Культуры Древнего Египта - Древнего Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 18:01, реферат

Описание работы

В Древнем Египте наибольшее значение придавали богам, связанным с Нилом (Хапи, Сотис, Себек), солнцем (Ра, Ре-Атум, Гор), и богам, помогающим мертвым (Осирис, Анубис, Сокарис). В период Древнего Царства солнечный бог Ра был главным богом. Ра должен был принести бессмертие всему государству через фараона, своего сына. Солнце казалось египтянам, как и многим другим древним народам, явно бессмертным, ибо оно "умирало" каждый вечер, странствовало под землей и "заново рождалось" каждое утро. Солнце также имело значение для успехов сельского хозяйства в районе Нила. Таким образом,
древнейшей формой религии Египта было почитание божеств — покровителей.

Файлы: 1 файл

культурология.doc

— 73.50 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 
«СИБИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»

ИНСТИТУТ ПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

 

____________________________________

(кафедра)

 

Культурология

(дисциплина)

 

 

 

 

Культуры Древнего Египта - Древнего Китая

 

 

 

 

 

 

                                                      Студентка  Ардабьева Наталья  Сергеевна

                       Группа   № 11446

                                                   Специальность   ГМУ

                                    Дата  05.01.2013 год

 

Преподаватель 

               Дата

            Оценка

           Подпись

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск 2013

Протокол проверки:

 

Дата проверки                   ________________________________________

Оценка                               _________________________________________

 

Комментарии

преподавателя                 _________________________________________

                                         _________________________________________

                                         _________________________________________

                                         _________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сравнение культур Древнего Египта - Древнего Китая

 

Критерии сравнения

Культура

Египта

Культура

Китая

1. Религия

В Древнем Египте наибольшее значение придавали богам, связанным с Нилом (Хапи, Сотис, Себек), солнцем (Ра, Ре-Атум, Гор), и богам, помогающим мертвым (Осирис, Анубис, Сокарис). В период Древнего Царства солнечный бог Ра был главным богом. Ра должен был принести бессмертие всему государству через фараона, своего сына. Солнце казалось египтянам, как и многим другим древним народам, явно бессмертным, ибо оно "умирало" каждый вечер, странствовало под землей и "заново рождалось" каждое утро. Солнце также имело значение для успехов сельского хозяйства в районе Нила. Таким образом,

древнейшей формой религии Египта было почитание божеств — покровителей.

Начиная с эпохи Чжоу, главным всекитайским божеством становится великое Небо, которое олицетворяло всеобщий порядок - и космический, и нравственный.

На рубеже VI—V вв. до н. э. в Китае возникло несколько религиозно философских направлений, среди которых следует особо выделить конфуцианство и даосизм, поскольку именно они оказали существенное влияние на последующее развитие китайской культуры.

Основоположником конфуцианства считается Учитель Кун (Кун-цзы, в латинской транскрипции — Конфуций, 551—479) — странствующий проповедник из царства Лу, который был впоследствии обожествлен.

Важным элементом учения Конфуция были сформулированные им принципы социального порядка и нормы поведения человека в зависимости от занимаемого им места в общественной иерархии: «Пусть отец будет отцом, сын — сыном, государь — государем, чиновник — чиновником».

Возникновение даосизма традиция связывает с именем полулегендарного мудреца из царства Чу-Лао-цзы, который считается автором натурфилософкого трактата «Даодэцзин» («Книга о дао и дэ»).

Ключевым понятием даосизма выступает Дао - всеобъемлющий естественный закон природы, источник всех вещей и явлений во Вселенной, путь всего сущего, который определяет всеобщий порядок в мире: «человек следует Земле, Земля следует Небу, Небо следует дао, а дао следует естественности».

буддизм, который в начале благодаря аскетической практике и отсутствию жертвоприношений выглядел как разновидность даосизма. Но уже в IV веке буддизм завоевывает все большую популярность и начинает оказывать воздействие на традиционную китайскую культуру.

Таким образом, можно предположить, что классическая китайская религия представляла собой сплав конфуцианства, даосизма и буддизма.

2. Отношение к человеку

Важнейшая черта культуры Древнего Египта - протест против смерти, которую египтяне считали «ненормальностью». Страстное желание бессмертия определило все мировоззрения египтян, пронизывало всю религиозную мысль Египта, сформировало древнеегипетскую культуру. Правители – фараоны – почитались как боги, когда они умирали, их хоронили в огромных гробницах – пирамидах.

