Культурология как помощник в понимании современной поэзии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 18:39, реферат

Описание работы

В ходе изучения культурологии, я выяснила, что существует множество различных концепций, характеризующих культуру. Наиболее интересными для меня явились аксиологическая и семиотическая концепции. Суть первой заключается в способе понимания культуры как воплощения ценностей, созданных человеком. Семиотическая же концепция рассматривает культуру как совокупность знаков, в которых сосредоточена социальная информация. Здесь вспоминается современный сборник стихов моей подруги.
Объясню, почему я связала свою работу в основном с её творчеством, а не с творчеством более известных современных поэтов. Дело в том, что Мария (моя подруга), уже давно увлекается поэзией и написала множество стихов, выпустила свой сборник и не раз занимала призовые места в городских и всероссийских конкурсах.

Файлы: 1 файл

работа для конференции.doc

— 37.50 Кб (Скачать файл)

Студентка 611 группы

Лашкина Н.Ю.

Казанский Государственный Аграрный Университет

институт Экономики 

 

Культурология как помощник в понимании современной  поэзии.

    В ходе изучения культурологии, я выяснила, что существует множество различных концепций, характеризующих культуру. Наиболее интересными для меня явились аксиологическая и семиотическая концепции. Суть первой заключается в способе понимания культуры как воплощения ценностей, созданных человеком. Семиотическая же концепция рассматривает культуру как совокупность знаков, в которых сосредоточена социальная информация. Здесь вспоминается современный сборник стихов моей подруги.

   Объясню, почему я связала свою работу в основном с её творчеством, а не с творчеством более известных современных поэтов. Дело в том, что Мария (моя подруга), уже давно увлекается поэзией и написала множество стихов, выпустила свой сборник и не раз занимала призовые места в городских и всероссийских конкурсах. Я с удовольствием слушала её, своеобразные, интересно подобранные рифмы и сочетания слов очень нравились мне в её стихах. Но была одна вечная проблема, я не понимала их смысла. Разумеется, я всегда говорила ей, что мне очень нравится, но более вразумительного и глубокого ответа давать у меня не получалось.

   Прослушав несколько лекций по культурологии в университете, я начала рассуждать об аспектах культуры, и вскоре нашла решение своей проблемы. Вспоминая об этом сборнике, я начинала понимать, что в любом произведении, будь оно прозаическим или стихотворным, есть свои коды, символы и знаки, описывающие те или иные чувства писателя или поэта. Несомненно, у каждого автора есть свой стиль, своя определенная тема в произведениях, есть жизненные ориентиры, которые он возвышает, которые считает наивысшей ценностью для себя и хочет поделиться своими мыслями с читателем.

   Я попробовала проанализировать стихотворения Марии с точки зрения аксиологической и семиотической концепций. Не раз перечитав большое многообразие её стихотворений, я сделала вывод, что в большинстве из них присутствуют определенные слова, которые и являются, как я думаю, знаками её творчества.

           «…Ты подойдешь, и сердце тронет 
            Твоя холодная рука.»

            «…Что ты задумал, коварное  солнышко?

           Идешь босиком по холодному кафелю…»

            «…Сожми ладонь, никогда не отпускай.

            В груди огонь, под крылом холодный май…»

          

            «…Крылья за спиной холодней лазури,

            Мы идем от бури до бури…»

   В этих отрывках отмечен первый знак, на который я обратила внимание. Автор довольно часто использует слово «холод» и приближенные к нему понятия. Таким образом, она показывает, по моему мнению, некую бесчувственность или, того хуже, полное безразличие (равнодушие) людей друг к другу в современном мире.

   Следующей отличительной чертой, которую я заметила, явилось использование понятий, связанных со временем.

          «..Мы ходим с тобой по кругу, 
          Как нашей судьбы часы…»

          «…Черно-белая игра.

          Вот бы мне вернуть вчера…»

          «…Тебя ко мне на сто веков 
          Вернет ловушка снов…»

          «Это лишь сейчас есть время дать задний ход….

          …Царапать на сердцах образовавшийся  лед.»

   Мне кажется,  что данными фразами автор  хочет донести до нас важность  использования своего времени на достижение каких-либо целей, а не тратить его впустую. Она говорит о том, что порой события невозможно вернуть назад, как бы этого ни хотелось, «окрашивая» настоящее в черно-белые, серые тона.

   В её понимании, как  мне кажется, современный мир-это отрешенность от движения к прекрасному. Мир будто застыл эмоционально, превратился в холодную серую массу… В её строках я вижу веру в возможность изменений к лучшему, будто она призывает людей очнуться от этого душевного застоя:

«…Мой мир естественно прелесен,

Тебе за мною не подняться.

Ты оглохнешь среди  песен,

Запутаешься среди лесен,

Но будем  за руки держаться…»

   В своей работе  я попробовала наглядно показать, что, так или иначе, все мы  непосредственно связаны с культурой.  Эта связь даёт нам установку на то, чтобы мы интересовались культурой и её изменениями, её особенностями так же, как интересуемся проблемами друзей. Тем самым она поможет нам лучше понимать не только поэзию (как помогла мне), музыку, художественное искусство, но и саму жизнь! Культурология даёт каждому из нас шанс познать душу себя и целого мира, у этой науки нет временных рамок, так как в ней собраны традиции всех времён и народов.

 

 


Информация о работе Культурология как помощник в понимании современной поэзии