Культурология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 12:54, реферат

Описание работы

Слово «культура» знакомо каждому из нас. Оно многозначно и широко используется в литературе, средствах массовой информации, повседневной жизни. Многие общественные и государственные деятели то и дело указывают на упадок культуры, призывают к её возрождению и подъёму, требуют создать благоприятные условия для её развития. Разные люди вкладывают в понятие «культура» неодинаковый смысл. Одни приравнивают культуру к образованности, другие видят в культуре собрание накопленных ценностей духовной жизни, третьи определяют культуру прежде всего по достигнутому уровню нравственного развития людей. В повседневной речи это слово связано также с представлениями о дворцах и парках культуры, о культуре обслуживания и культуре быта, о музеях, театрах, библиотеках, наконец, о физической культуре. Однако содержание понятия «культура» гораздо более многообразно и богато. Кроме того, это понятие прошло столь же длинный путь развития, как и сама история человечества. Слово «культура» (от лат. cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие) появилось в Древнем Риме и использовалось в нескольких значениях. Одно из них — «способ воспитания человека-гражданина, достойного члена общества». Это понимание совпадало с древнегреческим «пайдейя» — «воспитание в соответствии с традициями народа, его жизненными правилами». Гуманистическая и демократическая направленность пайдейи позволила европейской культуре занять одно из ведущих мест в мире. В Средневековье культура обозначала умение истолковывать и понимать тексты Священного Писания. При этом главной задачей было постижение Бога и зависящей от него человеческой судьбы. По мере накопления знаний об общественной жизни и о многообразии протекающих в ней процессов возникали новые определения культуры. Одна из таких попыток была предпринята в эпоху Просвещения. В XVIII в. слово «культура» стало широко использоваться для обозначения специфического образа жизни человека, который отличается от природного бытия. Культура понималась просветителями как средство возвышения человека, совершенствования духовной жизни и нравственности. В современной культурологии (науке о культуре) существует два основных подхода к пониманию культуры.

Файлы: 1 файл

культ.docx

— 21.11 Кб (Скачать файл)

1. Понятие и сущность культуры.

