Культуры эпохи античности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 13:01, контрольная работа

Описание работы

Термин "античность" происходит от латинского слова antiquus - древний. Им принято называть особый период развития древней Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием. Хронологические рамки этого периода, как и любого другого культурно-исторического явления, не могут быть точно определены, однако они в значительной мере совпадают со временем существования самих античных государств: с XI-IX вв. до н.э., времени становления античного общества в Греции и до V н.э. - гибели римской империи под ударами варваров.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...3
Культура эпохи античности………………………………………………4
Заключение………………………………………………………………….17
Список литературы…………………………………………………………19

Файлы: 1 файл

культурология.doc

— 92.50 Кб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………...3

    Культура эпохи  античности………………………………………………4

Заключение………………………………………………………………….17

Список литературы…………………………………………………………19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Термин "античность" происходит от латинского слова antiquus - древний. Им принято называть особый период развития древней Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием. Хронологические рамки этого периода, как и любого другого культурно-исторического явления, не могут быть точно определены, однако они в значительной мере совпадают со временем существования самих античных государств: с XI-IX вв. до н.э., времени становления античного общества в Греции и до V н.э. - гибели римской империи под ударами варваров.

Общими для античных государств были пути социального развития и  особая форма собственности - античное рабовладение, а также основанная на ней форма производства. Общей  была их цивилизация с общим историко-культурным комплексом. Это не отрицает, конечно, наличия в жизни античных обществ бесспорных особенностей и различий. Главными, стержневыми в античной культуре были религия и мифология. Мифология была для древних греков содержанием и формой их мировоззрения, их мировосприятия, она была неотделима от жизни этого общества. Затем - античное рабовладение. Оно было не только основой экономики и общественной жизни, оно было и основой мировоззрения людей того времени. Далее следует выделить в качестве стержневых явления в античной культуре науку и художественную культуру.

 

 

 

 

 

 

КУЛЬТУРА ЭПОХИ АНТИЧНОСТИ

 

Наибольшего расцвета  культура  древней  Греции  достигла   в   классический период.

         Греческая  религия складывалась  в  эгейскую  эпоху   и   несомненно испытала влияние крито-микенских культов с их  женскими  божествами.  Как  увсех древних народов,  у  греков  были  местные   общинные   культы,   боги-покровители  отдельных  городов-полисов,  земледельческие  боги.  Но  уже  в глубокой древности наметилась тенденция поглощения  местных  богов  великими богами  Греции  -  Олимпийцами.   Эта   тенденция   получила   окончательное завершение   в   македонскую   эпоху   и   была   отражением    культурного, политического и  экономического объединения греческих  полисов.   Но  уже  в гомеровскую эпоху культурная общность греков отчётливо   ими   осознавалась, что и отразилось в почитании общегреческих богов. Немалую роль в  оформлении

общегреческого пантеона сыграли эпическое творчество и  его творцы аэды.   В этом смысле старое изречение,  что "Гомер  создал  богов  Греции",  отражает какую-то историческую реальность.

        Вопрос  о   происхождении   великих   богов   олимпийского  пантеона чрезвычайно труден.  Образы этих богов  очень  сложны,   и  каждый  из   них пережил  длительную  эволюцию.    Основными   богами   греческого   пантеона являются: Зевс,  Гера,  Посейдон, Афина, Артемида, Аполлон, Гермес,  Дионис, Асклепий,  Пан,  Афродита,  Арес,   Гефест,   Гестия. [2,c.75]

 Характерной   чертой древнегреческой  религии  был  антропоморфизм  -   обожествление   человека, представление о богах,  как о сильных, прекрасных людях, которые  бессмертны и обладают вечной молодостью. Жили боги, по представлениям греков,  на  горе Олимп, расположенной на границе Фессалии и Македонии.

        Формы культа у греков были  сравнительно  просты.  Наиболее  обычной частью  культа  было  жертвоприношение.  Другими  элементами   культа   были возложение  венков  на  алтари,   украшение  статуй  богов,   их   омовение, торжественные  процессии,  пение   священных   гимнов   и   молитв,   иногда религиозные пляски.  Отправление общественного культа  рассматривалось   как дело государственной важности. Помимо  общественного  культа  существовал  и частный,   домашний  культ,   обряды  его,   более  скромные,    совершались главами семей и родов.  Жречество в Греции не составляло  особой  корпорации или замкнутого сословия.  Жрецы просто считались служителями при  храмах;  в некоторых  случаях  они занимались  гаданием,   прорицанием  и  врачеванием.

Должность жреца была почётной,   но  не   давала   непосредственной  власти, так как зачастую  официальным  культом  руководили  гражданские  должностные лица. Греческие полисы в  этом  отношении  сильно  отличались  от  восточных деспотических государств с их засильем жречества.