Египтяне верили, что после смерти человек живет в потустороннем мире. Жрецы сохраняли тело человека при помощи мумификации. Это занимало около двух месяцев. Потом мумию заворачивали в полоски льняной ткани и клали в

деревянный саркофаг. Деревянный саркофаг помещали в каменный и на санях –волокушах (а фараонов на погребальной ладье) доставляли к гробнице. После этого погребальную камеру наглухо закрывали. Жрецы ежедневно возносили молитвы, чтобы обеспечить покойному еду и уберечь захороненное с ним

имущество.

По представлениям древних египтян, посмертное блаженство можно получить не за добрые дела и праведную жизнь на земле, а благодаря соблюдению некоторых обрядов заупокойного культа (постройка гробниц, приготовление мумии, проведение специальных церемоний).

Вопрос о природе человека первым поставил Конфуций в связи со своей концепцией воспитания и обучения. По своей природе, - говорил он, - люди близки друг другу; по своим привычкам люди далеки друг от друга.

Центральное место в учении Конфуция занимает категория ли, что означает "ритуал", "правило", "закон". "Без соблюдения ли ничего не смотреть и ничего не слушать; без соблюдения ли ничего не говорить и ничего не делать".

Конфуций мечтал о восстановлении "совершенных" отношений "золотого века". Для этого он видел два пути: исправление имен; моральное самосовершенствование.

"Исправление  имен" означает приведение существующих  реалий общества в соответствие  с традиционными нормами жизни. "Если имена не исправлены, то речи не будут последовательными; если речи не последовательны, то в делах не будет успехов; если в делах нет успехов, то церемониальные установления не будут процветать; если церемониальные установления не процветают, то и наказания не достигают своей цели; если наказания не достигают своей цели, то народ будет находиться в смятении".

Тезис об "исправлении имен" тесно связан с идеей самосовершенствования личности. В ее основе лежит понятие жэнь - "человеколюбие", "гуманность", совокупный принцип идеального человеческого поведения, высшая добродетель. Содержание его выражается в формуле "не делай другим того, чего себе не желаешь".

Конфуция иногда представляют как защитника классовых (аристократических) интересов. Действительно, по его учению, жэнь присуще только людям благородного происхождения. Среди благородных могут встречаться и не имеющие жэнь, но среди низких людей не может быть, проявляющих жэнь. Но аристократичность, по Конфуцию, это не столько социальный, сколько моральный признак. Отличие между благородными и низкими людьми состоит в том, что первые думают о долге, а вторые - о выгоде. Благородные благоговеют перед тремя вещами - велениями Неба, указаниями великих людей и словами мудрецов, а низкие не почитают всего этого; среди благородных встречаются негуманные, но не бывает гуманных среди низких людей; неизменным является то, что вышестоящие мудры, а нижестоящие глупы.

Особое внимание Конфуций уделяет категории сяо, содержание которой выражается достаточно наглядно в следующих словах: "Почитание родителей и уважение к старшим являются сущностью гуманности". Его ученик Ю-цзы пояснял: "Те, кто почитает родителей и уважает старших, редко не подчиняются вышестоящим. Когда все будут подчиняться вышестоящим, тогда не будет и смутьянов".

Представители школы моистов развивали идею, что человек от рождения ни добр ни зол. Тем или другим его делают обстоятельства. Ян-Чжу впервые поставил вопрос о человеке как индивиде. Человек - часть природы. Он самый умный среди животных, как и все существа, состоит из пяти первоначал. Ян-Чжу отрицает индивидуальное бессмертие, ибо, согласно законам природы, нет ничего, что не умирало бы. Жизнь невозможно сохранить тем, что ее ценишь; тело невозможно укрепить тем, что о нем заботишься. Да и к чему нужна долгая жизнь? По его мнению, следует наслаждаться, пока живы. Зачем тревожиться о том, что будет после смерти?

Взгляды сторонников даосизма на природу человека вытекают из их учения о дао. Смысл жизни состоит в том, чтобы следовать естественности, подчиняясь ее законам, и ничего не делать. Поскольку человек обладает высшим дэ, постольку он следует его призывам и указаниям. Такой человек - истинный мудрец. Тот же, кто напрягает силы, проявляет активность - поступает вопреки закону дао. Такие люди наделены низшим дэ. Это - мудрецы мнимые. Нарушая законы "естественного дао", они принуждают людей к почтению и с этой целью придумывают различные нравственные категории вроде "добродетели", "гуманности", "почтительности" и т.д. Все это ложные знания и "начало невежества". Когда устранили великое дао, появились "гуманность" и "справедливость". Когда появилось мудрствование, возникло и великое лицемерие.

Мудрствование, по мнению Лао-цзы, - это источник зла. Когда будут устранены мудрствование и ученость, тогда народ будет счастливее во сто крат. Ибо народу нужно не "мудрствование", являющееся источником зла, а свобода, дающая ему возможность жить, как он сам желает. Не тесните его жилища, не презирайте его жизни. Для счастья человеку нужно только одно: соблюдать естественные законы дао, следовать течению жизни, не создавать "красивых вещей", то есть предметов роскоши. Только таким образом можно избавить народ от несчастий и бедствий.

