Уайт, изучает
психологическую реакцию человеческого
организма на внешние факторы, а социология
исследует закономерности взаимоотношений
индивида и общества, то предметом культурологии
должно стать осмысление взаимосвязи
таких культурных явлений, как обычай,
традиция, идеология. Он предсказывал
культурологии большое будущее, считая,
что она представляет собой новую, качественно
более высокую ступень в постижении человека
и мира. Именно поэтому термин «культурология»
связывается с именем Уайта.
Несмотря на то
что культурология постепенно занимает
все более твердое положение среди других
социальных и гуманитарных наук, споры
осе научном статусе не прекращаются.
На Западе данный термин был принят не
сразу и культура там продолжала изучаться
такими дисциплинами, как социальная и
культурная антропология, социология,
психология, лингвистика и др. Данная ситуация
свидетельствует о том, что процесс самоопределения
культурологии как научной и образовательной
дисциплины пока не завершен. Сегодня
культурологическая наука находится в
процессе становления, ее содержание и
структура еше не обрели четких научных
границ, исследования в ней разноречивы,
существует много методологических подходов
к ее предмету. Все это говорит о том, что
данное направление научного знания находится
в процессе становления и творческого
поиска.
Таким образом, культурология
— молодая наука, находящаяся в стадии
становления. Самым большим препятствием
для ее дальнейшего развития является
отсутствие точки зрения на предмет се
исследования, с которой были бы согласны
большинство исследователей. Выявление
предмета культурологии происходит на
наших глазах, в борьбе различных мнений
и точек зрения.
Предмет культурологии
- В широком смысле культурология представляет собой комплекс отдельных наук, а также богословских и философских концепций культуры; другими слонами, это все те учения о культуре, ее истории, сущности, закономерностях функционирования и развития, которые можно найти в трудах ученых, представляющих различные варианты осмысления феномена культуры. Кроме того, культурологические науки занимаются изучением системы культурных институтов, с помощью которых осуществляются воспитание и образование человека и которые производят, хранят и передают культурную информацию.
- С этой точки зрения предмет культурологии образует совокупность различных дисциплин, к которым относятся история,философия, социология культуры и комплекс антропологических знаний. Помимо этого в предметное поле культурологии в широком смысле должны быть включены: история культурологии, экология культуры, психология культуры, этнология (этнография), богословие (теология) культуры. Однако при таком широком подходе предмет культурологии предстает как совокупность разнообразных дисциплин или наук, изучающих культуру, и может отождествляться с предметом философии культуры, социологии культуры, культурной антропологии и других теорий среднего уровня. В таком случае культурология лишается своею собственного предмета исследования и становится составной частью отмеченных дисциплин.
- Более взвешенным представляется подход, понимающий предмет культурологии в узком смысле и представляющий ее в качестве отдельной самостоятельной науки, определенной системы знаний. При таком подходе культурология выступает как общая теория культуры, основывающаяся в своих обобщениях и выводах на знаниях конкретных наук, какими являются теория художественной культуры, история культуры и другие частные науки о культуре. При таком подходе исходным основанием выступает рассмотрение культуры в ее конкретных формах, в которых она проявляется как сущностная характеристика человека, форма и способ его жизнедеятельности.
- Таким образом, предметом культурологии является совокупность вопросов происхождения, функционирования и развития культуры как специфически человеческого способа жизни, отличного от мира живой природы. Она призвана изучать наиболее общие закономерности развития культуры, формы ее проявления, присутствующие во всех известных культурах человечества.
- При таком понимании предмета культурологии основными ее задачами являются:
- наиболее глубокое, полное и целостное объяснение культуры, ее
- сущности, содержания, признаков и функций;
- изучение генезиса (происхождения и развития) культуры в целом, а также отдельных явлений и процессов в культуре;
- определение места и роли человека в культурных процессах;
- разработка категориального аппарата, методов и средств изучения культуры;
- взаимодействие с другими науками, изучающими культуру;
- изучение сведений о культуре, пришедших из искусства, философии, религии и других областей, связанных с ненаучным познанием культуры;
- исследование развития отдельных культур.
