Культурология как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2014 в 12:55, реферат

Описание работы

Культурология является интегративной сферой знания, рожденной на стыке философии, истории, психологии, языкознания, этнографии, религии, социологии культуры и искусствоведения.
Предмет культурологии — исследование феномена культуры как исторически-социального опыта людей, который воплощается в специфических нормах, законах и чертах их деятельности, передаётся из поколения в поколение в виде ценностных ориентаций и идеалов, интерпретируется в «культурных текстах» философии, религии, искусстве, праве. Смысл культурологии на сегодняшний день в том, чтобы учить человека на уровне культуры, как ее создателя.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Культурология как наука
1.1 Современное понимание культурологии как науки
Глава 2. Основные этапы становления культурологического знания
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Реферат Культурология.docx

— 33.76 Кб (Скачать файл)

Сорокин выделяет три типа  культур: 

1.                 Чувственный - преобладает непосредственное чувственное восприятие действительности.

2.                 Идеациональный - преобладает рациональное мышление.

3.                 Идеалистический - преобладает интуитивное познание.  

Приведенная характеристика  отдельных школ и концепций  весьма условна. Эта условность  связана с «размытостью» границ  между подходами, и с тем,  что многие основные содержательные  моменты и идеи, содержащиеся в одних концепциях, используются или включены в теоретические построения в других.  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ  КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ  

Этимология термина «культура»  восходит к латинскому cultura - обработка, возделывание. Возникнув в эпоху земледелия, слово cultura зафиксировало меру участия человека в облагораживании природы. Долгое время, данное понятие употреблялось для определения влияния человека на природу, для выявления тех результатов, которых достигал человек в овладении её силами.  

К концу XVII века в трудах  немецкого ученого Пуффендорфа (1684 г.) культура предстает в обобщенном виде как содеянное человеком без учета в нем и окружающей среде природного. Возникает точка зрения, что «культура» - это контркультура. Пуффен-дорф придал термину «культура» ценностную окраску, указав на то, что культура по своему назначению, по своей значимости является тем, что возвышает человека, выступает как результат собственной деятельности, дополняющей его внешнюю и внутреннюю природу. В такой трактовке и феномен, и термин «культура» приблизились к научному пониманию.  

Но все же как самостоятельное явление социальной жизни, достойное и требующее научного исследования, культура была осознана и рассмотрена во второй половине XVIII в. в эпоху Просвещения. Просветители (в частности, Жан-Жак Руссо) выделили культуру как нечто, как явление, которое противостоит естественной среде, естественной Природе. Руссо трактует культуру как то, что отдаляет человека от естественной природы. Поэтому и функция культуры у Руссо - разрушающая. Культурные народы, по его мнению, «испорченные», морально «развращенные» по сравнению с «чистыми» первобытными народами.  

Немецкие просветители в  то же самое время, наоборот, подчеркивали «созидательный», прогрессивный  характер культуры. По их мнению, культура - это переход от более  чувственного и животного состояния  к общественному укладу. В животном  состоянии, как они считали,  культура отсутствует. С её  появлением осуществляется трансформация  человечества от стадного характера  общего существования к общественному, от неконтролируемого к организационно-регулятивному, от некритического к оценочно-рефлексивному.  

Важной вехой в становлении  понятия стали идеи немецкого просветителя Иоганна Готфрида Гердера (1744 - 1803), который трактовал культуру как ступень совершенствования человека и прежде всего ступень развития наук и просвещения. В его трактовке культура - это то, что сплачивает людей, выступает стимулом развития.  

Другой немецкий мыслитель  Вильгельм фон Гумбольдт (1769 - 1859) подчеркивал, что культура  есть господство человека над  природой, осуществляемое с помощью  науки и ремесла. И в концепции  Гердера, и в концепции Гумбольдта по сути культура рассматривается как содержание, характеристика социального прогресса.  

Немецкий философ Иммануил Кант (1724 - 1804) связывал содержание культуры с совершенством разума, поэтому и социальный прогресс для него - развитие культуры как совершенствование разума. Другой немецкий мыслитель Иоганн Готлиб Фихте (1762 - 1814) связывал культуру с духовными характеристиками: для него культура - это независимость и свобода духа.  

Таким образом, в представленных  позициях культура характеризуется  как духовная сторона общественной  жизни, как ценностный аспект  духовной составляющей человека.  