3. Развитие знаний

В Древнем Египте был накоплен значительный объем знаний в области математики (введение десятичной системы исчисления, дроби, элементы алгебраических исчислений, вычислена поверхность шара и др.), астрономии (знаки зодиака, изобретение календаря), медицины (бальзамирование, знание анатомии, зачатки терапии, хирургии, стоматологии) и ветеринарии. Все они носили прикладной характер и использовались в практических целях.

На основе вековых астрономических наблюдений был усовершенствован лунно-солнечный календарь: китайцы делили год на 12 месяцев, месяц — на четыре недели. В IV в. до н.э. астрономы составили первый в истории звездный каталог на 800 светил, а в 28 г. до н э. впервые отметили существование солнечных пятен.

Достижением мирового значения в области физики явилось изобретение компаса в виде квадратной железной пластины со свободно вращающейся на ее поверхности магнитной «ложкой», ручка которой неизменно указывала на юг. Ханьские математики знали десятичные дроби, впервые в истории изобрели отрицательные числа, уточнили значение числа «пи».

4. Особенности художественной культуры

   

а) архитектура

Ведущую роль приобрела архитектура, тесно связанная с заупокойным культом (гробница-мастаба). Наиболее известные памятники — пирамиды в Гизе, знаменитые фиванские храмы Амона-Ра — современные Карнакский и Луксорский — создавались усилиями тысяч людей под руководством зодчих и жрецов. Пирамиды являлись гробницами фараонов и призваны были увековечить имена погребенных в них людей. Частью архитектурного ансамбля являлись и заупокойные храмы, которые украшались колоннами, цветными рельефами, пластикой и росписями.

Архитектура Китая - одна из древнейших и своеобразных в мире. Для нее характерны: органическая связь с природой, искусством, использование технических свойств строительных материалов.

Первые города появились в XVI-XVII вв. до н.э., тогда же сложились и градостроительные принципы. Прямоугольный в плане город, ориентированный по оси север-юг, пересеченный магистральными улицами, идущими от северных ворот до южных и от западных до восточных, разбитый на прямоугольные жилые кварталы, с выделенным центром - таков своеобразный канон градостроительства, неуклонно соблюдавшийся впоследствии, именно так были построены города Лоян и Чанъань - древнейшие столицы Китая.

К III веку до н.э. (эпоха Воюющих царств) относится первый трактат об архитектуре "Чжоу ли", где закреплялась иерархическая структура города и указывались размеры и расположение зданий, основных магистралей и окружающих стен. Это время считается временем наивысшего развития древнекитайской архитектуры, именно тогда, при легендарном императоре Цинь Шихуан-ди началось строительство Великой китайской стены.

Окончательно принципы китайской архитектуры сформировались к III веку н.э. Дворцы того времени не сохранились, однако известно, что существовал дворец целиком построенный из сандалового дерева, распространявший благоухание на много километров вокруг. Сохранились также упоминания о сооружении "Тянь и Тай" - большом зале с колоннами из золота и серебра, возвышающемся на мраморной платформе высотой 28 метров.

б) скульптура

Древнеегипетская скульптура также имела ритуальное значение и изображала пленных, пиры, охоту, отдых властелина в кругу семьи, труд его рабов на полях, пастбищах и ремесленных мастерских. В утаенных, замурованных погребальных камерах искусство развертывало длинную и подробную повесть о земной жизни.

Известные скульптуры - статуи царевича Рахотепа и его супруги Нофрет.

Скульптура Древнего Китая, прежде всего, связана с погребальной культурой китайцев.

 Вместе с буддизмом в Китай  пришло не только строительство  многоэтажных пагод и скальных  храмов, но и искусство монументальной скульптуры, В комплексах Лунмэня, Юньгана и Дуньхуана органической частью архитектуры явились фрески, барельефы и особенно круглая скульптура. Она характерна для индо-буддийской скульптуры, с характерными для буддийских святых канонами изображений, поз и жестов. В каждом китайском храме можно встретить скульптурные изображения, техника изготовления и оформления которых, так или иначе, восходит к индо-буддийской. Вместе с буддизмом пришла в Китай и практика скульптурного изображения льва - животного, которое в Китае до буддизма практически не было известно. Но искусство круглой скульптуры было известно в Китае задолго до буддизма.