        Следующая  доминанта  греческой   культуры  -  мифология.   Греческая мифология -  это не только и не столько мир религиозных  представлений,  это мир греков вообще, это сложное  и  обширное  целое,  куда  входят  наряду  с собственно мифами  также  и исторические  легенды и предания,   сказочные сюжеты,  литературные новеллы,  свободные вариации на  мифологические  темы. [2,c.76]

Но  так как эти  разнообразные элементы с  трудом  отделимы  друг  от  друга, следует рассматривать эту широко понимаемую мифологию в целом.

         В   числе   мифов   обнаруживается   глубоко   архаический    пласт

тотемистических мифов  о Гиацинте,  Нарциссе,  Дафне,  Аэдоне  и  др.  Весьма характерными являются земледельческие мифы  о   Деметре   и   Персефоне,   о Триптолеме и  Якхе,  о  Дионисе  -  они  олицетворяли  посев  и  прорастание зерна и  обрядовую  практику  землевладельцев. Важное  значение  принадлежало мифологическим олицетворениям элементов земной природы.

        Греки населили всю природу  божественными существами:  в  рощах  жили дриады, нимфы, козлоногие сатиры;  в  море  -  наяды и сирены  (птицы  с головами женщин).  Живы  и  красочны  мифы,  отражающие  историческую  смену культов:  о борьбе между поколениями богов,  о низвержении Кроносом  своего отца Урана, о поедании им собственных детей и, наконец,  о  победе  над  ним сына его Зевса.

        Антропологический мотив почти  отсутствует  в  греческой   мифологии.

Она не даёт ясного ответа на вопрос о происхождении людей.  По  одному  мифу создателем человека был титан Прометей. Во всяком случае характерно то,  что в греческой мифологии боги не выступают в роли создателей мира и человека. [2,c.78]

        Но если идея бога - творца была  чужда мифологии  греков,  то  образы культурных героев занимали в  ней  видное  место.   В  качестве   культурных героев выступают боги,  титаны и полубоги-герои,  происходившие,  по  мнению греков,  от браков богов с людьми. Особенно  известен  и  почитался  Геракл, совершивший 12 подвигов.  Это образ благородного героя, борющегося  со  злом и побеждающего его.  Титан  Прометей  принёс  людям благодатный  огонь,  дал им разум, знания, чем  навлёк  на  себя  гнев  Зевса  и  подвергся  страшной тысячелетней казни,  от которой много лет   спустя  освободил  его   Геракл.

Богине  Афине  приписывалось  введение культуры оливкового  дерева;   Деметре -  хлебных злаков;  Дионису -  виноградарства  и виноделия;   Гермесу   - изобретение мер и весов, чисел и письма; Апполону - обучение людей поэзии  и музыке и другим искусствам.

        К образам  культурных героев  близки и иногда от них неотличимы полулегендарные  -  полуисторические  фигуры  законодателей  и   устроителей городов, великих певцов,   поэтов  и  художников.   Таковым  является  образ Гомера - легендарного  автора  «Илиады» и   «Одиссеи».   По   гомеровскому вопросу существует огромная  литература,  которую  можно  разделить  на  три основные группы:

         - теория индивидуального творчества (авторство Гомера);

- теории народного  эпоса;

        - синтетические  теории  (один человек лишь собрал, обработал народный эпос).

   Итак, греческая   мифология   при   всей  сложности   и  разнообразии входящих в неё элементов  имеет  одну  особенность  и  доныне   производящую столь   сильное    впечатление   на   слушателя   и   читателя   -   высокая художественность и гуманизм образов. [2,c.79]

    В вопросе   об   античном  рабовладении  важную  роль  играют  работы таких античных авторитетов, как Аристотель и Платон, а также  рассуждения  о всеобщем рабстве людей и богов ритора Либания,  жившего в VI в.н.э.  Наличие и естественность рабства в  жизни  античности  привели   к  представлению  о космическом рабстве,  поскольку  всё  в  космосе  устроено  так,  что  одно, безусловно, подчиняется другому.

   Во времена общинно-родового строя  родственные  отношения  возникали сами  собой  естественным  путём  и  на    них    зижделись    экономические отношения.  Переход   к    рабовладению   дал   мощное   разделение   труда умственного  и  физического.   Это   привело  к   необходимости   умственно регулировать  физический  труд,   то  есть  управлять  рабами.  Одновременно появилась потребность более глубокого, чем мифология, осмысления мира и  его законов. Это  уже  был не  простой  перенос  родственных  отношений  на  всю природу и на весь мир,  но и его сложная трактовка, то есть философия.

