Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 21:42, контрольная работа
Древний Египет — первое государство на Земле, первая и великая могущественная держава, первая империя, претендовавшая на мировое господство. Это было сильное государство, в котором народ был полностью подчинен правящему классу. Основными принципами, на которых строилась верховная власть Египта, были ее незыблемость и непостижимость.
1.Введение.
2.Культурообразующая роль заупокойного культа в Древнем Египте.
3.Заключение.
4.Список литературы.
1.Введение.
2.Культурообразующая роль заупокойного культа в Древнем Египте.
3.Заключение.
4.Список литературы.
1.Введение.
|
2.Культурообразующая роль заупокойного культа в Древнем Египте.
Важнейший материал
для суждения о египетской культуре,
мы можем получить исследуя усыпальницы. Египтяне
верили, что жизнь человека может продолжаться
после его физической смерти, но при условии,
что его тело остается нетленным. Так возник
обычай мумифицировать тела покойных,
т. е. подвергать их специальной обработке,
благодаря которой они сохранялись весьма
длительное время. Для сохранения мумии
египтяне строили усыпальницу — пирамиду,
мастабу (род гробницы) или склеп. Египтяне
считали, что при жизни человека в нем
обитают две духовных составляющих —
ка (душа, или духовный двойник) и ба (индивидуальность).
Ка человека нуждалось в материальной
оболочке; таковой после его смерти служила
мумия усопшего. На случай если мумия все-таки
разрушится, в гробницу помещались статуи
умершего, имеющие черты портретного сходства
с покойником и подписанные его именем.
Для поддержания жизни ка нуждалось в
пище; ее приносили в гробницу родственники
усопшего. В гробницу помещалась разнообразная
домашняя утварь, ибо в загробном мире
душа должна была иметь все те блага, которыми
человек пользовался при жизни. Для этой
же цели стены гробницы украшались изображениями,
рисующими сцены благополучной повседневной
жизни. В гробницу клались также маленькие
статуэтки слуг. Египтяне верили, что силой
магических заклинаний покойный оживит
эти статуэтки и они будут работать на
него в загробном мире. Все это являлось
своего рода материальной основой царства
мертвых, гарантируя ка усопшего полноценную
загробную жизнь.
Так , классическим образцом архитектурных
сооружений являются пирамиды фараонов
4 - й династии (27 в. до н.э.) Хеопса, Хефрена
и Микерина. Их отточенная форма, основанная
на пропорциях “золотого сечения”, была
предельно лаконична и бесконечно выразительна.
Два элемента определяли закономерности
формы: основание, квадратное в плане,
и схождение сторон в одной точке, подобно
тому, как вся египетская жизнь сходилась,
сфокусировалась в обожествленном фараоне.
Гениальная в своей простоте пирамидальная
конструкция несла художественное обобщение
самой сути египетского общества, подчиненного
безграничной власти фараона.
Также, нуждами погребального ритуала
диктовалось наличие статуй: статуи, изображавшие
усопших, служили вместилищем их душ, их
наличие в гробницах было непременным
условием, обеспечивающим покойнику вечную
жизнь. Статуи ставились также в заупокойных
храмах и других погребальных помещениях,
с тем чтобы душа умершего, войдя в ту или
иную статую, могла наблюдать за разного
рода церемониями, а также «участвовать»
в тех обрядах, которые требовали ее «присутствия».
С момента возникновения скульптуры установились
принципы, определявшие приемы изображения.
Эти принципы считались универсальными
и просуществовали длительное время без
каких-либо изменений. Все египетские
скульптуры, независимо от их размера,
отвечали одним и тем же изобразительным
законам, главные из которых сводились
к следующему. Первое: всякая скульптура
создается для того, чтобы быть созерцаемой
исключительно с фронтальной стороны.
Второе: основные объемы скульптуры должны
распределяться симметрично относительно
вертикальной оси.
Египетские скульпторы начинали свою
работу с того, что из каменных глыб изготавливали
призмы правильной формы. На лицевой стороне
призмы намечалась сетка, которая служила
разметкой при изготовлении фигуры. Эта
сетка чертилась с двух сторон блока —
в фас и в профиль. Исходя из этих двух
чертежей и высекалась скульптура.
Для изображения лиц, имеющих божественный
сан, использовались строго определенные
приемы. Портретные изображения фараонов
являются воплощением торжественности,
монументальности и величия. Фараон мог
быть изображен сидящим или стоящим. В
сидящей модели части туловища соединяются
под прямыми углами. Руки покоятся на бедрах,
либо скрещены на груди; причем, зазоры
между руками и туловищем отсутствуют.