Основные памятники, дошедшие до наших дней по которым можно судить о зарождении и развитии скульптуры: ритуальная утварь, бронзовые сосуды, бронзовые секиры и колокола, нефритовые диски и песты, вотивная скульптура -- эпохи Инь; бронзовые зеркала и светильники, сосуды-документы, погребальная скульптура -- эпохи Чжоу; погребальная скульптура период империи Цинь и Хань и "Подземная армия" как ярчайший образец скульптурного искусства Древнего Китая.

в) живопись

Еще в IV тыс. до н. э. в Египте возникает пиктографическое (рисуночное) письмо, которое было общей первоначальной основой и письменности и искусства. Изображение для египтян — это прежде всего знак, священный знак — образ, обладающий животворной силой.

К началу III тыс. до н. э. возникает иероглифика (термин греческого происхождения и означает «священные письменные знаки», египтяне называли свою письменность «священная речь»).

Росписи гробниц в Саккаре, в Луксоре.

В Китае родилась уникальная живопись «цветов и птиц», «трав и насекомых». Жанр этот зародился в IX в., но до сих пор привлекает к себе внимание умением художников увидеть и запечатлеть прекрасное, необычное, загадочное. Излюбленными объектами изображения у китайцев были пион, лотос, цвет дикой сливы — мэйхуа, цикады и мухи, бабочки и пчелы, птицы и рыбы. Жизнеутверждающий взгляд на мир, ощущение эстетической неисчерпаемости любого явления бытия и вечная неудовлетворенность художника в попытке постичь его отличают этот стиль.

Живопись в Китае никогда не была «искусством для искусства», она всегда стремилась нравственно усовершенствовать человека, воспевая красоту природы и культивируя благоговейное отношение к жизни .

г) литература

Религиозную литературу Древнего Египта представляют гимны, молитвы и заклинания. Важнейшим и наиболее известным священным произведением является книга, которую современные исследователи называют «Египетская книга мертвых», а египтяне называли «Главы о Восхождении к Свету». Тексты книги носили магический характер и были призваны обеспечить душе умершего достижение царства Осириса и достойную жизнь там.

В Древнем Египте существовала и весьма разнообразная по жанрам светская литература, она представлена сказками, описаниями путешествий, поучениями, любовной лирикой и т. п. В основном авторы произведений не указывались, так как понятие авторства существовало только для жанра поучения.

Одна из древнейших литератур мира – китайская.

С древнейшей гадательной практикой связана одна из первых книг человечества – «И цзин» (или «Чжоу и», на русский язык обычно переводится как «Книга перемен»). Она значима для Китая в той же мере, как Библия для Запада. Легенда утверждает, что содержащиеся в книге гексаграммы (рисунки из шести черт, одни из которых непрерывны, а другие – с пробелом) были чудесным образом нанесены на панцирь огромной черепахи, всплывшей на поверхности моря. Время возникновения  книги исследователи определяют по-разному: от XXI в. до н. э., приписывая её легендарному императору Фу-си, до VI в. до н. э., считая её создателем Конфуция. Выдающийся  русский исследователь культуры Древнего Китая Ю. К. Шуцский считал, что книга «И цзин» сложилась в VIII – VII вв. до н. э., а в VI – V вв. до н. э., постепенно превратилась из мантического (от греч. Mantike – «Искусство гадания, прорицания) в философский текст. 64 гексаграммы «И цзин» призваны описать все без исключения ситуации, из которых складывается судьба человека.

Древнейшая китайская поэзия (XII – VII вв. до н. э.) вошла в книгу «Ши цзин» («книга песен»). В ней представлены различные песенные жанры. Есть единственный пример трудовой песни, тотемные (обращение к священному животному – тотему), похоронные, песни-заклинания и т. д.

Великий мыслитель древности Кун фу-цзы (т. е. «учитель Кун»; латинизированное звучание его имени – Конфуций: 552/551 – 479 до н. э.) имел около 3000 учеников (из них 70 – выдающихся), но обучал их устно. До нас дошёл  свод сочинений, записанных несколькими поколениями учеников Конфуция, получивший название Конфуцианский канон, или Тринадцатизаконие («Ши Сань цзин»).

Конфуцианскому канону противостоит литература даосизма. Произведение, определившее специфику этого учения, ориентирующегося не на общество, а на природу, – «Дао дэ цзин» («Книга о Дао пути и дэ благой силе».


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

1. Кононенко Б.И. Основы культурологии: Курс лекций. - М.,2002.

2. Культурология: Учеб. пособие / Под ред. А. А. Радугина. – М., 1998.

3. Петрова М.М. Теория культуры: Конспект лекций. – С.-П., 2000.

4. Самохвалова В.И. Культурология: Краткий курс лекций. – М.,2002.

5. Культурология: Практикум / Сост. А.П. Носков. –Новосибирск: СибАГС, 2005.

 

 

 


 



Информация о работе Культуры Древнего Египта - Древнего Китая