Слово «культура» знакомо  каждому из нас. Оно многозначно  и широко используется в литературе, средствах массовой информации, повседневной жизни. Многие общественные и государственные  деятели то и дело указывают на упадок культуры, призывают к её возрождению и подъёму, требуют  создать благоприятные условия для её развития.                                                                             Разные люди вкладывают в понятие «культура» неодинаковый смысл. Одни приравнивают культуру к образованности, другие видят в культуре собрание накопленных ценностей духовной жизни, третьи определяют культуру прежде всего по достигнутому уровню нравственного развития людей. В повседневной речи это слово связано также с представлениями о дворцах и парках культуры, о культуре обслуживания и культуре быта, о музеях, театрах, библиотеках, наконец, о физической культуре. Однако содержание понятия «культура» гораздо более многообразно и богато. Кроме того, это понятие прошло столь же длинный путь развития, как и сама история человечества. Слово «культура» (от лат. cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие) появилось в Древнем Риме и использовалось в нескольких значениях. Одно из них — «способ воспитания человека-гражданина, достойного члена общества». Это понимание совпадало с древнегреческим «пайдейя» — «воспитание в соответствии с традициями народа, его жизненными правилами». Гуманистическая и демократическая направленность пайдейи позволила европейской культуре занять одно из ведущих мест в мире. В Средневековье культура обозначала умение истолковывать и понимать тексты Священного Писания. При этом главной задачей было постижение Бога и зависящей от него человеческой судьбы. По мере накопления знаний об общественной жизни и о многообразии протекающих в ней процессов возникали новые определения культуры. Одна из таких попыток была предпринята в эпоху Просвещения. В XVIII в. слово «культура» стало широко использоваться для обозначения специфического образа жизни человека, который отличается от природного бытия. Культура понималась просветителями как средство возвышения человека, совершенствования духовной жизни и нравственности. В современной культурологии (науке о культуре) существует два основных подхода к пониманию культуры.                                                                                             Сторонники антропологического подхода (от греч. anthropos — человек) считают культурой всю совокупность результатов человеческой деятельности, мир сотворенных людьми вещей, противостоящий природе. Этот мир создан человеком для своих целей и выражает отличие человеческой жизнедеятельности от естественных, биологических форм жизни. Необходимо также учитывать качественное своеобразие исторических форм деятельности людей, творящей культуру на разных этапах общественного развития, в рамках определённых эпох, национальных общностей и т. д. С точки зрения ценностного подхода культура понимается как совокупность лучших, наиболее значительных творений человека. Правда, нередко их ценность относительна. Так, для специалистов, занятых созданием ядерного оружия, атомная бомба представляет собой высококачественный результат. Но для большинства здравомыслящих людей она — орудие уничтожения всего живого и действительно ценного и потому не может считаться ценностью культуры. Кроме того, ценностный подход сужает сферу культуры, относя к ней лишь положительные результаты деятельности людей. Однако такие негативные явления, как преступность, рабство, наркомания, увы, сопровождают, человеческую жизнь, и культуру той или иной страны невозможно понять, если их игнорировать.                                                                       Культура — это специфический человеческий способ жизни, включающий процесс и результаты человеческой деятельности, систему норм и ценностей, символов и идеалов, рассматриваемых в контексте исторической эпохи. Культура представляет собой сложное, многоплановое явление. Она пронизывает все сферы жизни и деятельности общества и человека. Культура — это и материальные, и духовные ценности человека; она характеризует своеобразие наций и народов; является ядром, основой, «душой» общества. В своих творениях человек воплощает цели, желания, стремления. Культура выражает тот смысл, который мы вкладываем во всё, что делаем. Определённый смысл имеют произведения искусства, научные исследования, учёба, правила этикета, поведение человека и т. д. Созданные предметы не только выполняют характерные для них функции, но и имеют определённое дополнительное значение. Так, основная функция автомобиля — служить средством передвижения. Вместе с тем для многих — это ещё и вопрос престижа. Чтобы понять смысл исторических памятников, необходимо изучить ту культуру, творением которой они являются. Например, туристы, посетившие Египет, могут полюбоваться внешним видом пирамид, учёные — изучить их физико-химический состав, размеры и т. д. Понять же их назначение невозможно без изучения истории и культуры Древнего Египта. Вот почему так важно знать всемирную историю и историю своей страны. Предметы и явления культуры хранят опыт человечества. Универсальным знаковым средством сохранения и передачи опыта является слово. Устная и письменная речь позволяют передать практически любой смысл тому, кто знаком с этой системой знаков. Среди знаков особое место занимают символы — знаки, служащие условным обозначением какого-либо образа или идеи. Например, памятник героям, павшим в боях за Родину, служит символом патриотизма народа. Без изучения соответствующих систем знаков невозможно овладеть достижениями культуры. Приобщаясь к культуре, мы расшифровываем её знаки и символы, постигая таким образом смысл происходящего.          Культура включает в себя результаты человеческой деятельности, искусственно созданные человеком предметы и явления, которые принято называть артефактами (от лат. arte — искусственный, factus — сделанный). К ним относят не только изготовленные человеком вещи, открытые и используемые им средства и способы действий, но и те изменения, которые он производит в своём физическом и духовном облике.