Ноги слегка расставлены и располагаются
параллельно с босыми ступнями; нередко
между ними остается каменный материал.
Симметрия объемных масс является совершенной.
Настенное
изображение является важнейшим элементом
древнеегипетской культуры. Выполненные
в гробницах росписи и рельефы выступали
как бы «двойником» действительности.
Изображенные на стенах сцены повседневной
жизни служили гарантией того, что и в
загробной жизни усопший будет располагать
всеми теми благами, которыми он был окружен
в жизни земной. Столь очевидная утилитарность
объясняет отсутствие художественного
интереса как такового. Вследствие этого
египетское искусство не воспроизводит
пейзажей и не передает чувств и эмоций.
С другой стороны, магические свойства
изображения в большой степени зависели
от качества росписи — отсюда та тщательность,
с которой они выполнены, и изобилие бытовых
деталей. В настенные росписи органично
включались надписи, поясняющие изображаемые
сцены.
Чаще всего изображались сцены сельскохозяйственных
работ, труда ремесленников, разного рода хозяйственных работ, охота, рыбная ловля, погребальные шествия,
заупокойный культ, загробные пиршества, строительство
лодок, игры детей, плывущие лодки, животные и так далее. Разумеется, росписи изобилуют
портретами самого хозяина гробницы. Как правило, он принимает подношения
или следит за исполнением хозяйственных
работ.
Создание рельефов и росписей на стенах
гробниц, храмов и погребальных часовен
подчинялось строгим нормам, диктовавшимся
жрецами. При изображении фигуры человека
использовался традиционный прием плоскостного
расположения: ноги и лицо изображались в профиль,
глаз и плечи — в фас, нижняя часть туловища
— в трехчетвертном развороте Таким образом
художники пытались показать персонаж
с разных сторон, совместив наиболее выигрышные
точки обзора. Изображения фараонов и
богов снабжались соответствующими символическими
атрибутами.
По канону изображение человека должно
было быть вневременным, то есть художник
не должен был передавать ни чувств, ни
действий. Однако, как и в случае со скульптурой,
неподвижность и невозмутимость фигуры
прямо пропорциональны ее социальному
рангу. Чем ниже общественное положение
персонажа, тем большая степень свободы
наблюдается в формах и композиции. По
сравнению с фараонами и знатью, ремесленники,
слуги, дровосеки, пастухи и крестьяне
обретают большую живость — как во взглядах,
так и в жестах и позах.
Фараон, вельможа или хозяин поместья
всегда изображались более крупными по
сравнению с их окружением.
В отличие от изображения человека, при
воспроизведении зверей и птиц использовались все возможные средства
для достижения максимального натурализма.
Животные выписаны в живой и естественной
манере; они представляют резкий контраст
со скованностью и искусственностью поз
человеческих фигур. Достоверно и узнаваемо
передается окружающий человека мир предметов:
орудия труда и музыкальные инструменты,
одежда, украшения.
В создании рельефов участвовало несколько
мастеров. Стена предварительно зачищалась
и покрывалась слоем штукатурки. Затем
опытный художник намечал общую композицию
на стене, которую завершали в деталях
его помощники. После этого резчики переводили
рисунок в рельеф; на последнем этапе его
раскрашивали плотными густыми красками.
В изображении главную роль играла линия,
а не цвет.
В древнеегипетском искусстве использовались
две различные техники рельефа — барельеф
и углубленный рельеф. Процедура создания барельефа сводилась к
тому, что с поверхности стены удалялся
материал вокруг очерченного контура
фигуры или предмета; таким образом получалось,
что фигура немного выступает над поверхностью,
служащей ей фоном. При углубленном
рельефе, наоборот, лишний материал удалялся
таким образом, что силуэты фигур и предметов
оказывались углубленными в плоскость,
служившую им фоном.
Многочисленные
барельефы и росписи с
С глубокой древности существовало в Египте искусство хейрономии, сочетавшее дирижирование хором и "воздушное" нотное письмо (по древне-египетски - "петь", буквально - производить рукой музыку). Среди изображений часто встречаются ансамбли арф. В период Нового царства (16-11 вв. до н.э.) при дворе фараона наряду с местной капеллой вводится сирийская капелла. Развивается военная музыка.
По словам Диодора, египтяне не были особенными ценителями музыки. Однако этот вид искусства был известен им издревле и развивался под руководством жрецов — для религиозных целей. Изображения на памятниках свидетельствуют, что уже в конце эпохи Древнего царства существовали как ударные, так и духовые и струнные инструменты.
Наряду с архитектурными комплексами и предметами декоративно-прикладного искусства значительное место в искусстве Древнего Египта занимала также и литература. Основными литературными жанрами были заупокойные тексты, гимны, любовные песни, дидактические произведения и сказки.
