Курс лекций по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 15:22, курс лекций

Описание работы

Культурология в системе гуманитарных знаний.
Сущность, структура и функции культуры.
Психоаналитические концепции в изучении культур.
Эволюционистское направление в развитии культуры.
Диффузионистское направление изучения культуры.
Культура и цивилизация.
Роль мифа в возникновении и развитии культуры.

Файлы: 1 файл

Kulturologia.doc

— 95.50 Кб (Скачать файл)

 

Гебельт Спенсер – основная идея: общество и культуру он понимал в качестве «сверх организма», который предопределяет дальнейшее развитие культуры. Так же приводил что: всякая культура имеет 3 системы:

      • Поддерживающая – обеспечивает производство необходимых продуктов.
      • Распределительная – обеспечивает распределение созданных продуктов культуры.
      • Регулятивная – осуществляет контроль подчинения частей всему целому.

 

Тема: Диффузионистское направление  изучения культуры.

 

Как способ изучения культур  – появился в 19 веке. Сам термин взят из физики и означает «растекание», «проникновение», «разлитие». Тут диффузия - обозначает распространение культурных явлений через контакты между народами. Диффузианисты полагали, что есть некие культурные элементы, которые где-то появились и «пошли» в другие культуры.

 

Основные представители:

Фидерик Ратцель – написал 2 значительных труда «Народоведение» и «Антропография». Основная идея: выделял 2 способа перемещения культуры:

    • Быстрый и полный перенос не отдельных вещей, а всего культурного комплекса. Аккультурация.
    • Перемещение отдельных этнографических «предметов» от одного народа к другому.

Основными распространителями предметов национальной культуры являются народы.

Обобщающим понятием, выражавшим основные характеристики распространения  культуры, стало «культурная зона», «культурный круг» - сюда он относил сходные элементы в культуре, которые имеют возможность распространяться за пределы этого «круга».

 

Л. Фробениус – основная идея: рассматривал 2 формы передвижения культуры:

      • Перенос культуры без значительного движения народа.
      • Перемещение культуры с народом.

Основное понятие его  концепции – «культурная провинция», т.е. совокупность предметов материальной культуры, обладающих определёнными признаками и характеристиками.

Новые культуры, как правило, порождаются в условиях видоизменения культурных провинций.

Выделял 2 типа культуры: матриархальный и патриархальный .

Стремился свести всю  многообразность культур к единичным  и однократным явлениям.

 

Лекция 6.

 

Тема: Культура и цивилизация.

 

Цивилизация:

    • Историческая эпоха, пришедшая на смену варварству.
    • Географическая местность, на которой проживает определённый народ.

 

Произошло от “civilis” – государственный, общественный. Впервые значение этого определил барон Тольдбах, и по его мнению цивилизация связана с развитием материальных ресурсов страны.

 

В 18-19 веках цивилизация  ассоциировалась с социальными установлениями.

 

Имануил Кант – в начале 20ого века разграничил понятия.

Развитие техники, экология, уровень жизни городского населения.

 

Данилевский:

Естественные стадии развития культуры: возмужание, дряхление и гибель.

 

Освальд Шпенглер: «Закат Европы».

Стадии развития культуры: юность, расцвет, упадок.

Душа каждой культуры уникальна.

Согласно Шпенглеру: цивилизация  – высшая стадия развития культуры, на которой происходит её упадок.

 

А. Тоенгем:

Выделял определённое количество цивилизаций в мировом пространстве. Все культуры подчиняются определённым закономерностям.

Основу истории составляют теория, вызов, ответ.

 

Основные типы цивилизаций:

Принято подразделять на 3 основных типа:

    • Традиционная цивилизация («Статическая», «стационарная»).

Сюда относят народы, жизненный цикл которых в каждом новом поколении повторяется  без кардинальных изменений (Индия, Китай, Япония).

Основные принципы:

      • Глубокий традиционализм.
      • Циклический характер развития, подчинённый ритму сельскохозяйственных работ.
      • Воспроизводство сложившихся, или однажды заданных систем.
      • Анти рационализм.
      • Анти индивидуализм (коллективизм).

 

    • Динамическая цивилизация.

Сюда относят народы, воспринимающие инновации как развитие уже существующих традиций, если они не противоречат основным доминантам этого общества.

Основные черты:

      • Отсутствие традиционности.
      • Накопление научных знаний и технологий, нередко опережающее актуальные потребности.
      • Частое появление новых лидеров, способных перестроить мир на новых началах.

 

Тема: Роль мифа в возникновении  и развитии культуры.

 

Этимология слова «миф»  восходит к Древней Греции, и дословно означает «предание» или «сказание». В мифе проявляется наиболее древняя  система ценностей. Среди ценностей главное место отводится чувственному (иррациональному) познанию мира.

 

Для мифа характерны:

    • Процесс очеловечивания и персонификации явлений окружающего мира, что, в свою очередь, сводит к определённым человеческим представлениям.
    • Миф это не знания, а представления о мире, коллективные представления о коллективной жизни.
    • В мифах объединились зачатки знаний и религиозных верований.

 

Основная функция мифов  – передача традиций и обрядов  определённого народа.