В конце XIX века, наследуя  просветительские идеи о прогрессивной  динамике общественной жизни,  немецкий экономист и философ  Карл Маркс (1818 - 1883), основываясь  на материалистическом понимании  истории, выдвинул в качестве  глубинного основания культуры  материальное производство, что  привело к делению на материальную  и духовную стороны культуры  при доминировании первой. К. Маркс  расширил содержательные границы  культуры, включив в неё не  только духовные, но и материальные  образования. Однако заслуга Маркса  еще и в том, что он обосновал  связь культуры со всеми сферами  социальной жизни, показал культуру  во всем социальном производстве, во всех социальных проявлениях.  Кроме того, он увидел в культуре  функциональную способность связывать  историю человечества в единый  целостный процесс.   

Первую попытку определения  культуры сделал английский этнограф  Эдуард Бернард Тайлор (1832 - 1917), основоположник эволюционистской школы, который понимал культуру как сложное целое, слагающееся из «знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества». Его заслугой является то, что он дал довольно широкое понимание культуры, которое охватывает большой круг жизненных общественных проявлений.  

Культура в понимании Тайлора предстает как простое перечисление разнородных элементов, не связанных в систему. Кроме того, он утверждал, что на культуру можно смотреть как на общее усовершенствование человеческого рода. Именно эта идея и попытка переноса идеи Ч. Дарвина на общественное развитие легли в основу эволюционизма.  

В подходе Э.Б. Тайлора к определению культуры заложена еще одна веха в становлении понятия культура. Это исследование соотношения понятий культура и цивилизация. Цивилизация иногда выступает как уровень, ступень развития культуры. Тайлор не делает различий между культурой и цивилизацией, для него культура и цивилизация в широком этнографическом смысле - тождественные понятия. Это характерно для английской антропологии. Однако в немецкой (О. Шпенглер, А. Вебер, Ф. Теннис) и русской традициях (Н.А. Бердяев) цивилизация и культура противопоставляются. Культура понимается как "органическое" состояние общества, которому свойственны духовность и свободное творчество. В области культуры лежат религия, искусство, нравственность. Цивилизация, использующая методы и орудия, не имеет духовной составляющей, рациональна, технологична. По О. Шпенглеру, это «мертвое время» культуры.  

Одним из первых приблизился  к пониманию культуры как некоторой  системы английский социолог  Герберт Спенсер (1820 - 1903), который  рассматривал общество и культуру  как организм, где есть свои  органы и части тела. И здесь  существенно не то, что происходит  отождествление культуры с физиологической  природой организма, а то, что  разные части социума, имея  свои функции, находятся в единстве.  

Также рассматривая культуру  как единый организм, немецкий  историк культуры Освальд Шпенглер (1880 - 1936) делает дальнейший шаг  вперед, показав в своей работе  «Закат Европы», что каждый  культурный организм является  не постоянным, а динамичным. Но  динамика эта находится в границах  определенного цикла: рождение, расцвет,  смерть, как у любого биологического  организма. Особенно важно то, что культурную сущность такого организма Шпенглер видел во внутреннем строе души того или иного народа. Таким образом, Шпенглер оказался в рамках трактовки психологической сущности культуры.  

С именами английских антропологов  Альфреда Реджинальда Рэдклиффа-Брауна (1881 - 1955) и Бронислава Малиновского (1884 - 1942) связан дальнейший этап в научной трактовке культуры. Они одними из первых выделили в природе культуры её деятельностную сущность. Рэдклифф-Браун, понимая культуру как живой организм в действии, полагал, что изучение структуры этого организма включает в себя изучение функций структурных элементов и в отношении друг к другу, и в отношении к целому. Малиновский напрямую связывал культуру, её функционирование с удовлетворением деятельностных потребностей.  

В 50-е годы XX в. приходит осознание того, что культура - такое содержание общественной жизни, которое обеспечивает целостность и жизнеспособность общества. Поэтому у каждого общества своя культура, обеспечивающая воспроизводство и его жизненность. В силу этого нельзя оценивать культуры по принципу «хуже – лучше», более развита или менее. Так возникает теория культурного релятивизма (М. Херсковиц), в рамках которой формируется представление о том, что в основе культуры лежит система ценностей, определяющая отношения «человек – мир».  

Представления о культуре  были расширены тем интересом,  который был проявлен к ней  австрийским психоаналитиком Зигмундом  Фрейдом (1856 - 1936), связавшим культуру  с психическими стереотипами. Именно  в рамках психологической антропологии  происходит включение личности  в культуру.  

