Кыргызская национальная одежда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 20:16, реферат

Описание работы

Традиционная одежда киргизов является важной составной частью культуры народа в целом. Ей были присущи своеобразные черты, типичные для одежды кочевников, что находит объяснение всему исторически сложившемуся образу жизни, связанному с кочевым скотоводческим хозяйством. Климатические условия также оказывали большое влияние на одежду, у киргизов преобладали тёплый вид одежды на ватной основе или из меха диких животных.

Файлы: 1 файл

Кыргызская национальная одежда.docx

— 24.64 Кб (Скачать файл)

Кыргызская национальная одежда

Традиционная одежда киргизов является важной составной частью культуры народа в целом. Ей были присущи своеобразные черты, типичные для одежды кочевников, что находит объяснение всему  исторически сложившемуся образу жизни, связанному с кочевым скотоводческим хозяйством. Климатические условия  также оказывали большое влияние  на одежду, у киргизов преобладали  тёплый вид одежды на ватной основе или из меха диких животных. Поскольку  основные торговые ветки Великого Шёлкового  пути проходили через земли киргизских племён Центральной и Средней  Азии, они были вовлечены в международную  торговлю и прекрасно были осведомлены  о текстильном производстве у  соседних народов. Ткани импортного производства были не только средством  обмена в торговых операциях, но и  шли для шитья одежды и предметов  убранства в более знатных  семьях.

Главной особенностью было то, что  одежда простого народа и богатых  семей отличалась только качеством  материала и количеством украшений  у женщин. Источники 18 века сообщают, что старейшины носили одежду из парчи  и войлочные шляпы с украшениями  из меха, опоясывались красными шёлковыми  кушаками, обувь у них была из красной кожи. Основная масса носила одежду из грубой шерстяной ткани  с поясом из холста, шляпы без  украшений и сапоги из сыромятной кожи. Главная этномаркирующая одежда киргизов - это головной убор мужчин - "колпак", который вероятнее всего, был заимствован именно у древних южно-сибирских киргизских племён, впоследствии образовавших кочевую державу. О "колпаке", как о главном отличительном признаке внешности киргизов рассказывают многие исторические источники. Династийная хроника "Тан шу" в повествовании о древних киргизах сообщает, что их предводитель "зимою носит соболью шапку, а летом шапку с золотым ободочком, с коническим верхом и загнутым низом. Прочие носят белые валенные шляпы". это визитная карточка кыргызского народа. Она тесно связана с историей народа и является составной частью его материальной и духовной культуры.

Потому она постоянно реконструируется по изображениям на каменных изваяниях, описаниям в эпосе «Манас» и китайских источниках, по записям и рисункам путешественников и художников XIX- нач. XX вв. А сегодня для выставки традиционной одежда кыргызов конца XIX–начала XX вв ГИМ даже предоставил целый зал. Выставка создана на основе коллекции Государственного исторического музея Кыргызской Республики, комплектование которой началось в конце 20-х годов XX века, и рассказывает об истории, красоте и изяществе национальной одежды кыргызов. Здесь можно увидеть ком­плекты и отдельные элементы женского, мужского и детско­го костюма XIX - XX веков, те­атральные наряды известных ар­тистов, а также изо­бражения кыргыз­ской одежды на редких архив­ных фотографиях и иллюстрациях, ри­сунках таких известных художников, как Павел Михайлович Кошаров, Василий Васильевич Верещагин и современного худ­ожника Темирбека Мусакеева.

«Невооруженному глазу» видно, что  одежда четко отра­жает социаль­ный статус, се­мейное поло­жение и возраст ее хозяина. Недаром все исследова­тели XIX века отмечали рез­кий контраст в одежде бедняков и знати. Одновременно она отлично приспособлена к условиям кочевой жизни, верховой езде и отличалась особым покроем: была широкой, длинной, с запахивающимися полами, подпоясывалась матерчатым поясом или кожаным ремнем. Ее шили из тонкого войлока, кожи, шкур животных и грубой шерстяной ткани домашнего производства. Часть изделий, в основном «для выхода», изготавливали из покупных тканей, привезенных из Ферганы или Кашгара. В середине XIX века ее начали также шить из ситца, сукна и прочих фабричных тканей, привозимых из Царской России.

Киргизская национальная одежда практически  неизменна вот уже 700 лет.

К национальной мужской одежде относят  штаны из кожи или замши – чалбар, кандагай, жаргак-шым, войлочный халат – кементай, меховая шуба – ичик (ичик), головные уборы тебетей, калпак, малакай. Древним видом мужской обуви были полусапожки чокой и чарык, пайчеки из недубленой кожи.