2. СТРУКТУРА КУЛЬТУРЫ                                                                                                                                          Принято делить культуру на материальную и духовную соответственно двум основным видам производства - материального и духовного. Материальная культура охватывает всю сферу материальной деятельности и ее результаты (орудия труда, жилища, предметы повседневного обихода, одежда, средства транспорта и связи и другие). Духовная культура охватывает сферу сознания, духовного производства (познание, нравственность, воспитание и просвещение, включая право, философию, этику, эстетику, науку, искусство, литературу, мифологию, религию). Гармоничное развитие культуры естественно предполагает органическое единство материальной и духовной культур. Культура включает в себя не только предметные результаты деятельности людей (машины, технические сооружения, результаты познания, произведения искусства, нормы права и морали и т.д.), но и субъективные человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания и умения, производственные и профессиональные навыки, уровень интеллектуального, эстетического и нравственного развития, мировоззрение, способы и формы взаимного общения людей в рамках коллектива и общества). Культура, если ее рассматривать в широком плане, включает в себя как материальные, так и духовные средства жизнедеятельности человека, которые созданы самим человеком. Материальные и духовные реальности, созданные творческим трудом человека, называются артефактами, то есть искусственно созданными. Таким образом, артефакты будучи материальными или духовными ценностями, имеют не естественное, природное, происхождение, а задуманы и созданы человеком как творцом, хотя, конечно, он использует для этого в качестве исходного материала объекты, энергию или сырье природы и действует в согласии с законами природы. В силу того, что человек, по своей природе существо духовно-материальное, он потребляет как материальные, так и духовные артефакты. Для удовлетворения материальных потребностей он создает и потребляет пищу, одежду, жилища, создает технику, материалы, здания, сооружения, дороги и т.п. Для удовлетворения духовных потребностей он создает художественные ценности, нравственные и эстетические идеалы, политические, идеологические и религиозные идеалы, науку и искусство. Поэтому деятельность человека распространяется по всем каналам как материальной, так и духовной культуры. Вот почему можно рассматривать человека как исходный системообразующий фактор в развитии культуры. Человек создает и использует мир вещей и мир идей, который вращается вокруг него; и его роль - это роль демиурга, роль творца, а место его в культуре - это место центра мироздания артефактов, то есть центра культуры. Человек творит культуру, воспроизводит и использует ее как средство для собственного развития. Он архитектор, строитель и житель того природного мира, который называется культурой мира, "второй природой", "искусственно созданным" обиталищем человечества. Это тот мир реальностей, который на планете Земля до человека не существовал, реальность, которая возникает, живет и развивается вместе с человеком и которая будет существовать до тех пор, пока будет существовать человечество.

Функции культуры                                                                                                                                                               Главной функцией феномена культуры является человеко-творческая, или гуманистическая. Все остальные так или иначе связаны с ней и даже вытекают из нее.                                                        Важнейшая - функция трансляции (передачи) социального опыта. Ее нередко называют функцией исторической преемственности, или информационной. Культура, представляющая собой сложную знаковую систему, выступает единственным механизмом передачи социального опыта от поколения к поколению, от эпохи к эпохе, от одной страны к другой. Поэтому не случайно культуру считают социальной памятью человечества. Разрыв же культурной преемственности обрекает новые поколения на потерю социальной памяти (феномен манкуртизма) со всеми вытекающими отсюда последствиями.                                                                                                                 Другой ведущей функцией является познавательная (гносеологическая). Она тесно связана с первой и, в известном смысле, вытекает из нее. Культура, концентрирующая в себе лучший социальный опыт множества поколений людей, имманентно приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения.                                                                                                                            Регулятивная (нормативная) функция культуры связана прежде всего с определением (регулированием) различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура так или иначе влияет на поведение людей и регулирует их поступки, действия и даже выбор тех или иных материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция культуры опирается на такие нормативные системы, как мораль и право.                                                                                                                                                          Семиотическая, или знаковая (от греч. Semeion - учение о знаках)функция - важнейшая в системе культуры. Представляя собой определенную знаковую систему, культура предполагает знание, владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры невозможно. Так, язык (устный или письменный) - средство общения людей, литературный язык - важнейшее средство овладения национальной культурой. Специфические языки нужны для познания особого мира музыки, живописи, театра. Естественные науки (физика, математика, химия, биология) также располагают собственными знаковыми системами.                             Ценностная, или аксиологическая функция отражает важнейшее качественное состояние культуры. Культура как система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека. Нравственное и интеллектуальное содержание, как правило, выступает критерием соответствующей оценки.                                                                                    3.


Информация о работе Культурология