Гебельт Спенсер – основная идея: общество и культуру
он понимал в качестве «сверх организма»,
который предопределяет дальнейшее развитие
культуры. Так же приводил что: всякая
культура имеет 3 системы:
- Поддерживающая – обеспечивает производство необходимых продуктов.
- Распределительная – обеспечивает распределение созданных продуктов культуры.
- Регулятивная – осуществляет контроль подчинения частей всему целому.
Тема: Диффузионистское направление
изучения культуры.
Как способ изучения культур
– появился в 19 веке. Сам термин взят
из физики и означает «растекание», «проникновение»,
«разлитие». Тут диффузия - обозначает распространение
культурных явлений через контакты между
народами. Диффузианисты полагали,
что есть некие культурные элементы, которые
где-то появились и «пошли» в другие культуры.
Основные представители:
Фидерик Ратцель – написал 2 значительных труда «Народоведение»
и «Антропография». Основная идея: выделял
2 способа перемещения культуры:
- Быстрый и полный перенос не отдельных вещей, а всего культурного комплекса. Аккультурация.
- Перемещение отдельных этнографических «предметов» от одного народа к другому.
Основными распространителями
предметов национальной культуры являются
народы.
Обобщающим понятием,
выражавшим основные характеристики распространения
культуры, стало «культурная зона», «культурный круг» - сюда
он относил сходные элементы в культуре,
которые имеют возможность распространяться
за пределы этого «круга».
Л. Фробениус – основная идея: рассматривал 2 формы
передвижения культуры:
- Перенос культуры без значительного движения народа.
- Перемещение культуры с народом.
Основное понятие его
концепции – «культурная провинция»,
т.е. совокупность предметов материальной
культуры, обладающих определёнными признаками
и характеристиками.
Новые культуры, как правило,
порождаются в условиях видоизменения культурных
провинций.
Выделял 2 типа культуры: матриархальный и патриархальный .
Стремился свести всю
многообразность культур к единичным
и однократным явлениям.
Лекция 6.
Тема: Культура
и цивилизация.
Цивилизация:
- Историческая эпоха, пришедшая на смену варварству.
- Географическая местность, на которой проживает определённый народ.
Произошло от “civilis” – государственный, общественный.
Впервые значение этого определил барон
Тольдбах, и по его мнению цивилизация связана с развитием
материальных ресурсов страны.
В 18-19 веках цивилизация
ассоциировалась с социальными установлениями.
Имануил Кант – в начале
20ого века разграничил понятия.
Развитие техники, экология,
уровень жизни городского населения.
Данилевский:
Естественные стадии
развития культуры: возмужание, дряхление и гибель.
Освальд Шпенглер: «Закат Европы».
Стадии развития культуры:
юность, расцвет, упадок.
Душа каждой культуры
уникальна.
Согласно Шпенглеру: цивилизация
– высшая стадия развития культуры,
на которой происходит её упадок.
А. Тоенгем:
Выделял определённое количество
цивилизаций в мировом пространстве. Все культуры подчиняются определённым
закономерностям.
Основу истории составляют теория, вызов, ответ.
Основные типы цивилизаций:
Принято подразделять на 3 основных типа:
- Традиционная цивилизация («Статическая», «стационарная»).
Сюда относят народы,
жизненный цикл которых в каждом
новом поколении повторяется
без кардинальных изменений (Индия,
Китай, Япония).
Основные принципы:
- Глубокий традиционализм.
- Циклический характер развития, подчинённый ритму сельскохозяйственных работ.
- Воспроизводство сложившихся, или однажды заданных систем.
- Анти рационализм.
- Анти индивидуализм (коллективизм).
- Динамическая цивилизация.
Сюда относят народы,
воспринимающие инновации как развитие уже существующих
традиций, если они не противоречат основным
доминантам этого общества.
Основные черты:
- Отсутствие традиционности.
- Накопление научных знаний и технологий, нередко опережающее актуальные потребности.
- Частое появление новых лидеров, способных перестроить мир на новых началах.
Тема: Роль мифа в возникновении
и развитии культуры.
Этимология слова «миф»
восходит к Древней Греции, и дословно
означает «предание» или «сказание».
В мифе проявляется наиболее древняя
система ценностей. Среди ценностей главное место
отводится чувственному (иррациональному)
познанию мира.
Для мифа характерны:
- Процесс очеловечивания и персонификации явлений окружающего мира, что, в свою очередь, сводит к определённым человеческим представлениям.
- Миф это не знания, а представления о мире, коллективные представления о коллективной жизни.
- В мифах объединились зачатки знаний и религиозных верований.
Основная функция мифов
– передача традиций и обрядов
определённого народа.
Среди мифов принято
выделять:
- Космогонические мифы – мифы о происхождении мифа и вселенной. Как правило, делятся на 2 подвида:
- Мифы развития.