Женский костюм

По традиции, женский национальный костюм кыргызок включает три компонента: набедренную распашную юбку – бельдемчи, шапочку и тюрбан. 
«Бельдемчи» - распашная юбка, пришитая к широкому поясу. В зависимости от назначения, она выполнялась из домотканого сукна или дорогих материалов. Если это была праздничная одежда, она украшалась вышивкой, а по подолу оторачивалась мехом.

«Бельдемчи» носили поверх камзола – «кемсал» или платья. Обычно, богато украшенную «бельдемчи» женщина получала как приданное от матери после рождения первого ребенка.

Шапочка – непременный атрибут замужней женщины, она плотно садилась на голову и закрывала волосы. Головной убор украшался вышивкой выполненной различными типами швов. Узоры орнамента делались разноцветными нитками, основными цветами рисунка были, красный, желтый, зелены и белый. Готовое изделие оторачивалось красной тесьмой.

Поверх шапочки обязательно  надевали «элечек» - тюрбан из белой материи. Первый раз женщине надевали тюрбан, отправляя в дом мужа, тем самым подчеркивая ее новый статус. В свадебном напутствии, молодой желали: «Пусть с твоей  головы никогда не упадет белый элечек», это было пожелание долгой и счастливой семейной жизни.

«Элечек» носили летом и зимой, без него было непринято выходить на улицу даже за водой.

Незамужние девушки носили небольшие шапочки отороченные  мехом с перьями на голове -«тебетей».

Так же в комплект женской  одежды обязательно входило длинное  и свободное платье - рубаха, безрукавка и приталенная халатообразная одежда – «камзур». Зимой женщины носили шубу – «ичик» и сапоги из красной юфты на высоком деревянном каблуке и со слегка загнутым носком. Обязательным атрибутом женского костюма были ювелирные украшения, которые выполняли функцию оберегов.

Мужской костюм


Мужской комплект национального костюма Кыргызстана,  в свою очередь тоже включал обязательные элементы.

«Кементай» - распашной войлочный халат, который подпоясывали кожаным ремнем или кушаком, эта одежда – непременный атрибут скотоводов, отлично защищавший от дождя и ветра. Белые - особо ценные, войлочные халаты, могли себе позволить только очень зажиточные крестьяне.

«Джаргакшым» - широкие кожаные или замшевые штаны, основным украшением которых служила шелковая вышивка.

Сапоги кожаные или войлочные  с загнутыми носками и головной убор – «калпак».

«Калпак» представлял собой шапку, сшитую из 4 клиньев, расширявшихся к низу, боковые швы которого были прошиты не до конца, что позволяло поднимать и опускать поля, защищая глаза от солнца. Верх «калпака» украшался кисточкой.

Эти головные уборы были весьма разнообразны по покрою и использованию материалов. Так «калпаки» знати делались с высокой тульей, а поля подшивались черным бархатом. Для подшива полей у «калпаков» подешевле использовали черный сатин, в изготовлении детских, применяли красный бархат.

Данный вид мужского головного  убора до сих пор очень популярен  в Кыргызстане.

«Малахай» - особый вид зимнего головного убора, отличительной особенностью которого является удлиненная затылочная часть, соединенная с длинными наушниками. Изготавливался он из меха лисы, молодого барана или оленя, а сверху покрывался тканью.

Позже «малахаями» стали называть широкие халаты без пояса.

«Тебетей» - еще один непременный атрибут мужского костюма – зимний головной убор, который имеет плоскую четырехклинную тулью, шьется из бархата или сукна и отделывается мехом лисы, куницы или черного барашка.

«Кызыл тебетей»- эту шапку возлагали на голову при возведении на ханство.

В старину существовал обычай, если гонца посылали с донесением, то его «пропуском» служил «тебетей» пославшего.

Так же мужской национальный костюм включал в себя широкую туникообразную рубаху со стоячим воротником, нагольный овчинный тулуп – «тон» и стеганый «чапан». 
«Чапан» - длинная верхняя одежда типа халата. Шьют «чапан» на вате или верблюжьей шерсти, для подклада применяя ситец, а сверху покрывают бархатом, сукном или вельветом. В старину существовали «чапаны» для женщин и мужчин, сегодня их носят только пожилые люди.

В XX веке национальный кыргызский костюм стал приобретать европейские черты, традиционными оставались лишь некоторые виды верхней одежды для мужчин и женщин, да головные уборы.

Сегодня национальный костюм сохраняется как праздничный, обрядовый или театральный, правда в глубинке еще можно увидеть пожилых людей одетых с использованием элементов национального костюма, в их быту до сих пор широкое применение находят традиционные головные уборы.

 

 

 

 


Информация о работе Кыргызская национальная одежда