Функции культурологии
- Функции культурологии можно объединить в несколько основных групп по реализуемым задачам:
- познавательная функция — изучение и понимание сущности и роли культуры в жизни общества, се структуры и функций, ее типологизации, дифференциации на отрасли, виды и формы, человекотворческого предназначения культуры;
- концептуально-описательная функция — разработка теоретических систем, понятий и категорий, позволяющих составить целостную картину становления и развития культуры, и формулирование правил описания, отражающих особенности развертывания социокультурных процессов;
- оценочная функция — осуществление адекватной оценки влияния целостного феномена культуры, ее различных типов, отраслей, видов и форм на формирование социальных и духовных качеств личности, социальной общности, общества в целом;
- объясняющая функция — научное объяснение особенностей культурных комплексов, явлений и событий, механизмов функционирования агентов и институтов культуры, их социализирующего воздействия на формирование личности на основе научного осмысления выявленных фактов, тенденций и закономерностей развития социокультурных процессов;
- мировоззренческая функция — реализация общественно-политических идеалов в разработке фундаментальных и прикладных проблем развития культуры, регулирующего влияния ее ценностей и норм на поведение личности и социальных общностей;
- образовательная (обучающая) функция — распространение культурологических знаний и оценок, что помогает студентам, специалистам, а также тем, кто интересуется проблемами культуры, узнать особенности этого социального феномена, его роль в развитии человека и общества.
- Предмет культурологии, ее задачи, цели и функции определяют общие контуры культурологии как науки. Каждый из них в свою очередь требует углубленного изучения.
Цель культурологии
- Целью культурологии становится такое изучение культуры, на основе которой формируется ее понимание. Для этого необходимо выявить и проанализировать: факты культуры, составляющие в совокупности систему культурных феноменов; связи между элементами культуры; динамику культурных систем; способы производства и усвоения культурных феноменов; типы культур и лежащие в их основе нормы, ценности и символы (культурные коды); культурные коды и коммуникации между ними.
- Цели и задачи культурологии определяют и функции этой науки.
Статус культурологии
и ее место среди других наук
- Один из основных вопросов выявления специфики культурологического знания и предмета его исследования состоит в осмыслении взаимосвязи культурологии с другими родственными или близкими ей областями научного знания. Если определить культуру как все, что создано человеком и человечеством (такое определение весьма распространено), станет понятно, почему определение статуса культурологии вызывает затруднения. Тогда получается, что в мире, в котором мы живем, есть только мир культуры, существующий по воле человека, и мир природы, возникший без влияния людей. Соответственно все существующие сегодня науки делятся на две группы — науки о природе (естествознание) и науки о мире культуры — социальные и гуманитарные науки. Иными словами, все социальные и гуманитарные науки в конечном счете являются науками о культуре — знанием о видах, формах и результатах человеческой деятельности. При этом не понятно, где среди этих наук место культурологии и что она должна изучать.
- Чтобы ответить на эти вопросы, можно поделить социальные и гуманитарные науки на две неравные группы:
- 1. науки о специализированных видах человеческой деятельности, выделяемые по предмету этой деятельности, а именно:
- науки о формах социальной организации и регуляции — юридические, политические, военные, экономические;
- науки о формах социальной коммуникации и трансляции опыта — филологические, педагогические, искусствоведческие науки и религиоведение;
- науки о видах материально преобразующей деятельности человека-технические и сельскохозяйственные;
- 2. науки об общих аспектах человеческой деятельности безотносительно к ее предмету, а именно:
- исторические науки, изучающие возникновение и развитие человеческой деятельности в любой сфере безотносительно к ее предмету;
- психологические науки, исследующие закономерности психической деятельности, индивидуального и группового поведения;
- социологические науки, открывающие формы и способы объединения и взаимодействия людей в их совместной жизнедеятельности;
- культурологические науки, анализирующие нормы, ценности, знаки и символы как условия образования и функционирования народов (культу р), показывающие сущность человека.
- Можно сказать, что присутствие культурологии в системе научного знания обнаруживается в двух аспектах.
- Во-первых, как специфический культурологический метод и уровень обобщения любого анализируемого материала в рамках любой социальной или гуманитарной науки, т.е. как составная часть любой науки. На этом уровне создаются модельные концептуальные построения, описывающие не то, как данная область жизнедеятельности функционирует вообще и каковы границы ее существования, а то, как она адаптируется к меняющимся условиям, как она сама себя воспроизводит, каковы причины и механизмы ее упорядоченности. В рамках каждой науки можно выделить такое поле исследований, которое касается механизмов и способов организации, регуляции и коммуникации людей в соответствующих областях их жизнедеятельности. Это то, что принято называть экономической, политической, религиозной, языковой и т.д. культурой.
- Во-вторых, как самостоятельная область социального и гуманитарного познания общества и его культуры. В этом аспекте культурология может рассматриваться как отдельная группа наук, так и в качестве отдельной, самостоятельной науки. Иными словами, культурология может рассматриваться в узком смысле и широком. В зависимости от этого будут выделяться предмет культурологии и ее структура, а также связь ее с другими науками.