Следующий этап обогащения  понятия культуры связан с  идеями структурализма, который  получил распространение и как  научное направление, и как  методология исследования феноменов  культуры (мы остановимся на анализе  этого направления ниже).  

И так основные вехи в  истории и логике становления  понятия «культура»:

- появление термина, его первоначальная  связь с возделыванием, обработкой, облагораживанием земли (т.е. природы);

- оппозиция естественное (природное) - культурное (сотворенное человеком): французский просветитель Ж.Ж. Руссо;

- духовная сторона общественной  жизни, её ценностный аспект: немецкие  просветители;

- разделение на материальную  и духовную культуру, доминирование  материального производства, понимание  истории культуры как единого  целостного процесса: марксизм;

- первое научное определение  культуры путем перечисления  разнопорядковых элементов, не связанных в систему: Э.Б. Тайлор;

- соотношение понятий культура  и цивилизация; 

- аналогия между культурой и  живым организмом, все части которого, выполняя свои функции, находятся  в единой динамичной системе; 

- выявление функций структурных  элементов культуры в отношении  между собой и по отношению  к целому: функционализм; 

- относительность сравнения ценностных  установок культур в силу их  самобытности, целостности и жизнеспособности: культурный релятивизм;

- включение личности (с ее сознанием  и подсознанием, рациональными и  иррациональными моментами) в  культуру: психологическая антропология, психоанализ; 

- распространение метода структурной  лингвистики на различные области  социокультурной действительности, воссоздание системы символов, отражающих строение культуры: структурализм.  

От вполне ограниченного,  узкого понимания культуры, носящего  романтический, субъективный оттенок,  общественная мысль переместилась  в сферу познания всего мира  созданной человеком «второй  природы», применяя в этом познании  общепринятые в науке методы  и руководствуясь в оценке  результатов современными критериями  научности, такими как логичность, непротиворечивость, возможность экспериментальной  проверки.  

Более того, к настоящему  времени сформировался и собственно  культурологический метод анализа,  который используется не только  в специализированных исследованиях  культуры, но и в других областях  знания.  

Сказанное не означает, что романтические представления о культуре полностью ушли из общественного сознания: в обыденной жизни они, безусловно, доминируют (хотя бы в представлениях о том, что «культурный» человек должен посещать театры, читать книги и т.п.), узкое понимание культуры имеет место в средствах массовой информации, бытует в среде технической интеллигенции, полагающей, что есть наука, а есть культура.  

Культурологический метод анализа,  находится в стадии становления,  еще достаточно трудно с максимальной  долей определенности зафиксировать  именно культурологический аспект  исследования феномена культуры, так как культурология - интегративное знание, которое формируется в пограничных, междисциплинарных областях, оперирует материалом, накопленным историей культуры, опирается на результаты этнографических, социологических, психологических и других исследований. Культурология, находящаяся в поле напряжения между социально-научным и гуманитарным подходами, в качестве объекта имеет весь мир искусственных порядков (вещей, сооружений, окультуренной территории, исторических событий, технологий деятельности, форм социальной организации, знаний, понятий, символов, языков коммуникации и т.п.), а в качестве специального предмета исследует процессы генезиса и морфологии культуры, ее структуры, сущности и смысла, типологии, динамики и языка.  

 

Заключение  

Перспективы развития культурологии как науки и как сферы практической деятельности видятся одновременно в трех направлениях.  

Во-первых, на пути сближения  с социологией. Понимание культуры  как системы социальных технологий  по выработке ценностных ориентаций  общества, создание комплекса духовных  принципов человеческой жизнедеятельности,  инструмента самопознания и самоидентификации  человеческих коллективов, системы  информационно-коммуникативных полей  обмена информацией и наследования  социального опыта - все это  формирует проблемное поле для  культурологических и социологических  исследований.  

Во-вторых, на пути определенной  экологизации культурологического знания, сближения его с некоторыми областями социальной географии, экологии, социоестественной истории, а также с поисками природно-культурной гармонии.  

В-третьих, в сближении культурологии с информатикой, при необходимости понимания культуры как специфического языка социально-информационных связей, и информационного поля человеческой цивилизации - как поля ее культуры.

Список использованной литературы

1.                 Горелов А.А. Культурология: Учебное пособие / А.А. Горелов. - М.: Юрайт-М, 2002.

Информация о работе Культурология как наука