- Мифы творения.
- Антропогонические мифы – мифы о происхождении человека и человеческого общества.
- Мифы о культурных героях – повествуют об особенностях освоения человеком различных ремёсел.
- Эсхатологические мифы – мифы, повествующие о конце света и конце времён.
Особенности мифов и
мифологического сознания:
- В мифе человек и общество не выделяют себя из окружающей природной стихии.
- В мифе нет абстрактных понятий.
- Миф живёт в своём особенном времени, к которому не применимо человеческое восприятие времени.
- Миф «мыслит» символами.
- Миф мыслит образами, эмоциями и объясняет мир, исходя из определенной веры.
Роль мифов в истории
культуры:
- Объясняли мир, природу, общество и человека.
- Устанавливали связь между прошлым, настоящим и будущим.
- Миф является каналом, по которому одно поколение передавало другому накопленный опыт, знания, ценности и культурные блага.
- Миф выражает свои взгляды в форме конкретных живых героев, или символов.
- Миф не стремится к доказательству истинности содержащихся в нём положений, а оперирует результатами наблюдений людей.
История культуры.
Тема: Первобытная
культура.
Особенности первобытной культуры:
- Связана с исторической парадигмой понимания человеком окружающей действительности – космоцентризм, который связан с ощущением слитности человека и вселенной, и отображен в мифологической картине мира. Для космоцентризма были характерны:
- Принципиальное разграничение мира на «космос» и «хаос».
- Главными целями для человека являлись борьба с хаосом и установление миропорядка с космосом.
- Мир космоса воспринимался как целостность, в которой всем и всему отведено определённое место.
С точки зрения космоцентризма
– культура и сам человек рассматривались в нескольких аспектах:
- Человек, это единственный субъект, создающий культуру.
- Культура – это единственный фактор, формирующий жизнедеятельность человека.
- Восприятие человека было основано на 3 стратегиях поведения:
- Подражание – предугадывание будущего, исходя из подражания воспринимаемым свойствам и явлениям мира.
Сюда входит магия. Виды
магии:
- Иммитационная – отождествление жизни человека с окружающим миром.
- Контактная – основывалась на идее соприкосновения вещи с определённым объектом и дальнейшем процессе их взаимодействия.
- Проективная – проецирование определённых действий на окружающую действительность.
- Индивидуальное систематическое наблюдение – анализ пространственно-временных связей и их зависимости.
- Умозаключение по аналогии – на основе выделения сходных признаков делались определённые выводы, связанные с взаимодействием человека с окружающей средой.
- Первобытная культура является гомогенной (однородной) – это система, которая находится в полной изоляции и воспроизводит своё первоначальное устройство.
- Первобытная культура является синкретичной, что нашло воплощение в тотемизме.
- Культура представляет собой определённую систему табу. Основные виды табу:
- Половые и возрастные.
- Пищевое табу.
Тема: Культуры
Древнего Востока.
Культура Древнего Египта.
Особенности культуры:
- Для мышления древних египтян характерен дуализм в понимании мира, исходящих в целое в единстве и борьбе 2ух начал.
- Между предметом и его определением имелась тесная взаимосвязь: слова воплощают предметы и явления.
- Во времена фараонов всё мироздание делилось на 2 начала : мужское и женское.
- Н
- Существование многоликого культурного бога
- Особенности мифов – многие мифы прославляли правленье фараона
- Для древних египтян было характерно политеистическое восприятие мира, что отразилось о огромном пантеоне богов.
- Появление определенных правил и предписаний, регулирующих повседневную жизнь человека
- Фундаментальным принципом является вера в загробную жизнь и индивидуальное бессмертие.
Культура Древней Месопотамии.
Особенности культуры:
- В регионе Двуречья и Евфрата сложились начальные формы классового общества и древнейшего государства.
- На культуру сильный отпечаток наложила окружающая среда – природоцентризм.
- Опыт природы нашел непосредственное выражение в представлениях о космосе.
- Ещё одной проблемой месопотамской культуры является тема смерти.
- Появление рациональности в восприятии мира.
- Основополагающее значение в культуре имела каста жрецов.
- Так же человек после смерти исчезает совсем, за исключением того, если о нём помнят. Соответственно, надо совершать добрые дела, что бы тебя помнили.
- Социальной ценностью обладало знание, позволяющее избежать несчастья, либо избавится от него, поэтому наука была нацелена на предсказание будущего.
- Политическая и общественная организация всех сфер деятельности привела к выработке определённых законов, которые опирались на традиции и легли в основу законодательства цивилизаций.
- Особенностью месопотамской культуры является строгая реламентированность общественной жизни. Основные группы составляли:
- Правители.
- Земледельцы.
- Работники, выполняющие поручения храмовой и дворцовой администрации.
- Ремесленники.
- Солдаты.
- Купцы.