 

Среди мифов принято  выделять:

    • Космогонические мифы – мифы о происхождении мифа и вселенной. Как правило, делятся на 2 подвида:
      • Мифы развития.
      • Мифы творения.
    • Антропогонические мифы – мифы о происхождении человека и человеческого общества.
    • Мифы о культурных героях – повествуют об особенностях освоения человеком различных ремёсел.
    • Эсхатологические мифы – мифы, повествующие о конце света и конце времён.

 

Особенности мифов и  мифологического сознания:

    • В мифе человек и общество не выделяют себя из окружающей природной стихии.
    • В мифе нет абстрактных понятий.
    • Миф живёт в своём особенном времени, к которому не применимо человеческое восприятие времени.
    • Миф «мыслит» символами.
    • Миф мыслит образами, эмоциями и объясняет мир, исходя из определенной веры.

 

Роль мифов в истории  культуры:

    • Объясняли мир, природу, общество и человека.
    • Устанавливали связь между прошлым, настоящим и будущим.
    • Миф является каналом, по которому одно поколение передавало другому накопленный опыт, знания, ценности и культурные блага.
    • Миф выражает свои взгляды в форме конкретных живых героев, или символов.
    • Миф не стремится к доказательству истинности содержащихся в нём положений, а оперирует результатами наблюдений людей.

 

История культуры.

 

Тема: Первобытная  культура.

 

Особенности первобытной культуры:

    • Связана с исторической парадигмой понимания человеком окружающей действительности – космоцентризм, который связан с ощущением слитности человека и вселенной, и отображен в мифологической картине мира. Для космоцентризма были характерны:
      • Принципиальное разграничение мира на «космос» и «хаос».
      • Главными целями для человека являлись борьба с хаосом и установление миропорядка с космосом.
      • Мир космоса воспринимался как целостность, в которой всем и всему отведено определённое место.

С точки зрения космоцентризма – культура и сам человек рассматривались в нескольких аспектах:

      • Человек, это единственный субъект, создающий культуру.
      • Культура – это единственный фактор, формирующий жизнедеятельность человека.

 

    • Восприятие человека было основано на 3 стратегиях поведения:
      • Подражание – предугадывание будущего, исходя из подражания воспринимаемым свойствам и явлениям мира.

Сюда входит магия. Виды магии:

        • Иммитационная – отождествление жизни человека с окружающим миром.
        • Контактная – основывалась на идее соприкосновения вещи с определённым объектом и дальнейшем процессе их взаимодействия.
        • Проективная – проецирование определённых действий на окружающую действительность.
      • Индивидуальное систематическое наблюдение – анализ пространственно-временных связей и их зависимости.
      • Умозаключение по аналогии – на основе выделения сходных признаков делались определённые выводы, связанные с взаимодействием человека с окружающей средой.

 

    • Первобытная культура является гомогенной (однородной) – это система, которая находится в полной изоляции и воспроизводит своё первоначальное устройство.

 

    • Первобытная культура является синкретичной, что нашло воплощение в тотемизме.

 

    • Культура представляет собой определённую систему табу. Основные виды табу:
      • Половые и возрастные.
      • Пищевое табу.

 

Тема: Культуры Древнего Востока.

 

Культура Древнего Египта.

Особенности культуры:

    • Для мышления древних египтян характерен дуализм в понимании мира, исходящих в целое в единстве и борьбе 2ух начал.
    • Между предметом и его определением имелась тесная взаимосвязь: слова воплощают предметы и явления.
    • Во времена фараонов всё мироздание делилось на 2 начала : мужское и женское.
    • Н
    • Существование многоликого культурного бога
    • Особенности мифов – многие мифы прославляли правленье фараона
    • Для древних египтян было характерно политеистическое восприятие мира, что отразилось о огромном пантеоне богов.
    • Появление определенных правил и предписаний, регулирующих повседневную жизнь человека
    • Фундаментальным принципом является вера в загробную жизнь и индивидуальное бессмертие.

 

Культура Древней Месопотамии.

Особенности культуры:

    • В регионе Двуречья и Евфрата сложились начальные формы классового общества и древнейшего государства.
    • На культуру сильный отпечаток наложила окружающая среда – природоцентризм.
    • Опыт природы нашел непосредственное выражение в представлениях о космосе.
    • Ещё одной проблемой месопотамской культуры является тема смерти.
    • Появление рациональности в восприятии мира. 
    • Основополагающее значение в культуре имела каста жрецов.
    • Так же человек после смерти исчезает совсем, за исключением того, если о нём помнят. Соответственно, надо совершать добрые дела, что бы тебя помнили.
    • Социальной ценностью обладало знание, позволяющее избежать несчастья, либо избавится от него, поэтому наука была нацелена на предсказание будущего.
    • Политическая и общественная организация всех сфер деятельности привела к выработке определённых законов, которые опирались на традиции и легли в основу законодательства цивилизаций.
    • Особенностью месопотамской культуры является строгая реламентированность общественной жизни. Основные группы составляли:
      • Правители.
      • Земледельцы.
      • Работники, выполняющие поручения храмовой и дворцовой администрации.
      • Ремесленники.
      • Солдаты.
      • Купцы.

Информация о работе Курс лекций по "Культурологии"