Первым образцом заупокойных текстов были так называемые «Тексты пирамид». Египтяне верили, что надписи, начертанные на стенах пирамиды, обеспечат благополучие и счастливую жизнь фараона в загробном мире. Первые записи были сделаны по велению фараона V династии Униса в XXII веке до н. э. на стенах его пирамиды, что положило начало традиции. Иероглифы окрашивали в зеленый цвет. «Тексты пирамид» содержали также легенды об Осирисе и Исиде, о борьбе Ра со змеем Апопом.
В Среднем
царстве в связи с
Новое царство было также новой эпохой в развитии заупокойной литературы. Способы достижения загробных благ еще более упростились. Магические тексты составляли в скрипториях и записывали на папирусе, который изготовляли в специальных мастерских. Заупокойные тексты Нового царства получили название «Книги Мёртвых», замечательной особенностью которой являлись ее многочисленные иллюстрации.
Древние египтяне
весьма заботились о том, каким должен
быть человек, чтобы достойно пройти
земной путь. Видимо, этим объясняется
возникновение дидактической
Существование театральных представлений в Древнем Египте не подлежит никакому сомнению, но скудость источников ограничивает наши сведения о них. Происхождение египетского театра аналогично происхождению древнегреческого: начала его теснейшим образом связаны с религией, с культом. Представления, действующими лицами которых были боги (роли их исполняли жрецы), разыгрывались уже в эпоху Древнего царства. Прямое указание на это есть в замечательном богословском тексте, известном в науке под названием «Памятник мемфисской теологии» и сохранившемся от начала VII в. до н. э. Текст этот представляет собой копию с оригинала времен Древнего царства и излагает космогонию, согласно которой мир был сотворен силой божественного слова (древнейшее в мире учение о логосе, развитие которого мы находим позже у Филона Александрийского, а затем — в Евангелии от Иоанна, 1, 1—4). В тексте содержатся диалоги между богами, которые можно считать отрывками своего рода мистерийных сценариев. Не менее четырнадцати подобного же типа отрывков сохранилось также от эпохи Среднего царства и более позднего времени. Помимо этого, мы располагаем очень ценным свидетельством в автобиографической надписи сановника Ихернофрета (современника фараона XII династии Сенусерта III; XIX в. до н. э.) о разыгрывании мистерий Осириса в храме Абидоса, куда Ихернофрет был послан царем для ревизии храма и постановок этих мистерий.
В ряде текстов этого времени сохранились и свидетельства о популярности таких представлений. Любопытно, что Геродот (II, 48—49) сравнивает греческие мистерии Диониса с египетскими религиозными празднествами, находит в них много общего и приходит к заключению, что греки переняли у египтян их праздники и обычаи.
3.Заключение.
Древнеегипетская цивилизация существовала на протяжении многих веков, приблизительно с 3000 г. по 300 г. до н.э. Это был период расцвета Египта, время создания колоссальных архитектурных сооружений и изящных произведений искусства. Египтяне создали письменность и систему счета; их техническими достижениями восхищались многие другие культуры Древнего мира. Таинственные и очень сложные религиозные обряды Древнего Египта и сейчас продолжают вдохновлять ученых и писателей.
Египет был одним из самых великих центров мировой культуры.
Египетское
искусство явилось образцом для
крито-микенской культуры в Древней
Греции. Египетская культура оказала
большое влияние и на древних
римлян. Культ Египетской богини –
матери Исиды - получил широкое
Древнеегипетская культура породила замечательную и великую культуру Древнего Востока, которая сыграла важнейшую роль в сложении античной культуры и в дальнейшей истории развития общества.
4.Список литературы.
1.Афанасьева В. К., Иванов В. В., Конрад Н. И., Коростовцев М. А., Шифман И. Ш. Древнейшие литературы Азии и Африки , История всемирной литературы: В 8 томах ,АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1983—1994.- 81 с.
2.Дьяконов И.М.История
древнего мира Ранняя
3.Керам К. Боги, гробницы, ученые ,пер. с нем. А.С. Варшавского; Послесл. И коммент. В.И. Гуляева. – М.: Республика, 1994. – 351 с.
4. Монтэ П. Египет Рамсесов,
пер. с франц. Ф.Л.
5. Мюллер Макс. Египетская мифология ,пер. с англ. Г.В. Бажановой. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2005. – 335 с.
6.Рак И.В. Легенды и мифы Древнего Египта. – СПБ.: ТОО «Нева», 1997. – 179 с.
Информация о работе Культурообразующая роль заупокойного культа в Древнем Египте