  Одним  из   самых  замечательных  явлений   древнегреческой  культуры является театр.  Он возник на основе  народных  песен  и  плясок  во   время праздников  в  честь  бога  Диониса.  Из  обрядовых  песен,  которые   пели, облачаясь в козлиные шкуры,  родилась трагедия (трагос  -   козёл,   ода   - песня); из озорных и весёлых песен родилась комедия. [3,c.24]

        Театральные   представления   считались   школой   воспитания,   и государство уделяло им большое внимание. Представления шли несколько  раз  в год по большим праздникам и продолжались несколько дней подряд. Ставились  3 трагедии и 2 комедии.  Смотрели с утра  до  вечера,   а  чтобы  все  жители смогли  посетить  театр,   выдавались  из  казны   специальные   театральные деньги.

   В период расцвета греческой культуры (VI  -  V  вв.   до   н.э.)   в Афинах жили  и   творили   самые  выдающиеся  греческие  трагические  поэты, классики не только греческой, но и мировой литературы:  Эсхил,  которого  по праву   называют   отцом   трагедии   за   его    бессмертные   произведения («Прикованный  Прометей»,   «Персы»);   Софокл,   создавший  трагедии  «Царь Эдип», «Электра», и др.; Еврипд - автор «Медеи»,  «Ипполита»,  «Ифигении  в Авлиде».  Классиком в греческой комедии является  Аристофан,  написавший комедии: «Мир», «Женщины в народном собрании», «Всадники» и др.

         Древнегреческое   изобразительное   искусство   прочно   вошло   в художественное развитие последующих времён. Его элементы живут  в  настоящее время.  Ведущими  архитектурными  сооружениями  классической   Греции   были храмы,  театры,  общественные  здания.  Основным  архитектурным  сооружением является  храм.   Самые   знаменитые   образцы   греческой   архитектуры   - сохранившиеся до  нашего  времени  в  афинском  акрополе  храмы  Парфенон  и Эрехтейон.  В  древнегреческой  архитектуре  последовательно  сменились  три архитектурных стиля:  дорический,  ионический  и  коринфский.  Отличительной особенностью названных стилей является форма колонн - непременного  атрибута древнегреческих сооружений. [3,c.25]

  Греческая скульптура  первоначально уступала  скульптуре  древнего Востока, но с V в. до  н.э.  достигла  небывалого  расцвета.  Передаётся  не только фигура и лицо, но и  движение  и  даже  чувства  изображаемых  людей.

Особой известностью и  славой  пользовались  скульпторы:   Мирон,  Поликлет, Фидий, Пракситель, Скопас, Лисипп.

        Живопись была  широко   распространена   в древней Греции  в  виде фресок и мозаик,  которыми украшают храмы  и  здания,   но  они   почти   не сохранились до нашего времени. К образцам сохранившейся  живописи  относятся знаменитые греческие чернофигурные и краснофигурные вазы. [3,c.27]

       Эллинизм (эллинистическая эпоха III  -  II  вв.   до  н.э.)  принято рассматривать прежде  всего  как  культурное  явление,  как  распространение греческой   культуры   в   завоёванных    Македонией    странах.    Культура эллинистического мира была  сложна  и  многообразна.  Она  была  синтезом  и разными сочетаниями  греческой   культуры   и   культуры  стран  Ближнего  и Среднего Востока.  Для  эллинистической  культуры  характерно  её  греческое оформление и  глубокие местные традиции.   В  этот  период  получил  широкое распространение в эллиническом мире общегреческий язык  -   койне,   ставший средством   межнационального   общения.    Греки   -   воины,     чиновники, ремесленники, торговцы, рассеянные на обширных территориях  эллинистического мира, преодолевали полисную  ограниченность  своих  взглядов.   В  их  среде получило широкое распространение новое мировоззрение  -   космополитизм  (от греческого слова «космополитес» - «гражданин мира»).

         Знания, накопленные в Греции и на древнем Востоке,  в сочетании  с успехами  и  практическим  освоением  обширных  пространств   способствовали быстрому развитию наук.  В  эпоху  эллинизма  углублялась  дифференциация  и происходила систематизация наук. Благодаря исследованиям  Стратона  (III  в. до  н.э.)   появилась   наука   физика.    Выдающийся   вклад   в   развитие математических наук  внесли  Евклид  и  Архимед;  в  развитие  астрономии  - Аристарх;  в  создание   географии   -   Эрастофен.    Сочетание   греческой медицинской  теории   и  практики  с  древневосточным  опытом  дало  расцвет медицинских знаний в александрийской школе.  Её  основатель  Герофил  создал описательную анатомию человека.  Из всех  эллинистических  обществ  наиболее известна история  Египта  благодаря  сохранившимся   на   египетской   почве папирусам. В Александрии была собрана огромная для того  времени  библиотека (до 700 тыс.  папирусных свитков). При дворе царей Египта  Птоломеев был организован  Мусейон  - научное учреждение с общежитием  для учёных, которых Птоломеи приглашали сюда  со  всего  эллинистического  мира. Здесь им были созданы условия для занятий наукой,  философией, литературой. [2,c.79]

Информация о работе Культуры эпохи античности